Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИБН АЛ-АСИР

ПОЛНЫЙ СВОД ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

(ОТРЫВКИ)

И причина смерти его (Муизза) заключалась в том, что правитель Рума в Кустантинии (Кустантиния — Константинополь) послал к нему [того] посла, который посещал его в Ифрикии. И в один из дней Муизз уединился с ним и сказал ему: помнишь, как ты приходил ко мне послом, а я был в Махдии и говорил тебе: приходи ко мне, когда я буду государем Египта? [235]

Сказал [посол]: да. Сказал [Муизз]: и я говорил тебе, чтобы ты прибыл в Багдад, [где] я буду халифом.

И сказал ему посол: поверь мне и не гневайся, и я скажу тебе, что у меня [на сердце]. И сказал ему Муизз: говори, и ты в безопасности. Сказал [посол]: когда посылал меня к тебе государь в тот год, то я чуть не умер от зрелища твоего величия и множества твоих соратников. И прибыл я в твой дворец и увидел там большой свет, ослепивший мои глаза. Затем вошел к тебе, и увидел тебя на твоем троне, и полагал тебя всемогущим, будто бы ты оказал мне: поднимешься в небо, чтобы убедиться в этом. Затем прибыл я к тебе теперь, и не увидел ничего подобного, отличавшего твою столицу, и была в глазах моих черная тьма. Затем вошел я к тебе и не нашел величия, которое было в тот год. И говорю я: поистине дела теперь обстоят наоборот, противоположно тому, что было. И Муизз потупил взор, и посол вышел от него. И охватил Муизза сильнейший жар, и болезнь донимала его, пока он не умер (По-видимому, в основе этого рассказа лежит реальный факт прибытия к Муиззу после завоевания им Египта посольства византийского императора Иоанна I Цимисхия (969—976); намеки на это событие содержатся и в “Китаб аз-захаир ва-т-тухаф” [50, стр. 290—291]).

Ибн ал-Асир, VI, стр. 66.


В этом году в раджабе (434г. х., т. е. февраль — март 1043 г.) выступил в Египте человек по имени Сиккин, похожий на Хакима, правителя Египта, и провозгласил, что он — Хаким, воскресший после своей смерти. И за ним последовали все те, кто верил в возвращение Хакима, и они воспользовались отсутствием войска во дворце халифа и среди дня направились туда с Сиккином.

И вошли они в галерею, а оттуда выскочили воины, кое-кто из которых принял его (Сиккина) за Хакима. И они сначала содрогнулись от этого, а затем стали сомневаться и схватили Сиккина. И поднялся шум, и началась стычка, и воины вернулись во дворец, а борьба продолжалась. И некоторые [226] из его (Сиккина) сообщников были убиты, а остальные попали .в плен и были распяты живыми, и воины метали в них стрелы, пока они не умерли.

Ибн ал-Асир, VIII, стр. 36.


В этом году в шабане (шабан 443г. х., т. е. декабрь 1051 г.) восстали в Египте бану курра против Мустансира би-ллаха, алавитского халифа, а причина этого была в том, что он поставил над ними эмиром человека по имени Мукарриб, поставил его во главе их, и они испугались этого и возненавидели его. И отошли они от него, но не удалял [Мустансир] его от них. И начались разногласия и бунт, и укрепились они в Гизе, по соседству с Каиром, и стали чинить вред.

И направил к ним Мустансир би-ллах войско и удержал их, и бану курра сразились с ними и разбили войско. И усилилась битва, и перешли бану курра в сторону пустыни. И Мустансир би-ллах нашел это дело опасным, и собрал он арабов из Тайи, Калб и прочих воинов и направил их по следам бану курра.

И догнали они их в Бухайре и сражались с ними в зу-лнкада (зу-л-када 443г. х., т. е. март — апрель 1052 г.). И усилилось сражение, и увеличилось [число] убитых у бану курра. И разбили их, и войско [халифа] возвратилось в Египет. А напротив бану курра был оставлен отряд для отражения их, если они захотят вступить в страну, но Аллах избавил [ее] от их зла (Бану курра, о которых говорится здесь и выше, согласно Макризи, относились к племени джузам [24, стр. 18, 58]. Кроме того, как заметил еще де Саси, был и другой род бану курра, кочевавший в области Ихмима и возводивший свое происхождение к бану хилал [хилалитам] [53, I, стр. 155]).

Ибн ал-Асир, VIII, стр. 60.


И Асад ад-дин Ширкух умер, а при нем был Салах ад-дин Йусуф, сын брата его Аййуба ибн Шади, пришедший вместе с ним и находившийся при нем в наступлении. Рассказывал мне о нем (Салах ад-дине) один из наших друзей, из тех, кто был особенно к нему близок: “Сказал [Салах ад-дин]: когда прибыло к Hyp ад-дину письмо Адида, в котором тот просил его о помощи [в борьбе] с франками и требовал отправления войска, то призвал он (Hyp ад-дин) меня и сообщил мне об этом и сказал: отправляйся в Химс к твоему дяде Асад ад-дину с моим посланием, [чтобы] призвать [его], и заставь его поторопиться, чтобы не было отсрочки в деле.

И я сделал это, и вышли мы из Халеба и были в миле от него, когда встретили его (Асад ад-дина Ширкуха) уже готовым. И Hyp ад-дин приказал ему выступать. И когда Hyp ад-дин сказал ему это, то мой дядя обратил внимание на меня и сказал мне: готовься, о Йусуф! И сказал я: клянусь Аллахом, если бы ты отдавал мне Египет во власть, и то я не пошел бы туда, ибо столько перенес в Александрии и других [местах], что никогда этого не забуду.

И сказал [Асад ад-дин] Hyp ад-дину: необходимо, чтобы он отправился со мной. И они посоветовались, и Hyp ад-дин приказал мне [отправляться], а я отказывался. Но совещание [185] закончилось, и Асад ад-дин снарядился, и [мне] не оставалось ничего другого, кроме отправления.

Сказал мне Hyp ад-дин: необходимо, чтобы ты отправился с твоим дядей. И я пожаловался ему на трудности и отсутствие благословения, и он дал мне все, что требовалось, будто бы я отправлялся на смерть. И отправился я с ним (Ширкухом) и овладел им (Египтом). Затем он умер, и Аллах всевышний сделал меня правителем [Египта], чего я вовсе не желал”.

А что касается состояния дел в управлении, то поистине некоторые эмиры нурийа, находившиеся в Египте, стремились предводительствовать войском и управлять везиратом Адида после него (Ширкуха); среди них — Айн ад-Даула ал-Йаруки, Кутб ад-дин Инал, Сайф ад-дин ал-Маштуб ал-Хаккари и Шихаб ад-дин Махмуд ал-Харами, а он дружил с Салах ад-дином. И каждый из них добивался его (везирата) и собирал сподвижников, чтобы одолеть других. А Адид послал за Салах ад-дином, и наградил его, и поставил во главе везирата после его дяди, и стал он занимать эту должность, и сподвижники его говорили ему: “Нет среди нас [человека] слабее и моложе годами, чем Йусуф, и им необходимо руководить, так что воистину не выйдет он из-под нашей власти. Затем направим мы к воинам тех, кто склонит их к нам, а примкнут к нам воины — и мы укрепимся в стране, а затем захватим Йусуфа или изгоним его”.

И когда [Адид] наградил его (Салах ад-дина), то дал ему титул “Малик Насир”. И ни один из тех эмиров, которые хотели власти для себя, не подчинился ему и не стал ему служить. А с ним был факих Иса ал-Хаккари, который смог склонить к себе ал-Маштуба, и сказал ему: поистине это дело с Айн ад-Даула и ал-Харами и прочими не для тебя.

Затем направился он к ал-Харами и сказал: этот Салах ад-дин — сын твоей сестры, и его слава и власть — твои. А дело его укрепилось, и ты не будь первым, кто стремится к его изгнанию, и он не достигнет тебя.

И этот также примкнул к нему (Исе ал-Хаккари). Затем проделал он то же самое с остальными, и все они подчинились, кроме Айн ад-Даула ал-Йаруки. И поистине тот сказал: “Я не служу Йусуфу” — и вернулся в Сирию к Hyp ад-дину, и с ним некоторые эмиры. И укрепилось положение Салах ад-дина, и [стал] он наместником Hyp ад-дина. И Hyp ад-дин писал ему как эмиру-исфахсалару и ставил титул его в начале письма, как приветствие, а затем писал его имя и не разделял их в письме, но писал: “эмир-исфахсалар 1 Салах ад-дин”. И так же поступали все египетские эмиры.

И привлекал к себе Салах ад-дин сердца людей и щедро раздавал деньги, и склонились они к нему и полюбили его, а положение Адида ухудшилось. Затем Салах ад-дин [186] обратился к Hyp ад-дину с просьбой, чтобы он прислал к нему его братьев и семью, и тот направил их к нему при условии стоять за его (Hyp ад-дина) дело и помогать ему. И все они делали это. И отбирал он (Салах ад-дин) икта у египетских эмиров, и раздавал их своей семье и пришедшим с ним эмирам, и увеличивал их. И любовь к нему и повиновение усиливались.

И в этом году во вторую пятницу мухаррама (вторая пятница мухаррама 567г. х., т. е. 17 сентября 1171г.) прекратилась хутба за Адида [по имени] ли-дини-ллах Абу Мухаммед ал-имам Абдаллах ибн Йусуф ибн Хафиз ли-дини-ллах Абу Маймун Абд ал-Маджид ибн Абу-л-Касим Мухаммад ибн Мустансир би-ллах Абу Тамим Маадд ибн Захир ли-изази-дини-ллах Абу-л-Хасан Али ибн Хаким би-амри-ллах Абу Али Мансур ибн Азиз би-ллах Абу Мансур ибн Низар ибн Муизз ли-дини-ллах Абу Тамим Маадд ибн ал-Мансур би-ллах Абу Захир Исмаил ибн Каим би-амри-ллах Абу-л-Касим Мухаммад ибн Махди би-ллах Абу Мухаммад Убайдаллах, а он — первый алавит из этого рода, который был провозглашен халифом и которого называли “эмир верующих”.

А причина введения [хутбы] за Аббасидов в Египте была в том, что, когда Салах ад-дин Йусуф ибн Аййуб укрепился в Египте и подавил сопротивление ему и ухудшилось положение халифа Адида, во дворце которого обосновались Салах ад-дин и его наместник Каракуш, евнух из знатных эмиров асадийа и все они (эмиры) примкнули к нему, написал ему Hyp ад-дин Махмуд ибн Зенги, приказывая прекратить хутбу за Адида и ввести хутбу за Мустади.

А Салах ад-дин воздерживался и уклонялся, боясь, что жители Египта восстанут против них (курдов) из-за своей привязанности к алавитам. И Салах ад-дин не желал прекращать хутбу за них (Фатимидов), а хотел сохранить ее, боясь Hyp ад-дина, ибо он опасался, что тот придет в Египет и отнимет его у него (Салах ад-дина), и хотел, чтобы Адид был с ним, а если Hyp ад-дин отправится, оказать ему сопротивление [вместе] с жителями Египта.

И когда оправдывался он перед Hyp ад-дином, тот не принял его оправданий, и настаивал на прекращении хутбы, и вменил ему это в обязанность, и не было ему (Салах ад-дину) возможности противоречить, ибо в действительности он был наместником Hyp ад-дина.

И случилось так, что Адид в это время заболел тяжелой болезнью. И когда Салах ад-дин решился на прекращение хутбы за него, то спросил он совета у эмиров. И некоторые из них советовали ему [прекратить хутбу] и не думали о египтянах, и некоторые, кто боялся его, [считали], что ему не следует поступать иначе, как по приказу Hyp ад-дина.

И прибыл тогда в Египет чужеземец, известный как [187] ученый эмир, а я видел его в Мосуле. И когда он увидел, какое у них замешательство и что ни один не осмеливается провозгласить хутбу за Аббасидов, то сказал: я провозглашу хутбу за него.

И когда наступила первая пятница мухаррама (10 сентября 1171 г.), поднялся он на кафедру до проповеди, и назвал Мустади, и совершил это, и две козы не ошиблись из-за этого рогами. И объявлено было об этом всему Египту, и [всюду] стали так поступать.

Ибн ал-Асир, IX, стр. 99—100.


А когда усилилась болезнь Адида, то послал он за Салах ад-дином, а тот, подозревая хитрость, не пришел к нему. А когда он умер и [Салах ад-дин] узнал правду, то раскаялся в этом. И был он бесконечно великодушен к родственникам, и добро преобладало в его характере, и строг к себе. И среди его родных было девять провозглашенных халифами, и это Хафиз, Мустансир, Захир, Хаким, Азиз, Муизз, Мансур, Каим и Махди, и те, кто не были провозглашены халифами, — его отец Йусуф ибн Хафиз и дед отца его, а это эмир Абу-л-Касим Мухаммад ибн Мустансир. И не были в числе его предков Мустали, Амир, Зафир и Фаиз. А всего было провозглашено халифами четырнадцать человек. И из них в Ифрикии — Махди, Каим, Мансур и Муизз, до того, как пришел в Египет. И из них в Египте — упомянутый Муизз, а он первый пришел туда из Ифрикии, Азиз, Хаким, Захир, Мустансир, Мустали, Амир, Хафиз, Зафир, Фаиз, Адид.

И весь срок правления их, со времени появления Махди в Сиджилмасе в зу-л-хиддже 299 года (июнь —июль 912 г.) до смерти Адида, 272 года и около месяца.

Ибн ал-Асир, IX, стр. 112—113.

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории Халифата. М. МГУ. 1968.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.