Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИОАННА ДЕ ПЛАНО КАРПИНИ,

АРХИЕПИСКОПА АНТИВАРИЙСКОГО,

ИСТОРИЯ МОНГАЛОВ,

ИМЕНУЕМЫХ НАМИ ТАТАРАМИ

ГЛАВА ПЯТАЯ

О начале державы Татар, об их князьях, о власти императора и его князей

Сказав об их обычаях, следует присовокупить об их державе, и сперва скажем об ее начале, во-вторых, об ее князьях, в-третьих, о власти императора и князей.

§ 1. О начале державы Татар

1. Есть некая земля среди стран Востока, о которой сказано выше и которая именуется Монгал. Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался Йека-Монгал 36, то есть великие Монгалы, второй назывался Су-Монгал 37, то есть водяные Монгалы, сами же себя они именовали Татарами 38 от некоей реки, которая течет чрез их страну и называется Татар; третий народ назвался Меркит 39, четвертый-Мекрит 40. Все эти народы имели одну форму лиц и один язык, хотя между собою они разделялись по областям и государям.

II. В земле Йека-Монгал был некто, который назывался Чингис 41; он начал быть сильным ловцом перед Господом, ибо он научил людей воровать и грабить добычу. Далее, он ходил в другие земли и не оставлял пленять и присоединять к себе кого только мог, людей же своего народа он преклонил к себе, и они следовали за ним, как за вождем, на все злодеяния. Далее, он начал сражаться с Су-Монгал, или Татарами, после того как подчинил себе многих людей и убил их вождя, в продолжительной войне покорил себе всех Татар, привел их себе в рабство и подчинил. После этого, вместе со всеми ними, он сразился с Меркитами, страна которых была расположена возле земли Татар, и их также подчинил себе войною. Подвигаясь оттуда, он сразился против Мекритов и покорил их также *.


* Вариант, опубликованный М. П. Алексеевым. (Гл. 8. О начале их государства или об их главенстве)

В восточных странах есть некая земля, о которой сказано было выше и которая называется монгал. В ней жили некогда четыре народа. Один из них [38] назывался йека-монгал, т. е. великие монголы, другой- су-моал, т. е. монголы вод; сами же себя называли они тартары, по имени некоей реки, текущей через их землю, которую они называли Тартар. Третий (народ) назывался меркиты, четвертый же-мекриты. Все эти племена имели один облик и один язык, хотя у каждого из них были свои государи, и земли их были разделены на самостоятельные области. В земле йека-монгалов был некий человек, прозывавшийся Чингисом. Он начал возвышаться в своем могуществе, т. е. научил людей воровать и разбойничать. Он ходил в чужие земли и брал в плен и присоединял себе кого и что только мог. Своих же единоплеменников он привлек к себе так, что они следовали за ним, как за вождем, на всякое злое дело. Он стал также воевать с су-монгалами, или тартарами, убил их вождя и после многих сражений покорил и обратил в рабство всех тартар. После того, со всеми ими, он стал воевать против меркитов, живших возле тартарской земли, и покорил их также. Оттуда пошел он войною на мекритов и победил их также. Найманы, услыша, что Чингис так возвысился, вознегодовали. Сами они имели государя, чрезвычайно храброго, которому платили дань все упомянутые народы. По смерти его. место его наследовали его сыновья. Но они были молоды и глупы и не умели владеть народом, а между собою жили в несогласии и раздоре. В то время как Чингис уже возвысился вышеуказанным образом, они делали набеги на названные земли...


III. Найманы, услышав, что Чингис так возвысился, сильно вознегодовали, ибо у них самих раньше был очень храбрый император и все вышеназванные народы платили ему дань.

Когда он исполнил общий долг всего плотского, его место заступили его сыновья, но они были молоды и глупы и не умели держать народа, а между собою они жили в раздоре и несогласии; отсюда в то время, как вышеназванный Чингис так возвысился, они все же тем не менее устраивали набег на вышеуказанные земли и убивали мужчин и женщин и детей и забирали от них добычу. Чингис, слыша это, соединил всех подвластных себе людей; Найманы также, как и Кара-Китаи 42, т. е. черные Китаи, равным образом собрались напротив в огромном количестве в некую долину, сжатую между двух гор, через которую проезжали мы, отправляясь к их императору, и завязалось сражение, в котором Найманы и Кара-Китаи были побеждены Монгалами, и большая часть их была убита, а другие, которые не могли ускользнуть, были обращены в рабство.

В земле же вышеназванных Кара-Китаев Оккодай-кан, сын Чингис-кана, после своего назначения императором построил некий город, который назвал Омыл 43; вблизи него к югу есть некая великая пустыня, в которой, как говорят наверное, живут лесные люди 44; они никак не говорят и не имеют суставов в коленах, а если когда упадут, то отнюдь не могут встать сами без помощи других; но у них есть настолько .рассудительности, что они делают войлоки из верблюжьей шерсти, в которые одеваются, и даже ставят их против ветра, и если какие-[39] нибудь Татары идут на них и ранят их стрелами, то они кладут траву в раны и быстро бегут от врагов.*


* Вариант, опубликованный М. П. Алексеевым.

сошлись в одной узкой долине и началось сражение, в котором найманы и кара-китаи были побеждены монгалами. Большая часть их была побита, те же, кто мог избегнуть (смерти), были обращены в рабство. В названной выше земле кара-китаев хан Оккодай, сын Чингисханов, после того как он поставлен был в императоры, построил город, назвав его Ханылом. Близ него, к югу, лежит большая пустыня, в которой, как утверждают, живут дикие (лесные) люди: они совсем не говорят и на ногах не имеют суставов, так что,упав,не могут подняться (без посторонней помощи). Однако они достаточно сообразительны для того, чтобы уметь приготовлять войлок из верблюжьей шерсти, в который они одеваются и который ставят против (в защиту от) ветра. И когда татары, устремляясь на них, ранят их стрелами, они затыкают раны травой и убегают быстрее их.


IV. Монгалы же, вернувшись в свою страну, подготовились к битве против Китаев и, снявшись с лагеря, вступили в их землю; император же Китаев, услышав это, пошел против них со своим войском, и завязалось тяжкое сражение, в каковом сражении Мангалы были побеждены, и все вельможи Монгалов, которые были в вышесказанном войске, были убиты, за исключением семи; отсюда и до сих пор, когда кто-нибудь грозит им, говорят: «Вы будете убиты, если пойдете в ту страну, так как там пребывает множество народа, и находятся люди, пригодные к сражению», они отвечают: «Некогда мы также были убиты, и нас осталось только семь, а теперь мы выросли в огромную толпу, поэтому нас не страшит подобное». Чингис же и другие, которые остались, убежали в свою землю **.


** Вариант, опубликованный М. П. Алексеевым. (Гл. 9. О взаимной победе их и Китаев)

Монгалы же, возвратясь в свою землю, приготовились к войне с Китаями и, двигаясь лагерями, вступили в их землю. Император же (китайский), услыша об этом, вышел против них со своим войском, и началось жестокое сражение, в котором все монголы были побеждены; все же вельможи их, которые были в этом войске, были убиты. Поэтому, когда они собираются войною на какую-либо страну и им грозят поражением, они отвечают... (...) нас всех перебили (...) остались, и, однако, мы до чрезвычайности размножились и потому не боимся ничего. Чингис же и те, кто остались в живых, бежали в свою страну. Отдохнув несколько, Чингис снова начал готовиться к войне и двинулся на землю... (ов) (уйгуров?). Это были люди несторианской секты.


V. И, несколько отдохнув, вышеназванный Чингис (снова подготовился к бою и вышел на войну против земли Гуиров; эти люди-христиане несторианской ереси; их он также покорил войною, и Татары приняли их грамоту, ибо прежде не имели никаких письмен; теперь же эту грамоту именуют Монгальскою 45. Двинувшись отсюда против земли Сари-Гуйюр 46 и против земли Каранитов 47, и против земли Войрат 48, и против [40] земли Комана, Чингис покорил войною все эти земли и вернулся затем в свою землю.

VI. И когда он несколько отдохнул, то, созвав всех своих людей, двинулся равным образом на войну против Китаев 49, и, после долгой борьбы с ними, они покорили большую часть земли Китаев, императора же их заперли в его главном городе 50. Они осаждали его так долго, что у войска не хватило вовсе съестных припасов, и, когда у них не было вовсе что есть, Чингис-кан приказал им, чтобы они отдавали для еды одного человека из десяти. Жители же города мужественно сражались против них при помощи машин и стрел, и когда не стало хватать камней, то они вместо камней бросали серебро, и главным образом серебро расплавленное, ибо этот город был полон многими богатствами. И после долгого сражения, не будучи вовсе в состоянии одолеть город войною, Татары сделали большую дорогу под землею от войска до середины города и, открыв внезапно землю, выскочили без ведома тех, в середине города сразились с людьми того же города; и те, которые были вне, таким же образом сражались против горожан; разбив ворота, вошли в город; убив императора и многих людей, завладели городом и унесли золото, серебро и все его богатства и, поставив во главе вышеназванной земли Китаев своих людей 51, вернулись в собственную землю. И тогда впервые, после победы над императором Китаев, вышеназванный Чингис-кан сделался императором. Все же некоторую часть земли Китаев, как расположенную на море, они никоим образом не одолели вплоть до нынешнего дня. Китаи же, о которых мы сказали выше, суть язычники, которые имеют особую грамоту, и, как говорят, у них есть Новый и Ветхий Завет *; и они имеют


* Вариант, опубликованный М. П. Алексеевым.

пошел на землю (Гудират) и победил их всех. Оттуда возвратился он в свою землю и несколько отдохнул. Затем, собрав всех своих людей, пошел также на Китаев и, долго воевав с ними, завладел большею частью их земли; императора же их заперли они в его столице, которую осаждали так долго, что в войске их оказался недостаток в съестных припасах, когда же не стало у них пищи, то Чингис-хан приказал им, чтобы они дали на съедение (каждого) десятого человека. Жители же города храбро защищались машинами и стрелами, а когда все камни у них вышли, то вместо них бросали они серебро, особенно расплавленное, так как город этот был полон многих богатств. Долго воевали монголы и, не будучи в состоянии победить город, сделали большую дорогу под землею от своего войска до середины города и, выскочив вдруг в середине его, начали драться с жителями.

Оставшиеся же вне города дрались также, наконец, разбив ворота, вошли в город, убили императора со многими людьми и завладели городом, похитив золото, серебро и все богатства. Поставя в этой земле своих людей, возвратились они в свою собственную землю. Тогда только, когда побежден был китайский император, Чингис-хан провозглашен был императором. Некоторой же части этой земли, которая вдается в море, не могли они никак победить и до сего Дня. Вышеназванные же китаи-это язычники, имеющие особое письмо и даже, как говорят, Ветхий и Новый Завет. Имеют они...


[41] Жития Отцов, и пустынников, и дома, сделанные наподобие церквей, где они молятся в свое время; и говорят, что они имеют некоторых святых. Они чтут единого Бога, уважают Господа Иисуса Христа и веруют в вечную жизнь, но крещения у них отнюдь нет; уважают и чтут наше Писание, любят христиан и творят значительные милостыни; они кажутся людьми очень кроткими и человечными. Бороды у них нет, и в очертании лица они очень схожи с Монгалами, однако они не так широки в лице, язык у них особый; в целом мире нельзя найти лучших мастеров во всех тех делах, в которых обычно упражняются люди. Земля их очень богата хлебом, вином, золотом, серебром и шелком, а также всеми вещами, которые обычно поддерживают природу человеческую.

VII. И, несколько отдохнув, он разделил свои войска. Одного из своих сыновей по имени Тоссука 52, которого также называли кан 53, то есть императором, он послал с войском против Команов 54, которых тот победил в продолжительной борьбе; а после того как он их победил, он вернулся в свою землю. Также другого сына он послал с войском против Индов 55, и он покорил малую Индию 56; это черные Саррацины, которые именуются Эфиопами. Это же войско вышло на бой против христиан, которые находятся в большой Индии. Слыша это, царь той страны, который именовался в народе Пресвитером Иоанном 57, выступил против них с соединенным войском и, сделав медные изображения людей, поместил их на седлах на лошадей, разведя внутри огонь, а сзади медных изображений поместил на лошадей людей с мехами, и со многими изображениями и лошадьми, так подготовленными, они вступили в бой против вышеназванных Татар; и когда они пришли на место боя, то послали вперед этих лошадей, одну рядом с другой; мужи же, бывшие сзади, положили что-то на огонь, который был в вышеназванных изображениях, и стали сильно дуть мехами. Отсюда произошло, что греческий огонь опалял людей и лошадей, и воздух омрачился от дыма, и тогда они пустили стрелы в Татар; от этих стрел много людей было ранено и убито, и таким образом они выгнали их в замешательстве из своих пределов, и мы никогда не слыхали, чтобы Татары впредь к ним возвращались.

VIII. Когда они возвращались через пустыни, то пришли в некую землю, в которой, как нам, при нашем приходе ко двору императора, говорили за верное русские клирики и другие, долго бывшие среди них, Татары нашли каких-то чудовищ, [42] имевших женский облик 58. И, когда через многих толмачей они спросили их, где находятся мужчины той страны, чудовища-женщины ответили, что в той земле все женщины, которые только рождались, имеют человеческий облик, мужчины же имеют облик собачий 59. И, пока они затягивали пребывание в вышеназванной земле, на другой стороне реки собрались воедино собаки, и так как была лютейшая зима, то все собаки-мужчины бросились в воду, а после этого на твердой земле стали кататься в пыли, и таким образом пыль, смешанная с водой, стала замерзать .на них. И, после частого повторения этого, на них образовался густой лед, затем они в сильном натиске сошлись для боя с Татарами. А те часто метали на них стрелы, но стрелы отскакивали назад, как если бы они метали их в камни; также и другое оружие Татар никоим образом не могло повредить им. Собаки же, сделав набег на них, ранили укусами многих и убили и таким образом выгнали их из своих пределов. И отсюда до сих пор еще есть у них пословица: «Твой отец или брат был убит собаками», женщин же их, которых они взяли в плен, татары отвели в свою страну, и они были там до своей смерти.

IX. И, пока то войско, именно Монгалов, возвращалось назад, оно пришло к земле Буритабет 60, которых они победили войною. Эти люди-язычники; они имеют удивительный, а вернее сказать, достойный сожаления обычай, так как, когда чей-нибудь отец свершает долг человеческой природы, они собирают всю родню и съедают его, как нам говорили за верное. Они не имеют волос на бороде; мало того, они носят в руках какое-то железо, как мы видели, которым постоянно выщипывают бороду, если случайно на ней вырастает какой-нибудь волосок; и они также сильно безобразны. Отсюда это войско вернулось в свою страну.

X. Чингис-кан также в то время, когда разделил те войска, пошел походом против Востока через землю Керпис 61, которых не одолел войною, и, как нам говорили, там же прошел до Каспийских гор; горы же эти в той стороне, к которой, они пришли, состоят из адамантова камня, почему и притянули к себе их стрелы и железное оружие. Люди, заключенные среди Каспийских гор 62, услышав, как гласит предание, крик войска, начали ломать гору, и, когда Татары возвращались туда в другое время, десять лет спустя, они нашли гору сломанною; но, когда Татары пытались подойти к людям, они отнюдь не могли этого, так как перед ними было распростерто некое облако, за которое они никоим образом не могли пройти, потому что совершенно теряли зрение, как только доходили до него; те же, полагая, наоборот, что Татары страшатся подойти к ним, сделали против них нападение, но как только они добрались [43] до облака, то не могли пойти дальше и по вышеупомянутой причине. Но, прежде чем дойти до вышеназванных гор, они шли более месяца по обширной пустыне. Все подвигаясь оттуда к Востоку с лишком на месяц пути, они прошли по большой степи и добрались до некоей земли, где, как нам передавали за вполне достоверное, они видели наезженные дороги, но не могли найти ни одного человека; но они так усиленно искали по земле, что .нашли одного человека с его женой, которых привели пред Чингис-кана; и, когда он их спросил, где находятся люди этой страны, те ответили, что они живут в земле, под горами. А вышеназванный Чингис-кан, удержав жену, отправил этого мужчину со своими послами, поручая тем людям, чтобы они явились на его приказ. Тот, пойдя к ним, рассказал им все, что им приказал Чингис-кан. Те сказали в ответ, что в такой-то день явятся к нему для исполнения его приказа, сами же тем временем соединились потаенными путями под землею, выступили против них в бой и, внезапно бросившись на них, убили очень многих. А эти, именно Чингис-кан и его подданные, видя, что они ничего не достигают, а скорее теряют своих людей,-а к тому же они не могли вынести шума солнца; наоборот, в то время когда восходило солнце, им надлежало приложить одноухо к земле, а верхнее крепко заткнуть, чтобы не слыхать этого ужасного шума, но и так все же они не могли остеречься, чтобы из-за этого весьма многих из них не убивало,-побежали и вышли из вышеназванной страны; тех людей, однако, именно мужа с женою, они взяли с собой, и те оставались до смерти в земле Татар. На вопрос, почему люди этой земли живут под землею, те сказали, что в одно время года, когда восходит солнце, бывал столь сильный шум 63, что люди никоим образом не могли выдержать, как выше сказано о Татарах; мало того, они даже били тогда в бубны, тимпаны и другие инструменты, чтобы не слышать этого шума. И, во время возвращения Чингис-кана из той земли, у них не хватило съестных припасов, и они ощущали сильнейший голод, но им удалось тогда найти свежие внутренности одного животного; взяв их, они сварили, вынув только кал, и отнесли их к Чингис-кану; тот поел их вместе со своими, и поэтому Чингисом было установлено, чтобы не бросать ничего от зверя, ни крови, ни внутренностей, ни чего другого, что можно есть, за исключением кала.

XI. И отсюда он вернулся в свою землю; там он издал многочисленные законы и постановления 64, которые Татары нерушимо соблюдают; из них мы упомянем только про два. Одно постановление такое, что всякого, кто, превознесясь в гордости, пожелает быть императором собственною властью без избрания князей, должно убивать без малейшего сожаления. Отсюда [44], до избрания настоящего Куйюк-кана 65, из-за этого был убит один из князей, внук Чингис-кана, ибо он хотел царствовать без избрания. Другое постановление-такое, что они должны подчинить себе всю землю и не должны иметь мира ни с каким народом, если прежде не будет им оказано подчинения, пока не настанет время их умерщвления: именно, они сражались сорок два года и предварительно должны царствовать восемнадцать лет. После этого, как говорят, они должны быть побеждены другим народом, каким, однако, не знают, как им было предсказано, и те, которые будут в состоянии уйти, как говорят, должны соблюдать тот закон, который соблюдают те, кто победит их войною. Он установил также, что их войско должно быть разделено под начальством тысячников 66, сотников, десятников и тьмы (то есть десять тысяч). Он установил, также и многое другое, рассказывать о чем было бы долго, да к тому же мы и не знаем [всего]. После этого, свершив свои распоряжения и постановления, он был убит ударом грома 67.

§ II. О князьях Татар

1. А у него было четыре сына 68: одного звали Онкодай, второго звали Тоссук-кан, третьего звали Хыадай 69, а имени четвертого мы не знаем 70. От этих четырех лиц произошли все вожди Монгалов. Первый, именно Оккодай-кан, имел следующих сыновей 71: первого- Куйюка, который ныне императором, Коктена и Хиренена; имел ли он больше сыновей, мы не знаем. Сыновья же Тоссук-кана суть 72: Бату (Batu), он наиболее богат и могуществен после императора; Орду, он старший из всех вождей; Сыбан, Бора, Берка, Фаут, имен других сыновей Тоссук-кана мы не знаем. Сыновья Хыадая суть Бурин и Кадан 73; имена других сыновей его нам неизвестны. Имена же сыновей другого сына Чингис-кана, имени которого мы не знаем 74; суть следующие: один называется Менгу 75, мать коего Сероктан 76; эта госпожа пользовалась среди всех Татар предпочтительным уважением, за исключением матери императора, а Менгу был могущественнее всех, за исключением Бату; другой называется Бихак 77. У него было еще несколько сыновей, но имен их мы не знаем.

II. Имена вождей суть следующие: Орду 78, он был в Польше и Венгрии, Бату, Кадан, Сыбан 79, Бурин 80 и Буигек, все они были в Венгрии; Хирподан 81, он находится до сих пор за морем, [в борьбе] против некиих солданов земли Саррацинской и других, которые находятся за морем. Другие остались в своей земле, а именно: Менгу 82, Коктен, Хиренен 83, Хубилай [45] 84 (Hubilay), Серемум, Синекур, Фуатемур, Карахай, старец Оибедей, который у них называется воином 85, Бора, Берка 86, Мауци 87, Корейца 88, но это самый младший среди других. Других же вождей очень много, но имен их мы не знаем.

§ III. О власти императора и его князей

1. Император же этих Татар имеет изумительную власть над всеми 89. Никто не смеет пребывать в какой-нибудь стране, если где император не укажет ему. Сам же он указывает, где пребывать вождям, вожди же указывают места тысячникам, тысячники сотникам, сотники же десятникам. Сверх того, во всем том, что он предписывает во всякое время, во всяком месте, по отношению ли к войне, или к смерти, или к жизни, они повинуются без всякого противоречия. Точно так же, если он просит дочь девицу или сестру, они дают ему без всякого противоречия; мало того, каждый год или по прошествии нескольких лет он собирает девиц из всех пределов Татар и, если хочет удержать каких-нибудь себе, удерживает, а других дает своим людям, как ему кажется удобным. Каких бы, сколько бы и куда бы он ни отправлял послов, им должно давать без замедления подводы и содержание 90; откуда бы также ни приходили к нему данники или послы, равным образом им должно давать коней, колесницы и содержание. Но послы, приходящие из других стран терпят большую нужду как в содержании, так и в одежде, ибо издержки на них скудны и малы, а в особенности когда они прибывают к князьям и должны там иметь пребывание. Тогда на десять человек дается так мало, что на это едва могут прожить двое; также и при дворах князей и в путешествии дается им поесть только раз в день, и очень мало; точно так же если им причиняют какие-нибудь обиды, они отнюдь не легко могут жаловаться, поэтому им следует терпеливо сносить эти обиды.

II. Сверх того, как князья, так и другие лица, как знатные, так и незнатные, выпрашивают у них много подарков, а если они не получают, то низко ценят послов,-мало того, считают их как бы ни во что; а если послы отправлены великими людьми, то они не желают брать от них скромный подарок, а говорят: «Вы приходите от великого человека, а даете так мало?» Вследствие этого они не считают достойным брать, и если послы хотят хорошо обделать свои дела, то им следует давать больше. Поэтому и нам пришлось также раздать по нужде на подарки большую часть тех вещей, которые люди благочестивые дали нам для продовольствия. И следует также знать, что все настолько находится в руке императора, что никто не смеет сказать: «это мое или его», но все принадлежит [46] императору, то есть имущество, вьючный скот и люди, и по этому поводу недавно даже появился указ императора.

III. Ту же власть имеют во всем вожди над своими людьми, именно люди, то есть Татары и другие, распределены между вождями. Также и послам вождей, куда бы те их ни посылали, как подданные императора, так и все другие обязаны давать как подводы, так и продовольствие, а также без всякого противоречия людей для охраны лошадей и для услуг послам. Как вожди, так и другие обязаны давать императору для дохода кобыл, чтобы он получал от них молоко, .на год, на два или на три, как ему будет угодно; и подданные вождей обязаны делать то же самое своим господам, ибо среди них нет никого свободного. И, говоря кратко, император и вожди берут из их имущества все, что ни захотят и сколько хотят. Также и личностью их они располагают во всем, как им будет благоугодно.

IV. По смерти императора, как сказано было выше, вожди собрались и выбрали в императоры Оккодая, сына вышеназванного Чингис-кана. Он, устроив собранье князей, разделил войска Бату, который приходился ему во втором колене, он послал против земли Высокого Султана и против земли Бисерминов 91; ибо они были Саррацины, но говорили по-Комански. И когда он вошел в их землю, он сразился с ними и войною подчинил их себе. А один город, по имени Бархим 91, долго противился ему; именно они сделали большие рвы вокруг города и закрыли их, а когда те подходили к городу, то падали во рвы. Отсюда они не могли занять этого города, раньше чем заполнили те рвы. Люди же из некоего города, по имени Ианкинт 93 (Iankint), услышав это, вышли им навстречу и добровольно предались в их руки, отчего город их не был разрушен, но они убили многих из них, а других переселили и, произведя грабеж города, наполнили его другими людьми. Пошли они также против города, который именуется Орнас 94. Этот город был очень многолюдный, ибо там было очень много христиан, именно Хазар (Gazari) 95, Русских, Аланов 96 и других, а также Саррацинов. Саррацинам же принадлежала и власть над городом 97. А этот город был полон многими богатствами, ибо был расположен на некоей реке, которая течет через Ианкинт и страну Бисерминов и которая впадает в море, отсюда этот город служит как бы гаванью, и другие Саррацины имели в нем огромный рынок. И так как они не могли одолеть его иначе, то перекопали реку, которая текла через город, и потопили его с имуществом и людьми.

V. Совершив это, они вступили затем в землю Турков 98, которые суть язычники, победив ее, они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев 99, который был [47] столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве. Подвигаясь отсюда, они сражениями опустошили всю Руссию. Из Руссии же и из Комании вышеназванные вожди подвинулись вперед и сразились с Венграми и Поляками 100; из этих Татар многие были убиты в Польше и Венгрии; и, если бы Венгры не убежали, но мужественно воспротивились, Татары вышли бы из их пределов, так как Татары возымели такой страх, что все пытались сбежать. Но Бату, обнажив меч пред лицом их, воспротивился им, говоря: «Не бегите, так как если вы побежите, то никто не ускользнет, и если мы должны умереть, то лучше умрем все, так как сбудется то, что предсказал Чингис-кан, что мы должны быть убиты; и если теперь пришло время для этого, то лучше потерпим». И таким образом, они воодушевились, остались и разорили Венгрию.

VI. Возвратившись оттуда, они пришли в землю Мордванов 101, которые суть язычники, и победили их войною. Подвинувшись отсюда против Билеров, то есть великой Булгарии 102, [48] они и ее совершенно разорили. Подвинувшись отсюда еще на север, против Баскарт, то есть великой Венгрии 103, они победили и их. Выйдя отсюда, они пошли дальше к северу и прибыли к Паросситам 104, у которых, как нам говорили, небольшие желудки и маленький рот; они не едят мяса, а варят его. Сварив мясо, они ложатся на горшок и впитывают дым и этим только себя поддерживают; но если они что-нибудь едят, то очень мало. Подвинувшись оттуда, они пришли к Самогедам 105, а эти люди, как говорят, живут только охотами; палатки и платье их также сделаны только из шкур зверей. Подвинувшись оттуда далее, они пришли к некоей земле над Океаном, где нашли некиих чудовищ 106, которые, как нам говорили за верное, имели во всем человеческий облик, но концы ног у них были, как у ног быков, и голова у них была человеческая, а лицо, как у собаки; два слова говорили они на человеческий лад, а при третьем лаяли, каксобака, и таким образом в промежутке разговора они вставляли лай, но все же возвращались к своей мысли, и таким образом можно было понять, что они говорили. Отсюда вернулись они в Команию, и до сих пор некоторые из них пребывают там.

VII. Хирподана же в то же время послал Оккодай-кан с войском на юг против Кергис 107, которых он победил на войне. Эти люди-язычники, они не имеют волос на бороде; обычай их таков: когда умирает чей-нибудь отец, то они от скорби вырезают на своем лице в знак печали как бы один ремень от одного уха до другого. Победив их, он пошел к югу против Арменов; но когда он переходил через пустыни, то они, как нам говорили за верное, нашли также некоторых чудовищ, имеющих человеческий облик 108, но у них была только одна полная рука, то есть как до локтя, так и после локтя, и то на середине груди, и одна нога, и двое стреляли из одного лука; они бегали так сильно, что лошади не могли их догнать, ибо они бегали, скача на одной ноге, а когда утомлялись от такой ходьбы, то ходили на руке и ноге, так сказать вертясь кругом, Исидор 109 называл их Циклопедами. А когда они утомлялись таким образом, они бежали по прежнему способу. Все же некоторых из них Татары убили, и, Как нам говорили Русские клирики при дворе, пребывающие вместе с вышеназванным императором, многие из них приходили в посольстве вестниками ко двору вышеуказанного императора, чтобы иметь возможность, заключить мир с ним. Двинувшись отсюда, они пришли в Армению, которую победили войною, а также часть Георгиании 110; и другая часть явилась по их приказу, и каждый год они платили им в качестве дани по сорок тысяч иперперов 111; это же они делают и доселе. Отсюда они подвинулись к земле солдана Урумского 112, который был довольно [49] велик и могуществен; с ним они также сразились и победили. И, воюя и побеждая, они прошли дальше до земли солдана Халапии 113 (Halapiae) и теперь также занимают эту землю, а сверх того, предполагают завоевать там другие земли, и впоследствии вплоть до ныне текущего дня они не возвращались в свою землю. То же войско пошло против земли калифа Балдахского 114 которую они также подчинили себе, и он им всякий день платит в качестве дани четыреста бизанциев 115 помимо балдакинов и других даров; и всякий год они отправляют послов за калифом, чтобы он явился к ним. Тот посылает вместе с данью великие дары, прося, чтобы они его извинили; сам же император принимает дары и тем не менее посылает за ним, чтобы тот явился.

Комментарии

36 Moнг.. «Gеке Моngоl», т. е. Великие Монголы. Так стали именовать себя монголы после объединения Чннгис-ханом монгольских племен и образования Монгольского государства. Рашид-ад-дин делит монгольские племена на два отдела (Рашид-ад-дин. Собрание летописей, т. I, кн. 1, стр. 152.): монголы-дарлекян (т. е. монголы вообще) и монголы-нирун (г. е. аристократические роды, происходящие от прародительницы Алан-Гоа, в том числе и род Чннгиг-хана). Повидимому, одно из делений Рашид-ад-дина coоответствует термину «йеке-Монгал». Этот термин несколько раз встречается в монгольской летописи 1240 г. «Сокровенное сказание».

37 Термин "Су-монгол", употребляемый Плано Карпини,в настоящее время, вряд ли может быть объяснен вполне удовлетворительно, так как его этимология не выяснена. Этот термин, записанный латинскими буквами, встречается только у Плане Карпини и Гильома Рубрука. что. несомненно, является доказательством его употребления в ХIII веке. Однако в монгольских источниках выражения «Су-монгол» не встречается, в китайских же анналах имеется термин «Су-татар». Нет его и у Рашид-ад-дина. Предположительно можно дать два варианта объяснения этого термина.
1) Название «Су-монгол» представляет собой тюркское слово «су» — вода, Присоединенное к племенному названию «монгол», что возможно перевести или «водяные монголы», как это и делает А. И. Малеин, или «монголы вод». Однако содержание данного термина остается невыясненным, так как неизвестно, что ето за «водяные монголы». 
2) Название «Су-монгол» происходит от монгольского «su», что значит «обладающий счастьем — величием», или «августейший». Точного перевода слово «su» не имеет и разными авторами-монголоведами переводится по-разному, так как значение его не выяснено. Это выражение применяется обычно К хану или императору — например sutu Cingis — августейший Чингис. Возможно предположить, что выражение «Су-монгол» может значить "монголы, принадлежащие августейшему», т. е. монголы, покоренные Чингис-ханом. Плано Карпини употребляет это выражение по отношению к татарам, одному из монгольских племен, покоренных Чингис-ханом.

38 Средневековые западноевропейские историки часто употребляют для обозначения монголов термин "тартары", который они производят от «тартар» — ад, подземное царство. Такая подмена одного слова другим диктовалась, вероятно, тем ужасом, который был внушен Западной Европе монгольским вторжением в Юго-восточную Европу.

39 Меркиты—одно из крупных монгольских племен, обитавших в бассейне р. Селенги. Меркиты отличались воинственностью, что отмечено неоднократно в «Сокровенном сказании», где рассказывается о нападении меркитов на стойбище Чингис-хана (Сокровенное сказание, стр. 50, 55 и др).  Рашид-ад-дин, приводит о меркитах следующие сведения: «Племя меркит. Их также называют племенем удуит, хотя некоторая часть монголов называет меркитов декритами, но смысл обоих названий один и тот же»(Рашид-ад-дин. Указ. соч., т. I, кн. 1, стр. 114). Основываясь на этом указании, быть может, надо считать, что Плано Карпини был введен в заблуждение и принял один народ за два различных. .

40 «Страна Баргу, ныне Забайкалье, где жил народ мергиты, или мекриты» (В. В. Бартольд, стр. 92, прим. 3). (Прим. Л. И. Малеина.)

41 А. И. Малеин придерживается написания Хингис, так как эта форма более, точно Передает латинское Chingis, употребленное Плано Карпини. Нам не представляется необходимым сохранить это написание, и мы заменяем его, более понятным Чингис.
  Чингис-хан (1155—1227). Знаменитый монгольский хан и полководец, организатор Монгольской империи. Собственное его имя было Тэмучин. Титул Чингис-хана Тэмучин получил в 1206 г., когда был провозглашен верховным ханом. До сих пор точно не установлено значение этого титула. Наиболее убедительным объяснением можно считать предложенное известным финским монголистом Рамстэдом, который считал, что этот титул имеет значение «Океан-хан», т. е. «Великий хан».

42 То есть «Черный Китай» в отличие от Китая в собственном смысле (т, е.  Северного Китая). Кара-китаями назывался народ, повидимому, монгольского происхождения, обитавший в Южной Маньчжурии. В китайских летописях кара-китаи называются цидань. В XII в. кара-китаи были вытеснены из Маньчжурии чжурчженями и переселились на Запад в область теперешнего Чугучака. Затем кара-китаи подчинили тюрок-канглов и карлуков, захватили Восточный Туркестан и покорили Хорезм, основав государство, известное в истории под названием Кара-Китай (В. В. Бартольд. Очерки истории Семиречья, Фрунзе, 1943, стp. 32,33.).

43 Сообщение Плано Карпини о постройке Угэдэй-ханом города Омыл на север от пустыни заслуживает внимания, так как у кочевников-монголов во времена Монгольской империи было, повидимому, несколько городов, о которых известно до сих нор немногое. Омыл Плано Карпини можно локализован. на месте г. Имиль, находящегося несколько к западу от оз. Кизилбаш, южнее Чугучака. Этот город был построен кара-китаями около 1125 г. После завоевания Кара-Китая монголами Имиль был, повидимому, перестроен Угэдэея.

44 Воображение кочевников населяло пустыню фантастическими обитателями. н существование которых Плано Kapпини мог легко поверить, так как средневековые географы распространяли немало легенд о существовании людей с глазами в груди, с oдной ногой и т. д. В глухих углах Монголии и до наших дней бытовала легенда о людях, обитающих в пустыне, в песках так называемых Хун-Xopoxoй. Основой этой легенды служат рассказы о песчаном удаве. живущем среди песков. Одну из таких легенд, бытовавших в XIII в. и повторяет Плано Карпини.

45 Известно, что монголы во времена Чингис-хана начали употреблять для монгольского языка уйгурские буквы. Уйгурская письменность распроcтранилась среди монголов, невидимому, через найманов. Существует легенда о том что Тэмучином при разгроме найманов в 1204 г. был захвачен в плен одни уйгуp по имени Тата-Тунга, служивший у найманского Таян-хана. У пленника оказалась государственная печать найманов, что указывало на высший его ранг. Именно через этого уйгура, согласно легенде, сохранившейся в монгольской летописи «Алтан-тобчи», и была введена письменность для нужд нового государствa монголов. Наиболее древним образцом этой монгольской письменности на уйгурской основе является так называемый «Чингисов камень», надпись на котором датируется 1219 г.

46 То есть желтые уйгуры, подразделение племени уйгуров, жившее вблизи озера Куку-Нора в северном Тибете (Bretschnieder, В. I, S. 263; В. 2, S. 205). (Прим. Л. И. Малеина.)

47 Быть может, Плано Карпини имеет в виду монгольское племя «кара-нут, о котором Рашид-ал-дин сообщает, что оно отделилось от известного в иcтopи монголов племени «кунгират» (Pашид-ад-дин. Сборник летопиceй, т. 1, кн. 1, стр. 104).

48 Имеются в виду oйpaты, племя монгольскою происхождения, обитавшее первоначально в районе верховьев р. Енисей, согласно свидетельству Рашид ад-Дина (Paшид-ад-дин. Сборник летописей, т. I, кн. 1, стр. 118).

49 Речь идет о Северном Китае, находившемся под властью династии Цзинь, чжурчженского происхождения. Чингис-хан в течение ряда лет вел войну с Цзинями; монгольские войска зашли глубоко в пределы Северного Kитая и в 1215 г. заняли столицу его Чжун-ду (нынешний Пекин). Взяв огромную добычу н множество пленных, Чингнс-хан ушел из Северного Китая, покорение которого было завершено Угэдей-ханом. Южный Китай находился и это время во власти китайской династии Сун, завоевание его монголами было осуществлено через 50 лет после смерти Чингис-хана.

50 Утубу, последний императоp из династии Цзинь, которого монголы называли почтенным прозвищем Aлтай-xaган (что является точным переводом китайского «Цзинь» — "золото" и значит "золотой xаган"), бежал в один из южных городов (Нань-Цзин), оставив защиту столицы Чжун-ду на одного из своих генералов. Moнголы осадили Чжун-ду (1215 г.), населениe которого перенеслo большие испытания. Недостаток съестных припасов был настолько велик, что «тамошнее населениe от чрезмерного голода ело человеческое мясо и умирало» (Pашид-ад-дин. Сборник летописей, т. I, кн. 2, стр. 174). B на месте Чжун-ду Хубилай выстроил свою новую столицу Дайду (Ханбалык, Марко Поло), татарский город современного Пекина.

51 Чингис-хан, уходя из Китая, оставил там своего наместника, старшего из своих девяти ближайших сподвижников (девять орлюков), Мухали-найона, дав ему титул Го-вана. Мухали был родом джалаир, умер в 1223 г. Го-ван титул китайского происхождения в значении «царь, король».

52 Имеется в виду Джочи, старший сыч Чингис-хана (1184(?)—1224), получивший в удел земли, находившиеся на запад от р. Иртыша, весь северный Хорезм, низовья рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, степи Дешт-и-Кыпчак, т. е. земли до тех отдаленных пределов, куда ступали копыта монгольских коней. Ставка Джочи находилась в долине р. Иртыша. Так как Плано Карпини был в окружении тюрок, славян и монголов, то он слышал, как Джочи называли Tosi, Tusi, или Tossu-can, что представляет собой тюркскую форму имени Джочи.

53 То есть хан, широко распространенный титул тюркско-монгольского Происхождения. Первоначальная форма этого слова была, повидимому, хаан, хаган. Этот титул встречается в Орхонских памятниках, в китайских летописях в отношении государей кочевых народов. В патриархально-общинном строе этот титул носили племенные вожди; по всей вероятности, слово «хан» первоначально значило «родовой вождь» и связано по происхождению с тюркским «gon»—«кровь». Впоследствии титул хаган стал употребляться и значении император, а титул хан стал обозначать государя местного (ограниченного) значения.

54 Завоевание кыпчаков (команов) завершил сын Джочу, Бату.

55 Повидимому, Плано Карпини имеет в виду поход против султана Джелал-уд-дина, бежавшего под натиском монголов к берегам Индa, где он и был окончательно разбит. В этом походе принимал активное участие младший сын Чингис-хана, Тулуй, сопровождавший отца, а также третий его сын, Угэдэй.

56 Вероятно, страны по западному берегу Инда.

57 Легенда О могущественном пресвитере Иоанне, возглавлявшем некое христианское.государство в Центральной Азии. была широко распространена в Средневековой историко-географической литературе. Исслеованию вопроса о том,кто такой был легендарный прсвитер Иоанн (или поп Иван, Парь Иван), посвящено довольно много различных работ. В. В. Бартольд считает, что в основу легенды было положено известие о кереитском хане, носившем титул Ван-хан, в монгольском произношении Онг-хан, что в какой то мере напоминает имя Иоанн. Кроме того, известно, что среди кереитов было рапространено несторианство (В. Бартольд. Примечания к «Путешествию Марко Поло», СПб., Изд. Геогр. о-ва, стр. 82. прим. 2).

58 Кереиты—одно из монгольских племен, образовавших одно из раннефеодальных государств в Монголии. Монгольское происхождение кереитов некоторыми исследователями подвергается сомнению. Плано Карпини передает слышанный им рассказ, в котором можно видеть отражение каких-то смутных представлений, существовавших среди монголов легенд о мифических амазонках. О том, что к монголам проник миф об амазонках, имеются некоторые данные в монгольских летописях (см. летописи «Шара-Туджи» (Желтая история), «Гангаин урусхал» — (Истоки Ганга) и др.

59 Также одна из средневековых легенд, проникшая к монголам.

60 То есть Тибет. Сведения Плано Карпини о завоевании Чингис-ханом Тибета не подтверждаются другими источниками. В 1223 г. Чингис-хан, находясь на берегах р. Инда, предположил было вернуться в Монголию через Индию и Тибет, но затем переменил свое намерение вследствие трудностей перехода через высокие горы и малодоступные горные цепи Тибета. Этот отказ Чингис-хана впоследствии послужил к созданию любопытной легенды о том, что причиной перемены решения Чингис-хана была встреча его с неким мифическим зверем, преклонившим перед ним колена, предостерегшим его против завоевания Священных стран Индии и Тибета. Легенда эта — позднейшего ламского происхождения, создана, вероятно, после XVI в., когда происходило распространение и укрепление ламаизма в Монголии. Целью легенды является стремление лам доказать связь буддийской церкви еще со времен Чингис-хана

61 То-есть черкесы на Кавказе, покоренные монголами в 1227 г; киргизы же были побеждены уже в 1207 г. (Прим. Л. И. Малеина.)

62 В данном случае Плано Карпини повторяет одну из средневековых легенд, связывая ее с походом монголов через Кавказские горы. Легенда же относится к походу Александра Македонского на восток. О широком распространении этой легенды свидетельствует и рассказ Плиния (Естеств. история, кн. VII, § 23), а также рассказ автора «Повести временных лет». Последний ссылается при этом на византийский источник (сочинения Мефодия Патраского).(См. Повесть временных лет, т. 1, стр. 369). Суть легенды в следующем: во время своего похода в восточные страны Александр Македонский встретил люден нечистых из племени иафетов и загнал их в горы, которые сомкнулись, оставив лишь узкий проход, который был тут же закрыт железными или медными порогами. В этой легенде можно видеть попыткy войск Александра Македонского пройти через Кавказский хребет, через проход Дербент, что значит «железные ворота».

63 Одно из интepесныx поверий, бытующих в Азии, о том, что солнце при заходе и восходе производит ужасающий шум. Кроме упоминания Плано Карпини oб этом поверье, имеется также рисунок с подписью в одной китайской книге XV в. На рисунке изображено солнце, садящееся под аккомпанемент гонга, рогов и барабанов. В надписи сказано: «Вечером, когда солнце садится, появляется шум, подобный грому. Государь всегда собирает тысячу людей на городской стене, которые дуют в рога, ударяют в гонг, бьют в барабаны, чтобы заглушить звуки солнца. Иначе маленькие дети умрут от страха». Оказывается, это поверье основано на редком и интересном феномене, наблюдающемся и пустыне и носящем название «поющие пески». Этот феномен заключается в том, что после захода солнца в жаркие летние дни в песках при охлаждении происходит движение, порождающее некоторый шум. Подобное редкое явление было заpегистрированo в 1931 г. и послужило причиной небольшого научного спора между двумя английскими исследователями Азии: Л. Штейном и лордом Керзоном.

64 То есть так называемую Ясу, представляющую собой кодекс законов и распоряжений, приписываемых Чингис-хану. Датой составления Ясы Рашид ад-Дин и Джувейни считают курилтай 1206 г. Впоследствии к нeй могли быть прибавлены новые статьи и законы в связи с превращением государства монголов в Монгольскую империю. Повидимому, Яса сущетвовала в письменном виде, так как Джувейни утверждает, что текст Ясы хранился и ханской сокровищницe. IIoлный текст Ясы не дошел до нас, сохранилась лишь небольшая часть в летописи египетского историка Макризи (1364-1442), использовавшего копию Ясы, хранившуюся в библиотеке Багдада. Об Ясе упоминают почти все персидские историки; краткие сведения о ней имеются у армянских историков Магакия и Вардана. Сведения о законах, приводимые IIланo Карпипи в параграфе XI главы V, несомненно, также относятся к Ясе. Законы Ясы были чрезвычайно суровы, и за неисполнение их, за малейшее нарушение правил виновнику часто грозила смертная казнь. Яса узаконила закрепощение монголов. Согласно Ясе в мирное время все. кочевники должны были нести различные повинности в пользу хана и найонов. В. Л. Рязановский, исследовавший материалы, приводимые в летописи Макризи. пришел к выводу, что Яса представляет собой кодификацию обычного права монголов. Г. В. Вернадский, изучив основательно все сохранившиеся у разных авторов oтрывки Ясы, считает, что Чингис-хан хотел создать новую, по отношению к обычному праву, систему законов, в которых видна императорская концепция государства.

65 То есть Гуюк-хан (1205—1248), старший сын Угэдэй-хана, наследовавший престол Великого хана. Был избран ханом на курилтае 1246 г., ценное описание которого находится у Плано Карпипи. Возведение на престол Гуюка. Произошло после шестилетнего междуцарствия, во время которого регентшей оставалась вдова Угэдэя, Туракина, властная женщина, которая была, судя по имени, тюркского происхождения. Избрание Гуюка не было единодушным. В частности, оказал противодействие Бату, который не признал нового великого хана и не принес ему присяги. Гуюк, став великим ханом, выступил даже в поход против Бату, но по дороге умер в 1248 г. в Биш-Балыке.

66 Чингис-хан организовал свое государство на военно-административный лад. Все население Монголии было разделено на два крыла: правое и левое. Каждое крыло было разбито на «тьмы», «тьма» состояла из 10000 человек, во главе ее находился темник, во главе каждиой тысячи стоял тысячник, во главе сотни—сотник, и т. д. Во главе крупных делении (тьмы и тысячи) находились представители кочевой аристократии и члены Золотого рода (т. е. рода Чингиса). Всего Чингис образовал 95 отрядов по тысяче человек.

67 Это сообщение Плано Карпини отражает, вероятно, какие-то легенды об обстоятельствах смерти Чингис-хана и не подтверждается другими источниками. Чингис-хан умер 28 августа 1277 г. во время похода иа Тангутов "от приключившейся с ним болезни" (Рашид-ад-дин, т. I, кн. 2, стр. 258).

68 У Чингис-хана было четыре сына от старшей жены Бортегельджин-хатун: Джочи (1185(4?)—1224), Угэдэй (1186—1241), Чагатай (1190(?)-1242(?) и Тулуй (1192—1232). Кроме того, у него был еще сын Кулкан от Хулан-хатун, второй жены, который был убит во время похода на русские княжества при осаде одного из городов. "Эти-четыре сына Чингис-хана,—сообщает Рашид-ад-дин,—были умны, исполнены достоинств и совершенны, отважны и могущественны, пенимы отцом, войском и народом. Государству Чингис-хана они служили как четыре основных столпа. Каждому из них он уготовил государство и их называл четырьмя «кулуками», а "кулуками" называют тех из людей, коней и прочих, которые выделяются, превосходят других и стоят впереди» (Рашид-ад-дин, т. I, кн. 2, стр. 69—70). Кулуг — герой, богатырь; по отношению к лошади — отборный конь.

69 Русское искажение имени Chagatai. По свидетельству персидских историков, его владения простирались от страны Уйгуров до Аму-Дарьи. (Прим. А.И. Малеина.)

70 Четвертым сыном Чингис-хана был Тулуй, который согласно древнемонгольскому обычаю как младший сын являлся хранителем домашнего очага и носил почетное прозвище «отчигин», т. е. «князь огня», а также титулы «иеке нойон» (великий господин) и «едзен» (владыка)(Б. Я. Владимирцов. Общественный строй, стр. 54) Младший сын, по обычно, всегда находился при отце и наследовал его основное имущество ("юрт"). Потому Тулуй, помимо удела, полученного при жизни Чингис-хана, должен был получить еще основной удел — улус хана-отца и войска, составлявшие егo собственность. Именно поэтому Тулуй после смерти Чингис-хана наследовал почти все его войска — сто одну тысячу из 129 тысяч (Рашид-ад-дин, т. I, кн. 2, стр. 266.) . Тулуй пользовался большим уважением и влиянием и после своей смерти стал предметом особого Культа, как родоначальник царевичей и ханов Юаньской династии. Во Внутренней Монголии до сих пор сохранился старинный храм, который считается усыпальницей Тулуя. Об обстоятельствах смерти Тулуя в «Сокровенном сказании» приведен, повидимому, легендарный рассказ о том, что Тулуй скончался, выпив лекарство для больного Угэдэя.  

71 Угедэй имел семерых сыновей — Гуюк-хана (1205—1218), Годана (Коктен у Плано Kapпини), Кучука, Харачара, Хаши, Хадана и Мелика.

72 У Джочи было семь сыновей. Старшин был Орду-Ичен, вторым сыном был Бату (ум. 1256 г.) основатель ханства «Золотая орла», третьим — Беркэ (Беркaй русских летописей), сменивший Бату на ханским троне «Золотой орды» (1256-1266), четвертым — Бэркэчэр, пятым — Шибан, шестым — Танкут, седьмым Бо'ал, отец известного в русских летописях Ногая.

73 Сыновьями Чагатая были Мотукан (или Моатуган), погибший при осаде Башьяна, Байдар и Ийесу-Мункэ. Бурин же был внуком Чагатая, а Кадан, или Годан, его племянником.

74 Подразумевается Тулуй, который имел девять сыновей, в том числе двух, ставших великими ханами — Мункэ и Хубилая, Хулагу, основавшего и Персии династию иль-ханов, и Ариг-Буку, соперничавшего с Хубилаем.

75 То есть Мункэ-хан (1251—1259), старший сын Тулуя, ставший четвертым великим ханом (1251-1259), престол которого получил в условиях феодальной борьбы, при помощи своего двоюродного брата, могущественного Бату. Плано Карпини употребляет тюркскую форму имени Мункэ-- Мэнгу.

76 Имя вдовы Тулуя пишется авторами того времени по-разному. В «Сокровенному сказании» она названа Сорхахтани-бэги, в Юань ши — Соргоктэни, грузинский историк Стефан Орбелиани называет ее Сурахтамбек, Джувейни-Сорхийатай-беки, или Беки-Сорхихитай, Рашид-ад-дин — Соркуктани-беги и т. д. Правильное написание этого имени Соргахтани-беки было восстановлено П. Пелльо (P. Pеlliоt. Le vrai nom le Seroctan. T'oung Pао, vol. 29, 1932) , проанализировавшим его и установившим, что оно состоит из трех частей: «соргах», «тани» и «беки». Соргах — родимое пятно, тани-- архаическая форма суффикса женского роля, беки — женский титул в значении «княгиня».  Соргахтани-беки была кереиткои, дочерью Джахагамбу, младшего брата кереитского Онг-хана (Вaн-xaн), после покорении которого была отданa Чингисханом в жены младшему его сыну Тулую. Пользовалась большим уважением и влиянием среди монгольских царевичей. Рашид-ад-днн сообщает, что «она была раковиной четырех крупных жемчужин чистой воды, матерью четырех славным сыновей» (сборник летописей, т. I, кн. 2, стр. 72), т. с. Мункэ-хана, Ариг-Буки, Хулагу и Хубилая. Соргахтаин-беки была христианской-несторианской, умерла в 1252 г.

77 Восточные историки называют его Bujek, Buygek, или Buchek, китайского-Pocho. (Прим. Л. П. Малеина.) Буджек — был сыном Тулуя.

78 Орду-Ичен, старший сын Джочи, принимавший участие в походах на русские княжества, на Польша и Венгрию. Основатель «Белой Орды».

79 Пятый сын Джочи, участник походов 1235-1236 гг. на русские княжества, Польшу и Венгрию. В результате анализа всех вариантов имени Шибана, которые имеются у разных восточных авторов, П. Пелльо высказал предложение, что это имя христианского происхождения представляет собoй монгольскую модификацию имени «Степан».

80 Вероятно, Кури, внук Чагатая, участник походов 1235-1236 гг. на русские княжества и в юго-западную Европу.

81 Charmagun. воевавший в Юго-Западной Азии в 1229—1231 гг.. умер в 1211 г. (Прим. Л. II. Малеина.) Чормагун, крупный монгольский военачальник. принимал активисте участие в походах Чингис-хана Cреднюю Азию,. покоpитель Грузии, Армении и 1232—1233 гг., где был затем наместником. неоднократно упоминается в «Сокровенном сказании».

82 См. прим. 74.

83 Ширемун, сын Гуюк-хана от старшей его жены Огул-Гаймиш. Относительно имени Ширемун Пелльо высказывает предположение о том, что оно является тюркской и монгольской модификацией христианского имени Шлемун, или Соломон, и было распространено у монголов-несториан.

84 Хубилай (1216—1294), внук Чингис-хана, знаменитым пятый и последний великий хан, при котором Монгольская империя фактически распалась. После смерти Мункэ-хана Хубилай захватил престол, на который претендовал также его брат Ариг-Бука. Не дожидаясь созыва курилтая, Хубилай добился, чтобы его провозгласили ханом; он собрал своих приверженцев в 1260 г. В отстроенном им г. Кай-пине. При Хубилае была закончена борьба и династией Сун и покорен весь Южный Китай, чем было завершено завоевание всего Китая, начатое Чингис-ханом. Хубилай выстроил новую столицу (почти на территории Чжунду — столицы Цзиньской династии), получившую название Дайду, т. е. главная столица, впоследствии переименованную в Пекин. С именем Хубилая связано много различных изменений, происшедших в жизни монголов. Он основал в Китае монгольскую династию Юань, правившую около ста лет (до 1368 г.). Подробное описание Юаньской империи во время Хубилая имеется у Марко Поло. Китайская хроника Юань-ши посвящена истории династии Юань и содержит богатый материал по истории монголов.

85 Sobodal, Subutai или Subudai, один из величайших монгольских вождей.-воин, так переводит Карпини слово Bahadur. (Прим. Л. И. Малеина) Субэдей-бахатур — один из наиболее талантливых полководцев Чингисхана. Возглавлявший поход против кыпчаков, разбивший русские и половецкие отряды на р. Калке. Происходил из род;) Урянхат, был ближайшим сподвижником Чингиса в числе девяти Орлюков. Чнигис так характеризовал наиболее близких ему сподвижников, в том числе к Субэдей-бахатура: «Хубилай, да Джемел, Чжебе и Субэдей словно четыре свирепых пса у меня; куда бы я ни послал вас, вы крепкие камни разбивали в куски, скалы ниспровергали; глубокую воду останавливали; потому что в битвах я велел вам быть впереди» (Сокровенное сказание, стр. 119).   Субэдей носил .титул «bahatur», или «bagatur», что значит «богатырь».

86 В русских летописях Беркай и Бирка, особенно угнетавший русских, так что в наших летописях отмечается, что по смерти этого хана «бысть ослоба Русской земле». (Прим. А. И. Малеина.) Бэркэ, сын Джочи и брат Бату, после смерти которого был его преемником в «Золотой орде» под именем Бэркэ-хана (1256—1266). Уделял много внимания развитию торговли и ремесленной промышленности. Выстроил вторую столицу Золотой орды, известную под его именем как «Сарай-Бэркэ». В исторической литературе этот город часто именуется Новым Сараем. Его развалины находятся недалеко от Сталинграда; он был расположен на рукаве Волги Ахтубе, где в настоящее время стоит город Ленинск.  Бэркэ-хан, повидимому из политических соображений, принял Ислам. Собственное имя Бэркэ по-монгольски значит «трудный, затруднительный», По-тюркски, согласно утверждению В. Минорского, значит "заложник". .

87 Варианты: Montij, Моnсу. Это Maychi, второй сын Хыаадая. (Прим. А. И. Малеина.) У Чагатая был сын Мотукан.

88 Плано Карпиии называет этого князя тлкже Curomza. Вероятно, это был третий сын Орду, внук Джочи, по имени Хурумши. Среди чингисханидов, имелось несколько Хурумши. Но тот, о котором упоминает Плано Карпини, был скорее всего сыном Орду и племянником Бату, который, вполне естественно, мог послать своего племянника командовать на Днепре. В русских летописях есть упоминание о Хурумши в форме Куремша.

89 Плано Карпини дает верную и точную характеристику власти великого хана в Монгольской империи. Великий хан обладал не только полнотой власти, но, и являлся верховным собственником всех земель и полным распорядителем жизни своих подданных. Плано Карпини, повидимому, в этом разделе излагает. положения Ясы, относящиеся к власти великого хана.

90 В Монгольской империи для обслуживания всей системы управления была организована в 1235 г. почтовая служба, обязанная перевозить послов, гонцов и всяких чиновных лиц. Были организованы почтовые станции — ямы, на которых должны были находиться по 20 человек улачинов и табун свежих лoшадей, а также стадо баранов, для продовольствия приезжающих. Содержание ямов и средств передвижения — "ула" ложилось тяжелой повинностью на население.

91 На курилтае 1229 г. были решены военные походы: 1) против Хорезмийского султана Джелал-уд-дина, вернувшегося из Индии и вновь захватившего часть своих прежних владении. Во главе этого похода находился Чормaгун, а не Бату, как указывает Плано Карпини; 2) был решен также поход против кыпчаков, в котором принимал участие и Бату. Именно кыпчаков и имеет и виду Плано Карпини, когда говорит о бисерминах. Бисермины, т. е. бусурмане, что является искаженном названия «мусульмане».

92 Вероятно, на р. Сыр-Дарье. (Прим. А. И. Малеина.) В долине р. Сырдарьи был расположен г. Барчкенд, или Барчынлыгкенд.

93 Город Янчикент, находившийся в низовьях р. Сыр-Дарьи. Ныне его развалины известны под именем Джаныкент.

94 Судя по описанию города, которое делает Плано Карпини, под этим названием следует понимать Ургенч, столицу Хорезма, при завоевании которой был применен отвод русла реки. Об этом имеются сведения у персидских историков (Ибн-ал-Асир, Джувейни). Следует отметить, что в различных манускриптаx труда Плано Карпини написание названия этого города дается по-разному Орнас, Орнак, Орнар. Послединий вариант названия позволил Э. Бретшнейдеру отождествить его с Отраром. Подкрепляющим обстоятельством этого отождествления служит утверждение Плано Карпини о том что г. Орнас: стоит на однйо реке с Ианкинтом. Несмотря на этy аргументацию, современныe нам ученые, считают, что под Орнасом следует понимать Ургенч, так как описание Планo Карпини соответсвует именно Ургенчу. (См. С. II. Толстой. Древний Хорезм; Л.  Ю. Якубовский. Развалины Ургенча.) С. П. Толстов при этом полагает, что Плано Карпини спутал названия рек, что вполне допустимо. Именно в Ургенч вели пути из южнорусских степей, а из Ургенча в Фараб (впоследствии Отрар), откуда начинался знаменитый шелковый путь в Китай и Монголию. Ургенч был большим, оживленным городом, который, несмотря на жестокое разрушение, причиненное монголами, уже в ХIII в. вернул свое домонгольское торговое и культурное значение. Ибн-ал-Асир. описавший мрачную картину разрушения Ургенча, затем отмечает: «(Области Mавераннaxpa опять стали обстраиваться и они (татары) построили большой город поблизости от г. Хорезма (т. е. Ургенча)». (Цит. по книге А Ю. Якубовскогo. Развалины Ургенча, cтp. 13.) Ургенч быстро обстроился и был одним из узловых пунктов на караванном пути из Восточной Европы в Монголию. Этим путем шел, вероятно, и Плано Карпини в 1246 г. (см. Л. Ю. Якубовский. Развалины Ургенча, стр. 15). Развалины Ургенча находятся на месте нынешнего Куня-Ургенч и были основательно изучены Л. Ю. Якубовским. Название Орнас у Плано Карпини могло произойти от смешения двух названии-Ургенч и Ашнас, последний был также хорезмийским городом, расположенным в нижнем течении Сыр-Дарьи.

95 Народ тюркского происхождения, обитавший в низовьях Волги н волжско-донских степях. В VII в. хазары образовали Хазарский каганат, военно-административное объединение, державшееся на угнетении других народов. Хазарский каганат просуществовал до Х в. и распался под напором русских князей с запада, а печенегов и кыпчаков с востока. Киевский князь Святослав окончательно разгромил хазаров. Но хазарские города — столица Итиль на Волге, Саркел, или Белая Вежа, на Дону, перейдя к другим народам, продолжали существовать н после распада каганата. Впоследствии хазары, как народность, исчезли, потеряв свой язык и даже этнический тип. Важнейшим памятником хазарской письменности считается «еврейско-хазарская переписка», имеющая значение для истории народов СССР. Несомненный интерес представляет собой упоминание Плано Карпини о хазарах, позволяющее предполагать, что в ХIII в. хазары еще не растворились среди других народностей.

96 Народ принадлежащий к арийской расе и притом к иранской е ветви. См. обстоятельную монографию npoф. К). Л. Кулаковского «Аланы по сведениям классических и византийских писателей» («Чтения в историческом обществе Нестора-летописца», кн. XIII, Киев, 1899), где указана и другая главная Литература (см. особ. «Живую старину», за 1894 г., стр. 65-77), «Совершенно ...неизвестна нам судьба аланских поселении, которые в придонских местностях встречали Плано Карпини и Рубруквис. Но не лишено интереса отметить, что на территории стенного Крыма в нынешнем Евпаторийском уезде живет и поныне имя Ас в названиях двух волостей: Биюк-Ас и Кучук-Ас, т. е. Большой и Малый Ас» (Ю. А. Кулаковский, стр. 65). (Прим. А. И, Малеина.)  Аланы — кочевые племена сарматского происхождения, жившие в южнорусских степях. Часть аланских племен в результате великого переселения народов ушла в Европу, часть же осталась и вошла в состав Хазарского каганата. От аланов остались интересные и богатые по археологическим материалам погребения в Керчи, Осетии, на Донце и в других местностях. Аланы считаются предками осетин.

97 В данном случае под саррацинами подразумеваются хорезмийцы.

98 То есть торков. Это одно из тюркских племен, кочевавшее в южнорусских степях. (Прим. А. И. Малеина.)  Торки—кочевой народ тюркского происхождения, появившийся в южнорусских степях В середине XI в. Неоднократно упоминается в русских летописях. Во второй половине XI в. тории совершили набег на Русь, no были разбиты. Торки прошли на запад, перешли Дунай и, разорил Македонию, двинулись на Константинополь. Не дойдя до него, повернули обратно, так как военачальники торков были, повидимому, подкуплены греками. При этом большая часть торков была истреблена, часть же, вернувшаяся обратно, была расселена русскими в городах.

99 Киев был осажден осенью 1240 г. во время второго похода Бату на южную Русь. Во главе монгольских войск, осадивших Киев, находился сам Бату. Русский летописец, описывая осаду, рассказывает о величине монгольских войск в следующих словах: »окружи град и остолпи сила татарская... От гласа скрипения телег его, множества ревения вельблуд его и ржания от гласа стад конь его... человеческого голоса не слышно» (Ипатьевская летопись, 1871, Стр. 522). Киев был взят, повидимому, в начале декабря 1240 г. (русские летописи указывают различные даты: 19 ноября и 6 декабря) и подвергнут жестокому разгрому.

100 Монгольские отряды вторгались в Польшу несколько раз в течение 1240 и 1241 гг. Они разорили Люблин, Сандомир, Краков, прошли в Силезию, где разбили встретившие их войска силезского герцога Генриха, который был убит в сражении под Лигницем. Полному разорению подверглась также Моравия.

Одновременно с действиями отрядов в Польше, основная монгольская армия под руководством Бату вторглась в Венгрию черед горный проход, называвшийся «ворота в Русь», а отряды царевича Кадана и Субэдеи-бахатура в это же время вошли в Венгрию со стороны Молдавии. Венгерские войска, пытавшиеся оказать сопротивление под Пештом, были разбиты, и столица Венгрии была взята приступом. Монголы преследовали бежавшие поиска венгров, захватывая город за городом, опустошая страну. В погоне за королем Бэла монгольские отряды дошли до берегов Адриатического моря. Но в 1242 г. Бату прервал военные действия и повернул свои войска обратно в Монголию, получив известие о смерти Угэдэя. Западноевропейские хронисты и историки объясняют этот внезапный уход монгольских отрядов страхом и отпором, который им внушали рыцарские войска. Но главной причиной отступления монголов было и мужественное сопротивление русских, ослабившее монгольские войска, И большое восстание в Булгарии — монгольские завоеватели боялись за свой тыл.

101 То есть мордвы, племени финского происхождения, обитавшего в бассейне нижнегo течения Волги (по рекам Мокша, Сура). Часть мордовских земель была покорена монголами в 1229 г. Монголы ценили меха, мед. воск и xлеб, имевшиеся у мордвы (см. Л. А. Коротков, К вопросу о северных улусах Золотоордынского xaнствa, cтp. 77). Окончательное покорение полуразорeнной мордовской земли произошло в 1239 г.

102 Речь идет о Волжской Булгарии, которая появилась в результате pacпада "Великой Булгарии", сильного племенного союза, о военных походах которого на Византию неоднократно упоминают византийские историки. «Великая Булгария», в VII в. под напором хазар распалась, часть булгар ушла на Дунай, часть — в Среднее Поволжье, где и образовала раннефеодальное государство волжских булгар, на территории бассейна Камы и слияния ее с Волгой. Булгары отличались высоко развитой культурой, занимались земледелием и скотоводством, имели ряд городов, наиболее крупными из которых были: Биляр, Булгар, Сувар и др. Название города Биляр арабскими средневековыми географами применялось к Булгарии вообще. Плано Карпини также именует булгар билерами. О хозяйстве, быте, торговле булгар сохранились интересные сведения у арабских путешественников XII в. Ибн-Фадлана ( Путешествие Ибн-Фадлана. Перевод с арабского под ред. И. Ю. Крачковского. Л., 1939.) , Ибн-Руста. Монгольскому нашествию булгары впервые подверглись в 1223 г., но сумели дать монголам отпор. Покорены же булгары были в 1236 г. войсками Бату, разорившими булгарские города. Булгары все же покорились не сразу они восставали против монгольских поработителей: особенно большое восстание произошло в 1240 г. Затем Булгария вошла в cocтaв Золотой oрды. О Булгaрии см. «Историю Тачарской ССР», т. 1, Kaзань, 1955, cтр. 42-98.

103 В данном случае под Баскapт надо понимать башкиров. (Следует отметить. что название Башкырд (Баскарт у Плано Карпини) употреблялось арабскими и персидскими авторами для обозначения Венгрии, что и явилось причиной употребления этого термина Плано Карпини. Плано Карпини трижды в своей книге повторяет это положение. Согласно новейшим исследованиям. между средневековыми башкирами Приуралья и венграми cyществует племенное родство. Под напором кочевых народностей часть башкир ушла на запад и осела в Венгрии, оставшиеся же башкиры смешались с тюрками и монголами, потеряли свой язык и в конце концов дали совсем новую этнически народность, называвшуюся также башкирами.

104 Финские племена, жившие в Пермской и Вятской губерниях. Упоминание про дым объясняется тем, что они постоянно разводят ею летом для удаления мух и комаров. (Прим. Л. И. Малеина.)  Арабские и средневековые авторы называют борасситами пермяков, вотяков и другие племена финского происхождения, обтавшие в бассейне р. Вятки и других областях на север от Волжской Булгарии. Замечание Плано Карпини о дыме вряд ли следует понимать столь конкретно, как это делает Л. Малеин. Скорее всего Плано Карпини в данном случае повторяет одну из легенд о народах северо-востока, которые были широко распространены у античных авторов. Рассказы о народах, питающихся воздухом или запахами, имеются у Плиния, Страбона и других античных писателей.

105 То есть к самоедам. Сообщение Плано Карпини о самоедах было одним из первых известий об этом народе и западноевропейской географической литературе. Это сообщение наряду с достаточно достоверными известиями о жизни и занятиях самоедов содержит также ясное указание на их местообитание и до сих пор невыясненное положение о том, что монголы совершили поход на самоедов. Подтверждение этого последнего указания Плано Карпини мы не находим ни в монгольских летописях, вообще очень скупо сообщающих о походах Чингис-хана, ни в китайских анналах. Тем не менее, повидимому, именно это указание Плано Карпини послужило причиной создания так называемой теории южного происхождения самоедов, которой придерживаются советские этнографы. Авторы этой теории Фишер, Кастрен предполагали, что самоеды первоначально жили южнее, где-то в верховьях Енисея, откуда были затем вытеснены на север.

106 А. И Малеин, основываясь, повидимому, на работе Лерберга (Лерберг. Исследование, служащее к объяснению древней русской истории, СПб., 1819.), видел в этом сообщении Плано Карпини искаженное известие о моржах и тюленях. Другой комментатор «Истории Монгалов» д'Авезак полагал, что Плано Карпини сообщает какие-то сведения об исчезнувших народах, вытесненных самоедами (d Avеzас. Recueil des voyages et des memoires publie par la Societe Geographie, Paris, 1839, vol. IV, p. 493.) . Но вероятнее всего, как это отметил М. П. Алексеев (М. П. Алексеев. Сибирь в Известиях западно-европейских путешественников, стр. 12.), рассказ Плано-Карпини является отражением распространенных в средневековом литературе легенд о диковинных странах и населяющих их чудовищах. К таким легендам относятся сообщения о песиглавцах (кинокефалах), о которых рассказывают и Марко Поло, и Одорик, и другие средневековые авторы. Весьма интересно отметить, что и в монгольской средневековой литературе эта легенда о песиглавцах также нашла отражение. Так, в летописи «Ганга-ин-Урусхал» (Истоки Ганга) даются довольно подробные сведения о народах, покоренных Чингис-ханом, в том числе и о людях, имеющих голову собаки. Легенда о песиглавцах была широко распространение в Азии, ее знают также китайцы. Исследовавший китайские рассказы и людях-собаках Н. Cordier полагает, что легенда эта зародилась в Индии,и оттуда распространилась по другим странам (Н. Соrdiек. Les monstres dans la legende et dans la nature, p. 79-81). Слышал ее и Плано Карпини.

107 То есть черкесов. В данном случае Плано Карпини под названием к не подразумевает черкесов. В дальнейшем он употребляет этот же термин для обозначения киргизов. (См. прим. 131.)

108 Отражение средневековых легенд, см. прим. 106.

109 То есть Исидор Севильский (570—636), испанский епископ, выдающийся писатель раннего средневековья. Автор многочисленных сочинений обнаруживающих большую начитанность и умение популяриризировать, в доступной и краткой форме знания своего времени. Географическое сочинение Исидора «De natura rerum» было широко известно и выражало общепринятые для его времени воззрения на природу и географию. Не менее pаспространена была знаменитая книга Исидора «Etimologiarum» энциклопедического характера. Эта книга намного пережила своего автора и в течение нескольких столетий служила основным источником географических сведений. Имеются в ней и сообщения о различных чудовищных народах, населявших отдаленные и малоизвестные места, что вполне соответствовало уровню географических знаний раннего средневековья. Ссылки Плано Карпини на Исидора показывают, что он был Знаком с сочинениями испанского епископа, хотя прошло шесть столетий после смерти последнего.

110 Латинское название Грузии.

111 Повидимому, одно из названий бизанта, употреблявшегося в Византийской империи. См. прим. 115.

112 То есть султана Рума. Под названием Рум в античное время восточные народы называли Рим. После разделения Римской империи в IV в. название Рум Применялось только к Византии. С конца же XI в. оно относится лишь к Малой Азии, где после завоевания Азии огузами-туркменами образовалось государство, возглавлявшееся малоазиатской ветвью династии Сельджукидов. Во время завоевания Малой Азии монголами султаном Рума был Ала-ад-Дин Кей Кобад I (1219-1236),

113 То есть султана Xaлеба. Область Халеб находилась в северной части Cирии, столицей ее был город Маарра, вторым по величине считался одноименный с названием этой облает Халеб (современный Алеппо). Вся область находилась во владении мелика Захира Гияс-ад-дина Гази (1180—1216) из династии Эйюбидов.

114 То есть халифа Багдадского. Балдах—средневековое название Багдада, столицы дских халифов, правивших Ираном с 762 по 1258 г. Последним дским халифом был Мустасим, посла которого Плано Карпини видел в монгольской ставке во время провозглашения Гуюка великим ханом,

115 Разумеются так называемые византины, первоначально византийские солиды, а затем всякая восточная золотая монета (отсюда франц. besant). Цена ее очень, колебалась и зависела от места чеканки (и, стало быть., количества металла). С византинами, вероятно, тождественны иперперы. (IIрим. Л. И. Малеина)  В примечаниях к изданию Марко Поло В. В. Бартольд пишет: безан, или бизает по мнению Юля, Марко Поло, как и другие средневековые авторы, понимал под этим словом арабский динар (около пяти рублей). (И. II. Минаев. Путешествие Марко Поло, изд. ИРГО, под ред. В. В. Бартольда, СПб., стр. 75).

Текст приводится по изданию: Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов. М. 1957

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.