Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

МХИТАР ГОШ

АЛБАНСКАЯ ХРОНИКА

Мы сочли необходимым также включение [сюда] списка католикосов албанов и, надлежащим образом объединив, мы [также] имели бы теперь их всех [в следующем порядке]. Мы запишем их, во-первых, в соответствии с этим принципом и, во-вторых, так, что если кто-либо захочет писать историю, продолжающую историю, написанную Моисеем Дасхуранци 1, который сделал полный отчет об албанской династии, [то он] мог бы с удобством для себя взять отсюда список патриархов, ибо он найдет в его [Моисея] истории имена только тех, о которых он писал. Этот список будет весьма необходимым, ибо с того времени до настоящего момента никто [об этом] не писал, а в будущем кто-либо пожелает. Теперь же мы приведем этот список.

Список патриархов албанов, рукоположенных после владыки Егише, который прибыл из Иерусалима 2

Св. Шупхагишо.

Матте[ос].

Саак.

Карен 3.

Панд.

Газар. Он построил Газарапат в Бегамеджке и святую церковь Панталеона, построив [ее] после благоговейно внушенного видения 4.

А от св. Егише до св. Григора [прошло] 300 лет. А затем албаны попросили у армян св. Григориса, посвященного в патриархи в возрасте 15 лет и убитого варварами [в сане] католикоса 5. Это был 101-й год Рима [348 г. н. э.] 6. [9]

А это те, которые были патриархами в Чог[а]:

Захария 7,

Давид,

Св. Иоанн 8,

Еремия 9.

Но в году, в котором началась Армянская эра [11 июля 552 – 10 июля 558 г. н. э.], они перенесли престол католикосата в Партав и посадили патриархом владыку Абаса, который правил в течение 23 лет 10. И у древних [албанов] было в обычае писать адрес письма следующим образом: "От Католикоса Албании, Лпника и Чог[а]..."

Владыка Виро, 33 года, муж святой, блиставший добродетелью. Год 75 Армянской эры [23 июня 626 – 22 июня 627 г. н. э.] 11.

Владыка Захария, муж святой и непорочный, 17 лет. 12

Владыка Иоанн, 25 лет 13.

Владыка Ухтанес, 12 лет 14.

Владыка Егиазар, 6 лет. Он был избранником Божиим в сане архиепиекопа. Год 137 Армянской эры [7 июня 688 – 6 июня 689 г. н. э.] 15.

Владыка Нерсес, 15 лет. Он был последователем Халкедонской ереси 16.

Владыка Симеон, 1 1/2, года 17.

Владыка Микаэл, 35 лет. Год 190 Армянской эры [25 мая 741 – 24 мая 742 г. н. э.] 18.

Владыка Анастас, 4 года 19.

Владыка Иосиф, 15 лет 20.

Владыка Давид, 4 года 21.

Другой владыка Давид, 9 лет. Год 225 Армянской эры [16 мая 776 – 15 мая 777 г. н. э.] 22.

Владыка Матте[ос], 1 1/2 года 23.

Владыка Мовсес, l 1/2 года 24.

Владыка Аарон, 2 года 25.

Владыка Согомон, 1/2 года 26.

Владыка Теодорос, 4 года. Год 234 Армянской эры [14 мая 785 – 13 мая 786 г. н. э.] 27.

Владыка Согомон, 11 лет 28.

Владыка Йованнес, 25 лет 29.

Владыка Мовсес, 1/2 года 30.

Владыка Давид, 28 лет 31. [10]

Владыка Йовсеп, 22 года. Год 327 Армянской эры [21 апреля 878 – 20 апреля 879 г. н. э.] 32.

Владыка Самуэл, 15 лет 33.

Владыка Йовнан 8 лет 34.

Владыка Симеон, 21 год 35.

Владыка Давид, 35 лет. Год 378 Армянской эры [8 апреля 929 – 7 апреля 930 г. н. э.] 36.

Владыка Саак, 25 лет 37.

Владыка Гагик, 10 лет 38.

Владыка Давид, 6 лет 39.

Владыка Петрос, 12 лет 40. Он отрекся от престола еще при жизни и назначил владыку Мовсеса 41, монаха Парисоса, своим преемником. А после Мовсеса наследовал патриарший престол божий человек владыка Маркос 12.

А после него владыка Йовсеп 43.

А затем другой владыка Маркос 44.

А после него владыка Степаннос 45.

А затем владыка Иовханнес 46.

А затем владыка Степаннос, призванный на католикосат в дни своей юности, и он оставался на патриаршей службе в течение 1 1/2 лет 47. Затем, после его смерти, область Албании оставалась без патриарха в течение 8 лет 48, и в ней не было епископа. В течение этого периода они брали тех, которые посвящались на священство для другой области (gawar), и посвящали. И елей был уменьшен до таких размеров, что они крестили детей обычной водой и помазывали малой толикой простого уксуса. По прошествии, однако 8 лет, в 588 году Армянской эры [15 февраля 1139 – 14 февраля 1140 г. н. э.], святой епископ Саак 49, из династии святого патриарха владыки Григориса, католикоса Армении, прибыл со своими людьми из Армении в область Албанию, следуя просьбе и инициативе Григора, вардапе-та нашей страны, который был учеником славного и знаменитого Давида Вардапета 50. Теперь, когда владыка Саак прибыл в эту страну Албанию, он созвал каждого из династии царя Абаса Багратуни, сына царя Кюрике 51, который созвал всех перед ним в крепости, называемой Тавуш [Тауз], где собрались [следующие] святые мужи и епископы: царь Давид, брат царя Абаса; владыка [11] Степаннос 52, сын Кюрике, их брат; Саргис вардапет ученик Давида Вардапета 53; Григор, архиепископ Ганджака; епископ Саак, ученик Саргиса вардапета; Степаннос, епископ области Когт и города Шамхор 54; Саргис, епископ Шамирамаджора 55; Мануэл, епископ Кабра 56; отец Саргис Хамши Ванкский 57; а глав[ой]ами собрания были владыка Саак, верховный епископ католикоса Армении, и Саргис, аскетический и блаженный вардапет. И таким образом, с великой церемонией и торжественной молитвой, они посвятили в католикосы Албании Григора, племянника [почившего] католикоса Албании владыки Степанноса. А когда они посвятили его, Григор также пребывал во днях своей молодости, будучи сыном Георга и племянником Варжака [и] внуком Карапета. А день собрания совпал со днем Пятидесятницы и Явлением Святого Духа, в месяце Тре 58 [27 Тре 588 г. Армянской эры — Белое Воскресение 11 июня 1139 г. н. э.].

После этого каждый делегат возвратился домой. Затем вновь в праздник Преображения [30 июля 1139 г. н. э.] все собрались в крепости, которая называлась Катогикоси Кар [Убежище Католикоса] — те же, ранее упомянутые епископы и вардапеты и святые отцы и другие вардапеты и священники в большом числе, чем раньше. В этот день они посвятили еще двух епископов и благословили святой елей и в больших и обильных мерах они распределили его по всем городам. И так как они прославляли церковный праздник вплоть до дня [Праздника Вознесения] Святого Креста [17 сентября 1139 г. н. э.], радуясь совместно славе Господней.

В месяце Арег, на 18 день месяца, в течение ночи с пятницы на субботу, в день Праздника Св. Георга [суббота, 30 сентября 1139 г. н. э.] 59 ярость господнего гнева обрушилась на мир 60; неистовство земли и сильное разрушение двинулось с ужасной дрожью и достигло этой земли Албании, в соответствии с тем, что написано: "[Кто] сдвигает землю с места ее и столбы ее дрожат" [Иов, IX, 6] и в соответствии с другим [местом]: "[Кто] призирает на землю, и она трясется" [Псалтырь, CIII, 32]. Этим землетрясением многое [12] было разрушено во многих местах [городах] в областях Парисос 61 н Хачен 62 как на полях, так и в горах. В результате его столица Ганджак 63 также была швырнута в ад, поглотив своих жителей. И во всех концах своей поверхности земля держала их в своих объятиях, а в горных районах многие крепости и деревни были разрушены вместе с монастырями и церквами, которые обрушились на головы их жителей, и бесчисленное количество людей было убито разрушенными зданиями и башнями. А произошло это в году 588 Армянской эры.

И в эти же самые дни в которые происходило землетрясение, царь Грузии, которого звали Деметре сын царя Давида 64, поднялся с большими войсками и пришел в область Аран. Он достиг столицы Ганджак под командованием своего спасалара Иване, и они поступали немилосердным и грубым образом и нападали на оставшихся в живых и предали всех их мечу или [привели их к] рабству. Несмотря на то, что они видели, что город, который был значительным городом, внезапно был повержен в ад — ибо груды золота и горы человеческих останков были свалены в одну кучу — они не подумали стать милосердными по отношению к городу, откапывали и увозили золотые и серебряные сокровища и своими налетами и пытками они мучили [народ] более жестоко, чем само землетрясение. И во время землетрясения наши просвещенные вардапеты Саргис и Григор отошли ко Христу, не выдержав ярости несчастий.

Когда же прошло несколько дней один из тачикских эмиров, который звался именем Хара[с]нгур [Кара Сонкур] и который согласно персидскому языку назывался "правитель вселенной" (ticzerakal = jihandar) 65 вышел из Персидской земли и прибыл в эту область Аран и начал восстанавливать и укреплять эту страну, восстановил разрушенные стены города Ганджак и установил мир в пределах ее границ. Затем он направился против области, [бывшей] под властью царя грузин, мстя за свою область, которая была опустошена их руками, ибо Ганджак и его рубежи заранее были обречены на то, чтобы попасть под его власть. Он двинулся [13] в страну Грузию первый, а затем и второй раз и вверг их в ужас и заставил их трепетать, захватил их укрепленные места и подчинил их и вернулся оттуда дорогой через горную область Гегам. Затем он перешел через реку Аракс, достигнув границы [или области: i sahmann] Атрпатакана и там оставил эту жизнь в году 589 Армянской эры [15 февраля 1140 – 13 февраля 1141 г. н. э.] 66.

Сатрап (sahap) города Ганджак, бывший одним из его [Кара Сонкура] назначенных приближенных по имени Хухтугт [Кутлук?], восстал против султана 67, сделался наглым и предпринял дерзкий [поход] по ту сторону границ своего княжества. Он поднялся из Ганджака с великой армией и пошел на горную область Хадахерай, и подошел к крепости, которая иазывалась Катогикоси Кар [Убежище Католикоса] и к другой, вблизи этой называемой Карапетанц Кар [Убежите Карапета]. Он осаждал обе крепости много дней и, захватив их с великой трудностью, опустошил их разрушением и огнем. А святые церкви попирались ногами безнравственных до тех пор, пока Катогикоси Кар не было целиком разрушено и разорено в году 591 Армянской эры [14 февраля 1142 – 13 февраля 1143 г. н. э.). Впоследствии он правил в течение нескольких дней, продолжая восстание. После этого, однако, из Персии пришел спасалар по имени Чжавли 68, который командовал армией до самых ворот Ганджака, где восстал Хухтугт, и осаждал город в течение одного месяца, после чего взял его и, захватив Хухтугта, он выколол ему глаза. Он подчинил себе всех в году 592 [14 февраля 1143 – 13 февраля 1144 г. н. э].

В этом же году владыка епископ Степаннос, сын царя Кюрике, умер в крепости, называемой Халнчжакар [Убежище Халинчжа]. И Чжавли, став высокомерным, повернул против областей Хачена и захватил все их крепости, разрушил церкви и сжег дотла монастыри, убил знатных и захватил в плен воинов и различными путями разрушил все мечом и пленом 69. Затем он ушел и вернулся опять в страну персов.

В следующем году [1144/5] он вернулся вновь в эту область Аран и поспешно двинулся на крепость Тавуш, [14] в которой укрепился царь Абас, и с великим усилием он осаждал крепость длительное время и в конце концов взял ее. Царь Абас, однако, переправился к царю грузин в году 594 [13 февраля 1145 – 12 февраля 1146 г. н. э.] 70. В этом же году царь Давид, сын Кюрике, отошел к Христу в крепости, называемой Макнаберт, и его сын Кюрике стал управлять вместо него 71. А Чжавли пошел на Хачен, Танджик 72 и Адахай вторично, ибо крепости взятые им в первом случае, не остались в его руках, так как в то короткое время их пребывания [в его владении] некоторые из знатных, которые прятались в лесных пещерах, возвратили свои крепости и восстали против тачиков. Разгневанный этим, Чжавли двинулся против них, желая отомстить. Он не смог, однако, захватить крепости, но он полностью опустошил всю область. Он также сжег дотла святой монастырь, называемый Дадуи ванк 73, основанный апостолом, а затем направился в страну мидян и, восстав против султана, был убит близ города Занган, приняв мучительную смерть в году 595 Армянской эры [13 февраля 1146 – 12 февраля 1147 г. н.э. 74].

А другой эмир, по имени Пахрадин [Фахр ад-дин], из великой династии и знатного рода, принял руководство над армией Чжавли и одновременно над округами, бывшими под его властью. И по команде султана он пришел в эту область Аран и захватил ее всю во владение. Но так как он затаил желание причинить зло царю Грузни и грозил сжечь дотла все округа под его властью, из-за этих его ужасов и угроз святые монастыри столицы (mayrakalak vanoreaysn), доведенные до отчаяния страхом и надеясь только на молитву, просили Бога о спасении всех верующих. Господь сразу же внял их молитвам и унес жизнь Пахрадина после нескольких дней управления им Ганджаком, убив его мечом эмира по имени Хазбек, который был из династии султана. Он убил его, и это было в году 596 [13 февраля 1147 – 12 февраля 1148 г. н. э.], в 367 году Рима и 536 году персов 75. А императором греков был Михаэл, сын Калужана, внук Алекса; царем Грузии был Деметре, сын Давида, внук Георга Багратуни, султаном же Персии был Масуд сын Махмета, внук Млекшаха 76. [15]

Эмир Парса [Фарса] и Хужастана, которого звали Бзапай, услышав об убийстве Пахрадина и узнав, что это было [сделано] по приказу султана, выставил армию и двинулся против него, намереваясь лишить его власти. А Хазбек взял свою армию и пришел на помощь султану, и была между ними яростная битва и армии истребляли одна другую. В битве Бзапай был убит, и случился великий беспорядок 77.

После этого прибыл некий эмир Эргиш 78, который безо всякого указания султана вознамерился захватить во владение Ганджак. Начальники (glxawork') города узнали об этом и не допустили его в город и, разгневавшись на их неуважение [к нему], он поднялся в горные районы и собрал тех, которые, восстав, сделались мятежными вождями туркманов, и с их помощью он причинил много разрушений в горных районах и разделил область среди них, но не причинил ни малейшего вреда [Ганджаку], намереваясь этим путем обложить город. И жители города призвали царя Грузии, которого звали Деметре, на помощь, ибо его дочь должна была стать женой султана. Ее звали Рузуган, и, как плата за нее (varjan), он отдавал им Ганджак. По этой причине царь Грузии послал армию, и Эргиш, обращенный в бегство, вернулся в персидские пределы. А после этого султан Масуд послал одного эмира по имени Ровади 79 в качестве сатрапа города Ганджака. Когда он прибыл, то вознамерился отомстить за разрушение области туркманами, но не смог подавить их, ибо он не был велик ни рождением, ни силой, за что вожди туркманов презирали его и поднимали против него много восстаний, и не все крепости области подчинялись ему. И он пошел и осадил их, но не захватил ни одной из них. А туркманы опустошили равнины и горные районы на большие расстояния, по причине чего он стал разгневанным и награбил много добра у туркманов, сделав их еще больше враждебными по отношению к себе. Впоследствии он заключил мир и стал их приятелем и, взял себе жену из их среды 80, и выдал свою сестру замуж за Азадина [Изз ад-дин], владетеля Херкан Берда 81. И таким образом он установил мир в области.

После этого сын Дара (ordi Darin) по имени Тавган [16] [Сокол], князь страны Чжараберд и ее крепостей, возгордился и захотел овладеть Араном, после чего на него двинулся один из сыновей султана, но имени Чжахр-шах 82, который захватил его и его тестя-князя Григора, сына Васака, владетеля Хавахан Берда 83. Он так напал на него, что смог через него отомстить Хасану, сыну Десма (ordi Desmoy), так как его брат Смпат был убит им [Хасаном] к бесплодной битве, в которой они сражались друг против друга по той причине, что они выдали своих дочерей замуж за неверующих (aylargik). И по этой причина Григор стал самоуверенным и пошел к своему зятю Тавгану, и Тавган отправился с ним и расположился на горе, называемой Кайкой цар, близ Херкан Берда. Вначале Ровади стоял против зятя Гурбугая, туркманского вождя, которого Тавган призвал к повиновению султану 84, — его и дру-гого с ним, по имени Тутакеанк 85. Они расположились на горе по имени Дивахор [Конюшня Дьявола] и не подчинились ему. Поэтому вспыхнула война, и армия Тавгана была разбита, а сам Тавган был убит. Они убили также Григора и с ним других знатных. Христиане области похоронили его там, и по прошествии года они взяли его и перенесли в монастырь по имени Гандзасар 86, который был местом захоронения его предков, и похоронили его там. Они захватили Чжахр-шаха и выдали его Ровади в городе Ганджаке и, считая его лживой и предательской личностью, они высмеяли его и с ним объехали среди всеобщего презрения, а затем отпустили. И он направился к туркманам, которых Ровади ранее ограбил, и они радовались совместно и созвали всех тюрок (t'urk'k) горы Гегам 87 и они почитали его как царя. И он выставил армию, прибыл и разделил все горные районы между ними, а сам дошел с большой армией до города Ганджака и осадил его. Ровади послал к царю Грузии и запросил у него военную помощь, и царь послал ему большую армию. И Чжахр-шах ус.лышал об этом и бежал к югу от Перозапага, который теперь называется Партавом, и остался среди восставших туркманов.

После этого слуга Тапакаргана, некто Севунчж 88, который размещался в крепости, называемой Чарек 89, [17] снедаемый недовольством против Ровади из-за предыдущей осады им его в собственной крепости, в союзе с некоторыми людьми из города Ганджак, направился к Элткузу [Шамс ад-дин Ильдегиз], который был правителем города и области Нахчаван 90, и он призвал его, и привел его с собой, и осадил город Ганджак, и взял его через месяц, в день Просветления — Крещения Господа Нашего [6 января], с помощью жителей города. И Ровади, когда услышал волю города, добровольно сдал ему город. Но когда Элткуз подъехал к порогам города, горожане сказали: "Если ты не уничтожишь нашего врага Чжахр-шаха, мы не подчинимся тебе" По этой причине он незамедлительно отправился и поймал его и повесил его на дереве, а затем вернулся и взял город, как мы уже сказали. Ровади вернулся в свой родной округ близ города Белапата 91. А так как Элткуз взял жену среди женщин султана, то после смерти Масуда он сделал Аслан-шаха, который был сыном его собственной жены, царем и присвоил себе звание атабека (at'abak'), ибо он убил Хазбека, атабека сыновей султана, с которым он соперничал. По этой причине он овладел персидским царством 92, стал могучим и подавил всех больших государей, и подчинил многих, и полностью разгромил восставших вождей туркманов. Он пресек волнения в стране Аран, и жестокий род Исмаилитов был умиротворен,—грабежи, которые они часто совершали в стране Албании, прекратились. Однако война с царем Грузии и князьями Хачена не была окончена, ибо они, выбрав момент, напали втихомолку и взяли крепость Хару и предали всех мечу.

А затем, когда Деметре, царь Грузии, умер, вместо него стал царствовать его сын Давид, благонамеренный человек особенно по отношению к князьям Армении, которые были под его властью. Он щедро вознаградил сатрапа города Тифлиса Васака, сына князя Вахрама, и его братьев, называемых Курд и Саргнс 93, и проявил щедрость: вызвав царя Киврике, сына Давида Багратуни, обещал вернуть ему вотчину, которую у него отобрали его [Давида] предки. И таким образом он отправил его назад с подарками и договорился о [18] встрече. Он намеревался созвать совет и изучить всю правду относительно веры и, таким образом, почитать православие. Когда князья Грузии узнали о таком желании [Давида], их обуяла зависть, а больше всего род, именуемый Орбелеанк, и они, дав ему [Давиду] выпить смертоносный яд, убили царя Давида. И великий и долгий плач напал на страны Грузию и Армению. И они сделали Гиорги, его брата, царем вместо него 94.

Когда Гиорги стал царем, он схватил князя Васака, ибо затаил против него недовольство, когда тот, будучи правителем города, не почитал его так, как почитал его брата Давида, не служил ему и не повиновался. Другие князья Грузии также выражали им недовольство [или: Гиорги выражал свое недовольство им другим князьям Грузии]. Васак бежал со своим братом и достиг Тиодуполиса [Феодосиополя], как теперь называется город Карин. И эмир по имени Салтух принял его с радостью и почетом, ибо когда Салтух был разгромлен грузинской армией во время его осады города Ани и доставлен к царю Деметре в Тифлис, то Васак оказал ему много услуг 95. И по этой причине он [Салтух] отличил его дарами и даровал власть над многими деревнями. А после нескольких месяцев пребывания там Васак умер и был погребен в церкви, называемой Аствацацин, в городе. И его знамя, и сигнальная труба, и власть были переданы его брату по имени Курд 96, который и пребывал там в большом почете.

А Гиорги, когда он, как царь стал устойчивым, совершил много смелых подвигов, вторгся во многие области и разрушил в сражениях много округов. Он взял город Ани один и другой раз по призыву [или: призванный] епископа Барсега и его братьев, сыновей Магистроса Хасана. Но затем они воспротивились ему и не отдали город в его руки. Он взял город силой и приказал его разграбить. Он раздел донага всех мужчин армии и всех женщин, священников и монахов и посрамил их за их сопротивление 97 и, назначив сатрапа 98 и армию для города, оставил его. А город, будучи угнетенным вражескими набегами, они просили у него отдать в руки предыдущего владетеля, который был персом по роду 99. И переходя от одного к [19] другому, город и округ не имели спокойствия. Затем он передал город своему спасалару Иване, но мира не было до тех пор, пока он не вернул его прежним правителям 100.

А Элткуз, который был князем всего царства Персии, видя все это и всю его [Георгия] силу, заранее выставил свою армию и стал лагерем на равнине, близ крепости по имени Гаг. Он сжег монастырь Св. Саргиса, и великое бедствие напало на его армию и многие были убиты змеями. И царь Гиорги собрал много войск, пришел и расположился напротив него и приготовился к битве. Но его спасалар Иване, сын Смбата Халагучеана, тайно сообщил атабеку и султану [об этом], ибо он был в союзе с ними и был ослеплен взяткой. И в ночь перед днем начала битвы они узнали секрет и покинули свои шатры до сражения 101. Они не смогли однако отказаться от своих злых намерений по отношению к христианам. Внезапно прибыв в пределы границ Ани, они захватили деревни Ашнак и Талин 102, взяли и сожгли крепости и в них всех мужчин, и женщин, и детей. Они захватили многих и продали их в нищету далеким племенам. Царь Гиорги, однако, внезапно прибыл с немногочисленными людьми в город Двин и оставался долгое время на [территории] персов и, захватив много трофеев, он уничтожил также, династию... 103

Комментарии

1. Авторство "Истории Агван" приписывается обычно двум Моисеям — Каганкатваци и Дасхуранци. Однако до сего времени вопрос о действительных именах авторов "Истории" остается без ответа, ибо до нас не дошло ни одного намека об имени автора или авторов "Истории" и суждения по этому поводу весьма разноречивы. В основном они основаны на тексте самой летописи, где сказано: "Село Каганкатуйк, в той же области Ути, откуда и я" (История Агван Моисея Каганкатваци. СПб, 1861, стр. 106.). Л. М. Манандян считает, что прозвище автора "Каганкатваци" представляет собой выдумку позднейших писателей, введенных в заблуждение неправильным толкованием текста летописи, и называет автора Моисеем из Ути (Beitraege zur albanischen Geschichte, Leipzig, 1897, S. 22). Следуя этой традиции, М. Абегян считает, что автором летописи был Моисей, "как он сам пишет, родом из села Каганкатуйк в области Ути" (История древнеармянской литературы, т. I, Ереван, 1948, стр. 521). Первым, кто стал говорить об авторе "Истории", как о Каганкатваци был Мхитар Айриванци (Histoire Chronologique par Mkhitar d'Airivank, XIII S., trad. de l'Armenien par M. Brosset, St.-P., 1869, p. 88), но как он, так и последующие писатели говорят о Каганкатваци как об авторе всех трех частей "Истории". На это обратил внимание и К. Пагканов, заявивший, что он был бы согласен признать автора писателем VII века, если бы кто-нибудь из армянских писателей упомянул об "Истории Агвании" в двух книгах, потому что третья часть бесспорно есть произведение X века" (СПб, 1861, стр. VII–IX). Изложенные в летописи события, относящиеся к VII в., рассказываются очевидцем, о чем свидетельствует приписка в конце рукописи № 667 (1855 г.) Матендарана: "История сия переписана с копии, называемой "Историей Агван", которая была написана в 74 году армянском [625 г. н. э.] вардапетом Моисеем Каганкатваци". Однако, несмотря на это указание, З. И. Ямпольский справедливо замечает, что оно ни в коем случае не уничтожает сомнительности того, что "имя Моисея Каганкатваци было достоверно известно" (К изучению Летописи Кавказской Албании, стр. 150).

Самая древняя рукопись "Истории" относится к 1279 г. (СПб, 1861, стр. IV), и поэтому достоверность имени автора очевидца событий VII в. Моисея Каганкатваци опирается только на свидетельство Мхитара Айриванци. Настоящее же имя этого человека нам неизвестно. В качестве второго автора "Истории" — продолжателя Моисея [Каганкатваци], также называется Моисей. Ученик Мхитара Гоша [учитель Киракоса Гандзакеци] вардапет Ванакан проливает свет на прозвище второго Моисея. Задавая вопрос: "Кто есть агванский историк?", он дает на него ответ: "Моисей из села Дасхорен" (L. Alisan, Hayapatum, patmick... Hayoc, Venice, 1901, стр. 175 (дальше L. Alisan); Т. Тер-Григорян. К вопросу об "Истории страны Албанской Моисея Каганкатваци", стр. 90).

Таким образом, подтверждается наличие двух Моисеев. Мхитар Гош, как видели, говорит, что автором "Истории" был Моисей Дасхуранци, "который сделал полный (подчеркнуто нами — З. Б.) отчет об албанской династии" (см. стр. 8 настоящей работы), Киракос Гандзакеци (XIII в.) считает Моисея Каганкатваци автором X в. (История, Баку, 1946, стр. 15). Очевидно на основании последних данных Н. Акиньян пришел к выводу, что автором "Истории" был только один Моисей Дасхуранци (Handes Amsorya, 1963, № 1–3, S. 29). Ч. Довсет считает, что "прозвище Каганкатваци относится к имени монастыря Моисея в Каганкатуйке, в то время как Дасхуранци относится к его родной деревне. Мы могли таким образом считать, что Моисей Каганкатваци и Дасхуранци — одно и то же лицо" (The Albanian Chronicle of Mxitar Gos. BSOAS, XXI/3, 1958, p. 476). Однако Т.И.Тер-Григорян в своем исследовании придерживается мнения о наличии двух авторов "Истории": Моисея Каганкатваци, описавшего события до VII в., т. е. первые две части "Истории", и Моисея Дасхуранци, добавившего третью ее часть (К вопросу об "Истории страны Албанской" Моисея Каганкатваци", стр. 91). Но, как правильно отметил З. И. Ямпольский, рассуждения о том, был ли автором один и тот же Моисей (Каганкатваци-Дасхуранци), как это делают Н. Акиньян и Ч. Довсет, или же Моисеев было два, основаны на весьма призрачных и шаблонных доказательствах, ибо до сего времени ни один из исследователей "Истории" не уделил детального внимания ее началу, которое более всего уточняет имена ее авторов (К изучению Летописи Кавказской Албании, стр. 150). Именно в этой части "Истории", где содержатся сведения по VII в., есть следующая запись очевидца событий: "Я, Адриан, писавший это упоминание, прошу вас, читателей, упомянуть меня, недостойного" (СПб, 1861, стр. 98). Переписчик никак не мог вставить слова Адриана в одну из начальных глав "Истории" и поэтому мы полностью согласны с мнением З. И. Ямпольского, считающего, что Адриан является одним из наиболее достоверных авторов "Истории" (К изучению Летописи Кавказской Албании, стр. 150–151), ибо именно в той части ее, где Адриан упоминает о себе, мы читаем уже отмеченное выше выражение автора: "Села Каганкайтук, в той же области Ути, откуда и я". Что Адриан был утийцем (албаном), видно из его же слов: "в стране нашей Албании", (СПб, 1861, стр.93). Приведенные детали заставят, очевидно, исследователей по-новому подойти к вопросу об авторстве "Истории Агван".

2. См.: История Агван, СПб, 1861, стр. 6, 280.

3. Список католикосов Албании взят Мхитаром Гошем из "Истории" (стр. 220–283). Однако вместо Карена в "Истории" стоит Моисей. То же и у Киракоса Гандзакеца (История, 100).

4. Сообщение в "Истории" отсутствует. Бегамеджк — букв. "между двух усов". В "Истории Грузии" (армянский текст) для этого места выделяется название "Игамеджк" ("между деревень"?). Киракос Гандзакеци (стр. 104) располагает Бегамеджк в области между Бардой и Байлаканом. Однако ни у одного автора упоминаний об этой местности, как и о Газарапате, нет.

5. В "Истории Агван" Григорис значится после Егише, затем Шупхагишо, а Григор идет по порядку девятым. Киракос Гандзакеци (стр. 100) Григора не приводит, ибо до этого он упоминает Григориса. Григорис (по Киракосу — внук Григора) жил при царе Санатруке (320–338 гг.). Он был убит на равнине Ватнян, южнее Дербенда (Киракос Гандзакеци, стр. 100). Мхитар Гош помещает перед Григорисом шесть лиц (после Егише). У Киракоса Гандзакеци (стр. 100) это расхождение фиксируется: "Потом [после Егише] епископом был Шупхагишо; но относительно обозначения этого мужа в начале [списка] у нас есть сомнения. Ибо тот, кто написал "Историю Агван", это имя обозначил при Вачагане Благочестивом, а доказательством этому — постановления, изданные царем Вачаганом совместно со всеми епископами Албании где написано (История, стр. 65): "Я, Вачаган, царь Албанский и архиепископ Партава Шупхагишо". А после этого имя его списке не упоминается, но мы как нашли, так и записали". Очевидно Киракос Гандзакеци просто последовал порядку приведенному у Мхитара Гоша, ибо он не мог не знать, что Шупхагишо упоминается в "Истории Агван" еше раз, во время обретения мощей Григориса, как "главный епископосапет" Вачагана, (стр. 65).

6. Ч. Довсет (стр. 477): "т. е. 101-й год Saeculum novum 1101-й год Рима = 348 г. н. э." См.: Е. Dulаurier, Recherches sur la chronologie armenienne technique et historique, Paris, 1859, p. 49. Фавст Бюзандаци (III, 6), Моисей Хоренаци (III, 3) и Моисей Каганкатваци (I, 14), рассказывая о мученичестве Григориса, не определяют дату. Хоренаци устанавливает, однако, что на престол Албании Григориса назначил царь Трдат III и что его смерть от руки Санатрука последовала после смерти Трдата (ок. 330 г.). Это после мученичества Григориса Санатрук напал на Армению, когда царем был Хосров II Котак (ок. 330–340 гг.), а отец Григориса Вртанес был католикосом (ок. 333–342 гг.).

7. В "Истории Агван" (стр. 280) перед Захарией идет Григор, вместо которого у Мхитара Гоша, Киракоса Гандзакеци и Мхитара Айриванеци (стр. 16) следует святой Григорис.

8. "История Агван" (стр. 280) и Киракос Гаидзакеци (стр. 100) представляют святого Иоанна также и "епископом гуннов".

9. Еремия был католикосом Албании при царе Арсвагене (начало V в.). Считается, что при нем Месроп Маштоц изобрел албанский алфавит.

10. "История Агван" (стр. 90–91, 280) определяет службу Абаса 44 годами. В армянской "Книге писем" (Тифлис, 1901, стр. 81) в письмах армянского католикоса Ованеса II (557–574 гг.), время пребывания Абаса католикосом определяется 552–596 гг., т. е. тоже 44 года. K. Basmadjian, Chronologie de l'histoire, d'Armenie, "Revue de l'Orient Chretien", XIX, 1914, p. 366—369, приложение к J. de Mоrgan, Histoire du peuple armenien, Paris, 1919, p. 367 (далее — К. Басмаджан) приводит дату 552–594 гг. N. Akinean, Handes Amsorya. 1953, стр.572: 551–595 гг. Далее — Н. Акиньян.

11. "История Агван" (стр. 281) — 34 года; К. Гандзакеци (стр. 101) и Мхитар Айриванеци (стр. 16) — 33 года. К. Басмаджан датирует время правления Виро 596–630 гг., Т. Тер-Григорян (прим. 650 к "Истории" К. Гандзакеци) — 596–631 гг. В правление сасанида Хосрова II (590–628) католикос Виро за участие в восстании албанских князей против Персии был заточен и в течение 25 лет находился иод стражей. Виро возвратился в Албанию только после смерти Хосрова II в 628 г. (История Агван, стр. 118). Таким образом, приводимая Мхитаром Гошем дата смерти Виро — 75 год армянский (23.VI.626 – 22.VI.627) не соответствует действительности. Н. Акиньян — 596–630. М.Айринанеци (стр. 75) после Абаса приводит имя католикоса Тиранума, однако, как отмечает М. Броссе, это имя нигде более не встречается. Только М. Чамич (II. 944) говорит о "варданете философе" Тирануме из Кафана, да и то относит его к XI в.

12. "История Агван" 17 лет; Ч. Довсет (стр. 478) ошибочно указывает 15 лет; К. Гандзакеци и М. Айриванеци — 15 лет; К. Басмаджан — 630–645 гг.; Т. Тер-Григорян — 15 лет (прибл. 631–646 гг.); Н. Акиньян 630–644 гг.

13. "История Агван" — 25 лет; М. Emin, Movsesi Kalankatuacwoy Patmutiwn Aluanic asxarhi, M., 1860 (Тифлис 1912) (далее — изд. M. Эмина) — 27 лет; К. Гандзакеци — 25 лет; М. Айриванеци — 27 лет; К. Басмаджан — 645–670 гг; Т. Гер-Григорян — 27 лет (прибл. 646–673 гг.); Н. Акиньян — 644–667 гг.

14. "История Агван", К. Гандзакеци, М. Айриванеци — 12 лет; К. Басмаджан — 670–682 гг.; Т. Тер-Григорян — 12 лет; Ухтанес упоминается при князе Джеваншире (впервые в 661 г,). Однако автор "Истории Агван" отмечает, что его преемник Егиазар был избран патриархом в 681 или даже 680 г; Н. Акиньян — 668–679 гг.

15. "История Агван", К. Гандзакеци, М. Айриванеци — 6 лет; К. Басмаджан, 682–688 гг.; Т. Тер-Григорян — 6 лет. Избран приблизительно в 680 г. Егиазар упоминается при Джеваншире и при Вараз-Трдате I. Однако дата Мхитара Гоша скорее всего соответствует времени службы следующего Католикоса — Нерсеса (Бакура). Н. Акиньян — 679–684 гг.

16. "История Агван" — 17 1/2 лет (стр. 241) и 17 лет (стр. 281), К. Ганзакеци, М. Айриванеци — 17 лет; К. Басмаджан — 688–700 гг.; однако более подходит дата 688–704 гг. ("История Агван", стр. 237–238, 240–245); Т. Тер-Григорян — 17 1/2 лет (686–704 гг.). Упоминается при армянском католикосе Илье (Егие) — 703–717 гг.; И. Акиньян — 684–700 гг.

17. "История Агван" (стр. 282), К. Гандзакеци — 1 1/2 года; М. Айриванеци — 2 года; К. Басмаджан — 700–702 гг.; вернее — 704–706 гг. (см. "История Агван", стр. 240–241, 253–254); Т. Тер-Григорян — 1 1/2 года (704–706 гг.). Симеон был рукоположен при католикосе Илье.

18. "История Агван" — 37 лет; К. Sahnazarean, Patmutiwn Alvanic arareal Movsisi Kalankatuacwoy, Париж, 1860, (далее — изд. К. Шахназаряна) — 35 лет; изд. Н. Эмина — 17 лет; К. Гандзакеци (стр. 101–102) — 35 лет; К. Басмаджан — 702–737 гг. Однако более точно — 706–741 гт. (см. "История Агван" стр. 255); Т. Тер-Григорян — 37 лет (706–743 или 706–741 гг.). Дата, приводимая Мхитаром Гошем, относится к году смерти Микаэла.

19. "История Агван", К. Гандзакеци (Анания) — 4 года; М. Айриванеци — 3 года; К. Басмаджан — 737–741 гг. Более правильно — 742–746 гг.; Т. Тер-Григорян (прим. 23) — прибл. 743–747 гг.

20. "История Агван", К. Гандзакеци (стр. 102) — 17 лет; М. Айриванеци — 15 лет; К. Басмаджан — 741–758 гг. Однако это неточно, ибо в "Истории Агван" (стр. 282) говорится: "На его [Иосифа] пятом году исполнилось 200-летие Армянской эры". То же самое отмечается и у К. Гандзакеци (стр. 102). Ч. Довсету эта формулировка кажется странной (стр. 4, 8). Имея в виду, однако, что конец 200 г. Арм. — 21.V.752 г. и начало 201 г. Арм — 22.V.752 г. входят в указанное пятилетие, можно полагать, что первым годом патриаршества Иосифа был 197 г. Арм — 23.V.748 г. Следовательно, временем его службы были 748–763 гг. Т. Тер-Григорян, также имея в виду 200-летие армянского летоисчисления выводит годы 746–763, т. е. отводит на патриаршество 17 лет.

21. "История Агван", К. Гандзакеци, М. Айриванеци — 4 года. К. Басмаджан — 758–762 гг; Т. Тер-Григорян — 4 года (763–767 гг.), что вернее.

22. "История Агван", К. Гандзакеци, М. Айриванеци — 9 лет; К. Басмаджан — 762–771 гг.; Т. Тер-Григорян — 9 лет (767–776 гг.). Эта же дата, приведенная у Мхитара Гоша, совпадает с годом смерти Давида.

23. "История Агван", К. Гандзакеци — 1 1/2 года; М. Айриванеци — 2 года; К. Басмаджан —771–773 гг.; Т. Тер-Григорян — 1 1/2 года (776 — 778 гг.).

24. "История Агван" — 2 года; К. Гандзакеци — 1 1/2 года; М. Айриванеци — 2 года; К. Басмаджан — 773–774 гг.; Т. Тер-Григорян — 2 года (778–780 гг.).

25. "История Агван", К. Гандзакеци, М Айриванеци — 2 года; К. Басмаджан, 774–776 гг.; Т. Тер-Григорян — 2 года (780–782 гг.).

26. "История Агван" — 1/2 года; К. Гандзакеци (Венеция) — 3 года; М. Айриванеци — 1 год; К. Басмаджан — 776–776 гг.; Т. Тер-Григорян — 1/2 года (782 г.).

27. "История Агван", К. Гандзакеци — 4 года; М. Айриванеци — 3 года; К. Басмаджан — 776–781 гг.; Т. Тер-Григорян — 4 года (782–786 гг.). Дата Мхитара совпадает с годом смерти Теодороса.

28. "История Агван" — 11 лет; изд. К. Шахназаряна, К. Гандзакеци — 11 1/2 лет; М. Айриванеци — 2 года; К. Басмаджан — 782–792 гг.; Т. Тер-Григорян — 11 1/2, лет (786–798 гг.). Ч. Довсет — 786–797 гг.

29. "История Агван", К. Гандзакеци, М. Айриванеци — 25 лет; К. Басмаджан — 794–819 гг.; Т. Тер-Григорян — 25 лет (798–823 гг.) Ч. Довсет — 797–822 гг. Йовханнес перенес патриарший престол Албании из Партава в Бердакур.

30. "История Агван", К. Гандзакеци, 1/2 года; М. Айриванеци — 1 год; К. Басмаджан — 820–820 г.; Т. Тер-Григорян — 1/2 года (823 г.), Ч. Довсет — 822 г.

31. "История Агван", К. Гандзакеци, М. Айриванеци — 28 лет; К. Басмаджан — 820–848 гг.; Т. Тер-Григорян — 28 лет (823–851 гг.); Ч. Довсет — 822–850) гг.

32. "История Агван", К. Гандзакеци — 25 лет, М. Айриванеци — 9 лет. "История Агван" (стр. 283) и К. Гандзакеци (стр. 102) отмечают, что "на третьем году его [Йовсепа] святительства завершилось трехсотлетие армянского летоисчисления", т. е. если этот третий год падает на начало 301 г. Арм. = 27.IV.852 г. (К. Патканов — 853 г.), то первым годом его службы был 849/50 г., который, по Ч. Довсету, соответствует точной дате смерти его предшественника Давида. К. Басмаджан — 848–873 гг; Т. Тер-Григорян — 25 лет (848–873 гг.). Это неточно, ибо если Йовсеп нес службу в течение 25 лет, то датой его службы будут 850–875 гг.; если же он служил 22 года, то — 850–872 гг. Дата смерти Йовсепа, выведенная Мхитаром Гошем, — 327 г. Арм — 878/9 — неверна. Однако, как отмечает Ч. Довсет, если его преемник Давид нес службу в течение 15 лет (до 893 г.), то тогда эта дата может быть верной.

33. "История Агран", К. Гандзакеци — 17 лет; М. Айриванеци — 12 лет; К. Басмаджан — 873–888 гг.;) Т. Тер-Григорян — 17 лет (873–890 гг.); Ч. Довсет — 872–887 или 875–890 гг. (если точно, 15 лет), или же 872–889 или 875–892 гг. (если точно, 17 лет). Вероятнее всего Самуэл нес службу до 893 г.

34. "История Агван" (Ионан), К. Гандзакеци (Унан)—8 1/2 лет; М. Айриванеци (Унан) — 2 года. Симеон Ереванци, Джамбр, М., 1958, стр. 143 (Ионан) (дальше С. Ереванци); К. Басмаджан — 888–896 гг.; Т. Тер-Григорян — 8 1/2 лет (893–901 гг.); Ч. Довсет — между 887–896 и 892–901 гг. Из "Истории Агван" (стр. 283) и К. Гандзакеци (стр. 102) видно, что Йовнан, воспользовавшись пленением католикоса Армении Георга II, рукоположил самого себя в патриархи Албании. На стр. 273–274 "Истории Агван" указана дата пленения Георга — 342 г. Арм. (включит. 17. IV.893 г). Был освобожден Хамамом в следующем году. Ч. Довсет в связи с этим считает, что Иовнан не мог стать патриархом до 893 г. и должен был нести службу приблизительно с 893 по 902 гг.

35. "История Агван" — 21 год; К. Гандзакеци — 25 лет (стр. 102 — 21 год); М. Айриванеци — 21 год; К. Басмаджан — 896–917 гг., Т. Тер-Григорян — 21 год (901–922 гг.); Ч. Довсет — 902–923 гг;

36. "История Агван" — 6 лет; К. Гандзакеци — 5 лет; М. Айриванеци — 7 лет; К. Басмаджан — 917–923 гг; Т. Тер-Григорян — 6 лет (922–927 гг.). Приводимое Мхитаром Гошем время службы Давида (35 лет) невероятно. Ч. Довсет — 6 лет (923–929 гг.).

37. "История Агван", К. Гяндзакеци, М. Айриванеци — 18 лет; изд. Н. Эмина — 19 лет; С. Ереванци (стр. 143)— умер в 941 г.; К. Басмаджан — 923–941 гг.; Т. Тер-Григорян — 19 лет (927–945 гг.); Ч. Довсет — или 929–947 гг. (если правильны, 18 лет), или 929–948 (если правильны, 19 лет). Цифра 25 Мхитара Гоша завышена.

38. "История Агван" — 14 лет; К. Гандзакеци, М. Айриванеци — 13 лет; С. Ереванци (стр. 143) — умер в 961 г.; К. Басмаджан — 941–958 гг.; Т. Гер-Григорян — 14 лет (947–961 гг.). В "Истории Агван" (стр. 283) и у К. Гандзакеци (стр. 102) отмечается, что "на четвертом году его (Гагика) правления исполнилось 400-летие армянского летоисчисления" т. е. 401 г. Арм. (вкл. 2. IV.952 г.) был четвертым годом службы Гагика, а первым годом был 398 г. Арм. (вкл. 3. IV.949 г.). Цифра 10 Мхитара Гоша занижена. Ч. Довсет, если принять цифру 14, — 948–962 гг.

39. В "Истории Агван" этому Давиду предшествует другой Давид (VI, К. Басмаджан — 961–968 гг.), служивший в течение 7 лет; Т. Тер-Григорян — 7 лет (961–968 гг.); Ч. Довсет — 962–969 гг. Давид VII ("История Агван", К. Гандзакеци, М. Айриванци — 6 лет; К. Басмаджан — 968–974 гг.; Т. Тер-Григорян — 6 лет (968–974 гг.) по "Истории Агван" и К. Гандзакеци был рукоположен армянским католикосом Ананией, умершим, по Асогику (II, 8) в 414 г. Арм. (вкл. 30. III.965 г.), а по Maттeocу Урхаеци (1, 20) — в 415 г. Арм. (вкл. 30.III.996 гг.); Т. Тер-Григорян — 968 г.; Ч. Довсет — Давид VI (962–967 гг.), Давид VII (967–973 гг.), так как 967 г. является крайней датой для смерти Давида VI и преемства Давида VII.

40. "История Агван" (Пенегас; изд. Н. Эмина, Петрос) — 18 лет, К. Гандзакеци — 16 лет; М. Айриванеци — 18 лет (974–992 гг.); К. Басмаджан — 974–990 гг.; Т. Тер-Григорян — 18 лет (974–992 гг.); Ч. Довсет — 973–991 гг.

41. "История Агван" К. Гандзакеци, М. Айриванеци — 6 лет; К. Басмаджан — 990–996 гг.; Т. Тер-Григорян — 6 лет (992–998 гг.); Ч. Довсет — 991–997 гг. "История Агван" Мовсесом заканчивает список албанских патриархов. Список продолжается К. Гандзакеци.

42. К. Гандзакеци упоминает Маркоса [I] без указания продолжительности его правления. К. Басмаджан — 996–? гг.; Т. Тер-Григорян путает Маркоса с Мовсесом.

43. К Басмаджан — 1038 г.; Т. Тер-Григорян отмечает дне даты из жизни Йовсена — 1038 г., когда он председательствовал на соборе в Ани, и 1041 г. — пребывание в армии грузинского царя Давида.

44. К. Басмаджан — ?–1077 гг.; Т. Тер-Григорян считает Маркоса II Маркосом I.

45. К. Басмаджан — 1077–1103 гг. Варданом (История. Венеция, 1862, стр. 104) упоминается в 1076 г.

46. К. Гандзакеци — 50 лет?; К. Басмаджам — 1103–1130 гг.; Т. Тер-Григорян дат не устанавливает.

47. К. Гандзакеци (стр. 103) — "1 1/2 г., года. Он [Степаннос] умер в молодости в 588 г. Арм. [15. II.1139 – 14. II.1140 г. н. э.]"; К. Басмаджан — 1130–1132 гг.; Т. Тер-Григорян определяет дату смерти Степанноса 1114 г. (?). Однако, если после смерти Степанноса патриарший престол Албании в течение 8 лет — до 1139 г. (см. ниже прим. 58) оставался незанятым, то тогда он должен был умереть в 1131 г., вступив на престол в 1129 г. Т. Тер-Григорян неправильно переводит 588 г. Арм. в наше летоисчисление — 1189 г. (прим. 653).

48. То есть с 1131 по 11.VI.1139 г. (см. ниже прим. 58).

49. С учетом изложенных событий ясно, что К. Гандзакеци неверно отмечает период, в течение которого (стр. 103 — 25 лет; С. Ереванци, стр. 146 — "около 30 лет, немногим больше или меньше") Албания оставалась без католикоса. Однако у К. Гандзакеци приведены детали, отсутствующие у Мхитара Гоша. Он упоминает епископа Карина Саака и Григора вардапета, сына Токакера, и Давида, сына Алока [Алавик], написавших письма армянскому католикосу Григорису. К. Гандзакеци приводит настоящее имя нового католикоса Гагика и отмечает, что ему во время избрания было дано имя "по имени армянского католикоса". Он отмечает, что кроме Гагика было рукоположено еще 12 епископов, а у Мхитара Гоша упоминаются только два.

50. Давид, сын Алавика Гандзакеци, автор "Книги об орудиях". См. А. Аbrahamеan, Davit Alvkay ordu kanonner. Журн. "Эчмиадзин", IX.1952–III.1953.

51. Абас и Давид (не Степаннос, см. ниже прим. 52) — сыновья Кюрике, владетеля Лори (Т. Тер-Григорян — II, 1046 — 80-е г. XI в.; Ч. Довcет — I.1048 — ок. 1090 г. Ср. J. Manandian, K'nnakan tesut'yun hay zolovrdi patmut'yan, III, Ереван, 1952, стр. 74). К. Гандзакеци (стр. 82); "А Кюрике Багратуни в городе Лори, все время обороняясь от иберов, твердо защищал свою родину. После же его смерти сыновья его, по имени Давид и Абас, из-за козней иберов покинули свою родину, пошли к персам и получили от них в наследственное владение Тавуш, Мацнаберд и другие местности. Но спустя некоторое время персы отобрали у них Тавуш и они стали жить в Мацнаберде". Ср. Вардан, LXI, стр. 106: "Этот Кюрике был сыном Давида, сына Гургена, сына Ашота Огормака [царя Армении, 953–77 гг.); его [Кюрике] отец, который похоронен в Санахине, построил Лоре и 12 других крепостей. Его [Давида] внуки Абас и Давид, притесняемые грузинами, отправились к правителю Рана [Арана] и каждый, получив по крепости, стали жить в несчастье...". Ср.: L. Mowsesian, Histoire des rois Kurikian de Lori, "Revue des Etudes Armeniennes," VII, 2, 1927, p. 235; К. Тер-Григорян, стр. 256, прим. 543: Развалины Мацнаберда находятся на холме к юго-западу от Ганджи, южнее Човдара.

52. См. прим. 51.

53. См. прим. 50.

54. Когт и Шамхор составляли одну епархию. Когт был самым северным округом провинции Арцаха, граничащим с округом Шакашен в провинции Ути.

55. Шамирамаджор (Долина Семирамиды) Берд Шамирама (Крепость Семирамиды), упоминаемая Варданом (LXI, стр. 100) в округе Парисос, в провинции Арцах.

56. Пункт неизвестен. Возможно Карби в провинции Арарат (Фома Meцопский, История Тимур Манка, Баку, 1957, стр. 58: Арарат — Карби-Котайк-Бчни; V.A.Jakobean, Manr zamana-kagrut' yunner (Малые хроники), Ереван, 1956, I, стр. 119: Карби — Тавриз-Султаниййа; там же, II, стр. 534: Тавриз — Нахчаван — Карби — Бжии — Гарни — Тифлис). L. Incicean, Storagrut'iwn hin Hayastaneayc, Венеция, 1822, стр. 285 (дальше Т. Инджиджеан) упоминает реку Кабри в провинции Сюник.

57. Монастырь в области Миапор (К. Гадзакеци, стр. 95), располагавшейся между провинциями Арцах, Гардман и озером Севан.

58. В 1139 г. Белое Воскресенье совпало с 11.VI, т. е. 27 Тре 588 г. Арм.

59. Т. Тер-Григорян (прим. 481) датирует землетрясение в Гандже 25 сентября 1139 г.

60. Землетрясение описано К. Гандзакеци (стр. 63, 103), который упоминает, что во время его погиб вардапет Григор. Погибла также и семья атабека Кара Сонкура. Толчки были настолько сильными, что обрушилась гора Кяпаз (по Киракосу — Алхарак) и, закрыв ущелье, преградила путь источнику, в результате чего образовалось озеро Гейгель. Ибн-ал-Асир (XI, стр. 51) датирует землетрясение 543 г. х. (включит. 28.VIII.1139 г.) и говорит, что под развалинами погибло 230 тыс. человек; Имад ад-дин ал-Исфахани (Recueil de textes relatifs a l'histoire des Seldjoucides, ed. Houtsma, II, Leide, 1889, p. 190) датирует землетрясение неточно 533 г. х. (включит. 8. IX.1138 г.), приводя число погибших в количестве 300 тыс. человек.

61. "История Агван" (стр. 283), К. Гандзакеци (стр. 103), Вардан (I.VI, стр. 100), М. Barkutareanc Patmutiwn Aluanic, I, Vagarsapat, 1902 упоминает Парисос как название крепости (стр. 155), города (стр. 178), округа в провинции Арцах (стр. 182) и монастыря (стр. 193) и помещает этот пункт на своей карте к северо-западу от озера Севан, в 40°28' с. ш. и 63°25' в. д.

62. Часть провинции Арцах, составлявшая в описываемый Мхитаром Гошем период независимое албанское княжество, расположенное на территории между реками Гаргарчаем и Тертером. В настоящее время эта территория входит частью в Агдамский р-н, а частью в Мардакертский, Степанакертский р-ны НКАО.

63. Ганджа, в округе Аршакашен, согласно "Истории Агван" (стр. 270), была выстроена "Хазр Патгосом" — Халидом ибн-Йазид ибн-Маз'яд аш-Шайбани в 842/3 г. Эта дата (неточная) приведена и в "Малых хрониках (стр. 391): "В 295 г. Арм. эры (846/7 г. н. э.) был выстроен Ганджак". О Гандже см. статью В. Бартольда в E. J. и работы: И. М. Джафарзаде, Историко-археологический очерк старой Ганджи, Баку, 1949, М. М. Альтман, Исторический очерк города Ганджи, ч. 1, Баку, 1949; V. Мinоrsky, The History of Sharvan and Darband, Cambridge, 1957. p. V.

64. Деметре I (1125–1156/6 гг.); Т. Тер-Григорян (прим. 471) — 1125–1154 гг., Сын Давида IV Строителя (1089–1125 гг.); Т. Тер-Григорян — Давида II, 1084–1125 гг. К. Гандзакеци (стр. 103) отмечает, что Деметре "Ворота городские перевез в свою страну".

65. См. прим. 66.

66. Об атабеке Кара Сонкуре см. статью В. Бартольда в E. J. Согласно ал-Исфахани (стр. 190), он умер в Ардабиле в 535 г. х. (1140/41 г. н. э.).

67. См. прим. 76.

68. О деятельности Джави ат-Тогрули см. у ибн-ал-Асира (XI, стр. 52, 77), ал-Исфахани (стр. 161, 165, 175, 183, 191–193, 199–204, 213).

69. Ср. Самуэл Анеци. Сборник из исторических произведений, Вагаршапат, 1893, стр. 132: "В 592 г. Арм. [включит. 14.II.1143 г.]. Чжоли обманным путем захватил крепость Хачен, добившись, с помощью клятвы, доверия князей. Он разрушил страну голодом, мечом и пленом, а священники, святые отцы и монахи были попраны ногами язычников".

70. Ср. Самуэл Анеци, стр. 138: "В 594 г. Арм. [1145/6 г.] царь Деметре убил великого Иване. И в этот самый год Чжоли, амирапет, пришел и в течение 40 дней осаждал Тавуш [Тауз] и в конце концов взял его, удалив царя Абаса, не причинив ему вреда".

71. Ср. К. Гандзакеци, стр. 82.

72. В "Истории Агван" (стр. 255) упоминается Танцик в провинции Арцах.

73. "У подножья горы Мрав, близ реки Тертер". T. Alisаn, II, стр.345, прим. 1. Ср. М. Бархударянц. История Агван, стр. 300.

74. Ал-Исфахани (стр. 204) сообщает, что Джавли умер в Занджане в Джумада в 541 г. х. [9.X–7.XI.1146 г. н. э.]. По ибн-ал-Асиру (XI, 48) Джавли умер в 542 г. х. (1147 г. н э.).

75. Ал-Исфахани (стр. 213–214) сообщает, что эмир Фарх аддин Абр ар-Рахман ибн-Тугайрк пытался захватить Армению и Аран после смерти Джавили. Однако султан Ма'суд заподозрил его вместе с Бузабехом (Мхитар Гош: Бзапай) и Аббасом, валием Рея, в измене. Ма'суд послал Фарх ад-дина в Аран и поручил Хашш-беку ибн-Баланкири (Мхитар Гош: Хазбек) и Ильдегизу (Мхитар Гош: Элткуз) убить его. См. Хамдуллах Казвини, Тарах-и Гузида GMS, XIV, стр. 467. Мхитар Гош отмечает непопулярность Фарх ад-дина в Албании (Аране). Ал-Исфахани пишет (стр. 217), что Фарх ад-дин был убит в то время, когда он готовился напасть на Грузию, в Зуль-Ка'да 541 г. х. [IV.1147 г. н. э.] — 599 г. Арм. [включ. 13.II.1147 г.]. L. Alisan (стр. 345, прим. 4) верно отмечает год Рима, относя его к 367 г. второго 500-летнего периода второго тысячелетия, т. е. к 1867 г. Varronian, однако это соответствует 1141/2 г. н. э. (536-й год персов, т. е. 536 г. х. 1141/2 г. н. э.).

76. Правители, отмеченные Мхитаром Гошем, это Мануэл I (не Михаэл. Т. Тер-Григорян (прим. 531): Эммануил); Комнен (1143–1180 гг.), сын Иоанна II или Кало-Иоанна, внук Алексея Комнена; Деметре I (1125–1155 гг.), сын Давида IV, внук Георгия II; Ма'суд (1134–1152 гг.), сын Мухаммеда I, внук Мелик-шаха I. Четвертый сельджукский султан Ирака Ма'суд имел большое влияние на события, происходившие в то время в Азербайджане, Аране и Армении. После того как Ма'суд был провозглашен султаном султанов, он назначил правителем Азербайджана, Арама и Армении своего племянника Дауда. См. Хамдуллах Казвини, стр. 464–465.

77. Бзапай, т. е. Бузабех, бывший правителем Фарса и Хузистана см. ибн-ал Acиp XI, (78) захватил Исфахан и был в 541 г. х. (1146/7 г.) разбит у Хамадана. Ср. ал-Исфахани, стр. 219–220; Хамдуллах Казвини, стр. 467.

78. Тюркское имя Эргиш упоминается у ибн-ал-Асира и ал-Исфахани в виде *** и ***. Ч. Довсет допускает, что возможно Эргиш-Агуш *** от *** Аргуш эмир, который был устранен в 549 г. х. (1154/5 г.) из Ардабиля Ильдегизом и Нусрат ад-дином Арслан-абехом (Арслан-апа) — "двумя правителями Азербайджана" (ал-Исфахани, стр. 242–243).

79. Гаввади, двоюродный брат Хашш-бека ибн-Баланкири, однажды упоминается ал-Исфахани (стр. 232) как правитель Арана, свергнутый Ильдегизом. См. прим. 91.

80. Дочь Гарбугая.

81. Изз ад-дин в других источниках не упоминается. Херкан Берд — Хepк (Херети)? Т. Тер-Григорян (прим. 610) говорит, что "область Хeрг, в более древнее время называвшаяся Херет (или Херетия), находилась на границе Албании и Иберии. Территория ее в настоящее время входит в современные Белоканский, Закатальский и Кахский районы Азербайджанской СССР". Т. Инджеджван (стр. 525) говорит, что он не знает находился ли Херг в Армении или Албании. У Хачикяна, Концовки армянских рукописей XV в., I, Ереван, 1955, стр. 205 (арм. яз.) имеется концовка 1417 г.: "... уроженец области Херг в провинции Аран, из города Бардава, из села, называемого Парис".

82. Джагри-шах, сын Махмуда II (1118–1131 гг.), султана Ирака, и брат Мухаммеда II (1153–1159 гг.), султана Ирака, упоминается у ал-Исфахани (стр. 243–244) и у Хамдуллаха Казвини (стр. 469) в связи с восстанием Сулейман-шаха, Ильдегиза и Арслан-абеха против Мухаммеда II в 549 г. х. (1154/5 г.).

83. Ср. К. Гандзакеци (стр 135): "... В крепости, называемой по-персидски Хоханаберд" (стр. 136): "в монастыре, называемом Гандзасар, против Хоханаберда"; концовка 1232 г. н. э. у G. Iovsep'ean, Visatakaranner,... Ереван, 1950, стр. 882: "монастырь, называемый Хавантук... в провинции Арцах, напротив Хавханберда." L. Аlisan (стр. 347, прим. 3) отмечает, что это монастырь, "теперь называемый также Тархан-кала на вершине холма близ Гандзасарского монастыря, у подножья которого находятся развалины села и больших зданий, называемых Дарпаснер [дворцы]". Хоханаберд — "жилище владетеля". В середине XIII в. эта крепость сделалась резиденцией владетелей Нижнего Хачена. Крепость была расположена на высокой отвесной скале над ущельем, но которому течет р. Хаченчай. Развалины Хоханаберда сейчас находятся напротив Гандзасарского монастыря, на правом берегу р. Хаченчая.

84. Ч. Довсет: "Это дословный перевод текста (...Gurbulayin, Glxawori t'urk'mani mioy, zor kocer Tawlan i hnazandut'iwn sultanin...). Это может, однако, иметь лучший смысл, если текст будет исправлен на... turk'mani mioy, or kotcr z Tawlan... "Туркмен, который призвал Тавгана".

85. Тутакеанк — человек или потомок Тутака. В источниках его имя не встречается.

86. Монастырь Гандзасар расположен на высокой горе на левом берегу р. Хаченчая. С 1511 г. стал резиденцией католикосов Албании. Храм, построенный Хасан Джалилом, расположен на высоком обрывистом плато к северо-западу от Степанакерта, НКАО. Ср.: Т. Инджиджеан стр. 314.

87. Современный Гегамский хребет, западнее оз. Севана.

88. Упоминаемый Мхитаром Гошем Севунч и его хозяин Тапакарган в других источниках не встречаются.

89. Ч. Довсет: "Крепость на с.-в. Арцаха, у р. Шамхорчай"; К. Тер-Григорян: "Монастырь-крепость на территории древней области Гардмана". Ср. Histoire de la Siounie par Stepannos Orbelian, trad. par M. Brosset, St-P, 1861, I, p. 210; К. Гандзакеци (стр. 93, 95, 123); Т. Инджиджеан (стр. 536); Иовханнес Чареци (XVI в.): "...Они рассеялись по долинам и горам Ганджи, Бардей [Барда], Джараберда, Варанда и Дизака, от реки, называемой Дизак в Череке, до самого Аракса". (Малые хроники, II, стр. 242). См. также V. Miпоrskу, Studies in Caucasian History, Cambridge, 1953, pp. 24, 33.

90. О Шамс ад-дине Ильдегизе см. статью "Ильдегиз" в Е. J. События, изложенные Мхитаром Гошем, происходили между 1147/8 и 1155 гг., когда Шамс ад-дин был больше, чем "правитель города и области Нахчаван". Ибн-ал-Асир (XI, 87) упоминает его в 543 г. х. (1148/9 г.) как правителя Ганджи, Арана и Кайсара, а ал-Исфахани (стр. 243) в 549 г. х. (1154/5 г.) именует его одним из двух правителей Азербайджана. Однако у Мхитара Гоша нет упоминания о том, что Шамс ад-дин убил Джагри-шаха, который, по ал-Исфахани (стр. 243) помирился с его братом Мухаммедом II в 549 г. х., но в дальнейшем был им же заключен под стражу.

91. Ср. с ал-Исфахани (стр. 232), у которого отмечено, что Шамс ад-дин Ильдегиз возвратился в Азербайджан и Аран и отобрал их у Раввади.

92. Жена Шамс ад-дин Ильдегиза было вдовой султана Ирака Тогрула I (1132–1133гг.) и матерью Арслан-шаха (1161–1177 гг.). Однако Мхитар Гош допускает ошибку, ибо Ильдегиз сделал своего пасынка Арслан-шаха султаном Ирака не после смерти Ма'суда II, а после свержения Сулейман-шаха (1159–1161 гг.). Еще большую путаницу допускает С. Анеци (стр. 133), заявляя, что Ильдегиз убил своего сына за попытку стать султаном вместо него. Мухаммед II (1153–1160 гг.) убил Хашш-бека Арслана ибн-Баланкири в 548 г. х. (1153/4 г. н. э.), однако его агентом был не Ильдегиз (ср. ал-Исфахани, стр. 230–231; ибн-ал-Асир, История атабеков Мосула, Recuell des historiens des croisades II, ч. I, cmp. 187). Хорошо известно, что Ильдегиз стал "фактическим правителем Сельджукской империи" (См. Е. J.)). Отмечается, что Ильдегиз совместно с Салтуком и Шах-Арменом дружески обращались с христианами и принесли стране процветание (Вардан, LXXIII, стр. 24). Однако Я. Манандян (К'nnа-kan.., стр. 106) излагает это сообщение с оговорской и говорит, что по указанию Ильдегиза в 1167 г. был убит Хосров Ганджинский и в 1170 г. — Йовсе Двинский.

93. Курд — Кайенский князь. На его сестре был женат полководец грузинских царей Георгия III и его дочери Тамары (1184–1213 гг.) Саргис, который был отцом знаменитых полководцев Закаре и Иване. На его дочери Арзу-хатун был женат владетель Верхнего Хачена Вахтанг. Курд некоторое время был вынужден укрываться в Арзруме, а потом, примирившись с Тамарой, вернулся в свои владения Кайен и Махканаберд (К. Гандзакеци, стр. 107). Саргис не брат Курда., Он был амир-спасаларом при царе Георгие III и в 1161 г. владетелем города Ани. Кроме сыновей Закаре и Иване, у Саргиса было три дочери. Нане — жена Абаса I Кюрике, владетеля Мацнаберда, Допи, или Шушан — жена Кара-Григора, владетеля Гегама, и Тамта — жена Вахтанга, владетеля Хачена.

94. Давид III царствовал меньше года (между 1155/6 и 1156/7). Ему наследовал Георгий III (1156/7 — 1184 гг.). Вардан (LXXIV, стр. 126) Васака не упоминает: "А Давид умер через месяц. Некоторые говорят, что он был предан Смбатом и Иване Орбелианк за то, что хотел поставить Туркаша на их место. Они заключили союз с братом Давида Георгом, за что он сделал их полководцами.

95. Изз ад-дин Салтук ибн-Али ал-Касим ал-Арзруми по С. Анеци (стр. 134) был пленен грузинами после сражения в 603 г. Арм. [включ. 11.II.1154 г.]; по ибн-ал Асиру (XI, стр. 125–126) — в 548 г. х [включ. 29.III.1153 г.]; по ал-Фарики (см. H. F. Amedrоz, History of Damascus... by Ibn-al-Kalanisi, Beyrouth, 1908, p. 328) — в 549 г. х. (включ. 18.III.1154 г). Как Мхитар Гош, так и ал-Фарики называют грузинского царя Дмитрием (1125–1155/6 гг.), однако, последняя дата — 1160 г. (см. ибн-ал-Асир, XI, стр. 185; 556 г. х.) неверна и, очевидно, спутана с датой захвата Георгием Ани. О роли, которую играл Васак, никто, кроме Мхитара Гоша, не говорит.

96. К. Гандзакеци (стр. 107) рассказывает о встрече Мхитара Гоша с Курдом в Карине [Арзруме]. О Курде см. прим. 93.

97. Георгий взял город Ани дважды — в 1161 и 1174 гг. Отмеченное Мхитаром Гошем первое взятие Ани относится к 1161 г., а второе — к восстанию священников города, к прибытию и поражению Шах-Армена. Ал-Фарики (стр. 361) отмечает роль священников Ани в восстании против шаддадида Фадлуна ибн-Мануджихра, но не говорит о последнем восстании епископа Барсега и других против Георгия. Весьма возможно, что именно Барсег и его сподвижники обратились за помощью к Шах-Армеиу против грузин. Епископ Барсег упоминается Варданом (LXVI, стр. 130) как епископ Ани в 623 г. Арм. [включ. 6.II.1174 г.]; Ибн-ал Асир (XI, стр. 184) датирует капитуляцию Ани Ша'баном 556 г. х. [26.VII–23.VIII.1161 г.]; Вардан и С. Анеци датируют ее 610 г. Арм. [включ. 9.II.1161 г.]. О бесчинствах по отношению к жителям Ани и наказаниях, причиняемых Георгием, ибн-ал-Асир (XI, стр. 188–189) говорит, что они были причинены грузинским царем мусульманским женщинам после того, как Георгий взял в 577 г. [включ. 21.XII.1161 г.] город Двин (ХI, стр. 155).

98. Садун (Вардан, стр. 126), Са'дун (ал-Фарики, стр. 361).

99. Фадлун, вероятнее всего Курд. См. прим. 97; V. Мinоrsky. Studies..., стр. 2, 5, 88.

100. Грузинским полководцем был Иване Орбели (Histoire de la Georgie, trad. par M. Brosset, I, part. I, p. 387). Вражеские налеты приписываются Арслан-шаху, которого Ильдегиз, после его поражения у Гага (см. ниже прим. 101) вынудил к осаде города Ани; налеты Арслан-шаха длились в течение четырех лет, пока Георгий не окружил город (Вардан, LXXIV, стр. 127). Ал-Фарики (стр. 364) говорит, что грузины потерпели сокрушительное поражение в 559 г. х. [включ. 30.XI.1163 г] и "в конце года Ильдегиз отдал Ани эмиру Шаханшаху, брату эмиров Шаддада и Фадлуна, сыновей Мануджихра, который стал его правителем". См. V. Minorskу, Studies..., стр. 96.

101. О крепости Гаг см. Вардан, стр. 119, 127, 145; Т. Инджиджеан стр. 516; V. Minorsky, Studies..., стр. 99-100. Нападение Ильдегиза на Гаг было совершено после нападения Георгия на Двин (см. Вардан, стр. 127; ал-Каланиси, стр. 361). С. Анеци, упоминающий предателей, датирует нападение 612 г. Арм. [включ. 9.II.1163 г.]. У ибн-ал-Асира (XI, стр. 189) есть сообщение о предательстве какого-то грузина, который помог Ильдегизу одержать победу во время сражения в Сафаре в 558 г. х. [9. I–6.II.1163 г.], однако имя его не приводится. Вардан (LXXVI, стр. 129–130) рассказывает, что после захвата Ани Георгием в 1174 г. его спасалар Иване, которому угрожал султан, намеревался окружить город, однако этому помешали его жители. Халагучеан может быть испорченным от Мхаргргжан грузинское Мхаргрдзели.

102. Обе эти деревни находились в округе Ардачакот в провинции Айрарат (см. Т. Инджиджеан, стр. 508, 441–442; С. Анеци, стр. 138).

103. Ибн-ал-Асир датирует нападение на Двин Ша'баном 557 г. х. [16.VII–13.VIII.1162], отметив, что грузины захватили много пленных, раздевали женщин донага, сожгли соборную церковь и др. Ал-Фарики (стр. 361), приводя этот же месяц и год, говорит, что грузины разрушили минарет, построенный Курти ибн-ал-Ахдабом из черепов грузин, убитых во время предыдущего сражения, т. е. в. Гарни в 579 г. Арм. [включ. 17.II.1130 г.] (см. Вардан, LXXI, стр. 123; V. Minorsky, Studies..., стр. 85–86). Т. Alisan (стр. 353) читает последнюю фразу как ew ztunn... Ormzdi..., но (Ч. Довсет) рукопись в этом месте невооруженным глазом чтению не подается и "дом Ормизда" конечно не что иное, как предположение. На этом рукопись обрывается.

Текст воспроизведен по изданию: Мхитар Гош. Албанская хроника. Баку. Элм. 1960

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.