Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ

О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ

DE NATURA RERUM

Начинается Книга о природе вещей господина епископа Испанского Исидора, обращенная к королю Сизебуту.

Введение. Исидор к господину и сыну своему Сизебуту.

1. Хотя и известно всем, что ты превосходишь меня и умом, и красноречием, и всяческим цветом учености, все же ты обременяешь меня новою заботой, требуя написать для тебя что-нибудь о природе и о причинах вещей. Я не замедлил удовлетворить твое стремление к знаниям и, пролиставши сочинения древних, изложил по порядку законы смены дней и месяцев, времен года и лет, описал природу элементов, а также движение Солнца и Луны и, наконец, свойства некоторых звезд, то есть знаки бурь и ветров ; не упустил я из виду и расположение земли, и чередование морских приливов о отливами.

2. Изучение природы всех этих вещей не следует предоставлять суеверной 1 науке, если можно рассмотреть их о помощью здравого и трезвого разума. Ведь если бы изучение этого предмета не имело вовсе никакого отношения к исследованию истины, то мудрый царь никогда не сказал бы таких слов: "Сам бог дал мне истинное знание сущего, чтобы знал я и устройство неба, и свойства элементов, и пути обращения светил, и деление времен года, и бег лет, и расположение звезд".

3. Поэтому, начав с дня, который, по-видимому, был сотворен первым из видимых вещей, мы изложим затем все остальное, о чем, насколько нам известно, высказывали свое мнение языческие или принадлежавшие к церкви мужи. Нередко мы будем излагать их мысли их же словами, чтобы их собственный авторитет придавал вес высказываниям.

Кончается предисловие, начинается оглавление.

Предлагая твоему вниманию сие сочинение, написанное в соответствии с тем, что содержится в трудах древних мужей, и в особенности мужей католических, я коротко обозначил его содержание на табличке. [137]

1. О днях.

2. О ночи.

3. О неделе.

4. О месяцах.

5. О согласии месяцев.

6. О годах.

7. О временах (года).

8. О солнцестоянии и равноденствии.

9. О мире.

10. O пяти поясах мира.

11. О частях мира.

12. О небе и его имени.

13. О небесных планетах.

14. О небесных водах.

15. О природе Солнца.

16. О величине Солнца и Луны.

17. Об орбите Солнца.

18. О свете Луны.

19. О затмениях Солнца.

20. Об орбите Луны.

21. О затмениях Луны.

22. Об орбите звезд.

23. О расположении семи блуждающих звезд.

24. О свете звезд.

25. О падающих звездах.

26. Об именах звезд.

27. Имеют ли светила душу?

28. О ночи.

29. О громе.

30. О молниях.

31. О радуге.

32. Об облаках.

33. О дождях.

34. О снеге.

35. О граде.

36. О природе ветров.

37. Об именах ветров.

38. О знаках бурь.

39. О чуме.

40. О волнении Океана.

41. Почему море не растет.

42. Почему в море вода горькая.

43. О реке Ниле.

44. Об именах морей и рек.

45. О расположении земли.

46. О землетрясении.

47. О горе Этне.

48. О частях земли.

1. Мир - это вся вселенная, состоящая из неба и земли. Апостол Павел говорит о нем: "И прейдет образ мира сего" 2. Что касается мистического толкования, то здесь мир символизирует человека, ибо, подобно тому как первый возник из соединения четырех элементов, так и второй состоит из четырех жидкостей, смешанных в определенном соотношении 3.

2. Поэтому древние усматривали связь между человеком [138] и устройством мира, ведь по-гречески мир называется "космос", а человек - "микрос космос", т.е. меньший мир. Впрочем, под "миром" Писание иногда подразумевает грешников, о которых сказано: "И мир его не познал" 4.

3. Форму же мира можно представить следующим образом: к северу мир поднимается и точно так же склоняется к югу. Голова же его и как бы лицо обращены на восток, а самая удаленная его часть - северная. Ибо всего частей его четыре: первая – восточная, вторая – южная, третья – западная, последняя и самая дальняя – северная, о которой Вергилий говорит так:

Крайние пояса два простираются справа и слева, -Синие, вечно во льду коченеют... 5

И Лукан:

Так же лежит нижний пояс вселенной под гнетом Вечной зимы и снегов... 6

10. O ПЯТИ ПОЯСАХ МИРА.

1. Давая определение миру, философы говорят о пяти поясах, на которые разделяется круг земель в которые грека называют параллелями или зонами. На них указывает Вергилий в Георгиках, говоря:

Пять поясов небеса охватили... 7

Их можно представить в виде нашей правой руки: большой палец будет арктическим поясом, необитаемым из-за холода; второй палец - пояс летний, умеренный и обитаемый; средний палец - центральный пояс, выжженный и необитаемый; четвертый - пояс зимний, умеренный, обитаемый; мизинец - пояс антарктический, холодный, необитаемый.

2.Из них первый - северный 8, второй - пояс равноденствия, третий - солнцестояния, четвертый - зимний, пятый - южный. Варрон говорит о них так:

Но окружен эфирный весь круг пятью поясами;

Опустошаются нижние вьюгами, средний - жарою, [139]

Только меж средним и крайними земли пригодны для жизни

Ведь никогда не сжигает их солнца могучее пламя.

3. Пояс равноденствия необитаем потому, что солнце, проходя по середине неба, слишком нагревает эти места, так что ни плоды не могут родиться на выжженной земле, ни люди не в состоянии вынести чрезмерного зноя. Напротив, северный и южный пояса одинаково необитаемы оттого, что слишком далеко расположены от пути солнца; они чахнут от чересчур морозного климата и ледяных ветров.

4. Пояс же солнцестояния, лежащий на востоке между северным и летним, и тот, что на западе, между летним и южным, умеренны потому, что из одного пояса получают мороз, а из другого - жару. О них Вергилий /сказал/:

Пояса два, что идут между средним и крайними, боги Смертным отдали в дар... 9

А ближе всех к летнему поясу живут те самые Эфиопы, насквозь прокаленные ужасным зноем.

11. О ЧАСТЯХ МИРА.

1. Частей мира четыре: огонь, воздух, вода, земля. Природа их следующая: огонь тонкий, острый и подвижный; воздух подвижный, острый и плотный; вода плотная, тупая и подвижная; земля плотная, тупая, неподвижная. Смешиваются они между собою так: плотная и неподвижная земля объединяется с плотностью и тупостью воды. Затем вода соединяется с плотностью и подвижностью воздуха, а воздух, в свою очередь, приобщается к острому и подвижному огню. Земля же и огонь друг от друга отделены, но связываются с помощью двух средних - воды и воздуха. Чтобы /читателю/ не перепутать эти связи и лучше их понять, я изобразил ах здесь на рисунке.

2. Впрочем, святой Амвросий считает, что эти элементы смешиваются друг с другом благодаря качествам, которые связывают их все некой общностью природы. Земля, по его словам, сухая и холодная, вода - холодная и влажная, воздух - теплый и влажный, огонь - теплый и сухой. Благодаря [140] этим качествам, допускающим возможность соединения, она смешиваются между собой так: земля, будучи сухой я холодной, соединяется с водой благодаря общности качества холодности; в свою очередь, вода объединяется о воздухом, поскольку воздух влажен. Ведь вода как бы двумя руками - холодностью и влажностью - охватывает с одной стороны воздух, о другой - землю, а именно, влажною - воздух, а холодною - землю.

3. Так же и сам воздух находится между двумя /элементами/, враждебными по природе, т.е., между водой и огнем, и привлекает к себе оба эти элементе, поскольку соединяется с водою благодаря влажности, а с огнем - благодаря теплу. Так же и огонь, будучи теплым и сухим, благодаря теплу сплетается с воздухом, а благодаря сухости приобщается к земле, и в этом кругу, как бы в хороводе, все элементы пребывают в полном согласии и взаимной дружбе. Поэтому и по-гречески они называются "кена" 10, что значит по-латыни элементы, поскольку между собой они соединяются и гармонируют. Эту их расчлененную общность 11 наглядно представляет нарисованный ниже круг.

12. О НЕБЕ И ЕГО ИМЕНИ.

1. В духовном понимании небо - это церковь, которая сверкает в этой жизни добродетелями святых, подобными сияющим светилам небесным. Часто под небом подразумеваются вое святые и ангелы, ибо небеса, о которых сказано: "Небеса проповедуют славу божию" 12, - следует считать пророками и апостолами, ведь именно они возвестили миру о его пришествии и смерти, и они же - о воскресении Христа в о его славе.

2. Святой Амвросий в написанных им книгах о сотворении мира так говорит о небе: по-гречески небо называется "уранус", у латинян же оно потому зовется "caelum", что из-за блистающих звезд, как бы нанесенных резцом, оно кажется чеканным (caelatum), подобно тому, как мы называем чеканным серебро, искрящееся выпуклым узором 13. Писание же показывает, насколько тонка природа неба, говоря, [141] что он укрепил небо, как дым.

3. Части неба суть небосвод, ось, склон, точки вращения, своды, полюсы и полушария. Небосвод есть то, чем ограничено небо. Ось есть прямая линия, которая проходит через центр небесной сферы. Склон есть одна из четырех стран света или часть неба, например, склон восточный или склон южный. Точки вращения суть крайние части оси. Своды - это края неба. Полюсы - это вершины небесных циклов, на которые главным образом и опирается сфера. Из них один, обращенный к северу, называется Борей, а второй, что по ту сторону земли - Австронотий. Полушарий же два, из них одно находится над землей, а второе - под землей.

4. Мудрецы считают, что небо днем и ночью вращается с востока на запад. Они утверждают, что оно круглое, подвижное и пылающее, что его сфера расположена под водами для того, чтобы она вращалась именно в них, и чтобы воды предотвратили ее воспламенение. Считают также, что сфера эта не имеет ни начала, ни конца 14 из-за своей шарообразности, также как невозможно сказать о круге, где он начинается, а где кончается. Говорят, что все части небесной сферы одинаковой плотности, одинаково обращены во все стороны и удалены от центра земли на одинаковое расстояние. Именно эта необычайная равномерность и делает ее такой устойчивой и не позволяет ей наклониться в какую-либо сторону, так что она удерживается на месте без всякой опоры.

5. Создание этой сферы, или круги Платон приписывал разумной деятельности творца мира, подтверждая свою точку зрения множеством аргументов: 15 во-первых, тем, что Зодиак, выходящий из углов, которые он образует пятью линиями, сам состоит из одной единственной линии; во-вторых, эта сфера не имеет ни начала, ни конца; в-третьих, она происходит из точки; в-четвертых, она движется сама по себе; кроме того, в ней нет и следа каких-либо углов, она заключает в себе все звезды и движение ее правильно, в то время как шесть других видов движения неправильны, а именно, движение вперед, назад, вправо, влево, вверх и вниз; наконец, эту линию невозможно вывести за пределы круга. [142]

6. Как мы уже сказали, небо вращается на двух осях. Первая - Борей, ее мы называем Северной; здесь находится Арктос, т.е. Семизвездье 16, которое и нам часто видно. Напротив Борея лежит Нотий, который мы зовем Южным. По словам Цицерона, он накрыт землей, а греки называют его Афанес 17. Полюс же, говорят, несется с такой быстротою, что если бы навстречу ему не мчались стремглав звезды, он мог бы разрушить землю. Ведь именно бег светил сдерживает его стремительное вращение, и недаром говорит Лукан:

Звезды одни лишь стремительный бег умеряют Олимпа,

Полюсу мчатся навстречу, по разным вращаясь орбитам 18

13. О СЕМИ ПЛАНЕТАХ НЕБА И ОБ ИХ ОБРАЩЕНИИ

1. Святой Амвросий в книге о шести днях творения высказывается на эту тему так 19: мы читаем у Давида 20: "Хвалите его, небеса небес". Но существует спор о том, единственно ли небо или нет, причем одни утверждают, что небес множество, а другие отрицают существование каких-либо иных, кроме одного. Философы же говорят о семи небесах мира, имея в виду планеты, движущиеся вместе с гармоничным движением сфер. По их мнению /планеты/ прикреплены к своим орбитам, а сами орбиты связаны и как бы переплетены между собою, так что /планеты/ движутся назад и в противоположную звездам сторону. Точно так же и в церковных книгах мы читаем о небесах небес, и апостол Павел утверждает, что был вознесен на третье небо. Впрочем, о числе их не следует рассуждать человеческой суетности.

2. Бог создал планеты не перемешанными в беспорядке, но разделил их, расположив в определенном порядке по своим местам. Так, высший круг неба он отделил особой границей, сделал его повсюду равномерным и равноудаленным отовсюду и поместил в нем силы духовных тварей. /Огненную/ природу этого неба Создатель умерил водами, чтобы пламя находящегося сверху огня не охватило нижележащие элементы. Затем он сделал твердым круг нижнего неба, наделив его множеством разных движений, а не единым и однообразным. Это небо [143] он назвал твердью, так как оно поддерживает верхние воды.

14.О ВОДАХ, НАХОДЯЩИХСЯ НАД НЕБЕСАМИ 21

1. Вот высказывание /на этот счет/ Амвросия: Мудрецы мира сего утверждают, что не может быть вод над небесами, ибо считают небо огненным, с каковым никак не может сочетаться природа вод. Называя небесную сферу вращающимся и пылающим шаром, они прибавляют, что при таком быстром круговращении воды не могут находиться в равновесии. Ибо они неизбежно должны разлиться и стечь вниз: ведь шар этот вращается сверху донизу, следовательно, воды никак не могут пребывать в равновесии: стремительное вращение небесной оси заставило бы их разлиться.

2. Но пусть откажутся они от своего безумства и пусть признают со стыдом, что тот, кто смог сотворить все из ничего, смог также и природу небесных вод сделать неподвижной и твердой, как лед. Ведь если они сами признают, что вращающаяся сфера блещет горящими звездами, то неужели, /по их мнению/, божий промысел не позаботился о том, чтобы в середине небесной сферы и над нею растеклась вода, которая умерила бы жар пылающей /небесной/ оси?

15.О ПРИРОДЕ СОЛНЦА

1.Вот что пишет Амвросий в книге "Шестоднев": философы, - говорит он, - не допускают горячей природы солнца, поскольку оно белое, а не красное и не рыжее, подобно огню. Следовательно, оно не огненно по природе. Если и есть в нем какой-то жар, то он появляется от чрезмерной скорости его вращения. Из этого они делают вывод, что солнце не способно высушивать влагу, так как не имеет природного жара, от которого влага отчасти испаряется или совсем исчезает. Впрочем, это их заключение вполне несостоятельно, поскольку совершенно безразлично, имеет ли кто жар от природы, или от какого-либо внешнего воздействия, или от любой другой причины.

2. Мы же полагаем, что солнце обладает силой как [144] освещать, так и испарять. Ибо оно огненно, огонь же и светит и сушит. Некоторые, впрочем, считают, что солнечный огонь поддерживается водой и что солнце получает силу света и тепла от противоположного элемента. Почему мы и видим иногда солнце влажным и розовым: это очевидное указание на то, что оно вбирает воду для смягчения своего /жара/.

3. Вот все то, что касается его природы. В духовном же понимании солнце есть Христос, как написано в книге пророка Малахии: "А для вас, благоговеющие пред именем моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах его" 22. Здесь под /словом/ "солнце" совершенно справедливо понимается Христос, ибо, взойдя, он закатился из-за плотской природы своей, а благодаря духовной природе снова взошел. И подобно тому, как солнце освещает, греет и освежает в прохладной тени здоровых /людей/, а больных лихорадкой сжигает удвоенным жаром палящего зноя, так и Христос освещает верующих огнем вечного пламени.

16. О ВЕЛИЧИНЕ СОЛНЦА И ЛУНЫ

1. В той же книге тот же учитель 23 свидетельствует следующее: нет такой вещи, к которой солнечный луч подходил бы ближе, или от которой он отстоял бы дальше, /чем от других/. Точно также и лунный шар равноудален отовсюду. Солнце одинаково и для индов и для британнов; в один и тот же момент оно является при восходе и тем и другим; склоняясь к закату, оно так же хорошо видимо на Востоке, как и на Западе, а при восходе оно кажется жителям Востока ближе. А ведь какое расстояние, - восклицает /Амвросий/, -между Востоком и Западом! Однако /расстояние это относительно/: так отстоят они друг от друга. А солнце ни от чего не отстоит: оно ни к чему не приближено, ни от чего не удалено.

2. И пусть никого не удивляет, что солнце при восходе кажется не больше локтя в диаметре; следует вспомнить о расстоянии между солнцем и землей, которое так велико, что его едва в силах преодолеть слабость и убогость нашего зрения. Мудрецы же говорят, что /солнце/ в несколько раз [145] больше земли.

3. Луну считают меньшей, чем солнце, ибо все, что ближе к нам, кажется больше, ведь сила зрения ослабевает по мере удаления рассматриваемого предмета А луна, хоть она и ближе к нам, все же и зрению нашему не представляется большей, чем солнце. Солнце же, находящееся гораздо выше луны, тем не менее и нам кажется большим. А если бы оно приблизилось к нам, то стало бы еще во много раз больше.

17. О ДВИЖЕНИИ СОЛНЦА

1. Древние /астрономы/ Арат и Гигин утверждают, что солнце движется само по себе, а не вращается вместе с миром, само оставаясь на одном месте. Ведь если бы оно оставалось неподвижным, то должно было бы заходить и всходить на том же самом месте, где всходило вчера, так же как восходят и заходят остальные светила. Кроме того, если бы это было так, все дни и ночи были бы равны, и каждый день /в году/ длился бы столько же, сколько сегодняшний.

2. Точно так же и ночь оставалась бы всегда одинаковой. Но мы знаем, что продолжительность дня меняется в что солнце заходит назавтра не в том месте, где зашло вчера, - ведь, действительно, оно восходит и заходит в разных местах, - поэтому и считают философы, что оно никак не может вращаться вместе с миром, будучи само неподвижно, но что оно движется само по себе. Погрузив свое пылающее колесо в океан, оно возвращается неведомыми нам путями к тому месту, откуда вышло, и, завершив ночной круг, снова поспешно покидает свое место. По наклонной и ломаной линии оно проходит от Австра к Борею и таким образом возвращается на восток. Зимой оно движется по южной частя неба, а летом ближе к Семизвездью 24. Находясь же близ Семизвездья, оно поднимается очень высоко.

3. Различные места и времена /восхода/ бог установил солнцу для того, чтобы оно, оставаясь в одних и тех же местах, не погубило их ежедневным зноем. А по словам Климента 25 — оно движется различными путями для того, чтобы распределить в соответствии с временами года температуру воздуха [146] и сохранить последовательность и перемену времен/года/. Ибо когда оно начинает подниматься выше, наступает весна, когда же достигает вершины неба, разжигает летнюю жару. Опускаясь снова, возвращает умеренность осени, а вернувшись на нижний круг, сковывает все зимнею стужей из ледяного пояса неба.

4. Благодаря солнцу существуют часы; с его восходом начинаются дни, а с заходом - ночи; по нему высчитываются месяцы и годы; благодаря ему происходит смена времен /года/. Однако, хотя солнце - наш добрый и заботливый помощник, регулирующий смену /времен года/, вое же иногда, когда по воле божией пагуба ниспосылается смертным, оно жестоко раскаляется и иссушает мир чрезмерно сильным пламенем, и взметает вихрями жаркий воздух, и человеческие бедствия и гибель распространяются по земле, и моровая язва насылается в этот год на всех животных, и чума уносит людей.

5. Путь солнца после восхода лежит через Австр, то есть по югу, и, пройдя эту южную часть небосвода, оно невидимо возвращается на свое место. Ибо мир сей создан подобно церкви, в которой господь наш Иисус Христос, вечное Солнце, проходит путь свой, который поэтому и зовут южным. А для Аквилона, то есть для противной части, он не всходит, и они скажут поэтому в Судный день: "Светоч правды не светил нам, и солнце не взошло для нас". Для благоговеющих же перед господом "взойдет Солнце правды, и исцеление в лучах его 26, как сказано в Писании. А для злых даже в пол- . день ночь, ведь сказано: "И кто выдержит день пришествия его, и кто устоит, когда он явится?" 27

18. О СВЕТЕ ЛУНЫ

1. Святой Августин в комментарии к десятому псалму пишет 28 :откуда, спрашивается, получает свет луна? На этот счет имеются две точки зрения, но говорят, что едва ли кто может определить, какая из них истинна. А именно, одни считают, что луна имеет собственный свет, причем одна сторона ее шара светоносная, а другая темная, и, двигаясь по своей орбите, она постепенно поворачивается к земле светящейся частью, так что мало-помалу становится: [147] видимой для нас, в поэтому кажется вначале рогатой.

2. Ибо если ты сделаешь шар, наполовину блестящий, а наполовину темный, и затем повернешь к себе темную часть, то не увидишь блеска; когда же начнешь постепенно поворачивать к себе светлую сторону, увидишь вначале как бы блестящие рога; затем они будут понемногу расти, до тех пор пока вся блестящая половина не окажется перед глазами, а темной части не будет видно совсем. Если же снова будешь понемногу поворачивать его, начнет появляться темнота, а блеск будет уменьшаться, пока вновь не дойдет до рогов и, наконец, совсем не скроется из глаз, и снова будет видна только темная часть. Именно это, говорят, и происходит о луной, когда мы видим, как растет ее свет до пятнадцатого дня, а затем снова убывает до тридцатого и переходит в рога, после чего и вовсе не видно в ней /луне/ света.

3. Другие же утверждают, напротив, что луна блестит не своим светом, а заимствованным у солнца. Ведь солнце расположено выше луны, поэтому, находясь под солнцем, она светится верхней своей стороной, а нижняя, обращенная к земле, в это время темная. Когда же она постепенно отходит от солнца, то освещается с той стороны, что обращена к земле, начиная с рогов. Так понемногу, по мере отдаления ее от солнца, освещается вся нижняя ее часть, до тех пор пока не получится пятнадцатая, /т.е. полная/ луна. После же середины месяца она начинает приближаться к солнцу по другой полуокружности и, чем больше освещается с верхней стороны, тем меньше воспринимает солнечных лучей тою частью, что обращена к земле, и потому кажется нам убывающей.

4.Совершенно очевидно и легко понятно для всякого, кто над этим задумается, что луна увеличивается в наших глазах не иначе, как при удалении от солнца, и уменьшается только при приближении к нему с другой стороны. Следовательно, именно от него получает она свой свет и, находясь под ним, всегда кажется маленькой, удаляясь же от него становится большой и полной. Ведь если бы она имела свой собственный свет, то должна была бы быть всегда одинаковой и не [148] худела бы так к тридцатому дню; и если бы она имела свой собственный свет, то не было бы никогда лунных затмений.

5. В мистическом же понимании луна символизирует этот мир, ибо, подобно тому как она, увеличиваясь каждый месяц, приходит затем в упадок, так и мир сей, стремясь к полноте, приходит в упадок ежедневно. Луна, проходя различные фазы своего пути, убывает, чтобы расти, и растет, чтобы снова исчезнуть. Эти чередующиеся изменения своего светила она являет как урок людям, которые рождаются для смерти и умирают для жизни; появляясь каждый раз снова и увеличиваясь, луна указывает тем самым на вечность души.

6. А иногда та же луна понимается как церковь, потому что она также освещается солнцем, как церковь Христом. И как луна убывает и растет, так же и церковь испытывает /периоды/ упадка и возрождения. Ибо не раз возрастала она и возрождалась из упадка, терпя ущерб из-за гонений и получая в то же время венец за мученичество своих приверженцев. И как луна вызывает обильную росу и управляет всеми водяными субстанциями, так и церковь обильна крещением и проповедью. И как с ростом луны растут все потоки, а с убыванием ее, уменьшаются, так и мы благоденствуем, пока церковь процветает, когда же она терпит гонения и приходит в упадок, приходим в упадок и мы, и страдаем от тех же преследований.

27. ИМЕЮТ ЛИ СВЕТИЛА ДУШУ? 29

1. из-за этого очень трудно установить, действительно ли они одушевлены, или только кажутся разумными. [149]

2. Соломон, говоря о солнце: "Круг за кругом движется дух и возвращается на круги своя", - указывает тем самым на то, что солнце есть дух, /а отсюда следует/, что оно - животное, которое дышит, полно сил и совершает свои ежегодные обороты, как говорит поэт:

Солнце свой круг пролетело меж тем и год завершило 30;

и в другом месте:

Лунный блистающий шар, и Титана светоч, и звезды, -

Все питает душа... 31.

Но если тела звезд имеют души, то спрашивается, что же они будут делать после воскресения?

43. О НИЛЕ

1. В Египте, где воздух горяч и всегда светит солнце, никогда не бывает ни туч, ни дождей. Эти места орошает летом река Нил, заменяющая для египтян дождь. Река эта берет начало на юго-востоке. Пассаты же в Египте дуют со стороны Зефира, то есть с запада, причем начинаются они в определенное время, а именно в мае месяце, когда появляется слабый ветерок, который, однако, с каждым днем крепчает.

2. Дуют они от шестого часа до десятого 32 и гонят морские волны к берегу, так что устье Нила перекрывается огромными нагромождениями песка; река, гонимая вспять, вспухает и устремляется назад, к югу, вырываясь из своего русла. В это-то время Нил и разливается по полям Египта, а когда улягутся пассаты и прорвется песчаная преграда в устье, река возвращается в свое прежнее русло.

45. О РАСПОЛОЖЕНИИ ЗЕМЛИ

1. В защиту того мнения, что земля покоится на воздухе и пребывает неподвижной благодаря равновесию, Амвросий высказывается следующим образом: что касается природы 33 или расположения земли, то достаточно нам знать, как сказано в книге Иова, что он "повесил землю ни на чем... распростер над пустотою" 34. Похожие мнения выдвигают и [150] философы, говоря, что земля поддерживается сгустившимся воздухом или что она висит неподвижно благодаря собственной тяжести, ибо стоило бы ей наклониться в ту или иную сторону, как противоположная ее сторона тотчас же перевесила бы и вновь установилось бы равновесие; таким образом, она весит, как /птица/, опирающаяся на распростертые крылья 35. 2.И тем не менее /остается все же неясным/, висит ли земля благодаря густоте воздуха, или поддерживается водой, ведь, сказано же в Писании: "Утвердил землю на водах" 36 и каким образом мягкий воздух может выдерживать такую громаду как земля? Или, если столь невероятная тяжесть находится над водой, то почему она не тонет а не переворачивается другой стороной вниз? - Этого нельзя знать никому из смертных, и не дозволено нам испытывать столь выдающееся творение божественного искусства; достаточно нам знать, что по закону могущества божия земля останется неподвижной, над водой ли, или на облаках. Все то, что скрыто от природы смертных, должно предоставить божественной власти.

48.О ЧАСТЯХ ЗЕМЛИ

1. Теперь мы опишем расположение суши и укажем по порядку, в каких местах омывает и разделяет ее море. По свидетельству Гигина, суша помещается в середине мира и отстоит от всех его сторон на одинаковое расстояние, занимая, таким образом, центр. Океан же, разлившийся по всему экватору 37 /земного/ шара, омывает границы всего почти круга земель. Поэтому и считают многие, что заходящие светила падают в Океан.

2. Суша разделена на три части, из которых одна зовется Европой, вторая - Азией, третья - Африкой, Европу от Африки отделяет море, начинающееся от самого Океана и от Геркулесовых столпов. Азию же от Ливии и Египта отграничивает устье реки Нила, которое называют Канопским. Европу и Азию разделяет Танаис (Дон), впадающий в огромное болото, которое зовут Меотидой (Азовское море). По словам блаженнейшего Августина, Азия простирается с юга через весь восток до самого севера, Европа - с севера до запада, а [151] оттуда - Африка, от запада до юга.

3. Из этого видно, что половину /земного/ круга занимают вдвоем Европа и Африка, а другую половину - одна Азия. Через пролив между Европой и Африкой вливаются океанские воды, омывающие сушу изнутри и образующие наше Великое море (Средиземное). Протяженность же всей суши геометры исчисляют в 140 тысяч стадий.

Комментарии

1 Isiidori Hispalensis. De Natura rerum, praefatio. Далее ссылки на это сочинение Исидора Севильского по изданию: Fontaine J. Isidore de Seville. Traite de la nature, suivi de 1'Ерitre en vers du roi Slsebut a Isidore. -Bordeaux, 1960. В обращении, предпосланном трактату "О природе вещей", Исидор называет Сисебута "господином и сыном". Можно усмотреть в этом отражение его отношения как высокого иерарха церкви к королевской власти (с одной стороны - подчинение ей, а с другой - покровительство), но дальнейший тон обращения более "теплый", чем мог бы быть в таком официальном случае. В своей "Истории королей готов, вандалов и свевов" Исидор называет Сисебута "христианнейшим" королем. См.: Isidori Hispalensis Historia de regibus gothorum, vandalorum et suevorum. - Patrologiae cursus completus. Series latina. Ed. J.-P. Migne., t.83 ( далее - PL), col.1073 bc: Sisebutus christianissimus post Gundemarum, ad regale fastigium evocator... Fuit autem eloquio nitidus, sentetntia doctus, scientia litterarum magna ex parte imbutus. In Judiciis justitia et pietate strenuus ac praestantissimus, mente benignus, splendore regne praecipuus, in bellicis quoque documentis ac victoriis clarus.

2 Уколова В.И. Исидор Севильский как деятель культуры раннего средневековья, (Здесь же библиография проблемы). Новейший обзор зарубежной литературы об Исидоре Севильском см.: Hilgarth J.H. The Position of Isidorian Studies: A Critical Review of the Literature 1936-1975. - Studi medievali. Ser.III, anno XXIV, fasc.II, 1983, decembre, p. 815-905.

3 См. об этом: Уколова В.И. Первый средневековый энциклопедист. - ВИ, 1983, № 6.

4 О хронологии работ Исидора см.: Aldama J.A. de. Indicationes sobre la cronologia de las obras de S.Isidoro. - Miscellanea Isidoriana. - Romae, 1936, p.57-89, Villada Garcia Z. La obra de S.Isidoro de Sevilla. Valoracion y sugerencias. - Ibidem., p.33-68, Fontaine J. Isidore de Seville. - Dictionnaire de Spiritualite, v. VII, 2, Paris, 1971, p.2104-16.

5 Isidori Hiepalensis. De natura rerum, praef. (далее - Nat.).

6 Ibid., также , PL с.1073 bc.

7 Fontaine J. Traite de la nature..., p.4.

8 Fontaine J. Isidore de Seville et l'astrologie. - REL, n-31 (1953), p.271-300; McKenna S. Paganism a”d Pagan Survivals in Spain up to the Fall of the Visigothic Kingdom. - Washington, 1938, p.140; Самодурова З.Г. Естественнонаучные знания. - В кн.: Культуре Византии. - М., 1984, с.412-414.;

9 Fontaine J. Traite..., p.4. Об этом же свидетельство Ильдефонса Толедского; "Eugenius... ingenio callens.

Nam numeros statum Incrementa decrementaque cursus resursusque lunarum tanta perita novit ut consideratlones disputatlonis eius auditorem et in stuporem verterent et in . desilderabilem doctrinam induceret. - PL, t.96, c.204 a.

10 См.: Yaben H. Las ideas juridicas de San Isidoro. - Revista eclesiastica, 1936, №10, p.56l-74; 1937, №11, p.3-18; Garcia-Pelayo Alonso M. Los conceptos juridicos fundamentales en San Isidoro de Sevilla. - Revista de ciencias Juridicas y sociales, 1934” №17, p.375-94; Churruca J. de. Presupuestos para el estudio de las fuentes juridicas de Isidoro de Sevilla. - Annuario de historia del derecho espanol, 1973, №143, P.429-43.

11 Gregorii Magni Epistolae II, 66 - PL, t.77, c: 12036 ; Appropinquante autem eodem mundi termino, multa imminent quae ante non fuerunt, vidilicet immutationes acris terro-resque de caelo et contra ordinem temporum tempestatee, bella, fames” pestilentiae” terree motus...

12 Например, в трактовке творения мира. - Isidori Hispalensis Differentiarum libres tres. II, XI, 27-31, PL, с.74 c - 75 a.

13 Nat., praef., 2

14 Ibid.

15 Кроме предисловия Ж. Фонтэна к изданию трактата, см.: Dias y Diaz M.C. La transmision de los textos antiguos en la peninsula iberica en los siglos VII-XI. - La Cultura antica nell'Occidente latino del VII all'XI secolo. - Spoleto, 1975. (Settimane di studio, XXII), pp. 133-75.

16 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд.2-е, т.21, с.304 – 305.

17 Лукреций. О природе вещей. т.I-II. М., 1946, т.II, с.299. Новое издание Лукреция - Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983 - снабжено очень глубокой и тонкой по исследовательским подходам вступительной статьей Т. В. Васильевой: "Философия и поэзия перед загадкой природы", c. 5-24.

18 Зубов В.П. Аристотель. М., 1963, с.60.

19 Лукреций. О природе вещей, т. П, с.300.

20 Gasparotto G. Isidoro e Lucrezio. - Memorie della Academia Patavina di Scienze. Lettere e Arti. Classe di Scienze Morali, 1964-1965, №77, pp.285-330; Herrero Lorente V.-J. Lucano en la literatura hispanolatina. - Emerita, 1959, №27, p.45-52. Этот вопрос также освещен в книге: Fontaine J. Isidore de Seville et la culture classique dans l'Espagne Wisigotique, v.I-II. Paris, 1959, t.I, p.168, t.II, p.575, 742-744.(в этом фундаментальном сочинении вопрос об источниках Исидора, особенно его "Этимологии" исследован очень подробно).

21 Rostagni A. Il proemio di Svetoniо "De poetis" presso Isidoro, alla luce dell'antica precettistica. Melanges J. Marouzeau. - Paris, 1948, p.509-23.

22 Ortega A. Los Versus Isidori. - Helmantica, 1961, №12, p.261-99; Diaz y Diaz M.C. Op. cit., pp.133-75.

23 Fontaine J. Traite..., p.9.

24 Fontaine J. Isidore de Seville...

25 Уколова В.И. Исидор Севильский и античная философия. - СВ, вып.48, М., 1985.

25 Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с.74; см. также: Arnobius of Sicca. The Case against the Pagans. New translated and annotated by G.E. MacCrackeh. Vol.I-II. Westminster, 1949.

27 Hagendahl H. Latin Fathers and the Classics. Goeteborg, 1958, p.53.

28 Philippe J. Lucrece dans la theologie cretienne du III au XIII s. - Revue d'Histoire des Religione, XXXIII, p.19-125; Renuoci P. L'aventure de l'humanisme europeen au Moyen Age. Paris, 1953, p.106, 122, 152-153.

29 Mazzeo J.A. Dante and Epicurus. - Comparative literature, 1958, №10, p.106-20.

30 Голенищев-Кутузов И.H. Средневековая латинская литература Италии, с.82.

31 Аверинцев С.С. Литература. - В кн.: Культура Византии, с.301; С.С. Аверинцев также обратил внимание на то, что в жанре "Шестоднева" отразилась христиански переосмысленная космология Посидония, - Там же, с.300, сн.68. Посидоний уподоблял космос живому организму, аналогичному человеческому. См.: Reinhardt к. Poseidonios. - Muenchen, 1921.

32 PL, t.14, col.123-274. Piass P. De Basilii et Ambrosii excerptis ad historiara animalium pertinentibus. Marpurgi, 1905.

33 Nat., 1, 3: Dies in principio operum Dei a lumine habebat exordium, ad significandum hominis lapsum; nunc autem a tenebris ad lucem ut on dies obscuretur in noctem, sed nox lucescat in diem, sicut scriptum est de tenebris lumen clarescere, quia a delictorum tenebris liberatus homo ad lucem scientiaque pervenit. Mystice quoque dies imaginem legis portat. Sicut enim diei claritas obscura tenebrarum inluminat, ita et lex viam vitae demonstrans, depellit tenebras errorum, lucem declarat virtutum et iniquorum peccata arguens bonos ad meliora perducit...

34 Ibid.

35 Ibid., 9, 1.

36 Ibid., 12, 1.

37 Ibid., 15, 3.

38 Fontaine J. Traite..., p.12.

39 Marazuela Ayuzo T. La vetus Latina Hispana. -Madrid, 1953.

40 Fontaine J. Traite... p.13.

41 Nat. 12, 3.

42 Ibid., 9, 2.

43 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972, с. 52-55.

44 Nat. 10, 1-4.

45 Ibid., 12, 4.

46 Ibid.

47 Ibid., 12, 5.

48 Ibid., 14, 2

49 Ibid., 15, 2.

50 Ibid., 16, 2.

51 Ibid., 17, 1.

52 Ibid., 17, 4.

53 Ibid., 19, 1.

54 Ibid., 27, 2.

55 Isidori Hispalensis Ethymologiarum libri XX, l.XIV.

56 Nat. 48, 2. Regio autem terra dividitur trifarie, e quibus una pars Europa, altera Asia, tertia Africa vocatur. Europam igitur ab Africa dividit mare ab extremis oceani finlbus et Herculis columnis. Asiam autem et Libejam cum Aegypto disterminat os Nili fiuminie quod Canopicon appellatur Asiam ab Europe Tanais dividit, bifariam se coniciens in paludem quae Maeotis appellatur...

57 Ibid., 39.

58 Fontaine J. Traita..., p.15-18, 20-34; D'Alverny M.Тh. Le cosmos symbolique du XIIe siecle. - Archives d'bist. doctrinale et litt. du moyen age, 1953, №20, p.31-81; Pressouvre L. Le cosmos platonicien de la cathedrale d'Anaqui. - Melanges d'archeologie et d'histoire (Ecole francaise de Rome), 1966, №78, p.556-60.

59 Fontaine J. Traite..., p.296 bis. См. также: Beer E.J. Die Rose der Kathedrale von Lausanne und der kosmologische Bilderkreis des Mittelalters. Bern, 1952 (Berner Schriften zur Kunst. 6), p.39, 61 sq.; Von Simson O. The Gothic Cathederal. - New York, p.113, n.70.

Текст воспроизведен по изданию: Исидор Севильский и его сочинение "О природе вещей" // Социально-политическое развитие Пиренейского полуострова при феодализме. М. Институт всеобщей истории. 1985

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.