ИСТОРИЯ
ВЕЛЬФОВ
HISTORIA WELFORUM
ШТАЙНГАДЕНСКОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Так как старший Вельф после смерти своего сына
наследника от супруги более не ждал, так как не
очень любил ее и предпочитал связи с другими
женщинами, он стремился теперь вести блестящий
образ жизни, заниматься охотой, наслаждаться
зваными обедами и другими удовольствиями и
являть щедрость организацией праздников и
различными дарованиями. Чтобы ему достаточно
было средств для подобных вещей, он передал
императору Фридриху, сыну его сестры, княжество
Сардинию, герцогство Сполето, маркграфстфо
Тусцию и великолепную усадьбу Элисина, который
называется хозяйством госпожи Матильды, со всем
к нему принадлежащим и получил от него столько
золота и серебра, сколько он требовал. Немалую
часть этих денег разделил он между различными
монастырями для спасения своей души. Больше
всего дал он, однако, основанной им церкви в Штайнгадене. Также он хотел сам платить ее
работникам, как каменщикам, так и столярам,
каждый год, пока был жив. Около того времени
праздновал он на Лехской равнине за Аугсбургом, в
месте, зовомом Гунценле, с большой роскошью
праздник Троицы, на который пригласил он знатных
[людей] как от баварцев, так и от швабов, и угощал
неисчислимые, со всех сторон прибывающие толпы
[людей] великолепнейшим образом. Под конец он
обещал сыну своего брата, герцогу Саксонскому и
Баварскому, передать [ему] все свое отцовское
наследство. Однако, после того, как между ними
возникли разногласия, он изменил это соглашение
в пользу императора Фридриха и его сыновей. Так
что император Фридрих, муж предусмотрительный,
удовлетворив своего дядю как только возможно
золотом и серебром, наследством, завладев
переданным ему по народному праву, оставил часть
[себе] в знак вступления во владение [подаренным],
вознаградил Вельфа с остальными и добавил также
кое-что из своей собственности. Вельф оставил
однако некоторые ценности, которые он прежде
обещал отдать Богу для спасения своей души: а
именно Фидацхофен с к нему принадлежащим,
который он отдал [монастырю] святого Петра в Вайсенау, Берг и Вайлер со [всем] к ним
принадлежащим, которые определил он [монастырю]
святого Мартина в Вайнгартене; Видергельтдинген
и имение в Хорнеме 1,
Сардис со всеми правами, преподнес он [монастырю]
святого Иоанна Крестителя в Штайнгадене для
обустройства.
Мы считаем, что этим мы достаточно сказали о
распоряжениях, сделанных сим высокопочтенным
мужем, касательно его имуществ и его
значительного наследства. Теперь мы хотим
вкратце рассказать о остальных сторонах его
жизни. В прежних празднествах, с неизменными
затратами, не сократил он ничего, или же мало.
Рыцарям и дружинникам, находившимся при его
дворе, дарил он в подходящее время великолепное
оружие и ценные платья, изгнанных и беженцев,
откуда бы они ни приходили, принимал он добром и
поддерживал. Еще больше растрачивал он с
распутными бабами; не меньше заботился он о
раздаче милостыни и об уходе за бедными, в
особенности за слепыми и прокаженными. Что
дальше? Чем более старался он истратить, тем
больше даровал ему Бог, так что можно справедливо
сказать, что это был муж, которому счастье
улыбалось не с завязанными, но с открытыми
глазами. Наконец поразил испытанием и его, когда
преступил он порог старческого возраста, Отец
Милосердия, каковой всякого сына, которого он
принимает, бичует, и ослепил его. Этот удар снес
он с таким терпением и достоинством, что лишь
немногие смогли это постичь. С того момента он
еще больше заботился о раздаче милостыни,
держался в стороне от своих привычных
удовольствий, превратил свою жажду в умеренность
и усердно стремился поддерживать духовенство, в
особенности монастырь Штайнгаден. Также позвал
он свою супругу Уту, благородную и незапятнанную
жену, с другой стороны Альба к себе и помирился с
нею. И так впал он в Меммингене, где он часто
пребывал, в тяжелую болезнь и окончил дни свои на
семьдесят шестом году жизни в совершенном
раскаянии. Отсюда был он его министериалами,
которых он еще при жизни обязал к этому [данным]
ими словом, привезен в Штайнгаден. Во время этого
переезда ему у встретился Кауфбойрена император
Генрих на пути из Италии – честь, которую по
нашему мнению сам Бог предоставил ему. Он
[имрератор], прибыв туда, с особенными почестями
сопровождал бездушное тело некоторое время.
Когда же император Генрих двинулся далее,
почтенный труп в сопровождении многочисленных
аббатов, настоятелей, клериков, дворян и рыцарей,
как из его собственного дворового штата, так и из
соседних, был привезен в определенное место, где
епископ Удальшальк Аугсбургский, его ближайший
друг, проводил его в последний путь, похоронив
его рядом с его сыном.
Комментарии
1. Латинский текст кажется
здесь испорченным. Из сравнения разных вариантов
чтения с дарственной выходит, что двор Хорнем
возможно мог находиться в верхнебаварской
деревне Штадель, между Ландсбергом и Шонгау, а
Сардис – это Чарс в Тироле.
Текст переведен по изданию: Geschichte der Welfen. Phaidon. Essen 1996