Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

КЕЛЬНСКАЯ КОРОЛЕВСКАЯ ХРОНИКА

Третье продолжение

От монаха из св. Панталеона. 1

Второй год правления короля Фридериха.

Год 1217

Венгерский король Андреаш и австрийский герцог Лупольд с епископами, графами и огромным количеством крестоносцев переплыли море.

Кроме того, граф Голландии Вильгельм и граф Виде Георг с другими крестоносцами Германии, желающими отправиться на кораблях в Святую землю, собрались на одной из крупных рек страны, реке Моза 2 около Влердинге 3. 29 мая эти паломники, доверив себя и свое имущество тому, о котором написано на их одеждах и поясах: "Король всех королей и господин всех господ" 4, ставят паруса и с радостью отправляются в плавание. И вот, избороздив море, 1 июня они причалили в Англии у Дертмудина 5. 3 числа того же месяца они отчаливают оттуда и попадают в Британское море, где корабль из Мунхайма 6 потерпел крушение среди подводных скал. Затем они высаживаются в Бретани 7 около Св. Матфея 8 на оконечности суши, которая на местном языке называется Файнпостерн 9. Оттуда они направляются в порт Фара 10 в государстве Легионов 11. Здесь, оставив корабли у причала, они отправляются в пределы прославленного апостола Иакова в Копмостелу. Затем, в день памяти мученической кончины святых Петра и Павла, они снова поднимаются на корабли и выходят в море, где 2 июля корабли разбрасывает внезапно разразившимся штормом и граф Голландии с несколькими кораблями пытается пристать в одном из портов в королевстве Португалия 12, при этом три корабля терпят крушение. Граф Виде с остальными кораблями достигает другого порта в том же государстве. Выйдя отсюда 10 июля, они на следующий день достигают порта Уликсибона 13. Это довольно известный город, очень удобно расположенный в том месте, где воды золотоносного Тагуса сливается с океаном. Когда-то этот город построил Улисс, покинув Трою после ее разрушения, а перед этим он нашел здесь среди дочерей Ликомеда скрывавшегося в женском одеянии Ахилла. Теперь здесь почитают мощи святого Левита и мученика Винцентия. Как только те крестоносцы несколько дней пробыли в этом месте и дождались остальных кораблей, с которыми условились встретиться, к ним явились епископ Уликсибоны Северин, епископ Эльборы 14, Мартин, глава рыцарства Пальмеры 15, несколько тамплиеров и госпитальеров вместе с другими дворянами Португалии, изложили им свои просьбы и жалобы, описали свои длительные бедствия и страдания из-за тесного соседства с сарацинами и сообщили им, что на их границе сарацины захватили крепость, называемую Алхаз 16, из которой когда-то были изгнаны и уведены в плен братья, называемые братьями Меча 17. Они добавили также, что эта крепость ежегодно обязана была выдавать их марокканскому королю сто христиан. Они также просили, чтобы крестоносцы, в интересах христианской веры, своей сильной рукой освободили это место, так как указанная крепость является ключом и передовым рубежом всей неверной Испании. Однако вышеназванные графы провели со своими опытнейшими людьми совет и подумали о том, как прервалось их плавание из-за буйства погоды, и как их пребывание здесь в данный момент не приносит никакой существенной пользы Святой земле, тем более, когда римский король и римляне с многочисленными германскими князьями к этому времени еще не выступили в поход. Крестоносцы сочли, что в этот час лучше отдаться службе Богу со всеми ее трудностями и напасть на область врагов веры, чем сидеть в каком-то месте и предаваться отдыху, подобно бесполезным слугам. И вот решено было осаждать ту крепость. Однако многие не были согласны идти на эту операцию, особенно фризы, которые на следующий день после праздника Иакова (26 июля) с семьюдесятью или же с еще большим числом кораблей отбыли из Уликсибоны. 30 июля крепость Алхаз была окружена упомянутыми графами, а 3 августа со значительным подкреплением подошли те самые епископы, братья рыцарства Святого Иакова, называемые также братьями Меча, и другие дворяне португальского королевства. Как только были засыпаны рвы, начался штурм, и на стены направлены осадные машины, при этом погибли как христиане, так и сарацины, первые — от камней, а вторые — от стрел. После этого под землей взялись за дело подкопщики, стремясь разрушить стены. Сарацины же мешали нашим, делая встречный подкоп. В результате такой работы, ведущейся с обеих сторон, в праздник святого Варфоломея (24 августа) одна башня обвалилась, но проход еще не был открыт, так как внутренняя часть стены осталась стоять. На следующий день после праздника Рождества святой Марии (9 сентября) для борьбы против христиан подошли с большим военным отрядом четыре сарацинских короля, а именно: король Сибилии 18, иначе называемой Гиспалис, где некогда архиепископом был святой Исидор 19, а также король Кордубы 20, откуда происходит Лукан, согласно надписи на его надгробии:

"Кордуба свидетельствует, Нерон увел меня, я воспевал сражения между ближними, между отцом и сыном". 21 Третьим был король Иехена 22, четвертым — король Бадалуза 23. Эти короли разбили свой лагерь в часе пути от христиан, намереваясь отогнать христиан от крепости и увести с собой пленных. Однако Бог всемогущий усмирил их гордыню и проявил свою милость к униженным, укрепив силы слуг своих тремя чудесными знамениями. В тот же день ближе к вечеру в воздухе, в качестве знака победы, возникло триумфальное знамя святого креста. После полуночи на помощь христианам пришел мастер рыцарства Храма, Петр, а во время самой битвы явилось ниспосланное с небес воинство в белых одеяниях. Когда же настало утро, в день Прота и Яцинкта (11 сентября), вышеназванные короли полные крайнего высокомерия выстроились для сражения на восточной стороне. Напротив них христиане, меньшие числом, но большие заслугами, поставили в надлежащем порядке свои военные отряды на западной стороне. При таком построении солнце блеснуло на их позолоченных щитах и от этого озарились горы 24, а для язычников было позором иметь мужество в груди. Что же дальше? Одни положились на свою силу, другие — на свою веру. Мартин, комтур Пальмелы, мал ростом, но сердцем — лев, размахивая в правой руке знаменем, а в левой сжимая щит, наклонив голову в шлеме, пришпоривает своего коня и бросается в самую гущу того обреченного на гибель народа. В битве к нему присоединяется, ростом не меньший, чем он сам, Петр, мастер рыцарства Храма, и за ними смело устремляется множество наших воинов. И вот, конь против коня, меч против меча, шит против щита. Что дальше? Тот, кто выше всех времен, усмирил тех, кто перед ним высокомерно широко раскрыл очи и высоко поднял брови 25. Затем там пали два короля, король Кордубы и король Иехены, и еще более четырехсот тысяч сарацин, не считая попавших в плен, коим нет числа. Кроме того, галеры, которые привезли их по морю, обратились в бегство. Сарацины бросили на поле брани весь лагерь со всем своим имуществом. В праздник Одиннадцати тысяч дев (21 октября) в результате деятельности подкопщиков рухнула вторая башня. Как только объятые ужасом несчастные сдали крепость и предали себя в руки христиан, то всех их продали в рабство. Мужчин, женщин и детей в этой крепости обнаружили около двух тысяч пятидесяти душ. Затем паломники передали крепость братьям Меча. После праздника Всех святых (3 ноября) войско крестоносцев возвратилось в Уликсибону и всю зиму вело спокойную жизнь.

В том же году 26 в пятницу после праздника Всех Святых (3 ноября) патриарх Иерусалимский при большом богослужении духовенства и народа прославил деревянную часть исцеляющего креста и отправился из Акарона в лагерь Господа, который уже перенесли в Рекордану 27. После потери Святой земли это ценное дерево благоговейно хранили и до настоящего времени тщательно прятали. Когда же наступило время битвы христиан с сарацинами, то христиане приняли разумное решение разделить дерево на две части, одну половину вынести на поле боя, где она вскоре была потеряна, а другую, напротив, сохранить. Теперь же она была извлечена и венгерский король и австрийский герцог двинулись из лагеря ей навстречу, поцеловали ее и сразу выступили против султана Вавилона 28, чей сын Корадин 29 осмелился заявить, что он хочет сражаться с христианами, собравшимися в Акароне. И вот, они двинулись ему навстречу стройными рядами через равнину Фабы 30 до источника Тубания 31, претерпев в тот день многие лишения. Подымающаяся пыль уже издали выдала посланным вперед разведчикам о передвижении врагов, однако им было неизвестно, приближаются ли те к ним, или же удаляются от них. Днем позже они двинулись вдоль склона горы Гелбоа, которая была у них справа, а слева — болото, и затем прибыли в Бетсайду 32, где враг разбил свой лагерь. Так как присутствие трех королей: венгерского 33, иерусалимского 34 и кипрского 35 для него было слишком много, он сбежал, отдав землю на опустошение христианам. В канун дня Мартина (10 ноября) они спокойно перешли Иордан, омыли свои тела и в течение трех дней предавались отдыху. Затем они сделали три дневных перехода из Галилеи к морскому побережью, пройдя те места, где бывал Спаситель, посетив Бетсайду, город Андрея, который теперь превратился в ничтожную деревушку. Им показали места, где Христос призвал своих учеников и прошел по морю, как по суше. Они прошли пустыню и те места, где Господь накормил множество людей и где он делил трапезу со своими учениками после воскресения. И вот они, пройдя через Капернаум 36, вернулись с трофеями и множеством пленных в Акарон, везя с собой больных на вьючных животных.

Потом они двинулись к горе Табор, где 37 Корадин соорудил очень сильную крепость с семьюдесятью семью башнями, разместив там для сопротивления христианам отряд из двух тысяч наемников. Паломники сначала испытывали здесь недостаток воды, однако, когда они при раскопках нашли ее, то воды стало с избытком вместе с богатым запасом фуража и продовольствия. Они также окрестили несовершеннолетних сарацин, которые спустились к ним. В первое предрождественское воскресение (3 декабря) патриарх со знаменем Креста взошел на гору при пении и молебнах епископов и духовенства. Несмотря на то, что гора со всех сторон была крута и очень высока и по проложенной тропе было взобраться на нее было невозможно, рыцари из военной свиты решительно устремились вверх на конях и пешком. Во время первого же натиска они сбросили вниз командира крепости и эмира, убив при этом еще и других людей, выступивших из ворот крепости для обороны горы. Когда остальные пришли от этого в ужас, начав отступать обратно за стены, штурм крепости почему-то был отменен и осада бесславно снята. Было ли это сделано в результате людского умысла или божественного повеления, осталось неизвестным.

В третьем военном походе, в котором не участвовал ни патриарх с деревянной частицей Креста, ни святые епископы, паломникам пришлось претерпеть много лишений и понести потери как от подстерегавших их врагов, так и от зимних холодов, особенно в канун праздника Рождества (24 декабря) и в последующую ночь. И если бы эта непогода 38 так скоро не закончилась, то в районе Тира около Сарепты 39 большая часть войска полегла бы в землю от недостатка топлива и одежды. Затем рыцарство Господа разделилось на четыре части. Венгерский и кипрский короли со множеством паломников отправились в Триполи, нанеся этим ущерб Земле обетованной, несмотря на то, что патриарх и другие выразили венгерскому королю настоятельный протест, не давший, однако, никакого результата 40. Через некоторое время молодой кипрский король умер в Триполи. Иерусалимский король и австрийский герцог вместе с мюнстерским 41 и утрехтским 42 епископами с большим трудов за короткое время укрепили полуразрушенную крепость Кесарию 43 в Палестине, что принесло немалую пользу, так как вследствие этого город с божьей помощью снова стал возрождаться. При помощи небольшого числа паломников и рыцарей ордена немецкого дома тамплиеры начали восстанавливать крепость Сына Божьего, которая когда-то называлась Дистриктом, а теперь стала крепостью Паломников. Она расположена в епископстве Кесария между Каифой 44 и Кесарией и ее положение таково: большой и высокий мыс 45 вдается в море, имея с запада, юга и севера естественной защитой подводные камни. На небольшом клочке суши с востока находится башня, построенная еще до прихода тамплиеров и удерживаемая ими как в военное, так и в мирное время. Она была сооружена для борьбы с разбойниками, которые подстерегали паломников, поднимающихся в Иерусалим по узкой дороге. Из-за этого крепость назвали Дистрикт 46. Почти все время, пока завершали постройку укреплений в крепости Кесария, тамплиеры раскапывали противоположный склон горы, работая с большим напряжением, и в конце концов добрались до первого фундамента, где на свет появилась старая стена, а также немалое количество неизвестных ныне серебряных изделий в глиняном сосуде. Затем они провели раскопки и на переднем склоне и нашли еще одну стену, более низкую, чем первая. После этого они расчистили обильный водой родник. Господь также дал им изобилие камня и извести. Перед крепостным колодцем 47 были воздвигнуты две башни из тесаных камней такого размера, что один камень едва можно было сдвинуть с места на повозке, запряженной парой быков. Длина одной башни составляла более ста шагов, а ширина — семьдесят четыре. Каждая башня имела два сводчатых этажа, кои и определяли ее высоту. Между обеими башнями соорудили новую стену, а вследствие очень искусной конструкции по ступеням могли подниматься и спускаться вооруженные всадники. Чтобы в самом начале помешать строительству или завладеть ей, на крепость напал султан с толпой сарацин, однако он вынужден был отступить, изгнанный силой Всевышнего. В этой крепости имеется хорошая гавань со множеством рыбы, соляные копи, пастбища и плодородные пашни 48, а также недалеко от нее находится гора Табор. Поэтому причиной разрушения крепости Табор, предпринятого сарацинами, можно считать то, что из-за христианского военного отряда, находящегося в крепости Сына Божия, они не могли ни спокойно засеять поля, ни убрать урожай.

Год 1218

3. В год 49 Господа 1218, 31 марта, войско крестоносцев, зимовавшее в Уликсибоне, вышло в море. Однако случилось так, что граф Виде с несколькими кораблями вошел в гавань сарацин в Кади 50, где два корабля сели на мель, однако все находившиеся там люди и имущество были спасены. 5 апреля они прошли через пролив, отделяющий Африку от Европы, ширина которого около трех миль. После этого перехода с ними столкнулись два корабля сарацин, снаряжение которых стало их военными трофеями, команда убита, а сами корабли сожжены. 12 апреля в Чистый четверг разразился очень сильный шторм, корабли разбросало и некоторые из них из-за шторма потеряли свои шлюпки. В Пасхальную ночь (15 апреля) шторм стал еще сильней и паломники оказались в большой опасности. По этой причине некоторые корабли пришвартовались в Барселоне в королевстве Арагон, а другие в Марсилии, третьи, пройдя между островами Сардиния и Корсика, достигли Генуи, Пизы или Мессины. Мессина — роскошная столица Сицилии, богатая зерном, маслом и вином. Так, отдельными группами, следуя друг за другом, они переплыли море и прибыли в Акко. Здесь патриарх, король, епископы, герцоги, госпитальеры, тамплиеры и остальные крестоносцы решили отправиться на кораблях в Египет и с божьей помощью сломить силу врагов святого Креста. И вот 51, в день Вознесения Господня (4 мая) объединенный флот выстроился перед вышеупомянутой крепостью 52 и, видимо благодаря важности этого времени и места, случилось так, что флот при благоприятном ветре, ведомый Христом, через три дня уже встал на якорь у Дамиетты, где не пролив ни капли христианской крови, крестоносцы решительно овладели вражеской территорией 53, при этом с ними еще не было командиров, которые не успели переехать за такое короткое время, а потому еще не прибыли. Дамиетта 54, расположенная 55 между берегом моря и берегом Нила в том месте, где река Геон 56, называемая также Нилом, впадает в Средиземное море, является очень красивым и укрепленным городом, внутри и снаружи украшенным многочисленными башнями, окруженным со стороны реки двойной, а со стороны суши — тройной стеной. Необходимо отметить то обстоятельство, что перед Дамиеттой посреди Нила возвели очень мощную башню, от подножия которой до городской стены была натянута массивная цепь для того, чтобы все те, кто на кораблях желает въехать в Египет или выехать из него, могли это сделать только с разрешения султана. Поскольку по этому пути следуют груженые пряностями суда, прибывающие из Индии и направляющиеся в Сирию, Антиохию, Армению, Грецию и Кипр, король Вавилонии получает от этих перевозок очень крупные доходы. Этот город является как бы головой и ключом всего Египта, так как по количеству укреплений он превосходит Вавилон 57, Александрию, Танаис 58 и все остальные египетские города.

Сразу же были возведены осадные машины напротив знаменитой дамиеттской башни, к которой присоединялся один конец цепи. Другой же был закреплен на одной из башен города, так что цепь перегораживала реку, чтобы не вошли корабли христиан. Но, к несчастью для врагов, у нас оставалась надежда на то, что по части русла, находившейся между башней и берегом, можно было провести галеры к лагерю христианского войска, хотя защитники башни и пытались не дать там пройти, метая стрелы и камни. Затем на коггены 59 поставили две лестницы, однако когда эти суда направились к башне и, казалось, что башня уже может быть ими взята, то, к нашему большому горю и радости глупцов, мачта, на которой была установлена лестница госпитальеров, обрушилась и упала со всем, что на ней находилось. Вскоре после этого таким же образом упала лестница австрийского герцога, сбросив в бездну доблестных христовых воинов, которые затем с лаврами мученичества были вознесены на небеса. И, наконец 60, мастер Оливер, схоласт из Кельна, соорудил на корабле деревянное возвышение, на котором были укрытия и мостки. В день святого Варфоломея (24 августа) это сооружение приставили к башне, при этом сарацины стойко отбивались стрелами, камнями, копьями и особенно огнем. Однако Бог, вняв молитвам и слезам несчастных, ниспослал на них свою милость: огонь на мостке потух, христиане смело взобрались на башню и захватили ее, при этом часть сарацин была убита, а часть утонула в Ниле, только некоторые, кого столкнули в воду, смогли уйти, а больше сотни их попали в плен.

В том же году император Отто, уже восемь лет носивший оковы проклятия двух апостольских отцов, в очередной раз был отправлен авторитетными людьми в Рим, чтобы добиться прощения, однако же, охваченный после Пасхи лихорадкой, он не смог исполнить такое поручение. Как только усилилась болезнь и он почувствовал приближение своей кончины, он вызвал к себе епископа Гильденсхаймского 61 и других благочестивых и мудрых мужей — аббатов и священников, и с причитанием и плачем попросил у них совета, что ему делать, и как он может освободиться от оков проклятия. После того, как по их совету он поклялся выполнить требование апостольского отца, епископ отпустил ему грехи. Затем он составил завещание, исповедался, принял святое причастие и миропомазание, и 15 мая 62 в крепости Гарцберг скончался в великом раскаянии. Его тело, облаченное в императорское одеяние и драгоценности, было доставлено в Брунисвих и погребено в церкви святого Блазия рядом с его отцом и матерью.

Из-за 63 овладения крестоносцами расположенной у нильских глубин башни и, как утверждается, пораженный тяжелой болезнью, старый Сафадин 64, злобный старый плут 65, лишивший наследства своего племянника и захвативший азиатские государства, умер и отправился в преисподнюю. После этого сарацины в праздник святого Дионисия (9 октября) внезапно приблизились с вооруженными галерами и напали на переднюю часть лагеря, где римляне поставили свои шатры, но были отбиты небольшим отрядом христиан и бежали обратно на свои галеры. Те, кто смогли избежать мечей преследователей, утонули в Ниле, их было около полутора тысяч человек. Также в праздник святого Деметрия (26 октября) 66, бывшего единокровным братом святого Дионисия, враги на рассвете напали на лагерь тамплиеров, однако после причинения лагерю незначительно ущерба были отброшены до самых корабельных мостков 67 легковооруженными рыцарями, потеряв убитыми около пятисот человек.

Позднее, накануне праздника святого Андрея (29 ноября) верующие претерпели много горя и страдания. Так как посреди ночи в море прибыло воды, оно вышло из берегов и вызвало ужасное наводнение, дошедшее до самого лагеря. С другой стороны безмятежно спящих застала врасплох вышедшая из берегов река. Лагерь оказался на воде, продовольствие пошло ко дну, и если бы не было рвов, которые паломники вырыли для своей защиты, то людей, скот и суда с оружием и провизией сильным течением снесло бы к неприятелю. И все же такой опасности не избежали четыре военных судна, на которых были возведены защитные сооружения для захвата города. Они, вместе с пятым кораблем, который был привязан между ними, порывом сильного ветра были выброшены на противоположный берег и на виду у крестоносцев подожжены греческим огнем. После этого шторма, учитывая большую опасность швартовки кораблей между городом и захваченной башней, их снарядили для перехода, чтобы перевести выше по течению реки, чему препятствовали метательные машины, греческий огонь и снаряды врага. При этом получилось так, что корабль тамплиеров подхватило силой шторма и вынесло на городской берег к врагам, которые напали на него с легких судов 68, цепляясь за него железными баграми и сбрасывая при этом на него с башен греческий огонь и камни. И вот, когда таким способом им не удалось сломить отважных защитников, они наперегонки взобрались на корабль и стремительно бросились на тамплиеров. После продолжительной схватки корабль в конце концов утонул, получив пробоину, сделанную то ли неприятелями, то ли самими верующими, что осталось неизвестным. Все египтяне и христиане утонули, так что только верхушка мачты еще едва виднелась над водой.

Затем враги установили на своих судах плавучий мост, снова оставив только один узкий проход, чтобы корабли верующих не смогли безопасно пройти. Придя от этого в ярость, немцы и фризы с божьей помощью совершили на этот мост дерзкое нападение. Менее десяти человек из этих людей, невзирая на решимость вавилонян, взобрались на мост, прорвали его и с четырьмя кораблями, на которых держался мост, торжественно вернулись обратно, после чего, двигаясь против течения, они проложили свободный и безопасный путь.

После этих событий сарацины, учитывая нависшую над ними опасность, укрепили противоположный лагерю крестоносцев берег рвами и дамбами из глины, а также высокими деревянными укреплениями, за которыми они поставили метательные орудия. На реке они затопили суда, а по течению забили сваи, лишив тем самым крестоносцев надежды на переход. Несмотря на это, легат апостольского престола 69, преисполненный желанием осаждать город, настаивал на переходе собранных выше по реке кораблей. И вот, под водительством Христа военные корабли, оснащенные защитными приспособлениями и небольшими надстройками, экипированные вооруженными людьми, прошли через заграждения из затопленных судов. Однако враги, не испугавшись их, тремя шеренгами воинов оказали подошедшим кораблям сопротивление и нанесли им ущерб сплошным градом камней и копий.

Ночью перед праздником святой девы Агаты (5 февраля) Бог, проявив чудо своего величия, вселил в султана Вавилона 70 и в его наместников такой ужас, что султан, оставил лагерь, даже не выстроив египтян в боевые порядки для сопротивления, поняв, что ему остается надеяться только на бегство. Какой-то отступник, отрекшийся от христианской веры и долгое время служивший султану, кричал с берега по-французски, сообщив легату, королю и нашим людям о бегстве врагов. Когда египтяне оттуда убрались, христиане, соревнуясь друг с другом, решительно переправились на тот берег, избежав кровопролития и не встретив сопротивления со стороны неприятеля. Таким образом город оказался осажден со всех сторон. Лагерь беглецов вместе со всеми их судами был разграблен, при этом захватили очень много военного снаряжения. Когда затем прибыли король Корадин 71 с алапинами 72 и с большой военной силой, то враги со свежими силами, воодушевившись, захватили то место, где христианам удалось совершить свою замечательную переправу. В результате они осадили тех, которые сами осаждали город, поставив их под угрозу, и если по божьей воле, в основном немцами и фризами, не был бы удержан первый лагерь 73, находившийся между морем и рекой, то их бы отрезали от гавани и операция оказалась бы в очень большой опасности и неопределенности. Сарацины проявили такое бесстрашие, что в раннее субботнее утро накануне воскресения Очей (9 марта) 74 большое их количество приблизилось к лагерю и даже добралось до самого рва, однако с божьей помощью они были отбиты, понеся тяжелые потери среди всадников и лошадей.

Год 1219

В год Господа 1219 король городов, Иерусалим, казавшийся неприступным, был изнутри и снаружи разрушен 75 Корадином, сыном Сафадина. Все его стены и башни превратились в груды камней, за исключением храма Господня и башни Давида 76. Сарацины даже подумывали о разрушении знаменитых надгробий и в письме, разосланном в качестве утешения жителям Дамиетты, угрожали совершить это, однако из-за священного страха перед этим местом никто не отважился принять участие в таком действе.

В Пальмовое воскресение (31 марта) этого года враги со своим неисчислимым воинством рыцарей и пехотинцев набросились на верующих и со всех сторон прорвавшись к их рвам. Из-за этого в тот день уже нельзя было нести никаких пальмовых ветвей, а только арбалеты, луки и стрелы, копья, мечи и щиты. Желая освободить город, те, кто пришел погубить верующих, с крайней решимостью, начиная с восхода солнца и кончая десятым часом вечера предпринимают натиск за натиском. И наконец, утомленные, они отступили с очень большими потерями. С воды и с суши неверные обрушились на верующих также в праздник Вознесения Господня (16 мая), однако так и не смогли ничего сделать против их силы. И вот, 31 июля, несмотря на сопротивление рыцарей Храма, неверные с напряжением почти всех имеющихся у них вооруженных сил после продолжительного натиска взяли верх и обратили в бегство пехотинцев, так что все христианское войско оказалось в опасности. Поскольку рыцари так и не смогли отбить их от рвов, то великий магистр Храма с маршалом и остальными братьями, которые были там, прорвались через узкий проход и отважно обратили неверных в бегство. С обеих сторон сражение продолжалось до тех пор, пока его не остановили вечерние сумерки. Сарацины поначалу ослабели, они бросили большое число трупов неверных лежащих во рву друг на друге, унеся обратно в лагерь только тех, кто был легко или тяжело ранен. Из верующих только немногие пали или были взяты в плен. Защитники города сожгли почти все установленные около городских стен осадные приспособления, за исключением лестниц. Генуэзцы, пизанцы и венецианцы держались уверенно, они хотели взять город приступом с четырех кораблей, спустив с них лестницы. Легат апостольского престола выдал им значительную сумму из общественной казны. Неоднократно нападая на город, они убивали и ранили много народа, однако чем чаще они предпринимали штурм города, тем больше укреплялись стены небольшими деревянными башенками и зубцами, тем сильнее и активнее защитники противодействовали осаждавшим, и в конце концов, лестницы, изуродованные огнем и ставшие непригодными, пришлось отнести обратно на берег. Так воистину сбылось то, что Дамиетта должна была быть передана под власть христиан только с помощью божественной силы.

Наконец христиане, позабыв благодеяние Бога и чудо, которое тот явил им, праздностью своих предводителей и ропотом подчиненных возбудили против себя гнев Всевышнего. Как и должно быть в результате общей вины, в день Усекновения главы святого Иоанна Крестителя (29 августа) случилось так, что христиане на кораблях и по суше повели конное и пешее войско против лагеря вавилонян, несмотря на то, что для обороны собственного лагеря осталось не так уж много людей, и наступающее войско двигалось между морем 77 и рекой, где нельзя было найти пресной воды. Рыцари Госпиталя святого Иоанна так и не дождались, чтобы легат апостольского престола и патриарх, держащий под своим покровительством Крест, удовлетворили их настойчивые просьбы позволить им хотя бы сделать привал. Так как очень сильно палило солнце и пехотинцы были утомлены тяжестью доспехов, от огромного напряжения и жажды они обратились в бегство, попали под ноги лошадей рыцарей и задохнулись, даже когда не причинив ранений их опрокинули на землю. А сарацины, сворачивая палатки и делая вид, что готовятся к бегству, как только увидели замешательство христиан, тотчас развернулись в боевой порядок и очень большое число христиан убили и взяли в плен. При этом они увели избранного епископа Бове 78 со своим братом 79, камергера французского короля 80 со своим сыном, брата епископа Андрея 81 с Иоанном Акрийским, благородного и очень храброго человека, Генриха Ульмского и многих других. В плен попали тридцать три тамплиера, а маршал Госпиталя святого Иоанна и другие братья этого дома были сразу же убиты. Наконец, преследователи вернулись, чтобы собрать военные трофеи и увести пленных, после чего они доставили султану пятьсот голов христиан. Скорбь и уныние охватило верующих, но Бог вскоре превратил их слезы в радость, а их скорбь — в веселье. Султан прислал к ним одного из пленных и предложил через него провести переговоры о мире или о перемирии, что было использовано для спокойного восстановления рва и других укреплений.

Сильно изнуренный долгой осадой, мечом, голодом и чумой, город между тем возлагал свою надежду только на мир, который султан обещал его жителям. В городе свирепствовал такой сильный голод, что не было даже самой скудной пищи. Из-за мучительного голода жители были поражены различными болезнями, и среди прочих страданий, которые они терпели, рассказывали также, что по ночам они будто бы были поражены слепотой, и, открыв глаза, совершенно ничего не видели. Также у тех, кто в войске сарацин осаждал нас снаружи, начали уменьшаться запасы хлеба и фуража. Нил, который после праздника святого Иоанна Крестителя (24 июня) почти до Воздвижения Креста (14 сентября) обычно разливался и орошал египетские земли, в этом году не поднялся, как всегда, до отметки, обозначенной египтянами, и очень большую часть земель оставил сухой, не позволив ни вспахать ее, ни засеять. По этой причине, опасаясь подорожания и массового голода, а также желая оставить за собой Дамиетту, султан со своим братом Корадином предложил христианам мир на таких условиях: он передает им святой Крест, захваченный при победе Саладина, вместе со Святым городом и всеми пленными, которых можно было найти живыми в государствах Вавилона и Дамаска, также возместит стоимость восстановления стен Иерусалима и, кроме того, полностью вернет земли Иерусалимского королевства, кроме Крака 82 и Монреаля 83, за оставление их у себя он предложил выплачивать дань столько времени, сколько будет продолжаться перемирие. Оба этих места находились в Аравии 84 и имели семь очень сильных укреплений, через которые обычно проходили сарацинские купцы и паломники, направляющиеся в Мекку и возвращающиеся оттуда. Тот, кто удерживает их, может в любой момент нанести серьезнейший ущерб Иерусалиму вместе с его пашнями и виноградниками. Верующие, в конце концов согласились с тем, что сначала надо захватить город, несмотря на то, что их основной целью является операция по освобождению Святой земли, и такое мнение было у всех крестоносцев 85.

Тем временем, султан послал большое число пехотинцев через болотистую местность в город. Двумстам сорока из них удалось пробиться в воскресение после праздника Всех святых (3 ноября), когда христиане спали, но в конце концов, из-за криков караульных они были обнаружены, убиты или взяты в плен.

И вот, Дамиетта 5 ноября была взята. Так как ее не передали по договору и не было ни сражения, ни сопровождающего беспорядок разбоя, то эту победу совершенно очевидно можно приписать только Сыну Божьему. Как только 86 христиане вошли в город, они обнаружили там более трех тысяч умерших, которые подобно собакам лежали на улицах непогребенные, а все оставшиеся в живых были обессилены. Небольшое число христиан, как мы полагаем, по соглашению с несколькими жителями среди ночи сумели войти в город, а легат через своих доверенных лиц завладел башнями и взял в плен очень большое число неверных. Остальные, взобравшиеся на наиболее укрепленные башни, сидели на них до наступления рассвета, и когда наступило утро 5 ноября все сарацины Дамиетты сдались в плен и передали, хотя и безо всякой охоты, весь город под власть христиан. Несмотря на то, что город был захвачен на глазах короля Вавилона, тот не отважился перейти ров и напасть, как обычно, на готовых к обороне воинов Христа. К этому времени река разлилась и ров доверху наполнился водой. Пораженный этим султан сам сжег свой собственный лагерь и ушел. Победители обнаружили в городе очень много золота и серебра, у купцов нашли в избытке шелковой материи, дорогую одежду и всевозможные украшения, а также разную утварь с богатыми припасами. Такое количество осталось, так как кроме тех, кто остался в живых и был взят в плен, с начала осады в городе погибло более тридцати тысяч жителей обоего пола, принявших смерть без участия огня и меча Господня.

Комментарии

2 Река Маас.

3 Совр. Влардингер ниже Роттердама.

4 Очевидно, Иоанн 19:16.

5 Совр. Дартмут на южном побережье графства Девоншир.

6 Совр. Монхайм, расположенный на правом берегу нижнего Рейна между Воррингеном и Цонсом (к югу от совр. Дюссельдорфа).

7 Бретань — полуостров на западе Франции.

8 Мыс Сен-Матьё к западу от Бреста.

9 Совр. Финистер — оконечность полуострова Бретань..

10 Ферроль на севере Галисии (?). Pl.

11 Государство Легионов — королевство Леон

12 Видимо гавань совр. Порту, города на севере Португалии.

13 Совр. Лиссабон.

14 Совр. Эвора, город на юге Португалии.

15 Это место расположено почти в одной миле к северу от Сетубала. Португальский король Санчо I подарил его вместе со многими другими крепостями рыцарскому ордену Сантьяго. Pl.

16 Совр. Алкасер-ду-Сал, город на юге Португалии восточнее Сетубала на реке Саду, которая впадает в Сетубальский залив.

17 Орден Сантьяго Меча (лат. Sanct Jacobi de Spatha) существовал с конца 12 в. как португальское отделение испанского ордена Сантьяго. В 1217 г. члены ордена участвовали в захвате у арабов города Алькасер-ду-Сал, после чего этот город стал центром ордена.

18 Совр. Севилья.

19 Исидор Севильский (ок. 570–636) — латинский писатель и ученый, в 600–601 гг. был архиепископом Севильи.

20 Совр. Кордова.

21 Лукан Марк Анней (39–65) — римский писатель, родился в Кордове. Сначала входил в круг друзей Нерона, а затем оказался в опале. Автор популярной в Средние Века исторической поэмы "Фарсалия" или "Поэмы о гражданской войне".

22 Совр. Хаэн, город в Андалузии восточнее Кордовы.

23 Совр. Бадахос, город на востоке Эстремадуры у границы с Португалией.

24 1-я книга Маккавеев 6:39.

25 Ср. Притчи Соломона 30:13.

26 Этот отрывок с небольшим дополнением взят из письма схоласта Оливера архиепископу Кельна, которое напечатано в издании Вайца (стр. 324 сл.). Работы Оливера изданы также в 202-м томе Литературого Общества (Litt. Vereins) (Тюбинген, 1894) под редакцией Хогенвега.

27 Рекордана — поселение крестоносцев на месте совр. арабского города Шафа-Амр (Шфарам) в Израиле в 20 км к востоку от Хайфы.

28 Малек аль-Адель, султан Египта династии айюбидов в 1193–1218 гг., младший брат Салах ад-Дина. Вавилон, здесь, — крепость на правом берегу Нила, южнее Каира.

29 Корадин — так крестоносцами назван Малек аль-Моаддем Шерфеддин Иса, султан Сирии в 1218–1227 гг., один из сыновей Малек аль-Аделя.

30 Другое название — большая долина Эсдрелом (совр. Изреельская долина), которая является бассейном реки Кисон (совр. Кишон) (География рыцарей, т. XVI, 1. стр. 689 и сл., ср. с т. XV, 1, стр. 407) Pl.

31 Источник Тубания в настоящее время находится около израильского поселения Эйн-Харод в самой узкой части Изреельской долины. Остатки крепости Фаба (Ла Фев) расположены на месте израильского поселения Мерхавия в северной части той же долины в 2-х км от города Афула.

32 Точнее в Байсан (греч. Скитополь, совр. израильский город Бейт-Шеан) в западной части долины Иордана, к югу от Галилейского озера (совр. оз. Кинерет). См. Вилькен, История Крестоносцев VI, прим. 20. Pl.

33 Андреаш II (Андрей II)— король Венгрии в 1205–1235 гг.

34 Иоанн Бриенский (Жан де Бриенн) — король Иерусалимского королевства в 1208–1222 гг.

35 Гуго I (Гуго де Лузиньян) — король Кипрского королевства в 1205–1218 гг., сын Иерусалимского короля Альмариха.

36 Капернаум — древний город на северо-западном берегу Галилейского озера (совр. оз. Кинерет), где проповедовал Христос.

37 Точное местонахождение в указанном тексте не названо.

38 Слово "непогода" (лат. tempestas) добавлено согласно тексту Оливера.

39 На побережье между Тиром и Сидоном. Pl.

40 Оливер говорит только о протесте патриарха относительно отъезда венгерского короля Андреаша из Палестины. Pl.

41 Отто.

42 Отто II (граф Липпе).

43 Кесария была разрушена в 1191 г. и уже более двадцати лет не являлась стратегическим пунктом.

44 Совр. Хайфа, на южном краю залива Акона (совр. Хайфский залив). Pl.

45 Отрог горы Кармель. Остатки крепости находятся севернее совр. поселка Атлит.

46 Можно перевести, как "ущелье". Pl.

47 Источником является также используемая хронистами рукопись Вольфенбюттеля; издания Экарда и Гогевега, стр. 291.

48 Расстояние до горы составляло целых шесть миль. Pl.

49 Здесь снова использовано сообщение, упомянутое выше в прим. 26.

50 Кадис — город на юго-западе Испании.

51 Следующее описание снова взято из письма Оливера, указанного в прим. 26.

52 То есть, крепостью паломников — Акко.

53 Христиане высадились против города Дамиетта на левом (западном) берегу Дамиеттского рукава Нила. Pl.

54 Это описание явно заимствовано из другой подобной рукописи.

55 Город Дамиетта в то время находился значительно ближе к устью Нила, чем сейчас. Pl.

56 Геон (Гихон) — одна из четырех рек, вытекающих из Эдема (Бытие 2:13), которую иногда отождествляли с Нилом.

57 Эль-Фустат, Старый Каир.

58 Танаис, Тине — находился юго-восточнее совр. Суэца у впадения Пелузийского рукава Нила. Имя города сохранилось в совр. названии залива и равнины Эт-Тина.

59 Вид военно-транспортных судов округлой формы, использовавшихся главным образом в Нижней Германии.

60 Об участии Оливера в строительстве этих больших лесов, поставленных фризами на два связанных друг с другом судна, было отмечено епископом Акки (Якобом Витрийским) в двух его письмах Папе Гонорию III (Thesaurus anecdotorum, издание Мартена и Дюрана, т. III, стр. 292). То же самое у Вайца, стр. 347. В "Истории Дамиетты" Оливера об этом есть подробное сообщение на стр. 11–14, однако первое предложение здесь не совсем ясное.

61 Зигфрид.

62 Точнее, 19 мая.

63 Из другого письма Оливера в его Истории Дамиетты, стр. 189 у Гогевега.

64 Малек аль-Адель умер 31 августа.

65 inveteratus dierum malorum (состарившийся в злых днях), история Сусанны (Дан. 13:52).

66 В этот день праздник святого Деметрия отмечался в греческой церкви. Pl.

67 Он был выше по течению христианского лагеря

68 В исходном тексте: barbotae, т.е. прямо с обтянутых кожей судов. Pl.

69 Пелагий Гальвани, епископ Альбано.

70 Малек аль-Камель, сын умершего Малек аль-Аделя (см. прим. 28), — султан Египта в 1218–1238 гг.

71 Брат Малека аль-Камеля. См. прим 29.

72 Так названы жители Алеппо (Халеба) — города в Сирии.

73 В результате переправы часть крестоносцев разбили новый лагерь на другом берегу, а часть — осталась в старом лагере.

74 Четвертое воскресение перед Пасхой. Названо по по первому слову ст. 15, Псалма 24: "Oculi mei semper ad Dominum… (Очи мои всегда к Господу…)"

75 В марте-май 1219 г. султан разрушил не только укрепления Иерусалима, но также и другие палестинские крепости: Цфат, Бельвуар, Торон.

76 Башня Давида у Яффских ворот Иерусалима, построенная царем Иродом, была восстановлена крестоносцами в начале 11 века и являлась главной городской цитаделью.

77 Имеется в виду озеро Манзала, расположенное восточнее Дамиетты. Pl.

78 Мило.

79 Андре из Нантёй.

80 Вальтер.

81 Рауль Бомонтский, брат епископа Вильгельма.

82 Крак (Крак Моавитский) — совр. Аль-Карак в Иордании.

83 Монреаль, также называемый Шобек, — совр. Шаубак на юго западе Иордании.

84 В так называемой Каменистой Аравии, к востоку от Мертвого моря. В этих местах проходил караванный путь, соединяющий Египет, Сирию и Мекку.

85 Этого предложения у Оливера нет.

86 Текст отсюда и до слов "под власть христиан" не подтверждается никакими источниками.

Текст переведен по изданию: Die Koelner Koenigschronik. Uebersetzt von K. Platner. Die Geschichtschreiber der deutschen Vorzeit. 2. Ausgabe. 12. Jahrhundert. Band 53. Leipzig 1893.
Электронное издание текста в собрании: Fortsetzung der Quellensammlung zur mittelalterlichen Geschichte (Continuatio).
www.heptagon.de

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.
Rambler's Top100