Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИСТОРИЯ КАШГАРА

ТАРИХ-И КАШГАР

|61б| РАССКАЗ О ВОСШЕСТВИИ [НА ПРЕСТОЛ] АБД АР-РАШИД-ХАНА, СЫНА СУЛТАН СА'ИД-ХАНА — ДА СДЕЛАЕТ АЛЛАХ ЛУЧЕЗАРНЫМ БЛЕСК ЕГО

Султан Са'ид-хан был несравненным в искусстве стрельбы из лука и верховой езды. Но Абд ар-Рашид-хан превзошел великого хана в искусстве верховой езды и стрельбы из лука. Абд ар-Рашид-хан [был] царевич храбрый и отважный, красивый и хорошего поведения. На трон хана он воссел двадцати трех лет. Он хорошо слагал стихи на фарси 1 и тюрки 2 и был хорошо грамотен. Он читал, как будто выучив наизусть, любой текст, написанный без соблюдения орфографии.

У Абд ар-Рашида было двенадцать сыновей: первый — Абд ал-Латиф-хан, второй — Абд ал-Карим-хан, третий — Абд ар-Рахим-султан. Этот Абд ар-Рахим-султан погиб смертью мученика за веру в походе на Тибет в возрасте восемнадцати лет. Хан был [412] очень склонен [к нему] 3. Его имя он нарек Абд ар-Рахим-хану. Четвертый [сын] — Султан Ибрахим /62а/, известный [под именем] Суфи-султана, пятый — Мухаммад-хан, шестой 4 — Абу Са'ид-султан. Эти шесть сыновей родились от Чучук-ханим. Мать Чучук-ханим — дочь Алача-хана 5, родная с Султан Са'ид-ханом. Ее отец — из казахских тора. Чучук-ханим была человеком аскетическим, богомольным, благоразумным, добродетельным [и] дальновидным. Седьмой [сын] — Курайш-султан, родился от дочери Саййид Мирза-йи Термези; восьмой — Мухаммад Баки-султан, его мать — дочь Шах-хана 6 Хуб-Нигар-ханим; девятый — Мухаммад Шах-султан, его мать из сейидов, [десятый и] одиннадцатый — Йунус-султан и Абд ал-султан, родились от наложницы; двенадцатый — Абд ар-Рахим-хан — да сияет его гробница. Его мать — из простых людей.

Когда Мансур-хан услышал о кончине Султан Са'ид-хана — да сделает Аллах лучезарным блеск его, — [он] пришел походом на Аксу. Беки Аксу закрыли ворота [и] укрепились. Абд ар-Рашид-хан также со славой и величием отправился из Йаркекда в Аксу. Мансур-хан, услышав, что [на него] идет Абд ар-Рашид-хан, не смог противостоять [ему и] вернулся. Хан со славой пришел в Йаркенд.

На следующий год Мансур-хан вновь пришел [на Аксу]. Абд ар-Рашид-хан построил колонну войск [и также] пошел на Аксу. Мансур-хан потерял надежду на [овладение] этими странами. Ради газата [он] пошел на Хитай . /62б/ Хазрат Ходжа Тадж ад-Дин — да сделает Аллах благоуханным место его мученической кончины — [и] Эмир Джаббар-Берди доглат погибли [в том походе] смертью мученика за веру. Ходжа Тадж ад-Дина — да святится тайна его — назвали Ходжа Шахид. Ходжа Шахид был муж великий и потомок Хазрат Маулана Аршад ад-Дина 8 — да святит Аллах дух его, — обладатель иршада 9 и чудес.

Старший сын хана Абд ал-Латиф-султан был ханом Аксу. Казахи и киргизы ни мгновения не имели покоя от страха перед султаном. В то время у казахов было два хана: Хакк-Назар-хан и Науруз-Ахмад-хан. Султан совершил набег на Хакк-Назар-хана на Эмеле [и] сильно погромил [его]. Хакк-Назар-хан объединился с киргизами, пришел следом за султаном [и] ночью убил султана.

В ту ночь в охранении был аймак балыкчи. [Он] не сообщил хану [о приближении врага и] бежал.

Одним словом, казахи [и] киргизы убили султана. Для хана [это] было большим горем. [Он] отправился на служение к Ходжа Мухаммад Шарифу — да святится тайна его — [и] сообщил [ему о своем горе]. Хазрат Ходжа беседовал с добрыми духами. [Он] [413] просил для хана 10 поддержки. Получив благую весть, [он] сообщил [об этом] хану. Хан обрадовался и занялся подготовкой войска. Мухаммад-курэкана 11 [он] послал к Науруз-Ахмад-хану [со следующим посланием]: «[Наше] слово таково, что /63а/ Хакк-Назар-хан киргиз убил моего сына. Если хан в мире с нами, то пусть окажет поддержку войском». Науруз-Ахмад-хан с почетом и уважением прислуживал Мухаммад-беку и вознамерился прийти с войском.

Хан созвал войско на пять месяцев. Со славой и могуществом [он] выступил в поход. В местности под названием Артиш 12 он настиг казахов [и] киргизов. Казахи и киргизы укрепились. Хан, сам став во главе [войска], оказал: «Если есть люди, признающие меня ханом, [то сейчас самое] время [доказать это]», — [и] хан погнал коня [на врага]. Великие и малые, тюрки [и] таджики последовали [за ним]. [Они] прорвали укрепленную линию врага, схватили [врагов и] разграбили [их имущество]. [Они] убили шесть знаменных тора во главе с Хакк-Назар-ханом. Казахи остались без знамен.

/78б/ О ПОХОДЕ ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ АБД АР-РАХИМ-ХАНА

Это слово таково. [Когда] Шахи убили хана 13, Аппак-хан был маленьким. Абд ар-Рахим-хан — да сияет гробница его — пришел походом на Аксу.

Мирза Абу-л-Хади мекрит был хакимом Кучи, [его] сделал хакимом [еще] Хан-и Шахид. Был он человек очень предприимчивый и энергичный. У него не было недостатков в хитрости. Субханкули-бек был хакимом в Бае.

Когда Абд ар-Рахим-хан первый раз пришел походом на Аксу, он [Абу-л-Хади мекрит] хитростью овладел Абдаллах-ханом. Хану было восемь лет, когда Мирза Абу-л-Хади овладел [им]. Когда Абд ар-Рахим-хан пришел на Кучу, Мирза Абу-л-Хади выслал послов с богатыми дарами, попросил Абдаллах-хана и сказал: «Я вышел бы на аудиенцию, посадив хана себе на шею». Абд ар-Рахим-хан посоветовался со своими эмирами. Некоторые эмиры согласились [с предложением Мирза Абу-л-Хади, а] некоторые не согласились. Короче говоря, Абдаллах-хана отправили [в город]. Мирза Абу-л-Хади, заполучив Абдаллах-хана, стал врагом.

Когда Абд ар-Рахим-хан [вновь] пришел на Кучу, Абу-л-Хади-бек выслал [ему] коналга и дал немного войска. Хан пришел на Бай. Субханкули-бек /79а/ был хакимом в Бае. Он вышел на аудиенцию и пришел вместе с ханом походом на Аксу. Поначалу они [414] два раза приходили походом: один раз во время Хан-и Шахида, [тогда] Мирза Абу-л-Хади овладел Абдаллах-ханом; другой раз во время Аппак-хана. Но [взять] Аксу не удалось.

Мирза Йунус чорас был хакимом Камила и эмир ал-умара Абд ар-Рахим-хана — да сияет его гробница. [Хан] послал Йунуе-бека, пригласил Ишим-хана из Ташкента и привез [его] в Чалыш, а также сделал [своим] зятем.

Абд ар-Рахим-хан и Ишим-хан пятьдесят дней осаждали Аксу. Кум-Баш, Арал, Ак-Йар — все [эти селения] покорились, [но] город Аксу не покорился. Беки Аксу — Мирза Али Мардан ордабеги, Мирза Малик Касим байрин, [а он] был хакимом Аксу, Мирза Мазид чорас, Хазрат Азиз 14 его сделали халифой 15, Халифа-бек, Мирза Мансур йарки, Кази Хабиб-ахун, пришедшие в Аксу на помощь от хана Мирза Курбан-бек, Мирза Худайар-бек калучи, Мирза Мас'уди-бек, Мирза-Латиф-бек, Мирза Шариф-бек... все упомянутые беки не отдали Аксу. Послали к Аппак-хану гонца. Во главе с ханом Хазрат Ходжамом 16, Мирза Мухаммад Йусуфом все войско — пятьдесят тысяч человек — отправилось в Аксу, забрав из Кашгара двенадцать тысяч человек.

Под руководством Насир-бека [селения] Кум-Баш, Арал, Ак-Йар, некоторые включают [сюда и] Нар-Баши, /79б/ подчинились [Абд ар-Рахим-хану]. Беки поднялись в цитадель и город не отдали.

Ишим-хан решил встретиться с беками. Мирза Курбан-бек и Мирза Малик Касим вышли [для встречи]. Когда Ишим-хан подъехал близко, йасаулы закричали бекам: «Сойдите с коней вдали». Мирза Курбан-бек не согласился, подъехал близко [и только тогда] спешился. Ишим-хану [это] не понравилось. [Мирза Курбан-бек] решил уехать, повидавшись [лишь] с ханом. Ишим-хан закричал Курбан-беку: «Уезжайте, [но прежде] повидайтесь с моим Кучиком» 17. Мирза Курбан, [который в это время] сел на коня, сказал: «О, мой халифа, мы вас почтили. Люди-беки, возвеличенные нашими ханами, равны казахским тора. Если Кучик-хан [хочет с нами] повидаться, давайте повидаемся сейчас». Кучик-хан [так и] не повидался [с ним].

Пока еще был Ишим-хан, приехал Мирза Йунус-бек. Мирза Курбан-бек увидел его, спешился вдалеке и подбежал [к нему]. Спешился также [и] Йунус-бек. Этот поступок Мирза Курбана очень понравился Ишим-хану.

[Тем временем] пришло известие, что Аппак-хан вышел к Йанги-Арыку. Абд ар-Рахим-хан предложил отступить. Ишим-хан [на это] сказал: «Что будет, если мы отступим, встретившись один раз лицом к лицу». Абд ар-Рахим-хан — да сделает Аллах [415] благоуханной его гробницу — сказал: «Аппак-хан по красоте — Второй Йусуф 18. У него якобы есть две тысячи человек и они якобы отдают [свою] жизнь за один чилим 19 табаку [из его рук]. В Йаркенде, Кашгаре, Хотане и Аксу четыре-пять тысяч человек отдают жизнь за путь, на который он выходит. [Это] великие юрты. /80а/ Если пять-шесть тысяч хороших [людей] решат умереть где-нибудь [за него], против него нельзя будет бороться. У нас нет [и] тысячи человек, которые умерли бы [за нас]».

[Когда они] прибыли в Ала-Буга 20, Аппак-хан прибыл в Кумбаш, [а когда] Абд ар-Рахим-хан и Ишим-хан прибыли в Джам, Аппак-хан прибыл в Абду-Малик 21. [Когда] Абд ар-Рахим-хан и Ишим-хан прибыли в Джам, Мирза Хабиб чорас и Араб-бек устремились на конях на ворота. Араб-бека схватили и отослали в Яркенд. [Когда] Аппак-хан пришел в Йар-Баши, ханы ушли в Арбат 22. [Когда] Аппак-хан пошел в Джам, ханы ушли в Бай.

В Бае хакимом был Субханкули-бек. Он также ходил в поход. Пленных из Аксу и Уча поручили Йунус-беку и Субханкули-беку. Субханкули-бек заявил хану: «Пусть Мирза Йунус-бек остановится поблизости от крепости Бая. Я сделаю переход и присоединюсь к беку». Йунус-бек остановился под крепостью Бая. [Субханкули-бек] оказал Йунус-беку гостеприимство, усыпил бдительность Йунус-бека и ночью напал [на него]. Он обратил Йунус-бека в бегство и отбил пленных из Аксу и Уча. Абд ар-Рахим-хан поспешно прошел мимо, [поэтому ему за недостатком времени] нельзя было покарать Субханкули-бека.

Когда Аппак-хан вернулся [назад], Абд ар-Рахим-хан и Ишим-хан прошли в Чалыш. Когда Аппак-хан пришел в Бай, Субханкули-бек /80б/ вышел [навстречу] с людьми Аксу и пленными из Аксу и Уча и явился на аудиенцию.

|83а| О СОБЫТИЯХ, [СВЯЗАННЫХ С ИМЕНЕМ] АБД АР-РАХИМ-ХАНА, СЫНА АБД АР-РАШИД-ХАНА

Абд ар-Рахим-хан — славнейший сын Абд ар-Рашид-хана. Это событие так передают. Мухаммад-хан — да святит Аллах дух его — послал Абд ар-Рахим-хана, дав [ему] Мирза Шаха, в сторону Чалыша и Турфана на Мухаммад Худабанда-хана. Этот Худабанда-хан — сын Мухаммад Курайш-султана, старшего брата Мухаммад-хана, захватил Чалыш и Турфан и сидел [там].

[Когда] Абд ар-Рахим-хан и Мирза Шах достигли Чалыша и Турфана, Худабанда-хан, сын Курайш-султана, попросил помощи у калмаков. У калмаков /83б/ был один тора по имени Дуренк — [416] отец Бегим-Падишах. Он пришел на помощь Худабанда-хану, но помощи не оказывал, [а] стоял в стороне. Когда Абд ар-Рахим-хан и Мирза Шах одержали победу, калмакский тора Дуренк напал на турфанское войско и ограбил [его]. Он выразил повиновение Абд ар-Рахим-хану и отдал хану свою дочь. [Абд ар-Рахим-хан] родил Абдаллах-хана от дочери Дуренк-тора. Бегим-Падишах годы проводила в счастье и почете.

Вместе с Абд ар-Рахим-ханом пришли казах Искандар-султан и Мухаммад Вали-бек чорас.

У Султан Гази-султана, [который был] из катаганских тора, [было] четыре сына: первый — Умар-султан, второй — Исма'ил-султан, третий — Хосров-султан и четвертый — Искандар-султан. Этот Искандар-султан был бахадуром и отважным [мужем]. Хосров-султан скончался в Турфане, [также] придя к Абд ар-Рахим-хану. Его сын — Мухаммад Али-султан, [а] его сыновья — Мухаммад Му'мин-султан и Мухаммад Имин-султан.

Абд ар-Рахим-хан как следует овладел Чалышем и Турфаном. Мухаммад Хашим-султан был сыном Худабанда-хана, родившегося от дочери Мухаммад-хана. Обидевшись на своего дядю Хан-и Шахида, он пришел на служение к Абд ар-Рахим-хану. Некоторое время он пользовался большим успехом, [но затем] несколько завистников посеяли между [ними] рознь.

Абд ар-Рахим-хан и Мухаммад Хашим-султан стояли, выстроив ряды [своих войск]. Они были готовы к бою. Мухаммад /84а/ Хашим-султан просил помощи у калмаков. Калмаки пришли на помощь, но в бой не вступали и стояли в стороне. [Когда] поражение выпало на [долю] султана, калмаки также разграбили Мухаммад Хашим-султана. Захватив добычу и трофеи у султана, [они] вернулись. Мухаммад Хашим-султан укрепился в одной крепости. Абд ар-Рахим-хан освободил [ему] путь. Мухаммад Хашим-султан пришел в Кучу, вошел в крепость Кучи и [там] укрепился. Хан послал [в крепость] к султану посла и сказал: «Я пришел не для войны, а пришел предложить: «Давайте в союзе воевать отцовский юрт».

[Когда] милостивое послание хана достигло султана, то беки Мухаммад Хашим-султана устроили совет. Эмиры султана, такие, как Мирза Кара бахадур чорас, Мирза Кутан байрин, Мирза Хабиб чорас, Мирза Араб-бек Кучайи, Субханкули-бек, Мирза Абу-л-Хади мекрит, Мирза Мухаммад Дуст арлат, Мирза Салим, и было [еще] несколько других, некоторые из этих эмиров — [а именно] Мирза Абу-л-Хади и Субханкули-бек — предложили выйти на аудиенцию. Некоторые эмиры во главе с Мирза Кара-бахадуром не согласились выйти на аудиенцию. [417]

[Когда] Мухаммад Хашим-султан вышел на аудиенцию, хан сидел в саду. Султан явился на аудиенцию и сел. Состоялась теплая беседа. Султан был хорошим чтецом книг и хорошо грамотен. Он сидел и читал [какой-то] байаз, когда хан встал и вышел в сад, чтобы совершить омовение. Кто-то из нукеров хана рубанул Мухаммад Хашим- /84б/ султана топором. Султан повалился. Другой добил султана. Мухаммад Вали-бек упрекнул хана. Хан высказал извинение: «Я не был осведомлен. Я не приказывал [убить] и не убивал Мухаммад Хашим-султана».

Мирза Абу-л-Хади мекрит, спасшись из этого страшного места, пришел в Йаркенд. Хан-и Шахид сделал [его] хакимом в Куче. В Бае сделал хакимом Субханкули-бека.

[Когда] Абд ар-Рахим-хан пришел походом во время Хан-и Шахида, Мирза Абу-л-Хади выслал [к нему] посла с богатыми дарами и сказал: «Я очень боюсь выйти на аудиенцию. Если бы вы проявили милость, прислали [ко мне в город] Абдаллах-хана, я вышел бы [к вам], посадив [его] себе на шею».

Абд ар-Рахим-хан воевал за наследованное владение. По этой причине он прислал Абдаллах-хана. Мирза Абу-л-Хади заполучил на земле то, что желал получить на небе. Мирза Абу-л-Хади Абдаллах-хана заполучил, но [из крепости] не вышел.

Абд ар-Рахим-хан 23 долго осаждал Кучу. Мирза Абу-л-хади вышел, подняв Абдаллах-хана на шею и стоя на крепостной стене, заставил играть на литаврах на имя Абдаллах-хана и выслал [человека] сказать: «Я, ваш раб, подчинил Кучу вашему сыну. Если вы совершите зло, то сделаете [его] своему сыну. Он — государь». И хан поневоле принял его извинения. /84а/ Абдаллах-хану было восемь лет, когда он прибыл в Кучу.

Перечисление сыновей Абд ар-Рахим-хана — да сделает Аллах лучезарным блеск его: первый — Абдаллах-хан, второй — Абу-л-Мухаммад-хан, третий — Ибрахим-хан, четвертый — Султан Са'ид Баба-хан, пятый — Исма'ил-хан, шестой — Шах-хан, седьмой — Аппак-хан, восьмой — Биджан-хан, девятый — Мансур-хан.

Одним словом, Абд ар-Рахим-хан прошел из Кучи на Аксу. Люди Аксу укрепились в цитадели и он вернулся, не достигнув цели. На следующий год он снова пришел, но опять не смог взять [крепости и вновь] отступил.

[Абд ар-Рахим-хан] послал Мирза Йунус-бека и призвал Ишим-хана. Ишим-хан заявил: «Я пришел на служение. У меня есть друзья и враги. Они скажут: «Ишим-хан поступил к Абд ар-Рахим-хану нукером». Я надеюсь, что [вы] возвеличите этого раба и сделаете [его] зятем». [418]

Это заявление Ишим-хана понравилось хану [и он] отдал [ему свою дочь] Ай-Ханим-Падишах и сделал его зятем.

[Когда] Абд ар-Рахим-хан и Ишим-хан вместе пришли [войною] на Аксу, то степь Аксу вся им покорилась, но город Аксу они взять не смогли.

Когда Аппак-хан с огромным войском двинулся на Аксу, то ханы, услышав известие об Аппак-хане, отступили. Это событие было изложено в разделе об Аппак-хане.

|103б| [О ТОМ, КАК] ВСЕ ЙАРКЕНДСКИЕ БЕКИ ВО ГЛАВЕ С ОТВАЖНЫМ МИРЗА АЛАМШАХ-БЕКОМ 24 И ЛЮДИ ЮРТА СТАЛИ МЮРИДАМИ И МУХЛИСАМИ ДРУГА ХАЗРАТА АЛЛАХА ХОДЖАМ ПАДИШАХА 25 — ДА ДЛИТСЯ СЧАСТЬЕ ЕГО — И О ПОКУШЕНИИ КИРГИЗОВ И НЕКОТОРЫХ НЕДРУГОВ, [И О ТОМ, КАК] КИРГИЗЫ БЛАГОДАРЯ ЧУДУ ХАЗРАТ АЗИЗА 26 И МЕРАМ И ЭНЕРГИИ, ПРОЯВЛЕННЫМ МИРЗА АЛАМШАХ-БЕКОМ, БЫЛИ УНИЧТОЖЕНЫ

Квинтэссенция потомков Хазрат Сейида вселенной 27 и светильник ковра Махдум-и А'зама 28 Хазрат Ходжам пожаловал из Вилайета 29.

Краткое изложение этого события таково. В сознании киргизов утвердился прах высокомерия. Некоторые искусители соблазняли, чтобы эти нечестивцы овладели юртом, взяв в свои руки Хазрат Ходжам Падишаха. Мирза Аламшах-бек, став во главе, схватил упомянутых беков и заключил их в тюрьму. [В то время] киргизский юрт поднял ханом Ишим-хана 30. Ишим-хан освободил [их].


Комментарии

1. Фарси (иначе дари) — литературный новоперсидский язык, первые письменные памятники на котором появляются в IX-X вв. Современные таджикский и персидский языки, восходя к фарси, являются его двумя ветвями (Оранский. Введение в иранскую филологию, стр. 53, 232).

2. Тюрки — литературный тюркский язык эпохи.

3. В «Б» на полях содержится следующее примечание: «Затем родился одиннадцатый сын, и его также нарекли 'Абд ар-Рахимом» («Та'рих-и Кашгар», «Б», 81а).

4. В тексте «А» не шестой, а седьмой. Исправлено нами по смыслу.

5. Чучук-ханим была дочерью Адик-султана, сына казахского хана Касима, и Султан Нигар-ханим, дочери Султан Йунус-хана. Следовательно, Султан Нигар-ханим была сестрой Султан Ахмад-хана, известного под именем Алача-хана, а Чучук-ханим была его племянницей и сестрой Султан Са'ид-хана.

6. Шах-хан — чагатаид, сын Мансур-хана, сына Султан Ахмад-хана, правитель Кучи, погиб в битве с ойратами («Махмуд чорас», л. 51а).

7. Хитай — Китай.

8. Хазрат Маулана Аршад ад-Дин — сын Джалал ад-Дина Бухари. От него Туглук-Тимур-хан принял ислам.

9. Иршад (араб.) — высшая суфийская благодать. «В обычном значении — наставление на истинный путь, руководительство в правом пути; в суфийском смысле — руководительство людьми, идущими мистическим путем. Обладающий правами иршада является учителем и наставником как самих суфиев, так и тех, которые подражают им» (Мухаммед Юсуф Мунши. Муким-ханская история, стр. 249, прим. 77). Право иршада передавалось по наследству, и в случае нарушения права наследования иногда возникали секты в суфийских орденах и даже новые ордена.

10. Так в «Б», в «А» — «Хан просил поддержки».

11. Мухаммад-курэкан — Мухаммад-и барлас.

12. Артиш — селение под Кашгаром. Разные сочинения дают различные названия местности, где произошло сражение; установить точное название не представляется возможным, ясно только, что эта местность находится рядом с озером Иссык-Куль.

13. Под шахами имеются в виду сыновья Мирза Шаха Абу-л-Ма'ани Шах (ишикага Шах Шуджа' ад-Дин Ахмад-хана), Мухаммад Касим Шах (хаким Сары-Кола) и их старший брат 'Али Асгар Шах, известный под именем Шах Фарба, т. е. Шах Толстяк (хаким Яркенда). Двое вышеназванных составили заговор и убили Шах Шуджа ад-Дин Ахмад-хана, когда он отправился на охоту в сторону Барчука (около 1009 г. х., т. е. в 1600/1601 г. н. э.). Затем к ним присоединился и 'Али Асгар Шах. Мятеж шахов был подавлен беками Кашгара, которые возвели на трон 'Абд ал-Латиф-хана, известного под именем Афак-хана (Аппак-хана).

14. Хазрат Азиз. — Имеется в виду Ходжа Мухаммад Йахйа.

15. Халифа (араб.) — преемник, заместитель. У суфиев наместник пира или ишана в определенной местности. Халифы представляли своих наставников на местах, руководили мюридами и собирали пожертвования («Краткий обзор...», стр. 17; Мухаммед Юсуф Мунши. Муким-ханская история, стр. 246, прим. 58).

16. Хазрат Ходжам — Имеется в виду Ходжа Мухаммад Йахйа.

17. Кучик. — Имеется в виду брат Ишим-хана Кучик.

18. Второй Йусуф — обычный для мусульманских сочинений эпитет. Йусуф — библейский Иосиф, по преданиям, был очень красив.

19. Чилим — то же, что и кальян; прибор для курения табака, состоящий из трубки и наполненного водой сосуда; пропущенный через воду дым очищается и затем поступает в рот.

20. Ала-Буга — селение в Восточном Туркестане, к востоку от Аксу.

21. Абду-Малик — селение в Восточном Туркестане, к востоку от г. Аксу между Кум-Башем и Йар-Баши.

22. Арбат — селение в Восточном Туркестане, по пути из Аксу в Бай, к востоку от Джама.

23. Так, «Б», «А» — «Абдаллах-хан».

24. Мирза Аламшах-бек — потомок могульских беков племени доглат, ведет свой род от Эмира Буладжи и Эмир Худайдада, мираб, а затем и ишикага в Яркенде; один из инициаторов приглашения джунгаров в Кашгарию в момент, когда установилось равновесие между различными местными феодальными группировками и киргизскими биями в борьбе за верховную власть в первой половине XVIII в.

25. Ходжам Падишах. — Имеется в виду Данийал-ходжа, потомок Ходжа Мухаммад Исхака, сын Махдум-и А'зама, второй сын Ходжа Абдаллах-ходжама, сына Ходжи Шади, т. е. Ходжа Мухаммад Йахйи. Во время господства Аппак-ходжи бежал в Фергану, оттуда после смерти последнего был вытребован Ак-Баш-ханом (Мухаммад Мумин-ханом), затем Данийал-ходжа был увезен в Или ойратами, когда они захватили Кашгарию, и возвращен назад лишь в 1720 г.; умер в 1735-1736 г. (Думан. Аграрная политика..., стр. 76-79).

26. Хазрат Азиз. — Он же Ходжам Падишах.

27. Имеется в виду пророк Мухаммад.

28. Махдум-и А'зам. — «Собственное имя его было Ходжаги Ахмед б. Сейид Джалалуддин; родился в г. Касане, в Фергане (откуда его прозвище Касани); был одним из виднейших столпов среднеазиатского суфизма, имел множество учеников во всей Средней Азии. Вместе с тем Махдум-и А'зам принимал участие и в политической жизни страны, выступая посредником и примирителем между беспокойными вольнолюбивыми шейбанидскими ханами, стремившимися к полноте власти после смерти Убайдулла-хана (946,1539 г.). В суфизме Махдум-и А'зам принадлежал к ордену ходжаган и оставил ряд трактатов по суфизму на таджикском языке. Умер в селении Дахбид (подле Самарканда) в 956/1549 г. в возрасте 80 лунных лет (78 лет). Подробности о происхождении и жизни Махдум-и А'зама изложены в Джами'ал-макамат, труде, написанном в 1028/1619 г. внуком шейха Абу-л-Бака б. Ходжа Бахауддин б. Махдум-и А'зам. Труд этот, весьма важный для изучения истории Средней Азии, существует только в рукописях» (Мухаммед Юсуф Мунши. Муким-ханская история, стр. 245, прим. 56). Его потомки возглавили в Кашгарии две враждующие секты суфийского ордена накшбандиййа (ходжаган) — черногорцев и белогорцев.

29. Вилайет — так именуется здесь Мавераннахр, как область культурная, в противоположность степным районам.

30. Ишим-хан (он же Хашим-султан) — казахский султан, провозглашенный ханом киргизов и затем приглашенный Данийал-ходжой на ханский трон в Яркенд (Думан. Аграрная политика, стр. 76).

Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.