Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АННАЛЫ КОЛЬМАРА

СОСТОЯНИЕ ЭЛЬЗАСА К НАЧАЛУ 13-ГО СТОЛЕТИЯ

DE REBUS ALSATICIS INEUNTIS SAECULI XIII.

1.

Около года Господня 1200 в Эльзасе было немного священников и хватало одного, чтобы читать мессу в одной-двух, а то и трех или даже четырех небольших деревушках. Ибо многие священники читали почти ежедневно по две мессы - одну в одной, другую в другой деревне; в третьей служили молебен, и если случалось погребение, свадьба или паломничество, то служили и третью мессу. Многие священники обладали лишь умеренными знаниями, оттого разумные советы давали редко. К тому же почти у всех имелись сожительницы; и даже самих крестьян это необыкновенно раздражало. Они говорили: «Не может священник воздерживаться, так уж лучше пусть имеет одну женщину, чем соблазнит и познает всех женщин». Бенедиктинцы и рыцари имели обыкновение познавать благородных монашек. Господин Генрих 1, епископ Базельский, оставил после своей смерти 20 детей, оторванных отцом от их матерей. Духовенство в то время имело также обыкновение носить пестрое платье.

2.

В школах занимались преимущественно литературными упражнениями и стихоплетством, потому как Доктринале 2 и другие грамматики не были еще составлены. И хотя имелись в наличии рукописи Присциана но лишь немногие ученики умели ими пользоваться. Познаниями в музыке обладали немногие. И хотя книг по праву было много, мало кто их духовенства мог их купить; и даже если кто-то их однажды и приобретал, то едва мог их проработать вследствие чрезвычайно большого их объема. И первые братья из ордена миноритов были мало образованы; да даже первые монахи-проповедники обладали весьма умеренными познаниями в праве, впрочем и те, кто их имел, пользовались этим только для дачи дельных советов простым крестьянам. Потому как многие дела по праву базельские монахи-проповеднихи отсылали в Париж и получали решение от тамошних братьев .

3.

В то время жил в Монпелье брат из ордена Проповедников, малый телом, но великий ученостью и прилежностью, именем Ремунд 3. Он составил новые Декреталии 4 и передал таковые Папе и кардиналам. Папа переслал их ученым в Париж и приказал им 5, в силу повиновения, которое они должны были ему проявлять, и угрозой отлучения от церкви, исполнять эти Декреталии, и чтобы никто больше не составлял после этих [Декреталий -прим. ред.] другие. Многие ученые впоследствии написали об этих Декреталиях многие и хорошие книги. Тот Ремунд составил так же маленький юридический компендиум, весьма полезный для исповедников и священников: имеющий его мог во многих случаях осветить [дело] умно и достохвально.

4.

Священники в деревнях имели обыкновение читать людям Отче наш и Символ веры на немецком языке; проповедовать же о Священном писании были в силах и состоянии лишь немногие. В третьем часу отпевалась только одна месса; в больших деревнях и городах - две, одна-  одна утром для пилигримов, вторая - в  третьем часу для женщин. Покойный (мирный) поцелуй давался на всех мессах. Употребления больших восковых свеч по канону еще не знали.

5.

Писателей было мало, позже, однако, многие писали труды по раличным дисцилинам. О Сентенциях первым написал сочинения и целую книгу магистр Вильгельм . Позже блистал брат Альберт, знаменитый лектор монахов-проповедников в Кельне, германский Провинциал, затем-епископ Регенсбургский, философ, познаниями во всех свободных искусствах; он написал большие и малые книги о разных науках. Брат Бонавентура из Ордена миноритов написал достойные похвалы сочинения о Сентенциях. Так же писали брат Томас (Фома) 6.., брат Пе.... 7 и многие другие, книги о сентенциях. Брат Гуго Рипилинус из Страсбурга, долгое время бывший в Цюрихе, а позже в Страсбурге приором, хороший певец, прекрасный проповедник, выдающийся как писатель и художник, приятный во всем, составил теологическую энциклопедию. Брат 8... из ордена проповедников составил ломбардскую легенду [скорее всего имеется в виду пояснения к описанию Ломбардии или само описание-прим. ред.]. Брат 9 ... из ордена монахов-проповедников составил очень полезный для проповедников каталог добродетелей и пороков. Брат Винченц 10 из ордена миноритов написал четыре зерцала, в которых он много... и полезного собрал. В области права брат Ремунд из ордена монахов-проповедников составил Декреталии и маленький и ценный Компендиум.  После него епископ Эмбрунский 11 написал о Декреталиях обстоятельный, достойный похвалы, комментарий. Так же и магистр Танкред 12 завершил хорошую книгу о Декреталиях и многие другие написали ценные труды. О компендиуме Ремунда ценные комментарии составили брат Томас; брат Бурхардус Анербе; брат Иоганнес, лектор в Базеле; и брат Гуго Фламмингус, все братья-из ордена монахов-проповедников. Так же составил брат Мартин 13, исповедник господина Папы позже, однако, епископ 14, Мартиниану 15 и хронику римского императора. Магистр Иоганнес из Сакро-Боско 16 подготовил, лучше, чем другие ученые, книгу для вычисления церковного года и глобус. Брат Генрих, приор Базельский, из ордена монахов-проповедников, сочинил немецкие песни для хороших и благочестивых жен. Вагант Фриданк сочинил приятные песни на немецком языке, вагант Конрад Вюрцбургский-ценные немецкие песни про святую Деву. Епископ Альберт 17 издал много книг естественнонаучного содержания; вагант Примас 18 много превосходных песен. Викарий в Талливире 19 превозносил  господ в своих речах. Многие другие составили работы о проповедниках и различных науках.

6.

Орден женщин, называемых Кающимися [грешницами], произошел должно быть следующим образом. Жил в то время духовник по имени Рудольф, верно служивший господу по мере сил своих. Переходя однажды в окрестностях Вормса от деревни к деревне по своим делам, он обнаружил публичных девок, сидящих на перекрестке. Когда он к ним приблизился, снизошел на него вдруг дух Господен, да так, что схватив палку, он хотел поколотить шлюх. Они же молвили: «О господин, мы слабы и никаким другим способом не умеем добыть средств к существованию; дайте нам лишь хлеб и воду, мы выполним любую вашу волю.» Услышав такое, он отвел их в город, снял для них дом, самолично их там крепко запер и, как мог, обеспечил их средствами к существованию. А именно: он нанял слугу, который ежедневно для них  по всему городу побирался хлебом. Тогда сжалились люди над женщинами, дали им достаточное содержание и всеми способами рекомендовали [другим] деяние означенного Рудольфа. Увидев, что его поступок нашел всеобщий отклик, он двинулся в разные городам, собирая публичных девок и удовлетворяя упомянутым способом их насущные нужды. Этот Рудольф дал женщинам духовные платья и называл по-латыни «poenitentes», по немецки-"Кающиеся". Одежды их состояли из белых исподних одеяний, длинных нагрудников, длинных плащей, белых холщовых верхних одеяний, холщовых покрывал на голову. Затем тот Рудольф  отправился к Папе и получил от него утверждение на создание ордена и управление им. Женщины же покидали монастыри, когда было необходимо и исповедовались тому, кому хотели, некоторые капелланам, другие пасторам, третьи- бенедиктинцам, иные черным 20, иные белым 21 монахам, еще кто-то братьям-миноритам, а кто и монахам- проповедникам, к которым они [досл: "последние", имеются в виду Кающиеся-прим. ред.] в исповеди и получении совета особенно влеклись. Те же, кто устремлялся к монахам-проповедникам, в большинстве своем укреплялись в вере и изменении [образа жизни], в богатстве и благочестии. Тогда в году Господнем 1288 уволил господин Иоганнес Тускулумский, [папский] легат в Германии, магистра Кающихся [грешниц] с его места и передал его брату Герману 22, Провинциалу монахов-проповедников в Германии, чтобы он стоял над ними и ими управлял.

7.

Также и монахи-проповедники устроили несколько женских монастырей в Германии, которые получили впоследствии во всем достохвальное развитие. А начало же свое они ведут должно быть, вот с чего – по рассказам [святых] Отцов. Когда монахи-проповедники только пришли в Германию, они обнаруживали женщин, ведших отшельническую жизнь при капеллах (часовнях); они умножали их [число] и создавали таким образом монастыри. Иногда принимали и бедных сестер, женщин носивших в какой-либо каким-либо образом духовное платье, поселяли их в определенном месте и основывали с ними монастырь. Иногда принимали и вдов или знатных и богатых молодых женщин и создавали с ними знатные женские монастыри. Те же, что они основали, похвальным [образом] усиливались в религии, богатстве и чести и во всем другом. Все же их монахини носили на теле белые шерстяные рубахи, длинные и широкие исподние одежды, длинные широкие нагрудники и длинные плащи; верхнюю одежду изготовляли из полотна и широкой, покрывала-умеренного [размера] и из ткани среднего [качества], ремень из белой шерсти; они пользовались ножами и дощечками 23, носили сапоги или женскую обувь. Всё их платье, подушки, пища и питье были среднего уровня , не дорогими, но и не убогими. Конвент [Женский монастырь-прим. ред.] воздерживался от [употребления] жира (смальцов) и мяса. Каждый из этих монастырей имел настоятельницу, каковая руководила как внутренними , так и внешними делами, поднастоятельницу, стоявшую над внутренними делами, и управительницу, которая вела о пожертвованиях и платежах, о доходах и расходах с точностью вела  книгу и производила подсчет этого. Если женщина хотела поступить к ним, то она передавала настоятельнице движимое и недвижимое имущество, чтобы отныне более о нем не заботиться. Чтобы остаться в ордене, следовало выдержать испытательный срок: если такая жизнь не приходилась ей по нраву, она могла со всем своим имуществом вернуться [назад]; не нравилась Конвенту она [сама], получала его полностью обратно. Если же она уходила после года пребывания [в монастыре], то могла получить что-то из своих пожитков только из милосердия. Будучи бедными, принимали они в основном женщин с имуществом, разбогатевши-персон и без оного. Некоторые из этих монастырей сдавали все свои земельные участки за ежегодную плату для обработки крестьянам и взимали плату через послушников и чернецов, слуг и служанок. Другие же передавали свои земли своим послушникам для ведения хозяйства, управляя посредством их послушников дворами и наделами, прилагая [при этом] великое усердие. Но все управлялось ими через окно [спустя рукава-прим. ред], ибо монахи-проповедники совершенно не тревожились о своих мирских делах: через окно они разговаривали с тем, кем хотели, через окно смотрели они и были видимы стоящими снаружи. И пришли эти сестры к поразительному успеху. Некоторых же это злило. Такие посоветовали епископу Страсбургскому 24, чтобы он вмешался в дела тех женщин: им представлялось, [что] ему надлежало взять на себя руководство этими [женщинами], ибо те, якобы, находили выход [из жизненной ситуации, жили] не подчинясь никаким правилам Ордена. Епископ уступил этому совету, послал к означенным женщинам некоторых почтенных каноников и приказал объявить им, они должны во всем подчиняться его каноникам как ему: он является их постоянным судьей и должен, как в мирских так и в духовных делах, заботиться о них. Сестры ответили каноникам следующее: «Мы знаем, что должны быть послушными вам и вашему епископу, но насколько и в каких случаях, нам не известно. Потому покорнейше просим вас, оставить вашу власть над нами в покое, до тех пор пока мы сможем разыскать, в каких случаях мы обязаны перед вами к послушанию". Каноники уступили просьбам сестер и оставили их пребывать, как и прежде, свободными. Братья-проповедники впоследствии посоветовали этим сестрам обраться как можно скорее с письмами их [сестер] родственников к Папе 25, дабы от него и кардиналов получить возможную свободу . Они последовали этому совету и обратились к Курии: почти от каждого монастыря отправились в путь туда по две сестры . И благодаря посредничеству брата Иоганна 26, епископа 27 и главы монахов-проповедников, получили то, о чем просили у папы и кардиналов.... Так как Папа передал их магистру ордена монахов-проповедников [странствующих монахов-прим. ред] и  присоединил их к этому ордену, [так] он они могли пользоваться всеми его [ордена] привилегиями, как уже дарованным, так и предоставленными 28 в будущем.

8.

Также и братья-минориты создали в своем ордене женские монастыри, так же во всем получившие хорошее развитие. Эти братья устроили так: заперли своих сестер, что те могли выйти [из монастыря] редко или [вообще] никогда. Им позволялось из монастыря разговаривать с людьми, их же при этом не видели.. Разговаривали же они чрез четырехугольное окно, высотой высоте 3 или 4 футов. Это окно было защищено железной плитой, имеющей лишь несколько маленьких дырок. К плите прикреплялись во множестве гвозди длиной с палец, которые препятствовали подсматриванию. Они были кроме того завешены черным холщовым покрывалом. Если женщину принимали в такой монастырь, она поднималась по высокой приставной лестнице и таким образом попадала через расположенную на этой высоте дверь в монастырь. Каждый монастырь имел аббатиссу, которая обучала остальных сестер правилам. Пища готовилась перед монастырем и затем посылалась сестрам. Снаружи жили когда двое, когда больше братьев, из ордена миноритов, из которых один имел на попечении духовную сторону, другой же управлял мирскими делами и заботился о средствах к существованию. Послушники и послушницы или черницы, слуги и служанки были у них в большом числе: эти обслуживали пашни и виноградники [и] выполняли другие обязанности.

9.

Помимо черных монахов, их монахинь и каноников-августинцев в то время в Эльзасе было мало монахов. Крестоносцы Св. Иоанна [иоанниты, позднее-мальтийцы-прим. ред.], тамплиеры и братья св. Антония владели домами, поместьями и часовнями, которыми управляли слуги, [и] редко-братья ордена. Крестоносцы Св. Иоанна в Базеле владели двумя часовнями, в которых нес отправлял службу  священник по имени Галл; его пропитание обеспечивали брат-госпитальер, носивший половину креста 29. Цистерианцы , черные монахи и августинские каноники носили одежду своих орденов, держались своих уставов и испытывали изобилие в средствах. Черные монахи и монахини, вышедшие собственной персоной не из устава Бенедикта [т.е.-не происходившие из бенедиктинцев-прим. ред], а подчиненные непосредственно власти папы, придерживались молитвенных обрядов св. Бенедикта по-своему хорошо; однако же духовников ордена [бенедиктинцев-прим. ред] они зачастую стыдились, [равно как и носить] их одежду, [и соблюдать] их уставы и обычаи. При часовнях часто находились кельи отшельников, в которых находились одна, две или три, а то и больше женщин; некоторые из них подчинялись черным, некоторые-белыми монахам, другие-цистерианцам или духовникам иных орденов 30, храня их уставы и привычки. Братьев-миноритов, монахов-проповедников и рыцарей Тевтонского [Немецкого] дома [Тевтонского ордена-прим. ред] ордена тогда еще не было: они появились на свет лишь 11 лет спустя. Кроме того, выплыло много других орденов, которые, насколько известно, все были упраздненны 32 папой Григорием 31.

10.

В то время в Париже процветало учение.

11.

Города Страсбург и Базель обладали невзрачными стенами и башнями, еще более незначительными они были [в том, что] касалось жилых домов. Прочные и добрые дома имели лишь немногие и небольшие окна, так что они нуждались в освещении. Кольмар, Шлетттштадт, Руффах, Мюльхаузен другие маленькие [городки] были тогда и вовсе не городами. А дворянство в сельской местности имело маленькие башни, которые оно едва могло оборонять от себе подобных.

12.

Еще недавно Рейн отделял Брейзах от Эльзаса. На Рейне не было мостов, и вместо этого смастерили переправу на судах. На Илле в году Господнем 1200 занимались своим промыслом, должно быть, 15 сотен рыбаков. В то время в Эльзасе было много лесов, делавших землю неплодородной для зерна и вина.

13.

Замки и укрепленные места тоже были немногочисленны: из них некоторые позже превратились в большие укрепления или маленькие городки. Лишь некоторые строения воздвигались из ценного камня [т.е. камень был ценен сам по себе, остальные строения были деревянными -прим. ред.]. Соборы в Кельне и Страсбурге начаты были лишь после года господня 1200, как рассказывали строительные мастера тех же [которым принадлежали помянутые соборы- прим. ред.] братьев .

14.

Рыцари проводили большую часть времени за охотой, рыбной ловлей, турнирами, военными играми и любовными приключениями и почти все считали простое распутство за очень небольшой грех. Каждый слуга мог свободно воспользоваться чьей угодно служанкой, приобретая любовницу посредством просьб и подарков, он посещал ее и днем и ночью и давал необходимую обувь; и таким образом любовники освобождали женщин от этих расходов 33 [на обувь-прим. ред.]. Рыцари носили брони [панцири] из больших, толстых и тяжелых колец.

15.

Аббаты и мирские священники брали от бедных имущество как залог и полагали, что не совершают при этом никакого греха.

16.

Тогровцев было мало и все почитались за богачей. Мастера механических искусств встречались редко и они также считались богачами. Мало было и врачевателей-хирургов, еще меньше врачей по внутренним заболеваниям, немного евреев. Еретики были в многих местах в большом количестве: этих похвальным образом искореняли монахи-проповедники, поддерживаемые властью господ. Те, кто промышлял механическим ремеслом, были не искушены в этом, впоследствии однако они добились крайне значительных успехов.

17.

Ручьи и реки тогда были не настолько большие, как теперь, потому что корни деревьев долгое время удерживали влагу снегов и дождей в горах.

18.

Телеги были редкостью и и повозки, которые использовались, были без железа. Обитые железом повозки пришли в Эльзас из Швабии лишь позднее.

19.

Держали только один вид маленьких кур; позже были завезены большие курицы с гребешками и бородками, без хвостов и с желтыми лапами, ввезенные чужаками из дальних краев. Существовал только один вид кольцовых – и древесных голубей; греческие голуби, имевшие перья на лапках и многие другие виды, были завезены в Эльзас позже. Фазанов привез впервые один клерик из заморских стран. Белые медведи, белые белки, белые зайцы, морские свинки, верблюды и львы, разные виды деревьев, кустов, овощей и виноградных саженцев, огурцов и капусты, платья и одежды, инструменты для различных ремесел привезены были в Эльзас позже.

20.

Алтари были маленькие: они имели, как в апостольские времена начала церкви, три фута в высоту, три в ширину, три в длину. Стол алтаря превосходил алтарь в длину на четыре пальца.

21.

Часто можно было видеть большие и высокие деревья 9-10 футов толщины.

22.

Обрабатывать дома гипсом  в то время в Эльзасе еще не было принято; лишь длительное время спустя, в году Господнем 1290 , при Тюркхайме жители обнаружили гипс: это земля из которой готовят цемент. Также и почва, которую называют «маргиль» [Margil] и которой крестьяне удобряли пашню, тоже обнаружена была лишь после года Господнего 1290.

23.

На рукоятях мечей не было пряжек; равно и монахи редко носили пряжки на ремнях. Ремни монахов, имели напротив, на одном конце две длинных прорези, а на другом расщеплялись надвое.

24.

Церковь бенедиктинцев в Марбахе имела внутри стен 60 футов в ширину, в длину-вдвое больше. Одеяния для мессы и хора были семи футов в длину и имели крестообразный вырез. Далматики [одеяния священников-прим. пер.] имели 10 футов в ширину, их рукава – полтора фута, длина же достигала пять футов. Складки покрывал для месссы, имели три части обычного фута в длину и.... в ширину, когда длина фута состояла их четырех частей. На колокольне находилось семь колоколов.

Комментарии

1. Вероятно Второй.

2. Стихотворная грамматика, составленная в 1209 г. Александром де Вилла-Деи.

3. Раймунд из Пегнафора, третий генерал доминиканцев.

4. Так называемые декреталии Григория IX.

5. Буллой от 12 сентября 1234 г.

6. Фома Аквинский.

7. Петр Тарантазский, позже папа Иннокентий V.

8. Якоб де Ворегьен.

9. Вильгельм Перальд.

10. Из Бове.

11. Генрих из Сузы, сперва епископ Систерона, позже архиепископ Эмбруна, в конце концов-кардинал-епископ Остийский, умер в 1271 г. Его комментарий называется summa Ostiensis.

12. Из Корнето, каноник Болоньи.

13. Мартин Поляк.

14. Архиепископ Гнезно.

15. В дополнение к "summa"

16. Холивуд.

17. Регенсбургский.

18. О нем обстоятельно повествует Гизельбрехт. Giesebrecht: Die Vaganten oder Goliarden und ihre Lieder, in der Allgemeinen Monatsschrift fьr Wissenschaft und Literatur Jahrg. 1853, S. 34 Это не было именем собственным, различные поэты называли себя так

19. Французские переводчики подозревают в нем Wihr au val.

20. Т.е.-у бенедиктинцев.

21. Т.е.-у августинцев.

22. Вероятно из Хафельберга.

23. Т.е. дощечки на которых ели.

24. Генрих III.

25. Иннокентий IV.

26. Из Вильдесхаузена, четвертый генерал доминиканцев.

27. Боснии.

28. Буллой от 4 апреля 1246 г.

29. Т.е. монах Ордена св. Антония

30. Так по корректуре Яффо, который предлагает вместо subfugerunt рукописи -subfuerunt.

31. Десятым.

32. На соборе в Лионе.

33 В оригинале Et ei in calceamentis necessaria ministravit, et sic ab hoc (enim) precio amasii dominas liberabant.  При этом можно вспомнить о сохраняющемся по сей день (конец 19 в.) во Франции обычае в день св. Николая класть подарки детям и возлюбленным в поставленную перед дверью обувь.

Текст переведен по изданию: Annalen und Chronik von Kolmar. Uebersetzt von H. Pabst. 2. Auflage. Neu bearbeitet von Wilhelm Wattenbach. Die Geschichtschreiber der deutschen Vorzeit. 2. Ausgabe. Band 75. Leipzig 1897. Электронное издание текста в собрании: Fortsetzung der Quellensammlung zur mittelalterlichen Geschichte (Continuatio). www.heptagon.de

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.