Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИБН АБИ ЗАР

КНИГА ВЕСЕЛЫХ ДРУЗЕЙ В САДАХ КИРТАСА ПО ПОВОДУ ДЕЯНИЙ И ПОДВИГОВ КОРОЛЕЙ МАГРИБА И ИСТОРИИ ГОРОДА ФЕСА

КИТАБ АЛ-АНИС АЛ-МУТРИБ БИ РАУД АЛ-КИРДАС ФИ АХБАР МУЛУК АЛ-МАГРИБ ВА ТА'РИХ МАДИНАТ ФАС

 

Абу Абд Аллах (или – ал-Хасан) Мухаммад б. Абд ал-Халим, известный как Ибн Аби Зар (именно так его имя зафиксировано в издании Торнберга), считается автором «Занимательного собеседника в бумажном саду об истории царей Магриба и города Феса» (сокращенно «Rawd al-qirtвs»). Однако, сама книга сохранилась в двух версиях. Древнейшая и самая длинная редакция была составлена Ахмадом Ибн Аби Заром из Феса (ум. ок. 1315 или 1320 г.). Более краткая и поздняя версия – плод работы Салиха б. Абд ал-Халима (ум. в 1326 г.). Дошедший до нас текст, вероятно, принадлежит ко второй редакции, хотя автором повсюду указывается Ибн Аби Зар. В изложении истории Альморавидов автор опирался прежде всего на аль-Бакри (ал-Бакри), хотя, в целях занимательности (о чем и заявляется в названии труда), стремился создать более выразительное историческое сочинение. Автор использовал и другие источники, но в целом к его свидетельствам необходимо подходить критически. Текст Ибн Аби Зара впоследствии использовал Ибн Халдун.

К сожалению, испанский перевод А. Уиси Миранды остался мне недоступным, в связи с чем здесь был использован устаревший французский перевод А. Бомье. Транскрипция имен исправлена по более точным переводам.

«История переправы в ал-Андалус эмира мусульман Йусуфа ибн-Ташуфина для ведения священной войны, и повествование о битве при Заллаке.

[205] Автор этой книги (да смилостивится над ним Аллах!) писал: Как только Йусуф ибн-Ташуфин, следуя по пятам своего войска, высадился, вести о том прибыли к Альфонсо и поколебали его храбрость и решимость. Он отступил от Сарагосы и немедля отправил послания к Ибн Радмиру [Санчо Рамиресу, королю Арагона] и Берхану [Альвару Фаньесу] (да проклянет их Аллах!). В то время Ибн Радмир осаждал Тортосу, а Берхан осаждал Валенсию; они поспешили объединить свои силы с войсками Альфонсо, который также потребовал помощи в странах Кастилии, Галисии и Байонне, откуда вскоре явились несметные рати христиан. Лишь только Альфонсо [206] собрал эти неверные войска и урядил их, он выступил вперед навстречу Йусуфу ибн-Ташуфину и мусульманским полкам. Йусуф, со своей стороны, поспешно оставил Альхесирас, чтобы идти вперед на неверных; он направил в авангард своего полководца Абу Сулеймана Давуда б. Айшу с 10000 всадников-мурабитов, и за ними следовал рядом аль-Мутамид ибн Аббад в сопровождении эмиров ал-Андалуса во главе их войск. В числе этих эмиров были Ибн Шумади, владыка Альмерии; Ибн Бадис, господин Гранады; Ибн Мустаин, правитель последних границ [с Арагоном]; Ибн Данум [?], Ибн аль-Афтас [из Бадахоса] и Ибн Газун [?]. Йусуф повелел им сопровождать аль-Мутамида ибн Аббада, чтобы все войска ал-Андалуса составляли лишь одно-единственное войско, и чтобы мурабиты составили свое из самих себя. Руководствуясь этим, марши исполнялись в таком порядке, чтобы едва войско аль-Мутамида оставляло свой лагерь, как Йусуф вступал в него со своими полками. Все вместе они наступали до Тортосы, где отдыхали на протяжении трех дней, и оттуда Йусуф ибн-Ташуфин отправил письмо Альфонсо, предлагая ему три возможности: платить дань, принять ислам или вести войну. По получении этого письма, Альфонсо страшно разгневался и, полный спеси, ответил посланцу Йусуфа: «Скажи эмиру, твоему господину, [207] чтобы не беспокоился – я лично прибуду повидаться с ним». Йусуф поэтому двинулся вперед, как и Альфонсо, до окрестностей города Бадахоса, где Йусуф разбил свой лагерь, в месте, что зовется Заллака; аль-Мутамид и прочие эмиры, прибывшие первыми, стали лагерем по ту сторону холма, который отделял их от Йусуфа, чтобы внушить неверным больше уважения к себе. Враждебные армии разделяла лишь река Бадахоса, из которой и те, и другие пили воду. Так длилось три дня, на протяжении которых между обоими лагерями сновали посланцы, пока не пришли к согласию установить срок битвы на понедельник 14-го месяца раджаба 479 года. Сразу же после этого соглашения аль-Мутамид послал гонца к Йусуфу, дабы убедить его быть настороже и готовым к бою, поелику враги их – хитрецы и обманщики. Вечером в четверг, 10 раджаба, Ибн Аббад приготовил свои рати и урядил свое войско. Он разместил всадников на высокой горе, чтобы выглядывать врагов и их передвижения, и сам прервал свое наблюдение лишь на утренней заре в пятницу. Но, пока он завершал утреннюю молитву, на которую он немного опоздал, всадники, которых он отправил в дозор, поспешно явились и сообщили ему, что враги двинулись и направляются на мусульман с войском столь многочисленным, что тучи саранчи. Немедленно ибн Аббад передал это известие Йусуфу, который [208] был уже готов к бою и тоже выстроил свои рати, той ночью никто не спал. Йусуф сразу же выслал своего каида, аль-Музаффара Давуда б. Айшу, во главе сильного войска мурабитов и добровольцев [священной войны]. Этому Давуду б. Айше не было равных в решительности, отваге и твердости. Со своей стороны, неверный враг Аллаха, Альфонсо, разделил свое воинство на два отряда, и двинулся вперед во главе одного из них, на эмира мусульман Йусуфа. Встретив авангард под началом каида б. Айши, он вступил в кровопролитный бой, и мурабиты проявили величайшее смирение, ибо дьявол подавил их числом своих воинов, и почти все они были истреблены, не нанеся, однако, пред тем столько ударов, что острия клинков их мечей стали походить на пилы, а их копья разлетелись вдребезги. Вторая часть войска проклятых направилась, под началом Берхана и Ибн Радмира, на лагерь Ибн Аббада, который разгромила. Все андалусские вожди бежали к Бадахосу, и один лишь непоколебимый ибн Аббад со своими воинами упорно продолжал бой, запасшись терпением, этим великим терпением, который полководцы проявляют в войне со злыми. Йусуф ибн-Ташуфин, узнав о поражении вождей ал-Андалуса и героическом сопротивлении, оказанном аль-Мутамидом и Давудом б. Айшей, [209] выслал на поле (битвы) им на помощь своего каида Сира б. Абу Бакра во главе арабов [т.е. берберских племен] зената, масмуда, гумара и всех берберов, что были в лагере. Затем он сам бросился вперед с войсками ламтуна, мурабитами и санхаджа на лагерь Альфонсо, и не останавливался, пока проник вглубь него. В это время Альфонсо отсутствовал и был занят, сражаясь с Давудом б. Айшей. Йусуф поджег лагерь и перебил всадников и пехотинцев, коих Альфонсо оставил для охраны и из коих едва ли хоть кто-то смог обратиться в бегство и достичь его, преследуемый эмиром мусульман, который шествовал, победоносный, развернув знамена, гремя в барабаны, пустив вперед войска мурабитов, которые разили неверных своими мечами и утоляли жажду их кровью. Альфонсо, захваченный врасплох их появлением, вскричал: «Что же это такое?». Ему ответили, что его лагерь сожжен и разграблен, что его стража перебита и его женщины попали в плен. Он сразу же развернулся, атаковав эмира мусульман, который, в свою очередь, помчался на него. Началось сражение, и было оно таким, подобное которому никогда не видели. Эмир мусульман, сидя на кобыле, объезжал ряды верующих, воодушевляя их и придавая им храбрости и терпения, необходимых для священной войны; он говорил: «О, мусульмане! Будьте стойкими и терпеливыми в этой священной войне против неверных, врагов Аллаха; тот из вас, кто умрет, [210] отправится в рай как мученик, а тот, кто не умрет – завоюет великую награду и богатую добычу». И, конечно, мусульмане в тот день сражались так, как сражаются те, кто стремится в мученики и не страшится смерти!

Однако, аль-Мутамид ибн Аббад, который еще сопротивлялся (врагам) со своими соратниками, начал отчаиваться. Не ведая о происходившем, он был удивлен тем, что христиане отступили и бежали, и он вообразил, что именно он наконец победил их. «Вперед же, на врагов Аллаха!»,- вскричал он, и немедля все его соратники воспрянули духом. Столь же скоро на месте появился каид Сир б. Абу Бакр с кабилами Магриба, зената, масмуда и гумара, обрушившись на христиан, поражение которых было полным. Узнав о победе эмира верующих, бежавшие мусульманские отряды вернулись в Бадахос, и новость, бегущая из стана в стан, зажгла все сердца против Альфонсо, который продолжал бой до захода солнца. Когда проклятый увидел, что настала ночь, что его войско почти полностью истреблено и что он не ничего может противопоставить решимости мурабитов, он обратился в бегство примерно с 500 всадников, которые укрывались по окольным дорогам, пока мурабиты преследовали их, убивая ударами мечей, и истребляли их одного за другим, [211] словно голуби, уничтожающие несколько зерен, усеявших огромную равнину, пока тьма не разлучила их с кормом. Мусульмане провели всю ночь на спине коня, убивая или беря в плен своих врагов, собирая добычу и вознося хвалу Всевышнему за победу, которую он им даровал. Утреннюю молитву они провели на поле боя. Это поражение врагов Аллаха было величайшей из всех побед, ибо оно стоило жизни королям, воинам и защитникам неверных; один лишь спасся, и то был проклятый Альфонсо, который бежал, покрытый ранами и в сопровождении 500 всадников, тоже раненных, из которых примерно 400 остались по пути. В Толедо Альфонсо прибыл лишь с сотней всадников, включая его челядь и людей его свиты.

Эта благословенная битва случилась в пятницу 12 раджаба 479 года. Примерно 3000 мусульман погибли, сражаясь в ней, и там было столько же людей, которым Аллах оказал благодеяние, которое он им уже наделил, даровав им смерть мученика! Эмир мусульман приказал, чтобы отрезали головы у убитых христиан, что и было сделано; и когда их собрали перед ним, их было столько, что, казалось, речь шла о горе. Эмир отправил 10000 голов в Севилью, и столько же в Сарагосу, в Мурсию, в Кордову и в Валенсию; более того, он выслал 40000 [212] в Магриб, где их распределили по разным городам, чтобы выставить на обозрение людей, призываемых этим зрелищем воздать хвалу Аллаху за эту великую победу и за его благодеяния. Говорят, что число христиан, убитых при Заллаке, доходило до 80000 всадников и 200000 пехотинцев; спасся лишь Альфонсо с сотней всадников. Также Аллах унизил участников обществ в ал-Андалусе, и они более не поднимали головы на протяжении 60 лет. Также с этого дня, когда Всевышний заставил блистать ислам и проявил привязанность к своему народу, Йусуф ибн-Ташуфин принял титул эмир аль-муслимин (государь верующих). Эмир написал о своей новой победе городам Магриба и Тамиму б. аль-Муиззу, государю Мехдии. Повсюду, в ал-Андалусе, в Магрибе, в Африке, велика была радость народа, и единство ислама упрочилось. Люди раздавали милостыню и освобождали свои рабов, действуя в угоду Всевышнему, благодетельному и великодушному».

Текст переведен по изданию: Roudh el-Kartas: histoire des souverains du Maghreb (Espagne et Maroc) et annales de la ville de Fes. Tr. de l'arabe par A. Beaumier. Paris,1860. P.205-212.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.