Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 259

1629 г. марта 1. — Доезд красноярских казаков Никиты Хохрякова с товарищами об их поездке в Киргизскую землю, о сношениях с князцами Ишеем, Табуном и Ишенеком и о вестях про Дючен-хана.

137-го году марта в 1 день, по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу и по наказной памяти, Качинской земли Красново острогу казаки Никитка Хохряков да Оничка Андреев да Милославка Иванов да атаман Ивашко Бабушкин, пришед в Киргискую землю, киргиским князцом к Ышею и в Табуну и к Ышенеку и кь их улусом людем и им киргиским князьцом и лутчим людем говорили, чтоб они кыргиские князьцы и все улусные люди слушали государева указу и наказной памяти, ясак бы 42 соболя переме[ни]ли и за прошлой же за 136-й год дали, и ясырь бы выкупали, и сами бы они князьцы и лутчие люди в Красной острог за ясаком ехали, и государю бы шертовали, что им быть под государевою высокою рукою, и государю служить и прямить во всем, и ясак давать по вся годы. Да он же князец Ишей ездил за ясаком сам к Алтыну, а от государской милости отбегает, сам за ясаком в Красной острог не едет и государю не шертует, и качинцов держит у себя, а их не отпускает, и в Кану живет мужик Соит, а называется тубинским князьцом, а ворует неведомо по вашему ученью или своим умышлением, государевых людей четырех человек у себя засадил и ясаку своим людем давать не велит. Да вы же кыргызы говорили, чтобы вверх Енисея на Кемчюке реке государевым людям поставити острог для обороны Алтыновых людей, и вы бы кыргызы государю били челом, чтобы государь пожаловал, велел поставить острог. Да вы же кыргызы держите у себя государевых изменников алтырцов, и они государю изменили и государевых людей кузнецких казаков побили, и ясаку с себе не платят, а бегают к вам кыргызам. Да варовал Курчейко, побил государевых енисейских служилых людей, которые шли ис Томского города [352] с государевыми лошадьми, и вы тех изменников у себя укрываете, и они бы алтырцы и Курчейко ныне и впредь с себя ясак государю давали и государю шертовали на том, что им впредь государевых людей не побивать и государев бы ясак давали по вся годы. И кыргызские князьцы Ишей и Табун и Ишенек и их улусные люди, слушав наказные памяти, государю ясак 42 соболя переменили, а за прошлой за 136-й год в государеве ясаку отказали, а говорят: дать де нам нонече нечего, в прошлом де году к нам по ясак не прислали, а ныне де нам прошлого ясаку взять негде, сами де соболей не ловим, а емлем де за долг соболи у кыштымов, одва де собрали ясак и на нынешней на 137-й год, а впредь де нам государева ясака платить будет нечем, потому что мы сами соболей не ловим, а будем де мы бить челом великому государю, чтобы де государь вас пожаловал и ясаку с нас имать не велел, а велел бы нам служить, как служат татаровя в Тобольском и в Томском городе и по иным городом, а только де нас государь пожалует и ясаку с нас имать не велит, а велит нам служить, как полным городом татаровя служат, и мы де государю прибыль учиним великую, тубинских и мотовских и иные землицы подведем многие под государеву высокую руку, с казаками подведем; а ясырь де мы не выкупаем, а кому надобеть, и они выкупают; а сами де мы к вам в Красной острог не едем для того, что де вы засадите в тюрьму без государева указу, а до государя де далеко, воеводы де нас не допустят, уморят в тюрьме. А попрекают Томским городом: приходили де к нам из Томского города Иван Павлов да Иван Бобр и к шерти де нас привели, и посла де у нас взяли и засадили в тюрьму, а на нас де пришли войною, и нас повоевали, жен и детей в полон поймали, и князька де у нас Кору взяли и уморили, и мы де для того к вам в город ехать не смеем, а с вами де мы не шертуем, потому что де вы люди невольные: куда вас воевода пошлет, туда и едетя, а увидим де мы к себе государскую милость и воеводскую правду, и я де Ишей или Тобун и сами будем в город, а от государской де мы милости не отбегаем, куда де нас государь пошлет на службу, и мы готовы хотя сейчас, и в заклады де посадим лучших людей, и казаков де коньми ссудим; а к Алтыну де я Ишей ежжу сам, потому что де Алтын блиско; а качинцев де мы к себе не звали, сами к нам приходили, а отпустить де мы не смеем, потому что де вы нас с качинцами повоюете, а как де мы вашу правду увидим, мы де их отпустим. А Соид де князец живет в Кану с своими людьми, а людей де у нево ста с три, и нам де ему указывать не уметь. А на Кемчике де реке острог хотя ставити хотя и нет. А нам де от Алтына пособи нет, потому что Алтыновы люди придут и по захребетью и нас повоюют. А к алтырцам де приходили кузнецкие казаки 4 человека и ясак с них взяли. А которые мужики побили служилых людей, и тех отослали в Кузнецкой острог. А Курчей де живет у кыштымов, а всево де у нево 2 человека; а как придет, и мы с нево ясак возьмем и к вам пришлем. А в Тубу нас для государева ясаку повели и подводы и корм [дали]. Да он же Ишей сказывал, что ездили они к Алтыну с ясаком, и слышал-де я у Алтыновых людей: пришел де из за Китайсково царства стороны царь и воюет де китайсково царя, и городы емлет и называетца де неверным царям всем царь, а называют ево Дучюн кан, а его де имени не знаем, и Лабинское царство взял, а желтых мугалов взял, и иные де городы и улусы поимал, а будет де на Ишима царя воевать, а царства емлет и воюет, а в них не живет, а говорит де он так: государь царь русской велик и славен, да я де велик под ним, а больше де нас нет; а бой де у нево огнянной и лучной и копейной и всякой, и люди де у него всякие; а городы, которые не может взять приступом, и он топит водою; а царства, которые емлет, и он де царей и князей казнит, и их детей, а черных людей оставляет в царствах, а служилых людей с собою емлет. А к Алтыну царю пришли выходцы от нево, а сказывают: от нево де мы шли 20 дней.

ААН, ф. 21, оп. 4, № 17, лл. 132-134, № 113. [353]

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.