Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИБН АЛ-ФАКИХ АЛ-ХАМАДАНИ

КНИГА СТРАН

КИТАБ АЛ-БУЛДАН

/1/ Слово об  ас-Саваде, о его характерных чертах, границах, областях и тассуджах, о площади его, об объеме хараджа, о длине и ширине его.

Ал-Мадаини 1 говорит: ас-Савад состоит из десяти областей. Он простирается от Кадисии 2 до начала границы ал-Джабала 3 , исключая Хулван 4 . Ас-Савад занимает территорию от границ Мосула 5, простираясь вместе с рекой до морского побережья страны Аббадан 6 восточнее Тигра 7 . Это его длина. Что касается его ширины, то она отграничена ал-Джабалом от земли Хулван до окраины ал-Кадисии, соседствующей с землей ал-Узаиб 8 . Это есть границы ас-Савада. На [ас-Савад] возложен харадж. Ал-Асмаи 9 говорит: ас-Савада два. Савад Басры 10 : ал-Ахваз 11 , Дастумай-сан 12 и Фарс 13 . Савад Куфы 14 : Каскар 15 до аз-Заба, 16 и Хулван до ал-Кадисии. Абу Машар 17 говорит, что первыми в древние времена в Вавилоне 18 поселились халдеи 19. Говорят также, что первый, кто его заселил и сделал процветающим, был Ной 20, да будет над ним мир. А именно, он поселился после потопа. Он и те, кто был вместе с ним, вышли из ковчега в поисках тепла. Они там обосновались, расплодились и после Ноя размножились. Правили ими цари. Там они построили города и достигли их жилища Тигра и Евфрата 21 , так что они достигли Тигра ниже Каскара и Евфрата за Куфой. Это то самое место, которое называют ас-Савадом. Их государство существовало до тех пор, пока не убил Дарий 22 последнего их царя. Затем он истребил часть народа, а [остальная часть его] покорилась, и их царство прекратилось. Ибн ал-Калби 23 рассказывает, что город Вавилон составлял 12 х 12 фарсахов. Его ворота те, которые примыкают к Куфе. Евфрат же протекал через Вавилон до тех пор, пока Бухт Нассар 24 не отвел его на теперешнее место, [10] боясь, что стена города могла быть снесена, так как он (Евфрат) протекал вдоль стены. Он говорит: город Вавилон построил Биурасиб 25 и его имя произошло от имени Юпитера, так как “Бабил” на древневавилонском языке был именем Юпитера. Когда он построил его, собрал в нем всех, кого мог, из ученых, построил им 12 замков /2/ сообразно количеству башен и дал им их имена. Он оставался населенным до тех пор, пока не пришел Александр [Македонский] и не разрушил его. Аллах, могучий и великий, говорит: два ангела, которых я ниспослал в Вавилоне, Харут и Марут. Передают [со слов] ал-Амаша 26 . Он говорит: был [некий] муджахид 27, который ничего не слыхал о чудесах, пока не пришел увидеть их. Он отправлялся в Хадрамаут 28 с тем, чтобы посмотреть на Бир Бархут 29. Пришел в Вавилон и встретил одного из своих знакомых раисов 30 из жителей города. Когда тот встретил его, почтил и опросил: Абу ал-Хаджжадж, что ты здесь делаешь? Тот ответил: нужен мне вождь ал-Джалут 31. Хочу, чтобы ты ввел меня к нему и сообщил, кто я. Он ввел его к нему (ал-Джалуту) и сообщил ему его место жительства и место пребывания и сказал: есть дело к тебе. Спросил: что тебе нужно? Муджахид ответил: прикажи кому-либо из иудеев, чтобы он показал мне Харут и Марут. Он долго оказывал ему сопротивление. Затем сказал: опасаюсь, что он не будет крепко держаться. Сказал: надеюсь будет так, как ты желаешь. Тогда он послал за иудеем и сказал: пойди с этим (человеком) и введи его к Харуту и Маруту. Иудей спросил [муджахида]: как ты находишь свое сердце? Тот ответил: как ты хочешь! Тогда иудей отправился с ним к таинственному месту в пустыне. И вот огромный камень. Над ним он произнес слова, упомянув, что он из последователей Пятикнижия Моисея, и [камень] стал качаться. Затем он поднял и сдвинул его со своего места. Его не поднимали и сто человек; и вот под ним похожее на подземный ход. Иудей сказал ему: цепко держись за меня и смотри, чтобы ты не упомянул аллаха. Муджахид спустился вместе с ним, и тот опускал его до тех пор, пока не пришел на большое открытое пространство; и вот оба подобно двум большим горам опрокинуты на головы и закованы в железные цепи от шеи до ног. Когда муджахид увидел их, не совладал с собой. Он упомянул аллаха, могучего и великого, и они так сильно возбудились, что едва не разорвали имевшиеся на них железные [цепи]. Долгое время иудей и муджахид находились [11] павшими ниц. Затем они пришли в себя, и иудей оказал муджахиду: разве я не обратился к тебе с тем, чтобы ты не упомянул аллаха на беду. Клянусь богом, если бы ты погиб, мы никогда не смогли бы выйти [отсюда]. Тогда муджахид крепко схватился за него, и он поднимал его до тех пор, пока оба не вышли [наверх]. Говорят, что Умар ибн ал-Хаттаб 32 спросил дихкана из Фаллуджата 33 о диковинах их страны, и тот сказал: в Вавилоне было семь городов. В каждом городе чудо, не существовавшее /3/ в другом. В городе, в котором проживал царь, был дом с картиной всей страны с ее рустаками, селениями и реками. Когда жители какого-либо округа уклонялись от уплаты хараджа и др. [налогов], он прорывал их реки. Они затопляли их, уничтожали их посевы и все, что было в их стране, пока они не оставляли свое намерение. Затем он своим пальцем преграждал эти реки, и они закрывались [именно] в их стране. Во втором городе — большой бассейн. Когда царь собирал людей для присутствия за своей трапезой, каждый из них, пришедший из своего дома, приносил с собой напиток, им выбранный. Затем [царь] выливал его в этот бассейн. Когда же они садились пить, каждый из них пил свой принесенный из дома напиток. В третьем городе — барабан, висевший над его воротами. Когда исчезал человек из жителей его и его дело было неизвестно его семье, желавшей знать, жив он или мертв, били по этому барабану. Если слышали его звук, человек жив, если же не слышали звука, то человек был уже мертв. В четвертом городе — железное зеркало. Когда исчезал человек из жителей его и хотели знать весть о его здоровье, приходили к этому зеркалу, смотрели в него и видели его в том положении, в каком он находился. В пятом городе — медный гусь на медном столбе, воздвигнутом у ворот города. Когда в него входил шпион, гусь издавал голос, который слышали все жители города и узнавали, что вошел шпион. В шестом городе — два кадийя, сидящих на воде. Когда к ним обращались две враждебные стороны и садились перед ними, лжец из них погружался в воду и устанавливалась правда. В седьмом городе — огромное медное дерево с многочисленными ветвями, которые не покрывали тенью его ствол. Если садился под ним кто-нибудь, они покрывали его тенью, [и так] до тысячи человек, всех их осеняла тень. Если же тысячу [человек] превышал [хотя бы] одним, все они оказывались под солнцем 34. Йазид ибн Умар [11] ал-Фариси 35 говорит: персидские цари считали в ас-Саваде двенадцать истанов и исчисляли в нем шестьдесят тассуджов. Смысл “истана” — “иджаза”. Перевод же “тассуджа” — “нахийя”. Когда одному из персидских царей воспели добро этой земли, он пересек ее и дал ей ее имя. /4/

В ас-Саваде селились из-за того, что аллах собрал на его земле [все] статьи естественных богатств и все то, что имеется в нем для благополучия жизни, плодородие местности и прелесть для местопребывания, и из-за того, что наделил он его благами его краев и обводненных мест, достатком пищевых продуктов, лекарств, товарами, ароматическими специями и изящными ремесленными изделиями. Ас-Савад сравнивали с сердцем и весь мир — с туловищем. Поэтому назвали его “дил Ираншахр”, т.е. “сердцем Ираншахра”. Ираншахр же является иклимом, находящимся в середине всех иклимов. Сравнивают его с ним (с сердцем) потому, что истинные мысли и тонкости распространяются его жителями, так же как распространяются от сердца тонкости наук, изящных литератур и заповедей священного писания. Что касается стран, расположенных вокруг него, то их жители воспринимают их взгляды непосредственно и исправленными. Урожай страны Ираншахр собирается легко. В ней нет препятствий, ни высоких [гор], искажающих ее, ни диких безводных пустынь и степей, отрезанных от непрерывно связанных поселений и рек, текущих в ее рустаках и среди селений при небольшом количестве гор и холмов, частоте обработанных полей, обилии сортов зерна и плодов, густоте деревьев, пресных водах, чистоте воздуха,, прекрасной почве при умеренной ее природе, со средним темпераментом, множеством пород дичи в тени деревьев, птицами и членокопытными среди растительности и цветов и водоплавающими [существами]. [Ас-Савад] и все то, чем наделен он от ар-Рафидана — Тигра и Евфрата, находятся в безопасности от нападений врагов и бед, [приносимых] противниками. Тигром и Евфратом, которые текут не прерываясь ни зимой и ни летом, несмотря на дальность их следования и отдаленность их истоков, пользуется мало поселений, пока они не вступят [в ас-Савад] и их воды не разольются по его садам, не распределятся между рустаками, и они принимают [воду] чистой и приятной и посылают [далее] мутной и застоявшейся. Это есть краткое и незначительное описание [ас-Савада] из существующих многочисленных и пространных его описаний. Говорят, начало [13] длины ас-Савада, по определению персидских царей, от деревни, известной под именем ал-Алсу 36 на границе тассуджа Бузурджсабур 37, восточнее Тигра, и от села на западном, противоположном берегу Тигра, сопредельного с тассуджом Маскин. Между ними находится главная часть Тигра до конца области, известной под именем /5/ Бахман Ардашир 38 , который есть Фурат Басры до полуострова, известного под именем Майан Рузан 39. Через него устанавливается связь с морем. Она [составляет] 125 фарсахов. Ширина [ас-Савада] от крутого подъема Хулвана до ал-Узайба [составляет] 80 фарсахов. [Вся] эта площадь равна 10 000 фарсахам. Фарсах составляет 12 000 локтей мурсала, который равен 9000 локтей ал-хашимийя. Это [в свою очередь составляет] 150 ашл, что в квадрате равен 22500 джарибам. Это [размер] каждого фарсаха. Если помножить его на 10 000, достигнет 200 млн. 20 тыс. джарибов. От этого отпадает приблизительно одна треть [площади]: холмы, леса, солончаки, русла рек, местонахождение и площадь городов и сел и остается 150 млн. джарибов. Половина из них свободна и половина возделана под виноградники, финиковые пальмы, деревья и постоянные сельскохозяйственные культуры. Предположительно на каждый джариб [земли], подлежащей хараджу, приходится приблизительно два дирхама денежного налога. Это меньше ушра 40. Если некоторые виды доходов, кроме хараджа ахл аз-зиммаги 41 и садака 42 , которая не входит в харадж, перемножить, то это достигнет 150 млн. дирхамов мискалей. Налоги ас-Савада стали ал-мукасама 43 во времена персидских царей, так что стал царствовать Кубаз ибн Файруз 44 , и он установил и возложил на его жителей харадж. Причиной этому было то, что однажды он, находясь на охоте, отделился от своих спутников в погоне за дичью, пока та не вошла в густой лес и он не потерял ее из виду. Тогда [Кубаз] отправился к холму с тем, чтобы окинуть взглядом [окрестности]. И вдруг под этим холмом он увидел большое село и вблизи от себя заметил сад, в котором были финиковые пальмы, гранаты, а также разного рода деревья. И вот женщина, которая печет хлеб, стоит у печи. Рядом с ней ее мальчик. Каждый раз, когда она ослабляла внимание к нему, он шел к плодоносному гранатовому дереву для того, чтобы поесть гранат. Она же запрещала /6/ [14] это и не позволяла ему взять что-нибудь с него. [Это] длилось до тех пор, пока она не закончила печь хлеб, и все [...] 45. Мальчик же был на виду у царя. Когда его догнали спутники и визири, сообщил им то, что он видел [происходящее между] женщиной и мальчиком. Тогда он послал к ней [человека], который опросил ее о причине, из-за которой она запрещала своему сыну съесть немного граната, и она ответила: в нем доля царя, и к нам еще не приходили сборщики налогов, чтобы забрать ее. На нас лежит ответственность за ее сохранность. Нельзя, чтобы мы изменили, ей, и мы ничего не берем со всего того, что в наших руках, до тех пор, пока царь не возьмет свою часть. Когда Кубаз услышал ее слова, охватила его жалость то отношению к ней и подданным и сказал своим визирям, что подданные находятся в сильной нужде и плохом положении из-за возложенных на них налогов, так как они из-за этого лишены возможности воспользоваться чем-либо до тех пор, пока не придет к ним тот, кто возьмет у них нашу долю. Есть ли у вас остроумное предложение, которым мы избавим их от тревог? Тогда один из его визирей сказал: да! прикажи царь измерить их [земли] и надлежит на каждый джариб от каждого рода [урожая] установить такой размер налога, который царь выделит долей, чтобы платили ему. И они будут свободны [распоряжаться] своими доходами. Это будут примерно расходы на жизненные припасы и отдалит их от избранных. Тогда Кубаз приказал измерить ас-Савад и возложил на подданных харадж после скидки расходов и [исключения] заботы о строительстве, расходов на рытье каналов, регулирование воды и ремонт земляных валов 46. Все это было возложено на государственную казну. Харадж ас-Савада в том году достиг 150 млн. дирхамов мискалей. Улучшилось положение народа и он стал взывать [бога, желая] царю долголетия из-за того, что он предоставил ему справедливость и благополучие. Первым сосчитали из ас-Савада область пяти истанов Шаз Файруз 47. Эта область Хулвана [состоит] из пяти тассуджов: тассудж Файруз Кубаз 48 , тассудж ал-Джабал, тассудж Тамарра 49, тассудж Ирбил 50, тассудж Ханякин 51 . Восточный берег, поливаемый Тигром и Тамаррой. Область Истан Шаз Хурмуз 52 [состоит] из семи тассуджов: тассудж Бузурджсабур, тассудж Нахр Бук 53 , тассудж /7/ [15] Калваза 54 и Нахр Бин 55 , тассудж Джазир 56 , тассудж ал-Мадина ал-Атика 57, тассудж Разан ал-Ала и ал-Асфал 58 . Область Истан Шаз Кубаз 59 [состоит] из восьми тассуджов: тассудж Рустукбаз 60, тассудж Махруз 61, тассудж Силсил 62 , тассудж Джалула 63 , Джалула есть тассудж аз-Зибайн 64, тассудж ал-Банданиджин 65 , тассудж Бараз ар-Руз 66, тассудж ад-Даскара 67 и ар-Расатик 68 . Область Истан Бар Бахар 69 [состоит] из пяти тассуджов: тассудж ан-Нахраван ал-Ала, тассудж ан-Нахраван ал-Асфал, тассудж ан-Нахраван ал-Авсат 70 , тассудж Бадарайя 71 , тассудж Баку-сайя 72 . [Берег], поливаемый Тигром и Евфратом. Область Истан Шаз Шабур 73 — это Каскар, [состоящий] из четырех тассуджов: тассудж аз-Зандавард 74, тассудж ал-Базбун (?) 75 , тассудж ал-Истан 76 , тассудж ал-Джавазир 77. Область Истан Шаз Бахман 78 . Она область Тигра, [состоящая] из четырех тассуджов: тассудж Бахман Ардашир, тассудж Майсан 79 , тассудж Дастумайсан, это ал-Убулла 80. Говорит Айлан ибн Сала/и/ма ас-Сакафи 81 : Евфрат и Дуджаил 82 поливают этот [.......] 83 .

Стих:

Она стала избегать домашней птицы,
голоса ее и скрипа закрытых ворот в ал-Убулле.

Тассудж Абазкубаз 84. Харадж областей Тигра составляет 8 млн. 500 тыс. дирхамов. [Берег], поливаемый Евфратом и Дуджайлом. Область ал-Калийя (?) 85 [состоит] из четырех тассуджов: тассудж Файруз Шабур 86 — это ал-Анбар, тассудж Маскин 87. Ибн Кайс ар-Рукаийят 88 говорит стих:

Несчастье, беда и великое горе в день Маскина!

Тассудж Катраббуд 89 и тассудж Бадурайя 90. Область Истан Ардашир Бабакан 91 [состоит] из пяти тассуджов: тассудж Бахурасир 92, тассудж ар-Румакан 93 , тассудж Кавсар 94 , тассудж Нахр Дуркит 95, тассудж Нахр Джавбар 96 . Области Истан Равнак Масйан 97, это аз-Заваби, [состоит] из трех тассуджов: тассудж аз-Заб ал-Ала, тассудж аз-Заб ал-Авсат, тассудж аз-Заб ал-Асфал. Область Бихкубаз ал-Авсат 98 [состоит] из четырех тассуджов: тассудж ал-Джубба /8/ и ал-Бадат 99 , тассудж Сура 100 и Барбисама 101 , тассудж Барусама 102 , тассудж ал-Малик 103 . Область Истан Бихкубаз [16] ал-Асфал [состоит] из пяти тассуджов: тассудж Нистар 104 , тассудж Фурат Бадакла 105, тассудж ас-Сайлахин 106 , тассудж Рузмистан(?) 107, тассудж Хурмузджард 108 .

Определение размера дохода ас-Савада. Западный берег, поливаемый Тигром и Евфратом. Тассудж ал-Анбар. Рустаков пять. Его [доход составляет] 250 байдаров: пшеницы — 2300 курр, ячменя — 1400 курр, чеканного серебра — 350 тыс. дирхамов. Тассудж Катраббул. Рустаков десять. Его [доход составляет] 220 байдаров: пшеницы — 2000 курр, ячменя — 1000 курр, чеканного серебра — 300 тыс. дирхамов. Тассудж Маскин. Рустаков шесть. Его [доход составляет] 160 байдаров: пшеницы — 3000 курр, ячменя — 1000 курр, чеканного серебра — 150 тыс. дирхамов. Тассудж Бадурайя. Рустаков десять. Его [доход составляет] 420 байдаров: пшеницы — 3500 курр, ячменя — 2000 курр, чеканного серебра — 1 млн. дирхамов. Тассудж Бахурасир. Рустаков десять. Его [доход составляет] 140 байдаров: пшеницы— 1700 курр, ячменя— 1700 курр, чеканного серебра — 150 тыс. дирхамов. Тассудж ар-Румакан. Рустаков десять. Его [доход составляет] 240 байдаров: пшеницы — 300 курр, ячменя — 3050 курр, чеканного серебра — 500 тыс. 40 дирхамов. Тассудж Куса 109. Рустаков девять. Его [доход составляет] 210 байдаров: пшеницы — 3000 курр; ячменя — 2000 курр, чеканного серебра — 150 тыс. дирхамов. Тассудж Нахр Дуркит. Рустаков восемь. Его [доход составляет] 125 байдаров: пшеницы — 2000 курр, ячменя — 1000 курр, чеканного серебра — 200 тыс. дирхамов. Тассудж Нахр Джавбар. Рустаков десять. Его [доход составляет] /9/ 226 байдаров: пшеницы — 2700 курр, ячменя — 10 тыс. курр, чеканного серебра — 150 тыс. дирхамов. В области аз-Заваби три тассуджа и у них двенадцать рустаков. Их [доход составляет] 224 байдара: пшеницы — 1400 курр, ячменя — 7200 курр, чеканного серебра 1 млн. дирхамов. Тассудж Бабил 110 и Хутранийа 111. Рустаков двенадцать. Его [доход составляет] 370 байдаров: пшеницы — 3000 курр, ячменя — 5000 курр, чеканного серебра — 350 тыс. дирхамов. Тассудж ал-Фаллуджат ал-Улия. Рустаков пятнадцать. Его [доход составляет] 240 байдаров: пшеницы — 500 курр, ячменя — 500 курр, чеканного серебра — 70 тыс. дирхамов. Тассудж ал-Фаллуджат ас-Суфла. Рустаков шесть. Его [доход составляет] 92 байдара: пшеницы — 2000 курр, ячменя — 3000 курр, чеканного серебра — 180 [17] тыс. дирхамов. Тассудж ан-Нахрайн 112 . Рустаков три. Его [доход составляет] 181 байдар: пшеницы — 300 курр, ячменя — 400 курр, чеканного серебра — 45 тыс. дирхамов. Тассудж Айн ат-Тамр 113. Рустаков три. Его [доход составляет] 14 байдаров: пшеницы — 300 курр, ячменя — 400 курр. чеканного серебра — 45 тыс. дирхамов. Тассудж ал-Джубба и ал-Бадат. Рустаков восемь. Его [доход составляет] 71 байдар: пшеницы — 1200 курр, ячменя — 1600 курр, чеканного серебра — 150 тыс. дирхамов. Тассудж Сура и Барбисама. Рустаков десять. Его [доход составляет] 250 байдаров: пшеницы — 700 курр, ячменя — 1400 курр, чеканного серебра — 100 тыс. дирхамов. Тассудж Барусама и Нахр ал-Малик 114. Рустаков десять. Его [доход составляет] 664 байдара: пшеницы — 1500 курр, ячменя — 4500 курр, чеканного серебра — 250 тыс. дирхамов. Нисибин 115 /10/ и завещанный на благотворительные цели участок земли являются участками, объединяющими несколько тассуджов и ставшими единым земельным участком, который больше размером [дохода] двух тассуджов и который определяется размером [дохода] десяти [рустаков]. Его [доход] пшеницы [составляет] 500 курр и ячменя — 5500 курр, чеканного серебра — 150 тыс. дирхамов. Тассудж Фурат Бадакла 116. Рустаков десять. Его [доход составляет] 271 байдар: пшеницы — 2000 курр, ячменя — 1500 курр, чеканного серебра — 900 тыс. дирхамов. Тассудж ас-Сайлахин, в котором находятся ал-Хаварнак 117 и Тизанабаз 118. Его [доход составляет] 34 байдара: пшеницы — 1000 курр, ячменя — 1500 курр. чеканного серебра — 140 тыс. дирхамов. Тассудж Рузмистан и Хурмузджард. Пшеница [составляет] 500 курр. Ячмень. Чеканное серебро [составляет] 10 тыс. дирхамов. Тассудж Нистар. Рустаков семь. Его [доход составляет] 163 байдара: пшеницы — 1250 курр, ячменя и риса 2000 курр, чеканного серебра — 300 тыс. дирхамов. Йигар Йактин 119 [состоит] из нескольких тассуджов и его размер [дохода] определяется чеканным серебром в 204 тыс. 840 дирхамов доли государственной казны. Харадж и все источники богатства поливаемых Тигром и Евфратом областей Каскара, т.е. Нахр ас-Силла 120, Барка, 121 и ар-Раййан 122 , достигали 70 тыс. дирхамов. Размер их дохода от пшеницы составлял 3000 курр, от ячменя и риса — 20 тыс. курр, от чеканного серебра — 200 тыс. дирхамов. Восточный берег. Тассудж Бузурджсабур 123. Рустаков девять. Его [доход составляет] 260 байдаров: пшеницы — 2500 курр, [18] ячменя — 2000 курр, чеканного серебра — 300 тыс. дирхамов. Ар-Разанайн. Рустаков шестнадцать. Его [доход составляет] 362 байдара: пшеницы — 4800 курр, ячменя — 1000 курр, чеканного серебра — 100 тыс. дирхамов. Тассуджи Калваза и Нахр Бин. Рустаков три. Их [доход составляет] 34 байдара: пшеницы — 1600 курр, ячменя — 1500 /11/ курр, чеканного серебра — 300 тыс. 30 дирхамов. Тассуджи Джазир и ал-Мадина ал-Атика. Рустаков семь. Их [доход составляет] 118 байдаров: пшеницы — 1000 курр, ячменя — 1500 курр, чеканного серебра — 170 тыс. дирхамов. Тассуджи Махруз и Силсил. Пшеница [составляет] 2000 курр, ячмень — 2500 курр, чеканное серебро — 250 тыс. дирхамов. Тассудж Джалула. У Джалула пять рустаков. Его [доход составляет] 66 байдаров: пшеницы — 1000 курр, ячменя — 1000 курр, чеканного серебра — 100 тыс. дирхамов. Тассудж аз-Зибайн. Рустаков четыре. Его [доход составляет] 230 байдаров: пшеницы — 700 курр, ячменя — 1300 курр, чеканного серебра — 40 тыс. дирхамов. Тассудж ад-Даскара. Рустаков семь. Его [доход составляет] 44 байдара: пшеницы — 2000 курр, ячменя — 2000 курр, чеканного серебра — 70 тыс. дирхамов. Тассудж Бараз ар-Руз. Рустаков семь. Его [доход составляет] 86 байдаров: пшеницы — 3000 курр, ячменя — 5000 курр, чеканного серебра — 120 тыс. дирхамов. Тассудж ал-Банданиджин. Рустаков пять. Его [доход составляет] 54 байдара: пшеницы — 600 курр, ячменя — 500 курр, чеканного серебра — 100 тыс. дирхамов. Тассудж ан-Нахраванат 124. Рустаков двадцать один. Его [доход составляет] 380 байдаров. Доход пшеницы ан-Нахраван ал-Ала 125 [составляет] 2700 курр, ячменя — 1800 курр, чеканного серебра — 350 тыс. дирхамов. [Доход] пшеницы ан-Нахраван ал-Авсат [составляет] 1000 курр, ячменя — 500 курр, чеканного серебра — 100 тыс. дирхамов. Доход пшеницы ан-Нахраван ал-Асфал [составляет] 1000 курр, ячменя — И 00 курр, чеканного серебра — 150 тыс. дирхамов. Тассудж Бадарайя и Бакусайя. Пшеница — 4700 курр, ячмень — 5000 курр, чеканное серебро — 330 тыс. /12/ дирхамов. Области Истан Шаз Файруз. Это Хулван. Их обязательство вместе с ал-джабарика 126 и прочими курдами составляет 1 млн. 800 тыс. дирхамов. Хит 127 и Анат 128 [19] были причислены к тассуджу ал-Анбар. Когда стал царствовать Ануширван 129, до него дошло известие о том, что отряды арабов-кочевников, 130 перешли в ас-Савад у пустыни, и тогда он приказал обновить стену города, известного под именем Уллайс 131 и построенного Шабуром зу ал-Актафом 132 пограничным пунктом для защиты мест вблизи от пустыни. Он приказал также прорыть от Хита до Казима 133 ров, примыкающий к Басре и прерывающийся у моря. На стене он построил наблюдательные пункты и башни и организовал там вооруженные отряды с тем, чтобы это было преградой для кочевников к ас-Саваду. Из-за этой стены Хит и Анат остались вне пределов тассуджа Шаз Файруз, так как Анат были села, присоединенные к Хит. В некоторых персидских книгах имеются сведения, что владыки мира разделили его на четыре части. Одна из них Западная Индия, страна тюрков, — до восточной границы ар-Рума 134 . [Вторая] часть ар-Рум и ее западная [территория], страна коптов 135 и берберов 136 . Третья Судан. Он находится между страной берберов и Индией. [Четвертая] часть — это от реки Балха, 137 до Азербайджана, Армении, ал-Кадисии и Евфрата. Затем Аравийская пустыня до Омана 138, Кармана 139, страны Табаристана 140, Кабула 141 и Тохаристана 142 , которых персы называли покорными странами. Эта часть является качеством мира и его серединой. На ее долю не выпадает ни порицание, ни нерадение. Поэтому цвет ее жителей является умеренным, тело здоровым и они избавлены от светлого цвета византийцев и славян, черноты абиссинцев и негров, погрешностей тюрков и уродливости китайцев. В них собраны воедино красоты всех стран и все то, чем они умерены по свойству. Равным образом, они тонки в проницательности, следуют за хорошими делами и высшими нравами. /13/

Упомянутое нами количество тассуджов ас-Савада оставалось до тех пор, пока не стал правителем Ирака ал-Хаджжадж ибн Йусуф 143. Его писарем, прибывшим вместе с ним и заведовавшим его делами был Салих ибн Абд ар-Рахман, которому сказал ал-Хаджжадж: поищи писаря, советника из персов, знающего их письменность и делающего отчет. И был найден человек по имени Заза Нафрух ибн Бабари, и он назначил его [руководителем] дел дивана. Однако Салих и его сподвижники не находили занятия. Заза Нафрух и его писари составляли отчет по-персидски. Салих пожаловался об этом ал-Хаджжаджу и сообщил ему, что он вместе с Заза Нафрухом занимается нечто иным. Тогда [20] приказал ал-Хаджжадж Заза Нафруху, чтобы он взял бы на себя бремя перевода диванов с персидского языка на арабский язык 144. Это было сделано, и он выделил нахийя и области и провел черты тассуджов ас-Савада. Из этого начертания ас-Савад составил десять областей. Каждая область [представляла] истан. В них имелось шестьдесят тассуджов. Об этом мы упомянули в своем месте. Когда это было сделано и [диваны] были переведены на арабское делопроизводство, Салих и его сподвижники стали заниматься им и знакомиться с ним. В нахийя Каскар был большой город с многочисленным населением. Его жители в старое время вышли из города, опасаясь чумы, к одному из мест. Они все погибли и [город] разрушился. В нем остался дом их идолов. Построили его христиане навечно и назвали Минус (?) 145 . Следы этого города и остатки его стены сохранились по сей день, они не исчезли. Из тех же строений Шабура 146 , Хусрув-шабур 147 и Сабат 148 . Из тех же Шахрабаз 149, город Ибрахима Халила 150 , да будет над ним мир. Город был большой, огромный по размерам, на судоходной большой реке. Потом эта большая река отошла от него, ее воды уменьшились, и он прекратил существование. Место и направление ее русла известны до сих пор. Говорят, вблизи от него был также большой, огромный город, называемый Шалаха 151. Разрушило его племя Йяд, так как оно совершало набеги на него. Говорят, что Йяд и другие арабы одержали верх над ним, овладели им во времена Шабура 152, вышли из-под /14/ его повиновения, вступили с ним в войну, поддержали царя ар-Рума и соблазнили его царством Фарса. Тот помог им кораблями по морю, в которых находились его воины. Это известие достигло Шабура. Он выступил против него и пребывал там до тех пор, пока не завоевал его. Говорят, в нем было 200 тыс. человек. Он разрушил его, собрал женщин, детей и стариков и поселил их в городе, построенном им и названном ал-Хаффа 153. Он запретил подданным общение и бракосочетание с ними. [Это] событие предшествовало выходу арабов из пустыни к оседлой жизни, и того, кто вступал без разрешения, убивали. Говорят, того, кто вызывал гнев персидских царей, они ссылали в этот город и выжигали клеймо сосланному и проклятия. Набатейцы 154 называли его Хаффа Таранай (?) 155. Не исчезнувшие следы его стены явное доказательство. Вблизи от него было несколько городов, среди них Дури аз-Зандавард 156 , Уллайс, [21] Дараса-бур 157 , ал-Хакка 158 и ал-Хаффа 159 , которую построил Шабур и сделал его для тех, кого ссылали. Говорят, что граница области Каскар [простирается] от восточного берега [реки] у конца орошаемого ан-Нахравана [и следует] до ее впадения в море. Ал-Мубарак 160, ал-Абдаси 161, ал-Мазар 162 Ни-гийя 163 , Майсан 164 , Дастумайсан и Аджам ал-Барид 165 принадлежат Каскару. Его разделили арабы, когда поселили Басру. Таким же образом Искаф ал-Улйя и ас-Суфла 166, Ниффар 167 , Симмар 168 , Бахандаф 169 и Куркуб 170 , все они [также принадлежат] ему. Говорит ал-Мадаини: первым, кто измерил страну, основал диваны и определил размеры хараджа и обязательства, был Кубаз, который перенес диван хараджа в Хулван и назвал его диваном справедливости. Все налоги, взимавшиеся царством персов в ас-Саваде, составляли 100 млн. дирхамов мискалей. И именно царь [определял] размер хараджа и половину оставлял народу. В дни Кубаза улучшилось его положение. В ас-Саваде собирали 150 млн. мискалей. Умар ибн ал-Хаттаб, да будет аллах доволен им, приказал измерить ас-Савад. Его длина от ал-Алсу на восточном берегу и Харба 171 на западном берегу до Аббадана 120 фарсахов. Ширина его: /15/ от крутого подъема Хулвана до ал-Узайба, и это 80 фарсахов. Эта [площадь принимается] после вычета из нее гор, долин, рек, мест городов и сел [и составляет] 36 млн. джарибов. Установлено было на один джариб пшеницы четыре дирхама, на один джариб ячменя — два дирхама, на один джариб фиников — восемь дирхамов, на один джариб винограда и клевера — шесть дирхамов. Джизью 172 наложили на 600 тыс. человек и распределили их по категориям. Высшая категория [платила] 48 дирхамов, средняя — 24 дирхама и низшая — 12 дирхамов 173 . И таким образом в ас-Саваде собрали 128 млн. дирхамов. Умар ибн Абд ал-Азиз 174 собрал 124 млн. дирхамов. Ал-Хаджжадж ибн Йусуф собрал благодаря своей неосведомленности, притеснению, несправедливости и глупости 18 млн. Говорят, он дал крестьянам в виде аванса на возделывание 2 млн., а ему досталось 16 млн. Он запретил жителям ас-Савада, когда они пожаловались ему о разорении своей страны, закалывание крупного рогатого скота из-за расширения обработки земель. Поэт сказал стих:

Мы пожаловались ему об опустошении ас-Савада, и он
запретил по невежеству говядину.
[22]

В дни Зияда 175 харадж Ирака составлял 125 млн. дирхамов. В дни Убайдуллы ибн Зияда 176 [харадж Ирака составлял] больше хараджа во времена Зияда на 20 млн. При Ибн Хубайре 177 [харадж Ирака] был 100 млн., исключая расходы на пропитание воинов и содержание чернорабочих, находившихся в войске. Хосрову Фарвизу 178 харадж его государства был собран [в течение] 18 лет его царствования в 420 млн. Затем после этого его харадж увеличился. В некоторых книгах персов упоминается, что Ирак во времена Ануширвана собирал 600 млн. мискалей. Рассказывают, что это известие о последних днях Фарвиза, [когда было собрано] 900 млн. мискалей и было оставлено всему народу /16/ всего от его дохода 100 млн., и народ стал гибнуть, так что даже ценная прислуга продавалась за один дирхам. Некоторые эмиры Хорасана собирали в Хорасане 28 млн. мискалей. Ал-Джунаид ибн Абд ар-Рахман 179 взимал в Индии 25 млн. мискалей. Сбор [налога] в Басре составлял 75 млн. дирхамов, а в Куфе — 25 млн. дирхамов. Йусуф ибн Умар ас-Сакафи 180 собирал харадж Ирака в 260 млн. и 70 млн. и учитывал со своей стороны предоставлять сирийской армии 16 млн., расходы на почту 4 млн. и на тиразы 2 млн. В государственной казне оставалось на несчастья и беды 10 млн. дирхамов. Говорит ал-Мадаини: Майсан и Дастумай-сан входили в диван Хулвана после перемен Кубаза. Платили 4 млн. и Кубаз приказал [платить им] 9 млн. Брали с пшеницы, ячменя и риса одну пятую долю и ничего не брали с прочих зерновых. Дирхам брали с каждых двадцатичетырех финиковых пальм. С каждого семнадцатого перса брали дирхам. Некоторые собеседники говорят: мы слышали ал-Мутазза 181 , который опрашивал Ахмада ибн Исраила 182 : Ахмад! Сколько составляет харадж ар-Рума? Тот ответил: о эмир правоверных! вместе с твоим дедом ал-Мутасимом 183 мы выступили войной и, когда вступили в центр страны ар-Рума, пришел к нам Басил ал-Харашани (?) 184, который заведовал хараджом ар-Рума, и спросил его Мухаммад ибн Абд ал-Малик 185 о размере хараджа его страны. Тот сказал: [размер хараджа ар-Рума составляет] 500 кинтаров и кинтар [значит] то-то и то-то. Говорит: мы сосчитали это, и он оказался меньше 3 млн. динаров. Тогда сказал ал-Мутасим: напиши царю ар-Рума, что я спросил твоего приятеля о харадже твоей страны и он сказал, что так и так. Харадж самой низкой нахийя моего государства больше хараджа твоей страны. Как же ты враждуешь со [23] мной? Это возвышает твою страну! Ал-Мутазз засмеялся и сказал: кто упрекает меня за привязанность к Ахмаду ибн Исраилу! Никогда ничего не спрашиваю его, если он [сам] не придет ко мне с рассказом. Говорит Абд ар-Рахман ибн Джафар ибн Сулайман 186 : богатство ас-Савада составляет один млрд. дирхамов, /17/ не сокращая того, что имеется в руках повелителя. [Это богатство] находится в руках подданных и то, чего недостает у подданных, находится в государственной казне повелителя. Говорит ал-Хайсам ибн Адий 187 : нет в Фарсе области, жители которой были бы сильнее жителей двух областей — области низменной и области горной. Что касается низменной, — Каскар. Что же касается горной, — Исфаган 188 , Харадж каждой из них был 12 млн. мискалей. Не было в Ираке области, подобной Джуха 189, харадж которой был 80 млн. дирхамов до тех пор, пока воды Титра не отошли от Джуха, и она опустошилась. После этого их (жителей Джуха) постигла чума ширавайх, и она погубила их. Для ас-Савада наступил закат со времени появления чумы ширавайх. Для Фарса также наступил закат со времени появления этой чумы. Абд ал-Вазиру 190 , писарю, было известно дело определения размера мирских благ, и он представил его Йахье ибн Халиду ал-Бармани 191 при халифстве ал-Хади 192 в 170 г. Говорит: стоимость хлебов в ас-Саваде составляла 86 млн. 780 тыс. дирхамов. Он [имел] также источники дохода от имущества в размере 4 млн. 800 тыс. дирхамов, от бахрейнской одежды — 200 штук, от земельного участка чернозема ал-Анбара, который разделен среди диванов, — 240 хамл. [Доход] Каскара чеканным серебром [составлял] 11 млн. 600 тыс. дирхамов областей Тигра — 20 млн. 800 тыс. дирхамов, Хулвана — 4 млн. 800 дирхамов, ал-Ахваза — 25 млн. и от разного рода благодарностей — 300 тыс. ратлов, от Фарса — 27 млн. дирхамов, от розовой воды — 300 тыс. бутылок, от изюмовой воды, сиропа из айвы и других напитков — 120 тыс. ратлов, от айвы — 200 тыс. [штук] айвы, от гранат — столько же, от персидского изюма на хашимийский курр — семь курр, от сиропа, приправленного уксусом, — 5 тыс. ратлов, от сирафского земельного участка — 5 тыс. ратлов. [Доход] Кармана чеканным серебром 4 млн. 200 тыс. дирхамов, от простой и смешанной одежды — /18/ [24] 90 тыс. динаров. Палестина 360 тыс. динаров. От всех областей Сирии [доход] от оливкового масла — 500 тыс. ратлов, яблок — 200 тыс., инжира — 10 тыс. мана, рожков—30 тыс. ратлов. Египет, за исключением Туниса, Дамиетты и ашмуни 193. Богатство этой области 194 тратится на покупку лошадей. Расходы на тиразы 195 — 3 млн. 940 тыс. динаров. Разного рода дабикской, из парчи и другой одежды [поступает] 20 тыс. Ал-Искандария 196 — 1 млн. 800 тыс. дирхамов. Барка — 1 млн. дирхамов, Ифрикия 197 — 13 млн. дирхамов. Больших ковров [поступает] 500, оливкового масла — 100 тыс. ратлов 198. Мекка 199 и Медина 200 — 300 тыс. динаров, сайханийских фиников — 1000 ратлов, из ас-Сабаха — 50 ратлов. Йемен 201 — от источника 870 тыс. динаров, амбры — 80 ратлов, разного рода одеяние и др. одежда — 4 тыс., желтого дерева — 5 тыс. ратлов, изюма — 500 кафизов. Ал-Йамама 202, Бахрейн, Оман и Сираф 203 — чеканное серебро — 3 млн. дирхамов, бедуинской одежды — 500, йеменских фиников — 200 тыс. ратлов. Прилегающая к Куфе, Басре и Багдаду территория и то, что находится между Куфой и Басрой, — чеканного серебра 1 млн. 370 тыс. дирхамов, и в это определение размера доходов не записан Казвин 204, так как он разделен на области.

Комментарии

1. Ал-Мадаини, Али ибн Мухаммад ибн Абдулла ибн Аби Сайф Абу ал-Хасан, арабский историк и филолог, родился в Басре в 135 г. хидж. (752 г.). О времени его смерти известны три даты 215 г. хидж. (830 г.), 225 г. хидж. (840 г.) и 231 г. хидж. (845 г.). Это тот самый ал-Мадаини, сведения которого являются одним из основных источников ат-Табари в его “Всемирной истории”.

2. См. Йакут, IV, с. 7—9.

3. См. Йакут, III, с. 22—23.

4. См. Йакут, II, с. 316—321.

5. См. Йакут, IV, с. 682—685.

6. См. Йакут, III, с. 597—599.

7. См. Йакут, II, с. 551—554.

8. См. Йакут, III, с. 626.

9. Ал-Асмаи, Абу Сайд Абд ал-Малик ибн Кураиб, один из знаменитых арабских филологов, родился также в Басре в 122 г. хидж. (740 г.) и скончался в 213 г. хидж. (828 г.). Старший современник ал-Мадаини (см. прим. 1).

10. См. Йакут, I, с. 636—653.

11. См. Йакут, I, с. 410—414.

12. См. Йакут, II, с. 574. Название этого географического пункта различные исследователи огласовывают по-разному — Дастмайсан, Дастумисан, Дастумайсан (Ф. Вюстенфельд, Г. Ле Стрендж).

13. См. Йакут, III, с. 835—838.

14. См. Йакут, IV, с. 322—327.

15. См. Йакут, IV, с. 271—275.

16. См. Йакут, II, с. 902—904.

17. Абу Машар, Наджих ибн Абд ар-Рахман, раб, по происхождению, очевидно, индус, впоследствии получивший свободу, проживал г. Медине и большей частью известен по труду Вакиди “Китаб ал-магази”. Много фрагментов из его сочинений до нас дошло также от Ибн Сада. В 160 г. хидж. (776—777 гг.) он оставил Медину и до конца своей жизни в 170 г. хидж. (786—787 гг.) проживал в Багдаде.

18. См. Йакут, I, с. 447—450.

19. В лице халдеев речь идет о древних жителях Месопотамии, семитском племени халдеев, которое в конце II тысячелетия до н.э. завоевало Южную Вавилонию и создало государство Приморской [26] страны (конец XI в. до н. э. — середина VII в. до н. э.). Впоследствии, как известно, это же племя во главе с ассирийским военачальником, но родом халдеем, Набопаласарсм (626—605 гг. до н.э.) образовало новое Вавилоно-Халдейское государство, больше известное в специальной литературе под именем Ново-Вавилонского царства (626—538 гг. до н.э.), восстановив тем самым былую политическую и экономическую мощь Вавилона.

20. Имеется в виду библейский персонаж Ной.

21. См. Йакут, III, с. 860—862.

22. В данном случае арабский автор имеет в виду господство династии Ахеменидов над различными странами и, в том числе, над Междуречьем.

23. Под именем ал-Калби известны отец Абу ан-Надр Мухаммад ион Малик ибн ас-Саиб ибн Бишр, знаток Корана и историк, и сын Абу ал-Мунзир Хишам, который в основном продолжил дело отца как историка. Дед ал-Калби-отца вместе со своими сыновьями ас-Саибом, Убайдом и Абд ар-Рахманом принимал участие в так называемой битве верблюда на стороне халифа Али. Отец же Абу ан-Надра пал в бою, являясь сторонником Мусаба ибн аз-Зубайра. Сам ал-Калби-отец был приверженцем Абд ар-Рахмана ибн Мухаммада ибн ал-Ашаса и принимал участие в битве при Дайр ал-Джамаджим. Как известно, восстание арабского военачальника Ибн ал-Ашаса с трудом было подавлено халифской властью. Под Ибн ал-Калби Ибн ал-Факих ал-Хамадани, по всей вероятности, имеет в виду ал-Калби-сына. Об этом должно говорить и само имя ал-Калби-сына “Ибн ал-Калби” (“Сын ал-Калби”).

24. Под именем Бухт Нассар Ибн ал-Факих ал-Хамадани имеет в виду, очевидно, царя Ново-Вавилонского царства (626—538 гг. до н.э.) Навуходоносора II (605—562 гг. до н. э.), сына и наследника основателя Вавилоно-Халдейского государства Набопаласара (626—605 гг. до н.э.). Именно с его именем связаны и хорошо известны мероприятия по строительству сложных систем гидротехнических сооружений, благодаря которым в случае появления врага стало возможным затопление низменности, окружающей Вавилон.

25. У Йакута Биурасиб, якобы строитель Вавилона, упоминается под эпитетом “ал-Джаббар”, т.е. “могущественный, могучий, великан, гигант, богатырь” (Йакут, I, с. 448).

26. Ал-Амаш, Сулайман ибн Михран Абу Мухаммад, арабский традиционалист, родился в 60 г. хидж. (679 г.), по другим данным в 61 г. хидж., в день смерти Хусайна (10 окт. 681 г.). Скончался в 148 г. хидж. (765 г.), по другим сведениям — в 147 или 149 гг. хидж.

27. Муджахид — борец за правое дело, за веру, т.е. мусульманскую.

28. См. Йакут, II, с. 284—287.

29. Бир Бархут, т.е. колодец Бархут. О нем см. Закарийя ал-Казвини, II, с. 197.

30. О должности раиса ближневосточных городов, как известно, ныне существует достаточно богатая специальная литература. Данной должности и ее функций, прав и обязанностей раиса средневекового ближневосточного города касались также в грузинской историографии (см. напр., работы В.Н. Габашвили, Г.Г. Берадзе).

31. Ал-Джалут — Голиаф.

32. Умар ибн ал-Хаттаб, второй так называемый правоверный халиф, правивший арабским халифатом в 13—23 гг. хидж. (634—644 гг.). Один из выдающихся государственных деятелей. При нем были расширены завоевательные войны арабов. Умар ибн ал-Хаттаб считается фактическим основателем арабского государства.

33. См. Йакут, III, с. 915—916.

34. Этот рассказ, переданный Ибн ал-Факихом ал-Хамадани, о семи чудесах городов в какой-то степени напоминает тот жанр арабской литературы — космографии, который свое развитие получил особенно с конца XII в. (об этом см. введение к главе о Табаристане настоящего труда, а также введение к нашей работе “Сведения Закарийя ал-Казвини о Грузии и Кавказе, Тбилиси, 1975).

35. Найти какие-либо биографические данные о личности Йазида ибн Умара ал-Фариси мы не смогли. Возможно, что он был уроженцем Фарса.

36. См. Йакут, III, с. 711.

37. См. Йакут, I, с. 604.

38. См. Йакут, I, с. 770.

39. См. Йакут, IV, с. 708—709.

40. Ушр (десятая доля) — один из основных существовавших в халифате четырех налогов, платимых мусульманским населением государства. По своему содержанию он соответствовал закату или садака. Известный правовед VIII в. Абу Йусуф Йакуб отмечает двоякого рода ушр: ушр, платимый с земель ушр, и ушр, который взимался со всякого рода товаров, предназначенных для продажи.

41. Ахл аз-зиммати — немусульманские подданные халифата, т.е. христиане, евреи.

42. О налоге садака частично выше уже было сказано (см. прим. 40). В целом же налог садака был предназначен для бедняков и платило его мусульманское население государства.

43. Ал-мукасама также одна из разновидностей налога в халифате, заимствованная арабами у сасанидского Ирана. Преимущество этого вида налога состояло в том, что ал-мукасама налог взимался по объему урожая.

44. Кубаз ибн Файруз, сасанидский царь Кавад I, сын Пероза, правил Ираном в 488—531 гг.

45. Слово не читается.

46. Вышепереданный рассказ о том, как женщина не позволила своему ребенку сорвать гранатовый плод с дерева известен в нескольких [28] вариантах. Если верить Ибн ал-Факиху ал-Хамадани, налоговая реформа должна была быть проведена в жизнь Кавадом I. Однако, как известно из специальной литературы, это не так. Кавадом были проведены лишь подготовительные работы, а осуществить ее выпало на долю его наследника Хосрова I Ануширвана (531 — 579 гг.).

47. См. Йакут, III, с. 227.

48. См. Йакут, III, с. 929—930.

49. См. Йакут, I, с. 812—813.

50. См. Йакут, I, с. 186—189.

51. См. Йакут, II, с. 393.

52. Тассудж Шаз Хурмуз упоминает Ибн Хурдазбих дважды (BGA, VI, с. 6, 235).

53. См. Йакут, IV, с. 836.

54. См. Йакут, IV, с. 301—304.

55. См. Йакут, IV, с. 836.

56. См. Йакут, II, с. 7.

57. Ал-Мадина ал-Атика (“Старая Малина”) упоминается в материалах, опубликованных нами в нашей работе “К истории города Багдада (материалы к истории возникновений и развития феодального города на Ближнем Востоке)”, Тбилиси, 1968.

58. См. Йакут, II, с. 729—730.

59. См. Йакут, III, с. 227.

60. См. Йакут, II, с. 833—834.

61. См. Йакут, III, с. 227 в главе “Шаз Кубаз”. Отдельной главы описания этого тассуджа в словаре нет.

62. См. Йакут, III, с. 116. Правда, в этой главе у Йакута речь идет о реке в ас-Саваде под этим же названием.

63. См. Йакут, II, с. 107—108.

64. По определению Йакута, “аз-Зибайн” является формой двойственного числа от слова “зи'б” — “волк” (Йакут, II, с. 727). Эта географическая номенклатура, идентифицируемая Ибн ал-Факихом ал-Хамадани с тассуджом Джалула, тассуджом упоминается также Ибн Хурдазбихом (BGA, VI, с. 13; см. также с. 6. 235. 238).

65. См. Йакут, I, с. 745.

66. См. Йакут, I, с. 534—535.

67. См. Йакут, II, с. 575.

68. У Ибн ал-Факиха ал-Хамадани название этого тассуджа дано во множественном числе, в то время как у Йакута оно стоит в форме двойственного числа — ар-Рустакайн (см. Йакут, III, с. 227, в главе “Шаз Кубаз”).

69. См. G. le Strange, с. 293, 294.

70. Йакут утверждает, что ан-Нихраван произносится чаще, тем ан-Нахраван (см. Йакут, IV, с. 846—850).

71. См. Йакут, I, с. 459.

72. См. Йакут, I, с, 477.

73. См. Йакут, III, с. 227.

74. У Йакута ан-Зандавард и это написание нам кажется правильным. В тексте Ибн ал-Факиха ал-Хамадани должна быть ошибка переписчика (см. Йакут, III, с. 227, в главе “Шаз Шабур”),

75. Установить точное написание данного тассуджа нам не удалось, и мы согласовываем его название условно. В географической номенклатуре Йакута этот тассудж не упоминается. Единственный раз встречается он в географическом труде Ибн Хурдазбиха (BGA, VI, с. 235), но его издателем написание данного тассуджа дано без огласовки.

76. См. Йакут, I, с. 241. У Йакута упомянуты два тассуджа под названием ал-Истан — Верхний и Средний.

77. Тассудж ал-Джавазир упомянут Ибн Хурдазбихом дважды (BGA, VI, с. 7, 235).

78. См. Йакут, III, с. 227.

79. См. Йакут, IV, с. 714—715.

80. См. Йакут, I, с. 96—98.

81. Найти какой-либо материал о личности Айлан ибн Сала/и/ма ас-Сакафи мы не смогли.

82. См. Йакут, II, 555.

83. Дальнейшие слова или слово мы не смогли прочесть.

84. Йакут утверждает, что название тассуджа Абазкубаз пишется именно через букву “за” (см. Йакут, I, с. 90—91).

85. Согласовываем условно. Не исключено, что это искаженно написанное переписчиком название населенного пункта, большой деревни, ал-Джал, она же ал-Кал (Кил), которая находилась в четырех фарсахах от города ал-Мадаина (Йакут, II, с. 10; IV, с. 334).

86. См. Йакут, I, с. 367—369; III, с. 929.

87. См. Йакут, IV, с. 529—531.

88. Ибн Кайс ар-Рукаийят, Убайдулла, известный арабский поэт, жил в омейадскую эпоху.

89. См. Йакут, IV, с, 133—135.

90. См. Йакут, I, с, 460—461.

91. См. G. le Strange, с. 80.

92. См. Йакут, I, с. 768—769.

93. См. Йакут, II, с. 861.

94. См. Йакут, IV, с. 316—317.

95. Так огласовывается название этого тассуджа М. де Гуэ, а также Г. Ле Стренджом — название одноименного канала (BGA, VI, с. 8, 9; G. le Strange, с. 80). Йакут же отмечает, что Нахр Даркит область (кура) в Багдаде со стороны Куфы (Йакут, II, с. 568).

96. См. Йакут, IV, с. 838.

97. См. на аз-Заваби (Йакут, II, с. 953).

98. См. Йакут, I, с. 770.

99. См. Йакут, III, с. 31.

100. См. Йакут, III, с. 184—185.

101. См. Йакут, I, с. 544.

102. См. Йакут, I, с. 465

103. Очевидно, что это тот же тассудж Нахр ал-Малик (Йакут, IV, с. 846, G. le Strange, с. 81; см. также прим. 114)

104. См. Йакут, IV, с. 780.

105. Йакут под названием Бадавла, очевидно имеет в виду этот же самый Фурат Бадакла (см. Йакут, I, с. 461). Фурат Бадакла дан также Ибн Хурдазбихом (BGA, VI с. 11)

106. См. Йакут, III, с 218—219. Это тот самый географический пункт, который часто фигурирует в арабских источниках в связи с первым появлением арабских войск в Ираке.

107. Этот тассудж упомянут Ибн Хурдазбихом четыре раза (BGA, VI, с. 8, 11, 238, 241), но огласован он не полностью.

108. См. Йакут, IV, с. 968. Три последние согласные названия этого тассуджа огласовываются М. де Гуэ (BGA, VI с. 11).

109. См. Йакут, IV, с. 317—318.

110. См. Йакут, I, с. 447—450

111. Ибн Хурдазбих Бабил вместе с Хутраийа называет тассуджами (BGA, VI с. 10), а Йакут определяет, что Хутранийа одна из нахийя Бабила в Ираке (См. Йакут, II, с. 453)

112. Следует полагать, что название тассуджа ан-Нахрайн является формой двойственного числа от слова “нахр” (“река”, “канал”).

113. См. Йакут, III, с. 759.

114. В данном случае, очевидно тот же тассудж ал-Малик, упомянутый несколько выше, теперь называется тассуджом Нахр ал-Малик (см. прим. 103).

115. См. Йакут, IV, с. 787—789.

116. См. прим. 105.

117. Ал-Хаварнак название дворца в Ираке (См. Йакут, II, с. 490—494)

118. Тизанабаз также название дворца в Ираке (См. Йакут, III, с. 594—595).

119. Название этого тассуджа так огласовывается Г. Ле Стренджом и М. де Гуэ. И по указанию Ибн Хурдазбиха, Йигар Йактин состоял из нескольких тассуджов (BGA, VI, с. 11). Он же упоминает Йигар Йактин еще дважды на с. 238, 241.

120. Ибн ал-Факихом ал-Хамадани и Ибн Хурдазбихом (BGA, VI, с. 12, 236, 237) ас-Силла представлена в числе географической номенклатуры области Каскар вместе с Барка и ар-Раййаном.

У Йакута же упомянут только канал ас-Силла в Васите, сооруженный по приказу халифа ал-Махди (Йакут, IV, с. 841).

121. См. Йакут, I, с. 575; II, 359—360.

122. См. Йакут, II, с. 883—884.

123. См. прим. 37.

124. См. прим. 70.

125. Йакут указывает, что у ан-Нахравана ал-Ала произошла известная битва между халифом Али и хариджитами (Йакут, IV, с. 846— 847).

126. Несколько в ином написании — Джабарки — имя этого племени дано В. Ф. Минорским среди названий курдских племен, населявших ал-Джибал (EI, II, с. 1215).

127. См. Йакут, IV, с. 997—998.

128. См. Йакут, III, с. 594—595.

129. Речь идет об известном Сасанидском царе Хосрове Ануширване (531—579 гг.) (см. прим. 46).

130. На наш взгляд, здесь вместо слова “ал-а’раф” следует читать “ал-а’раб” — “бедуины, кочевые арабы, арабы-кочевники”. Переписчиком допущена ошибка.

131. По указанию Йакута, в Уллайсе произошла битва между мусульманами, т.е. арабами, и персами. Он расположен на границе Ирака у пустыни (Йакут, I, с. 354).

132. Имеется в виду сасанидский царь, властный и гордый, наделенный живым умом, личной храбростью и военным талантом, жестокий Шапур II (309—379 гг.), которому пришлось усмирить арабские племена с тем, чтобы стать твердой ногой на арабском побережье Персидского залива. В данном случае у Ибн ал-Факиха ал-Хамадани речь идет об одном из таких конкретных мероприятий, проведенных Шапуром II и направленных на защиту границ своего государства от набегов арабских кочевых племен.

133. См. Йакут, IV, с. 228.

134. Ар-Румом называли арабы Византийскую империю (см. Йакут, II, с. 861—866).

135. Копты — коренное и древнее население Египта (см. Йакут. IV, с. 31, в главе “ал-Кифту”).

136. Берберы — народ, населявший горные районы Северной Африки, в частности стран Магриба — Алжира, Марокко, Туниса (см. Йакут, I, с. 540—543).

137. См. Йакут, I, с. 713—714.

138. См. Йакут, III, с. 717—719.

139. См. Йакут, IV, с. 263—266.

140. Табаристан — современная северная провинция Ирана Мазандаран, расположенный на южном побережье Каспийского моря (см. Йакут, III, с. 501—507, а также ниже в настоящем труде).

141. См. Йакут, IV, с. 220—221.

142. Йакут дает несколько иное написание страны Тохаристан (см. Йакут, III, с. 518).

143. Ал-Хаджжадж ибн Йусуф был известным государственным деятелем при халифах Абд ал-Малике ибн Марване (65—86 гг. хидж. 685—705 гг.) и его сыне ал-Валиде ибн Абд ал-Малике (88—98 гг. хидж. 705—715 гг.), фактическим правителем всех восточных областей халифата. Простой учитель из Таифа добился огромного влияния в халифате и приобрел свой высокий авторитет, бесспорно, благодаря своему незаурядному таланту и природному дарованию, хотя последующая история обвиняет его в чрезмерной жестокости и грубости (об этом см. наш труд “Город Васит по Машхадской рукописи труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани”, Очерки по истории городов Ближнего Востока, II, Тбилиси. 1970, с. 274—276).

144. Б данном случае у Ибн ал-Факиха ал-Хамадани речь идет об известных мероприятиях ал-Хаджжаджа ибн Йусуфа по переводу делопроизводства в халифате с персидского языка на арабский.

145. Так читается название этого города по фотокопиям рукописи. Однако насколько это чтение и предлагаемая нами огласовка правильны, не имея дополнительного материала, сейчас трудно судить.

146. Имеется в виду, очевидно, тот же Шабур зу ал-Актаф (см. прим. 332).

147. См. Йакут, II, с. 442.

148. См. Йакут, III, с. 3—4.

149. См. Йакут, III, с. 339.

150. Имеется в вид библейский персонаж Авраам, сын Азара, который получил титул “халил аллаха”, т.е. “друг, приятель аллаха”.

151. По определению Йакута, город Шалаха был древним городом, расположенным в стране Вавилон, Йакут также передает, что он был разрушен племенем Йяд (Йакут, III, с. 238).

152. Говорится о том же сасанидском царе Шапуре, усмирившем арабские кочевые племена (см. прим. 132).

153. См. Йакут, IV, с. 978.

154. Набатейцы — древние жители Ирака. У Ибн ал-Факиха ал-Хамадани имеется в труде Машхадской рукописи специальная глава о набатейцах. Их без лести упоминает Ибн ал-Факих ал-Хамадани также в главе о городе Васите той же рукописи (см. О.В. Цкитишвили. Город Васит по Машхадской рукописи труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани, с. 297—298).

155. Набатейское название города ал-Хаффа упоминает также Йакут в главе “ал-Хаффа” (см. Йакут, IV, с. 978). Однако и в издании Ф. Вюстенфельда это набатейское название города не огласовывается. Поэтому мы не уверены в правильности огласовки, данной нами.

156. Очевидно, следует читать так название упоминаемого Ибн ал-Факихом ал-Хамадани города.

157. Иное чтение названия данного города невозможно, хотя мы не смогли засвидетельствовать его в других источниках.

158. См. Йакут, IV, с. 979.

159. В правильной передаче названия города ал-Хаффа переписчиком, должно быть, допущена ошибка. По крайней мере, в данном случае буква “фа” явно похожа на “айн”. Допустимо и то, что в этом конкретном случае Ибн ал-Факих ал-Хамадани повторяется, словно забыв о том, что ал-Хаффу он упоминал только что несколько выше.

160. См. Йакут, IV, с. 408—409.

161. См. Йакут, III, с. 603.

162. См. Йакут, IV, с. 468—469.

163. См. Йакут, IV, с. 798.

164. См. Йакут, IV, с. 714—715.

165. См. Йакут, I, с. 58.

166. См. Йакут, I, с. 252—253.

167. См. Йакут, IV, с. 798—799.

168. См. Йакут, III, с. 132—133.

169. Название этого города читается двояко: Бахандаф и Бахандиф (см. Йакут, I, с. 771).

170. См. Йакут, IV, с. 65.

171. Харба упомянута Ибн Хурдазбихом при определении им также длины ас-Савада (BGA, VI, с. 14). Согласно сведению Йакута, Харба находилась на самом краю Дуджаила, между Багдадом и Тикритом, напротив ал-Хазира, большой деревни, в которой ткали кирбас, толстую хлопчатобумажную одежду (Йакут, II, с. 292). В самой Харба же изготовляли грубую полосатую одежду ал-кутнийа, вывозимую, по словам Йакута, во все страны, так же как предметом экспорта был и кирбас деревни ал-Хазира (Йакут, II, с. 235, 292).

172. Джизья форма налога в халифате: подушная подать, платимая центральной власти немусульманским населением.

173. Это деление подушной подати на три категории хорошо известно и по юридическим трактатам (Абу Йусуф, Йахья ибн Адам...).

174. Умар ибн Абд ал-Азиз ибн Марван ибн ал-Хакам, омайадский халиф (99—101 гг. хидж. = 717—720 гг.).

175. Имеется в виду, по-видимому, Зияд ибн Абихи, один из видных политических и государственных деятелей халифата первой половины VII в.

176. Убайдулла ибн Зияд, сын Зияда ибн Абихи, также находился на службе Омайадской династии.

177. Под именем Ибн Хубайра в халифате известны две личности — отец и сын. Отец Абу ал-Мусанна Умар ибн Хубайра ал-Фазари и сын Абу Халид Йазид ибн Умар. В данном случае, по всей вероятности, Ибн ал-Факих ал-Хамадани имеет в виду отца Ибн Хубайра, так как именно он был правителем Ирака и естественно, если арабский автор упоминает количество хараджа Ирака при Ибн Хубайре—отце.

178. Сасанидский шахиншах Хосров II Фарвиз дважды вступал на престол. Впервые он взошел на царский трон после того, как иранские знатные, недовольные политикой отца Хосрова Хормизда IV, подняли восстание под руководством Вахрама Чобина в 590 г., свергли с престола Хормизда IV, ослепили его и на трон возвели Хосрова II Фарвиза. Однако вскоре в вспыхнувшей борьбе за власть в государстве между Хосровом II и Вахрамом Чобином, авторитет которого к этому времени чрезмерно вырос, Хосров II, потерпев поражение, вынужден [34] был бежать в Византию и с ее помощью вернуть себе утерянный престол. Вахрам Чобин бежал к тюркскому кагану, но там в связи с тайной интригой, затеянной Хосровом, был умерщвлен по приказу жены кагана. Хосров II стал жертвой безуспешной войны с Византийской империей. Ибн ал-Факих ал-Хамадани далеко неточен, сообщая, что Хосров Фарвиз царствовал 18 лет. Хосров II правил страной, не принимая во внимание тот незначительный период, когда он был смещен с престола и находился в Византии, 33 лет — 590—628 гг.

179. Ал-Джунаид ибн Абд ар-Рахман был назначен правителем мусульманской части Индии халифом Йазидом II ибн Абд ал-Маликом (101 — 105 гг. хидж. = 720—724 гг.).

180. Ибн ал-Факихом ал-Хамадани упоминается правитель Ирака Йусуф ибн Умар ибн Мухаммад ибн ал-Хакам ибн Аби Акил ибн Масуд ас-Сакафи, родственник ал-Хаджжаджа ибн Йусуфа, многие годы правивший Йеменом, который впоследствии халифом Хишамом ибн Абд ал-Маликом (105—125 гг. хидж. = 724—743 гг.) был переведен и назначен правителем Ирака.

181. Абу Абдулла Мухаммад (или аз-Зубаир) ибн Джафар ал-Мутазз, аббасидский халиф, правивший в 251—255 гг. хидж. (866 — 869 гг.).

182. Найти какой-либо материал об этой личности мы не сумели.

183. Ал-Мутасим, Абу Исхак Мухаммад, аббасидский халиф (218— 227 гг. хидж. = 833—842 гг.), сын Харуна ар-Рашида. Из его государственной деятельности можно отметить два момента. Во-первых, при нем в конце 30-х годов IX в. удалось центральной государственной власти халифата подавить длившееся два десятилетия восстание Бабака в Северном Азербайджане. При халифе ал-Мутасиме же была перенесена столица халифата из Багдада в Самарру, хотя этот переезд халифского двора продолжался недолго, всего несколько десятилетий.

184. Имя “ал-Харашани” огласовано нами.

185. Мухаммад ибн Абд ал-Малик, прозванный аз-Зайятом. был визирем нескольких аббасидских повелителей и, в том числе, халифа ал-Мутасима. Скончался в 233 г. хидж. (847 г.).

186. Не смогли установить также личность Абд ар-Рахмана ибн Джафара ибн Сулаймана.

187. Личность ал-Хайсама ибн Адий также не установлена.

188. См. Йакут, I, с. 292—298; IV, с. 452.

189. См. Йакут, II, с. 143.

190. Абд ал-Вазир был одним из государственных служащих, как видно из текста, во времена Йахьи ибн Халида ал-Бармаки и халифа ал-Хади (см. ниже).

191. Йахья ибн Халид ал-Бармаки был одним из представителей славного рода Бармакидов, верно служивших Аббасидской династии, но впоследствии безжалостно истребленных халифом Харуном ар-Рашидом, очевидно, опасаясь чрезмерного повышения их авторитета и влияния в халифате.

192. Слишком коротким было царствование аббасидского халифа ал-Хади (169—170 гг. хидж. = 785—786 гг.), предшественника, можно сказать, не по заслугам знаменитого Харуна ар-Рашида (170—193 гг. хидж. = 786—809 гг.).

193. Ашмуни — сорт хлопка.

194. На наш взгляд, здесь должна быть ошибка переписчика. Вместо слова “ал-кувар” написано “ал-Куфа”.

195. По определению Э.У. Лейна, арабский термин “тираз” — мн. ч. “туруз” имеет ряд значений: вышивание, раскрашивание в разные цвета или украшение разными фигурами одежды или отреза ткани; одежда или отрез ткани, сотканный для султана; великолепная мантия или богато вышитая одежда; наконец, место, где ткут красивую одежду или ткани (Е.W. Lane, Arabic-English Lexicon, P. 5, 1874, с. 1840). Поэтому по скудному сообщению Ибн ал-Факиха ал-Хамадани трудно определить, в каком значении мог быть употреблен им упомянутый термин во множественном числе.

196. См. Йакут, I, с. 256—265.

197. См. Йакут, I, с. 324—330.

198. В данном случае, по-видимому, переписчиком вновь допущена ошибка. “Сто тысяч ратлов” повторяется дважды и одно из них нам кажется лишним.

199. См. Йакут, IV, с. 616—622.

200. См. Йакут, IV, с. 1009—1010, в главе “Йасриб”.

201. См. Йакут, IV, с. 1034—1037.

202. См. Йакут, IV, с. 1026—1034.

203. См. Йакут, III, с. 211—212.

204. См. Йакут, IV, с. 88—91.

Текст воспроизведен по изданию: Ас-Савад и Табаристан по машхадской рукописи труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани. Тб. Мецниереба. 1977

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.