Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СИГИЗМУНД ГЕРБЕРШТЕЙН

ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ

Следуют правила некоего Иоанна митрополита, называемого пророком 268, которые я пожелал привести здесь хоть вкратце, ибо смог достать их лишь на короткое время

Мальчики в случае необходимости могут быть окрещены без священника. Животных и птиц, растерзанных птицами и зверями, не подобает есть; если же кто будет их есть, или будет служить на опресноках, или в четыредесятницу 269 будет употреблять в пищу мясо или пить кровь животных, те подлежат исправлению.

Удавленных птиц и животных есть не подобает.

Русским не возбранено в случае нужды есть с латинянами (Romani, Roemische), но отнюдь не подобает слушать вместе с ними службу.

Русским подобает обращать к истинной вере всех латинян, крещенных неправильно, потому что они не были погружены в воду целиком; в случае же обращения их не подобает тотчас давать им причастие, так же как и татарам и другим, отвратившимся от своей веры.

Старые образа и доски, на которых происходит освящение даров, сжигать нельзя, но надо зарывать их в саду или в каком-нибудь другом честном месте, дабы не подвергать их поношению и бесчестью.

Если ты строишь дом на священном месте, то место, где был алтарь, должно остаться пустым.

Супруга, вступившего в монастырь, можно посвящать в священство, если его жена выйдет за другого.

Дочь государя не следует выдавать за причащающегося от опресноков и вкушающего нечистое.

Священники в зимнее время могут носить платье из шкур животных, которых они употребили в пищу.

Не бывшие у исповеди и не возвращающие чужого имущества не должны допускаться к причастию.

Священникам и монахам нельзя присутствовать на свадьбах во время плясок.

Священник, сознательно обвенчавший кого-нибудь, вступающего в третий брак, должен быть лишен сана.

Мать, желающая окрестить детей, не могущих соблюдать поста, должна поститься за них.

Если муж, оставив первую жену, возьмет другую или если жена выйдет за другого, то их нельзя допускать к причастию до тех пор, пока не вернутся к браку.

Никого не подобает продавать иноверцу.

Кто ел с латинянами, зная об этом, должен быть очищен очистительными молитвами.

Жена священника, плененная неверными, выкупается и снова принимается в супружество, потому что претерпела насилие.

Купцы и путники, ходящие в латинские страны, не лишаются причастия, но допускаются к нему после примирения с церковью через покаянные молитвы. [96]

В монастыре нельзя устраивать пиршеств с присутствием женщин.

Брак (НГ и обручение) следует совершать только всенародно в церквах.

Следуют вопросы некоего Кирилла к епископу новгородскому Нифонту 270

Что если человек после причащения изблюет от чрезмерного употребления пищи или питья? О(твет). Пусть кается и постится сорок дней. Если это случится не от пресыщения, а от дурноты, то двадцать дней; если же от другой ничтожной причины, то менее. Священник, совершивший что-нибудь подобное, должен сорок дней воздерживаться от богослужения и поститься; если же это случилось от другой какой ничтожной причины, то он постится неделю, воздерживаясь от меда, мяса и молока. Если же изблюет на третий или четвертый день после причащения, то должен подвергнуться покаянию. Если же кто-либо изблюет святые тайны, то должен каяться сто двадцать дней; если же изблюет по болезни, то три дня; изблеванное же следует выжечь огнем и прочесть сто псалмов; если же собака пожрет изблеванное, то должен поститься сто дней.

Если глиняные или деревянные сосуды подвергнутся осквернению, что надлежит делать? О(твет). Они должны быть очищены очистительными молитвами.

Что должно делать для души усопшего? О(твет). Должно уплатить одну гривну (griffna, Grifn) за пять обеден с курениями, хлебами и вареной пшеницей, которая именуется кутьей (kuthia) 271. Но вино священник должен иметь собственное.

Что, если я в течение восьми дней не давал ничего есть больному монаху, принявшему схиму (букв.: облеченному в одежды серафические)? О(твет). Это правильно, ибо он пребывал в чине ангельском.

Что, если латинянин захочет перейти к русскому обряду? О(твет). Пусть ходит в нашу церковь семь дней; пусть ему наречется новое имя, читаются набожно каждый день в его присутствии четыре молитвы, затем омоется в бане, семь дней воздерживается от мяса и молочного, а на восьмой день, вымывшись, придет в церковь. Над ним должны быть прочитаны четыре обычных молитвы, его облекают в чистое одеяние, на голову ему возлагают венец (corona) или венок (sertum), он помазуется миром, а в руки ему дается восковая свеча; в продолжение обедни его причащают и затем он считается за нового христианина.

Можно ли по праздникам резать птиц, рыб или других земных животных? О(твет). В день воскресенья, так как это день праздничный, человек должен идти в церковь, но, если того потребует нужда человеческая, можно резать.

Можно ли хранить весь год дары, освященные в вербную неделю (hebdomada palmarum, Palmwoche)? 272 О(твет). Они должны храниться в чистом сосуде. Давая их больному, священник должен влить немного вина.

Можно ли добавлять воду к вину, причащая больного? О(твет). Достаточно [и одного вина] 273.

Можно ли давать причастие больным, беснующимся и безумным? О(твет). Причастие должно только коснуться их уст. [97]

Можно ли священнику, у которого жена в родах, читать над ней молитвы, как это делается над женами мирян? О(твет). Нет, ибо в Греции такого обычая не соблюдается, разве только если нельзя найти другого священника.

Что следует есть в день воздвижения святого креста? 274 О(твет). Монахи не должны есть рыбы, миряне же, лобызавшие в этот день святой крест, могут есть мясо, если только это не приходится на пятницу или среду.

Можно ли священнику, возлежавшему ночью с женой, утром входить в церковь? О(твет). Пусть прежде омоет ту часть, что находится под пупом, и тогда входит в церковь. Он может читать евангелие, но приближаться к алтарю или служить запрещаемся. Но если священник пожелает служить в воскресенье и во вторник, то он может спать с женой в понедельник, и так далее.

Можно ли давать причастие неженатому? О(твет). Да, но только если он весь великий пост не сходился с чужой женой или со скотом.

Можно ли причащать младенцев после крещения? О(твет). В храме во время службы или пения вечерних молитв.

Какого рода пищу следует вкушать в великий пост? О(твет). В воскресные и субботние дни — рыбу, а в остальные — икру (Ikhri), т. е. (на их языке) рыбьи внутренности.

В великую неделю монахам подобает вкушать мед и пить квас (Kvas), т. е. (на их языке) кислую воду.

Сколько свечей надо зажигать при освящении кутьи? О(твет). За души усопших — две, а за здравие живущего — три.

Как приготовляется кутья? О(твет). Взять три части вареной пшеницы, а четвертую — гороха (de pisis, Arbassen), бобов (de fabis, Panen) и сочевицы (de cicere, Zisern), также вареных, приправить медом и сахаром, прибавить также и других плодов, если они есть. Кутью эту по окончании похорон следует вкушать в церкви.

Когда следует крестить булгар, половцев (Polowczi) и чудь (Czudi)? 275 О(твет). Если они предварительно будут поститься сорок дней и над ними будут прочитаны очистительные молитвы; если же это будет славянин, то должен поститься только восемь дней. При крещении ребенка священнику надлежит тщательно подвязывать рукава, чтобы при погружении ребенка на его платье не осталось чего-либо от воды крещения. Женщина также не должна входить в церковь в течение сорока дней после родов.

Следует ли причащать женщину после месячных? О(твет). Нельзя причащать, пока она не омоется.

Можно ли входить в жилище родильницы? О(твет). В то место, где родила женщина, никому нельзя входить до трех дней. Ибо как другие нечистые сосуды следует старательно мыть, так и это жилище должно быть прежде очищено молитвами.

Следует ли погребать после заката солнца? О(твет). Когда солнце уже закатилось, погребать никого нельзя, ибо это венец мертвых (corona mortuorum; der todten Cron) 275a — видеть солнце перед погребением. Весьма велика заслуга того, кто (НГ хранит или) погребает кости умерших и старые образа.

Можно ли супругу принимать причастие около праздника пасхи? О(твет). Если только он в четыредесятницу не спал с женой. Равным образом, если кто в день пасхи коснется зубами яйца или у кого [98] будут кровоточить десны, тот должен в этот день воздержаться от причастия.

Можно ли мужу в следующую после причащения ночь спать с женою? О(твет). Можно (НГ Нельзя). Однако, если жена зачнет ребенка порочного нрава, то родители должны подвергаться покаянию в пятницу, субботу и воскресенье. Если же родители окажутся знатными и именитыми людьми, пусть заплатят несколько гривен священнику, чтобы он молился за них.

Если случайно окажется брошенной на землю разорванная бумага (papyrus, papier), содержащая что-нибудь из священного писания, то можно ли ходить по этому месту? О(твет). Нельзя.

Можно ли употреблять в пищу молоко коровы в тот же день, когда она отелилась? О(твет). Нельзя, так как оно смешано с кровью, а спустя два дня — можно.

В каких случаях следует отрешать от священнослужения? О(твет). Если священник, пылая во время поста страстью к женщине, всунет ей в рот язык, если, воспламенившись похотью, он прольет детородное семя, то должен воздерживаться от богослужения целый год. Если же он совершит что-либо подобное до священства, то его не следует ставить священником.

Если же в подобном прегрешении и позоре признается мирянин, то в этот год он не должен причащаться.

Следует ли поставлять в священный сан того, у которого было единственное соитие, но женщина зачала? О(твет). Редко зачинают после первого соития; если же он сойдется с ней десять раз, то его посвящать нельзя.

Кроме того, если кто растлит девушку или при первом соитии со своей женой заметит, что она лишена невинности, то также недостоин быть священником.

Какому покаянию подвергается разведшийся? О(твет). Его следует навсегда лишить причастия, которое можно даровать ему только на смертном одре.

Можно ли кому-либо при жизни справлять заупокойные службы за спасение своей души? О(твет). Можно.

Может ли супруг помогать супруге при совершении покаяния? О(твет). Не может, так же как брат брату.

Может ли священник отправлять богослужение в тот день, когда он хоронил мертвого и лобызал его? О(твет). Не может.

Должно ли причащать родильницу в безнадежном положении? О(твет). Лишь бы она была унесена с того места, где родила, и была вымыта.

Можно ли иметь общение с женой в том месте, где находятся образа святых? О(твет). Разве, приступая к жене, ты не снимаешь креста с шеи? Равным образом, нельзя совокупляться и в комнате с образами, если они не будут хорошо заперты и закрыты.

Можно ли тотчас после обеда и ужина перед отходом ко сну молиться в церкви? О(твет). Что лучше, спать или молиться?

Может ли священник посетить больного и дать ему причастие без священного одеяния? О(твет). Может.

Как надо вступать в брак? О(твет). Желающий вступить в брак должен воздерживаться от других женщин сорок или по меньшей мере восемь дней.

Необходимо ли покаяние со стороны женщины, которая выкинула? О(твет). Женщина, выкинувшая в пьяном виде, а не от какой-либо случайности, должна принести покаяние. Точно так же, если женщина [99] даст своему мужу выпить той воды, которой она мылась, чтобы он любил ее, должна поститься шесть недель.

Можно ли употреблять в пищу мясо и молоко той коровы, с которой совокупился человек? О(твет). Все могут употреблять это в пищу, кроме самого развратника.

Может ли женщина прибегать к советам старух (vetula) для того, чтобы зачать? О(твет). Женщины, прибегающие, для того чтобы зачать, к советам и зельям старух, вместо того чтобы обратиться к священнику, дабы те помогли им своими молитвами, должны каяться шесть недель и заплатить священнику три гривны. Если же пьяный ударит беременную женщину, так что она выкинет, то он должен каяться полгода. И повивальным бабкам вход в храм должен быть возбранен в течение восьми дней, пока они не очистятся молитвами.

Крещение

Крещение совершается следующим образом. По рождении младенца тотчас призывают священника, и он, стоя перед дверью покоя, в котором находится родильница, читает известные молитвы и нарекает имя младенцу. Потом, обыкновенно в сороковой день, если не случится, что ребенок заболеет 276, его приносят в церковь и крестят, трижды погружая всего в воду, иначе они не считали бы его крещеным. Затем он помазуется елеем, который освящен на страстной неделе 277; наконец, он помазуется, как они говорят, миррой. Вода же для крещения каждого младенца освящается отдельно и тотчас после крещения выливается за дверью храма. Крестят младенцев всегда в храме, если только ребенок не из слишком отдаленных мест и если ему не может повредить холод. Для крещения никогда не берут теплой воды, кроме разве как для больных младенцев. Восприемники назначаются по воле родителей, и всякий раз как они [повторяя за священником определенные слова] отрекаются от дьявола, они плюют на землю. Священник остригает также у младенца (прядь) волос, закатывает ее в воск и кладет в храме на определенном месте. Они не употребляют (при этом) ни соли, ни слюны, (смешанной) с землей.

Следует булла папы Александра, подробно трактующая о крещении русских 278

Александр епископ, раб рабов божиих, в вечное воспоминание о нижеследующем деле Вышний промысл божий, его же не может постигнуть разум человеческий, по существу неизмеримой своей благости снова и снова, когда это необходимо, в тайне сокровенной, одному богу ведомой, являет и воздвигает надлежащее вспомоществование спасению рода человеческого: да знают люди, что сами по себе, своими заслугами, они не могут достигнуть ничего, но их спасение и всякий дар благодати исходят от самого всевышнего бога и отца свётов. Поистине не без великой духовной радости в сердце нашем мы узнали, что некоторые русские в герцогстве Литовском и другие, живущие по греческому закону, но все же, впрочем, исповедующие христианскую веру, которые обитают в городах и епископствах: виленском и киевском, луцком (? — Lutzeoriensis, Lutzerier) и медницком (Mednicensis, Mednitzer) 279 и в других местах того же герцогства, содействием [100] святого духа просветились и желают и вознамерились совершенно изгнать из своих помыслов и сердец некоторые заблуждения, которые они блюли доселе, живя по греческому закону и обычаю, и приять единство с верой католической и с латинской римской церковью, и жить по закону той же латинской и римской церкви. Но так как они были крещены по греческому обряду, т. е. в третьем лице (in tertia persona), а некоторые утверждают, что они должны креститься снова, то упомянутые лица, жившие доселе и поныне живущие по греческому закону, отвергают (это) и отказываются принимать крещение снова,, говоря, что они и раньше были крещены по закону. Мы же в силу вверенной нам свыше, хотя и незаслуженно, пастырской обязанности желаем привести всех вверенных нам овец к истинной овчарне Христовой, чтобы стал у них единый пастырь и единая овчарня и чтобы святая католическая церковь имела членов не различных, не разногласных и не разнящихся с главой своей, а согласных. Поэтому мы обратили внимание, что на устроенном предшественником нашим блаженной памяти папой Евгением IV соборе во Флоренции, на котором присутствовали единомыслящие с римской церковью греки и армяне, было определено, чтобы существовала такая форма сего таинства крещения: “Я крещаю тебя во имя отца, и сына, и святого духа, аминь”, а также истинное крещение совершается через слова: “Да крещается раб Иисуса Христа такой-то во имя отца, и сына, и святого духа” или: “Крещается моими руками такой-то во имя отца, и сына, и святого духа”. Так как главная причина, по которой крещение имеет силу” есть святая троица, служитель же, который внешне преподает таинство, есть только орудие, то, если акт, исполняемый через его служение, происходит с призыванием святой троицы, таинство осуществляется, а потому для подобного таинства, преподанного таким образом, т. е. в третьем лице, нет необходимости повторения. Зрело обсудив это также с нашими братьями, апостольской властью, переданной нам и другим римским первосвященникам от самого Иисуса, господа нашего, через блаженного Петра, которому и преемникам его апостольства вверил он блюсти служение, мы настоящей грамотой объявляем и определяем, что все и каждый, крещенные так — в третьем лице — и желающие перейти от греческого закона к святой римской церкви, будут принимаемы просто, без всякого противоречия или обязательства либо принуждения креститься вторично; они даже могут соблюдать установленные в восточных церквах обряды, если только эти обряды не заключают в себе еретической примеси; но они должны предварительно отречься от всех заблуждений и греческих обрядов, отступающих от латинской и римской церкви, ее законов и святых установлений. В согласии с глубочайшим милосердием господа нашего мы с одобрением принимаем всех и каждого, кто крещен вышеуказанным способом и живет по греческому закону, но желает отречься от всех заблуждений, которые соблюдались им доселе согласно греческому обычаю и закону и которые отступают от беспорочной и святой католической, латинской и римской церкви и утвержденных постановлений ее святых отец, и ради спасения своих душ и познания истинного бога прилепиться к этой католической церкви и ее спасительным правилам. А чтобы их святому намерению не чинилось никаких препятствий, та мы теперь же поручаем и вменяем в добродетели святого послушания (in virtute sanctae obedientiae) досточтимому брату нашему епископу виленскому, чтобы он сам или через другого, или также через других [светских] прелатов (saeculares praelati), священнослужителей или [101] проповедников, или ученых и честных мужей из нищенствующих орденов 280, или через других подходящих лиц, кому он сочтет нужным поручить это, принимал и допускал к соединению с названной латинской церковью и отречению от подобных заблуждений всех и каждого, крещеных таким образом и возжелавших прийти к единению с названной латинской церковью и отречься от подобных заблуждений. И вместе с тем настоящей грамотой мы упомянутой апостольской властью передаем как ему, епископу виленскому, так и тому или тем, которому или которым он сочтет нужным поручить это, полное и свободное право и силу каждого из упомянутых выше лиц, возвращающихся таким образом после прегрешений, в которые они впали вследствие соблюдения поименованных заблуждений и в силу происходящей отсюда еретической порочности, освобождать от приговора к отлучению и других церковных взысканий и наказаний, которые они вследствие этого каким бы то ни было образом навлекут на себя, а также налагать на них сообразно со степенью вины спасительное покаяние и принимать другие меры, необходимые в описанных выше случаях. Но так как, может быть, окажется трудным донести настоящую грамоту до каждого из тех мест, где она понадобится, то мы желаем и той же апостольской властью определяем, чтобы точной копии с этой грамоты, за подписью того или иного государственного (publicus) нотария и скрепленной печатью названного виленского или другого какого епископа или духовного прелата, оказано было на суде и вне его и вообще повсюду, где она будет предъявлена и показана, такое же доверие, какое было бы оказано самому подлиннику этой грамоты, если бы он был предъявлен и показан, без всякого препятствия путем (изыскания противоречий) с постановлениями и распоряжениями апостольскими и без прочего какого бы то ни было противодействия. Итак, ни одному положительно человеку да не будет позволено нарушать сию страницу нашего постановления, объявления, одобрения, поручения, распоряжения, соизволения, желания и определения или с безрассудным дерзновением противиться ей. Если же кто вздумает посягнуть на это, то пусть знает, что навлечет гнев всемогущего бога и блаженных апостолов его Петра и Павла. Дано в Риме у св. Петра, в год воплощения господня тысяча пятьсот первый, двадцать третьего августа (НГ двадцатого сентября; в латинском оригинале дата указана по римскому календарю: decimo Kal. Sept. — Примеч. пер.), в девятый год нашего первосвященства.

Исповедь 281

Хотя исповедь и полагается по их уставу, однако простой народ думает, что это дело государей и что она преимущественно приличествует знатным господам и наиболее именитым (praestantiores, ansehlich) мужам. Исповедуются около праздника пасхи с великим сердечным сокрушением и благоговением. Исповедующий вместе с исповедующимся становятся посредине храма, обратив лицо к какой-нибудь иконе, нарочно для этого поставленной. Затем по окончании исповеди и наложения, сообразно с родом греха, покаяния они преклоняются перед этой иконой (НГ и сложив вместе три первых пальца), осеняют крестным знамением лоб и грудь (НГ и плечи) и, наконец, с громким стенанием восклицают: “Иисусе Христе, сыне божий, помилуй нас!” — ибо эта молитва у них общепринята. [102] Некоторым в качестве покаяния назначаются посты, другим — определенные молитвы, ибо молитву господню (НГ в простом народе) знают весьма немногие; некоторых, свершивших какой-нибудь слишком тяжкий грех, они омывают водой. Именно, в праздник богоявления (Epiphania Domini, der heilligen drey Khuenig Tag) они черпают проточной воды и, освятив ее, хранят целый год в храме для очищения и омовения наиболее тяжких прегрешений. Далее, грех, совершенный в день субботний, они считают более легким и налагают за него менее покаяния. Существует множество причин, к тому же совершенно ничтожных, по которым у них запрещается вход в церковь, однако недопущенные становятся обычно у дверей и оттуда видят и слышат священнодействие так же, как если бы они были в храме.

Тот, кто будет спать с женой своей и после определенного времени не омоется, не дерзает в тот день вступать в храм (НГ Тот, кто спал со своей женой до полуночи, может, омывшись, идти в церковь; тот же, кто после полуночи — нет.) 282.

Причащение

Причащаются они под обоими видами, соединяя (НГ до освящения) хлеб с вином, то есть тело с кровью (НГ Хлебов приносится столько, сколько явилось причащающихся, и один для священника. Это маленькие караваи, в середине которых сверху выдавлены какие-то буквы. Этот кусок священник вырезает с молитвой в виде четырехугольника и кладет на блюдо — он предназначается для священника. Из хлеба, предназначенного для причащающихся, он вырезает сбоку треугольный кусочек и кладет его к остальным на блюдо. В свое время он кладет их все в чашу и добавляет вино и воду.). Священник берет лжицею частицу из чаши и подает ее причащаемуся. Всякий может принимать тело господне столько раз в году, сколько ему будет угодно, но при условии предварительной исповеди; впрочем, у них есть для того и установленное время — около праздника пасхи. Они дают причастие семилетним детям, говоря, что в этом возрасте человек уже может грешить. Если ребенок болен [или отходит], так что он не в состоянии принять хлеба, то ему вливают (НГ в рот) каплю из чаши. Святые тайны освящаются для причастия только во время богослужения, для больных же они освящаются в четверг на страстной неделе и сохраняются весь год. А когда потребуется, священник берет оттуда частицу, которую кладет в вино и, хорошо смочив, дает больному, затем он прибавляет немного теплой воды.

Ни один из монахов и священников не отправляет канонические [как они говорят] часы (canonicae horae; sein aufgesetzte tagzeit) иначе, как имея перед собой образ, и к нему всякий раз прикасается с великим благоговением. Если кто выносит образ на люди, то высоко поднимает его в руках, и все проходящие усердно чтут его, обнажая голову, знаменуясь крестом и кланяясь. Евангельские книги они полагают только в почетных местах, как священную вещь, и не прикасаются к ним руками, если прежде не осенят себя крестом и не выкажут почтения, обнажая и склоняя голову, затем только берут их в руки с величайшим благоговением. Также и хлеб, даже до того как он, по нашим понятиям, освящен положенными словами, они проносят по церкви и с молитвой благоговейно преклоняются перед ним. [103]

Праздники

Именитые (НГ либо богатые) мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устрояют пиршество и пьянство и облекаются в более нарядное одеяние, а простой народ, слуги (domestici) и рабы (НГ бедняки) по большей части работают, говоря, что праздничать и воздерживаться от работы — дело господское 283. Граждане и ремесленники (mechanici, Handtwerchsleut) 284 присутствуют на богослужении, по окончании которого возвращаются к работе, считая, что заняться работой более богоугодно, чем попусту растрачивать достаток и время на питье, игру и тому подобные дела. Человеку простого звания воспрещены напитки: пиво и мед, но все же им позволено пить в некоторые особо торжественные дни, как например, рождество господне (НГ масленица (Faschang)), праздник пасхи, пятидесятница и некоторые другие, в которые они воздерживаются от работы, конечно, не из набожности, а скорее для пьянства (НГ Когда меня по моей просьбе в первый раз провожали в церковь в крепости на успение богоматери (unser Frawen Schiedung Tag), я видел, как у крепостного рва работало много бедных крестьян).

Праздник троицы они справляют в понедельник во время праздника пятидесятницы. В восьмой же день (НГ В воскресенье после) пятидесятницы — праздник всех святых. А день тела Христова, как это в обычае у нас, они не чтут 285.

[При клятвах и ругательствах они редко употребляют имя господне, а] когда клянутся, то подтверждают свои слова и обещания целованием креста. Обычное их ругательство, как и у венгров, такое: “Пусть собака спит с твоей матерью” и т. д.

[Осеняя себя крестным знамением, они делают это правой рукой как бы уколом прикасаясь сперва ко лбу, потом к груди, затем к правой и, наконец, к левой ее стороне, образуя таким образом крест. Если кто-нибудь водит рукой иначе, то они считают его не за единоверца, а за иностранца; я помню, как они обозвали этим именем меня и бранили за то, что я, не зная об этом обряде, водил рукой иначе.]

Чистилище 286

Никто из них не верит в чистилище, говоря, что у каждого усопшего есть свое место по его заслугам; для благочестивых оно назначено светлое, вместе с милостивыми ангелами, а для нечестивцев — темное, покрытое густым мраком, вместе со страшными ангелами; здесь они ожидают страшного суда. Ввиду (такого) места и милостивых ангелов (одни) души познают благодать божью и всякое время призывают судный день, а другие — наоборот. И они полагают, что душа, отделившись от тела, не подлежит наказанию, ибо если душа осквернила себя, находясь в теле, то и искуплению она должна подвергнуться вместе с телом. Что же касается заупокойной службы, которую они справляют по умершим, то они веруют, что этим возможно вымолить и добиться для душ более сносного места, находясь в котором им было бы легче ожидать будущего суда. Святой водой никто не кропит себя сам, а может получить окропление только от священника. Кладбищ для погребения тел они не освящают, ибо говорят, что земля сама освящается помазанными и освященными телами, а не тела землей. [104]

Почитание святых

Среди святых они особенно чтут Николая Барийского (НГ покоящегося в Бари, в королевстве Неаполитанском) 287 и ежедневно рассказывают о его многочисленных чудесах. Приведу одно из них, которое случилось немного лет назад. Некий (НГ московит) Михаил Кизалецкий (Kyzaletzki), муж знатный (magnus) и храбрый, преследовал в бою с татарами одного именитого (magni nominis, nambhafft) татарина, спасавшегося от него; видя, что лошадь не может бежать быстрее и он не сумеет догнать его, Михаил сказал: “Николай, дай мне догнать эту собаку”. Татарин, слыша это, в ужасе воскликнул: “Николай, если он догонит меня с твоей помощью, то ты не совершишь никакого чуда; если же спасешь от преследования меня, чуждого твоей вере, велико будет имя твое”. Говорят, лошадь Михаила стала, и [105] татарин ускользнул; а затем будто бы этот татарин за свое спасение приносил ежегодно, пока был жив, Николаю определенное количество мер меда (НГ для раздачи бедным) и столько же мер посылал Михаилу также в память своего избавления, присоединяя к ним еще и богатое платье из куньего меха.

Пост

В четыредесятницу они постятся семь недель подряд (НГ называя это великим постом). В первую (неделю), которая у них называется Syrna, т. е. “сырная” (caseacea), они едят молочное; в последующие же недели все они, кроме путешествующих, воздерживаются даже от рыбы. Некоторые принимают пищу только по воскресеньям и субботам, а в остальные дни воздерживаются от всякой пищи. Некоторые же принимают пищу по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам, а воздерживаются три дня. Есть очень много и таких, которые в понедельник, среду и пятницу довольствуются куском хлеба с водой. Остальные посты в году они соблюдают не так строго; постятся же они начиная с восьмого дня по пятидесятнице (НГ понедельника после троицы), на который у них приходится праздник всех святых, и до праздника Петра и Павла; этот пост называется петровским. Затем у них есть пост Пресвятой девы, с первого августа до успения Марии. Также Филиппов пост в продолжение шести недель перед рождеством Христовым 288; Филипповым он именуется потому, что согласно их календарю начало его приходится на Филиппов день (НГ 14 декабря). Наконец, если праздник Петра и Павла, а также успения придется на среду или пятницу, то тогда и в этот день они не вкушают мяса. Они не чествуют постом кануна ни одного святого, кроме усекновения главы святого Иоанна, которое справляют ежегодно 29 августа. Если в великом посту четыредесятницы случится какой-нибудь торжественный день, как например (НГ Матфеев день или) благовещения Марии 289, то тогда они употребляют в пищу рыбу. На монахов же наложены посты, гораздо более строгие и тяжелые, и им приходится довольствоваться квасом, то есть кислым питьем, и водой, смешанной с закваской. И священникам в это время запрещены мед и пиво, хотя теперь все законы и уставы все более приходят в небрежение и нарушаются. Помимо поста они вкушают мясо в субботу, а в среду воздерживаются.

Учителя, которым они следуют, суть: Василий Великий, Григорий и Иоанн Хрисостом, которого они называют Slatausta, т. е. “золотые уста” 290. Проповедников у них нет; по их мнению, достаточно присутствовать при богослужении и слушать слова [Евангелий, посланий и других учителей], которые священник (НГ ежедневно) читает у них на родном языке. Сверх того, они рассчитывают тем самым избежать разницы во мнениях и ересей, которые по большей части рождаются от проповедей. В воскресенье они объявляют праздничные дни следующей недели и читают публичную исповедь. Кроме того, они считают правильным и непреложным для всех все, во что, как они видят, верит сам государь и что он думает.

В Москве мы (НГ конфиденциально) узнали, что константинопольский патриарх по просьбе самого московита прислал некоего монаха, по имени [106] Максимилиан, чтобы он по здравом суждении привел в порядок все книги, правила и отдельные уставы, относящиеся к вере. Когда Максимилиан исполнил это и, заметив много весьма тяжких заблуждений, объявил лично государю, что тот является совершенным схизматиком, так как не следует ни римскому, ни греческому закону — итак, повторяю, когда он сказал это, то, хотя государь очень благоволил к нему, он, говорят, исчез, а по мнению многих, его утопили 291. За три года до нашего приезда в Московию некий греческий купец из Каффы, Марк 292, как говорят, сказал то же самое и также был схвачен и убран с глаз долой, хотя турецкий посол крайне настойчиво ходатайствовал тогда за него. Грек Георгий, по прозвищу Малый, казнохранитель, канцлер (cancellarius, Cantzler) и главный советник государев, примкнувший к этому мнению и защищавший его, был немедленно за это отрешен от всех должностей и лишился государевой милости. Но так как государь никоим образом не мог обходиться без его услуг, то милость была ему возвращена, но приставлен он был к другой должности. Это был муж выдающейся учености и многосторонней опытности; в Московию он приехал с матерью государя. Государь до такой степени уважал его, что однажды, позвав его к себе больного, поручил нескольким своим первым и именитым советникам принести его в свои покои вместе с санками, в которых он сидел. Но когда его привезли во дворец, то он отказался, чтобы его несли по столь многочисленным и высоким лестницам; его сняли с саней, и он стал помаленьку подниматься к государю. Государь случайно увидел его и, придя в сильный гнев, велел положить его на носилки и принести к себе. Наконец, посоветовавшись с ним и окончив дело, он велел снести его на носилках по ступеням и распорядился впредь постоянно носить его как вверх, так и вниз (по лестнице) (НГ Когда я приехал в Московию во второй раз, я уже не застал этого Георгия Малого.).

Главная забота их духовенства состоит в том, чтобы приводить всех людей в свою веру. Монахи-отшельники давно уже привлекли в веру Христову значительную часть идолопоклонников, долго и усиленно сея у них слово божье. И по сей день отправляются они в разные страны, расположенные к северу и востоку, куда добраться возможно не иначе, как с величайшими трудами и, вследствие голода 293, опасностью для жизни, не надеясь получить от того никакой выгоды, которой и не ищут; подкрепляя иногда Христово учение и (своей) смертью, они ищут только свершить богоугодное дело, призвать на путь истины души многих, совращенных с него заблуждением, и приобрести их Христу 294.

Главный монастырь в Московии — Святой троицы, отстоящий от города Москвы на двенадцать немецких миль к западу (так! А. Н.) 295. Похороненный там святой Сергий 296, говорят, совершает много чудес, и дабы почтить его, (туда) стекается поразительно много племен и народов. Там бывает часто сам государь, а простой народ собирается туда ежегодно по определенным дням, причем кормится от монастырских щедрот. Рассказывают, будто там есть такой медный котел, в котором варится особая пища, чаще всего овощи, и выходит так, что сколько бы народу там ни собралось, много ли, мало ли, пищи всегда остается столько, чтобы ею была сыта монастырская челядь, и никогда не бывает ни недостатка, ни излишка.

297{Московиты похваляются, что они одни только истинные христиане, а нас осуждают как отступников от первоначальной церкви и [107] древних уставов. Поэтому если какой-нибудь человек нашей веры переходит к московитам добровольно или даже убегает к ним, желая якобы посмотреть и принять их веру, то они говорят, что его не следует отпускать или выдавать по требованию господина. Это стало мне известно благодаря одному удивительному случаю, который считаю нужным привести здесь. При моем (НГ вторичном) отправлении в Московию некий знатный краковский гражданин (НГ Михаил Майдль (Meydl), по прозвищу Вертел (Spies)) 298 поручил мне, а вернее, почти против моей воли отдал мне на руки одного молодого человека, происходившего из знатной фамилии Бетманов (Bethmani), по имени Эразм. Это был юноша не без образования, но до такой степени преданный пьянству, что иногда напивался до безумия и своими непрестанными попойками однажды вынудил меня приказать, чтобы его связали. И вот, удрученный сознанием своего проступка (НГ После этого, испросив у меня свои деньги — а мне поручили их его друзья — якобы для неких покупок), он однажды ночью бежал из города Москвы, сговорившись с тремя московитами и моим кучером-поляком. Переправившись через реку Оку, они двинулись к Азову (Asoph, Asow). Узнав об этом, государь немедленно разослал во все стороны [своих ездовых (veredarii), которые у него называются гонцами (gonecz) 299, чтобы вернуть беглеца. Те, встретив] караульных, которые расставлены в тех местах (НГ за Окой и Доном) из-за непрерывных набегов татар [рассказали им, что случилось, и убедили и этих караульных поехать на розыски беглецов]. Навстречу им попался человек, который сказал, что, пользуясь ночной темнотой, ускользнул от пятерых всадников, заставивших его показать им прямой путь на Азов. Так караульные напали на след и ночью заметили костер, который те зажгли. Тихо, наподобие змей, они подползли к лошадям беглецов, которые паслись, бродя вокруг места ночлега, и отогнали их подальше. А когда мой кучер проснулся и хотел привести обратно лошадей, отошедших слишком далеко, преследователи выскочили из травы и, грозя убить, если он издаст хоть малейший звук, связали его. Затем, когда они снова стали отгонять лошадей дальше, а их хотели привести обратно один, другой и третий из беглецов, они все по очереди были таким же способом схвачены из засады, кроме одного Эразма, который, когда на него напали, обнажил саблю и стал защищаться, зовя на помощь Станислава, — это было имя кучера. А когда тот ответил, что схвачен и связан, Эразм бросил саблю и воскликнул: “Раз ты схвачен, то и я не хочу ни быть на свободе, ни оставаться в живых!” И он сдался, хотя они находились всего в двух днях пути от Азова (НГ Московиты подозревали, что он бежал с моего ведома и по моему приказу.). Когда пленники были приведены обратно (НГ в Можайск) и я попросил государя, чтобы мне вернули моих людей (НГ изъявив готовность оплатить связанные с их поимкой издержки), он ответил, что нельзя никому выдавать человека, который перешел к московитам для восприятия истинной веры — как сказано выше, они утверждают, будто одни владеют ею. Все же кучера он мне скоро вернул. Когда же он отказался вернуть Эразма, я сказал приставленному ко мне распорядителю, который у них называется приставом, что плохо будут (НГ в чужих странах) думать и говорить о государе, если он станет отнимать у послов их слуг. А чтобы ни государь, ни я не могли навлечь на себя обвинение, я попросил позволить Эразму предстать пред его советниками в моем присутствии, дабы узнать об его желании лично от него. Когда это с согласия государя было исполнено, я спросил Эразма, из-за веры ли он желает остаться у [108] государя. Он подтвердил это, и я заметил: “Что посеешь, то и пожнешь” 300. Впоследствии, когда один литовец из свиты графа Нугарола стал отговаривать Эразма от его намерения, то получил от него в ответ, будто он боялся моей строгости. Тогда литовец предложил ему, не пожелает ли он вернуться, если граф примет его в свою свиту; Эразм согласился. Дело доложили графу, и тот спросил у меня, согласен ли я. Я ответил, что со своей стороны предоставляю ему полную свободу. Ибо я и сам желал устроить (дело так), чтобы родственники Эразма не истолковали случившегося иначе, чем это было на самом деле (НГ Великий князь также согласился отпустить Эразма с графом; с тем мы и отправились оттуда.).

Впрочем, обыкновенно к московитам убегают редко, и только те, кто не может жить в безопасности в другом месте (НГ или кто, ничего не зная об их обычаях, поверит их посулам и подаркам.). Таков был в наше время Северин Нордвед (Nordwed) 301, адмирал (praefectus maris, Haubtman am Моer) у короля Дании Христиерна. Этот Северин был человеком воинственным, но готовым на всякое дело во имя дьявола; я (НГ встречался с ним в Дании и говорил с ним, да и) много о нем слышал [но из благоразумия все это опускаю]. Когда он узнал, что король своей жестокостью в Хольмии (Holmia), столице Шведского королевства, на их языке именуемой Стокгольмом (Stokholm), навлек на себя ненависть своих подданных и добровольно удалился из Датского королевства, то занял какое-то укрепление на острове Готланд (Gotlandia), который простирается на двенадцать немецких миль, откуда долгое время наводил страх на Балтийское море, не щадя никого и грабя одинаково друзей и врагов. Наконец, когда он уже боялся всех, смотревших на него как на общую напасть, и не находил ни одного места, где бы мог чувствовать себя в безопасности от засад, он взял с собой некоторое число разбойников и убежал к московиту на нескольких кораблях, прибыв в реку Нарву (Narva) к крепости московита Ивангороду (Iwanowgorod) 302. Отсюда сухим путем он был (НГ уже без своих товарищей) отведен в Москву в тот же год, когда я там находился (НГ впрочем, и здесь пользы от него не было никакой); по ходатайству цесаря Карла V он был отпущен и, сраженный пулей, погиб у него на службе при осаде итальянского города Флоренции.} 297


Комментарии

268. Г. цитирует древнерусский перевод канонических “Ответов” киевского митрополита Иоанна II Продрома (1080—1089) черноризцу Иакову (публ.: РИБ. — Т. VI. — Стб. 1—20; греческий оригинал: РИБ. — Т. VI. — Стб. 323—346; о памятнике см.: Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений. X—XI в. — Спб., 1906. — С. 211—225). Б. К., А. П.

269. Четыредесятница — великий пост, время строгого воздержания в течение семи недель, долженствующее, согласно христианскому учению, приготовить верующего к встрече праздника пасхи. Б. К.

270. Г. приводит перевод отдельных статей “Вопрошания” Кирика, иеромонаха и доместика новгородского Антониева монастыря, священников Саввы и Ильи и ответов новгородского епископа Нифонта (1129—1156), причем перевод осуществлен Г. по так называемой обычной редакции “Вопрошания” (Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. — М., 1912. — С. 258. — Примеч. I; публ.: РИБ. — Т. VI. — Стб. 21—62). О памятнике см.: Смирнов С. И. Материалы... — С 257—281; Он же. Древнерусский духовник. — М., 1913. — С. 104—132. Б. К., А. П.

271. Кутья — ритуальное кушание, в XVI в. изготовлявшееся из различных бобовых, что и отразилось в названии — от греч. honptia — бобы (Исаченко II.— С. 502—503).

272. Вербная неделя — предпоследняя неделя великого поста. Б. К.

273. В НГ, видимо, в результате слуховой ошибки (wenig вместо wein) стоит “es ist ain wenig gnueg”, т. е. “достаточно небольшого количества”. А. Н.

274. Крестовоздвижение — 14 сент. (здесь и далее даты даются по старому стилю). Б. К.

275. Половцы — тюркская средневековая народность, занимавшая в X в. территорию северо-западного Казахстана, а в XI—XIII вв. — Дешт-и-Кипчак (Половецкую степь) от западных отрогов Тянь-Шаня до Дуная и объединявшаяся в несколько племенных образований.

Чудь — древнерусское название эстов. Это название применялось и по отношению к племенам, жившим по течению рек Онега и Сев. Двина. (Пименов В. В. Вепсы. — М.; Л., 1965. — С. 117—170). А. X.

275а. “...венец мертвых”. В этом непонятном месте Г. неправильно понял и сократил оригинал: “...но тако погрести, яко еще высоко (солнце. — А. Н.), како и венец еще не снимется с него: то бо последнее видит солнце до общего воскресения”. А. Н.

276. Так в НГ. В латинском тексте по недоразумению пропущено отрицание: si forte puer aegrot, et т. е. если случится, что ребенок болен. А. Н.

277. Страстная неделя (или великая седмица) — последняя неделя великого поста, предшествующая пасхе и посвященная, по христианскому учению, воспоминаниям о страданиях Христа. Б. К.

278. О крещении в XVI в. см.: Одинцов Н. Указ. соч. — С. 250—260; Алмазов А. И. История чинопоследований крещения и миропомазания. — Казань, 1884. А. П.

Отмечая отличия православного обряда крещения от католического, Г. пишет, что русские “не употребляют ни соли, ни слюны с прахом”. В этом месте пересказывая Г., Александр Гваньини, находившийся на службе у Стефана Батория в конце XVI в., дополняет: “...как это принято у католиков”. Действительно, лужицкие сербы брызгали новорожденному в лицо соляным раствором от испуга, в Германии клали рядом с новорожденным соль, приписывая ей, подобно язычникам, магическую силу (Сумцов Н. О свадебных обрядах, преимущественно русских. — Харьков, 1881. — С. 148).

Булла папы Александра VI (текст см.: Theiner A. Vetera monumenta Poloniae et Lithuaniae. — Roma, 1861. — V. II. — P. 295) была направлена в ВКЛ в период первой русско-литовской войны XVI в. Создавая облегчения для перехода в лоно католической церкви уже крещеных православных, она содействовала проводимой вел. кн. Александром политике окатоличения. Помещение ее Г. в раздел о крещении русских — результат недоразумения и свидетельство того, что часть сведений о религии русских он получил в ВКЛ.

279. В Луцке в конце XV в. существовало епископство. Медники в XIV в. (1345— 1377) были резиденцией литовских князей.

280. Прелат — почетное название в римской католической церкви кардиналов, архиепископов, епископов и вообще всех лиц, относящихся к высшим ступеням иерархии. В этом широком значении употребляет это слово и папа Александр VI в передаче Г. Нищенствующие ордена — это прежде всего францисканцы, позиции которых в ВКЛ были очень крепки в конце XV — начале XVI в.

281. Исповедь — одно из христианских таинств, покаяние, устно приносимое христианином духовному отцу (священнику), который имеет право отпускать грехи своей пастве (Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. — Одесса, 1894.— Т. I—III; Одинцов Н. Указ. соч. — С. 267—275). Споры о существе покаяния и исповеди в западной церкви особенно разгорелись в эпоху Реформации. Лютер постепенно склонился к мысли о ненужности личного устного покаяния, и потому лютеране ограничиваются коллективным публичным покаянием. Ср.: Керенский В. А. Школа ричлианского богословия в лютеранстве.— Казань, 1903. А. П.

В данном случае и ниже (говоря о незнании большинством населения молитв) Г. приводит свидетельства того, что и в его время, как и прежде, широкие массы были слабо затронуты христианизацией. А. X.

282. Это правило восходит к тексту послания митрополита Иоанна II (см. коммент. 260).

283. Праздничные дни по церковным правилам должны были посвящаться религиозным обрядам и “благочестивым” занятиям, но на практике эти правила могли соблюдаться только высшими слоями населения. “Домострою” порицает за злоупотребление праздностью (Домострой сильвестровского извода. — Спб., 1891. — С. 13).

284. Г. выделяет четыре категории городского населения: граждан, ремесленников, слуг и рабов. Из этого перечня явствует, что под названием двух первых он имел в виду свободных жителей, что “ремесленники”, в частности, не принадлежали к рабам или слугам. Это сообщение несколько противоречит более позднему о том, что в Москве все домашние работы выполняются рабами (см. с. 112. Ср.: Зимин. Холопы.— С. 302).

285. Рождество Господне — 25 дек.; крещение — 6 янв.; пятидесятница — праздник, отмечающий, согласно христианскому учению, сошествие св. духа на апостолов, празднуется на пятидесятый день после пасхи. Синонимы: день св. Троицы, сошествия св. духа и проч. В древности под пятидесятницей разумелся и сам праздник, и весь промежуток времени, отделяющий праздник пасхи от праздника пятидесятницы. Троица, троицын день — принятое в православии название общехристианского праздника (см. пятидесятница). В католицизме троицыным днем называют воскресенье, наступающее через неделю после пятидесятницы. День тела Христова — праздник, справляемый католической церковью в первый четверг после троицына дня. Русская православная церковь не признает этого торжества, так как оно установлено после разделения церквей папой Урбаном IV в 1264 г. Б. К.

286. Чистилище, согласно католическому учению, — место или состояние, в котором души умерших, не успевших при жизни принести удовлетворение (satisfactio) за грехи, должны находиться до тех пор, пока не произойдет очищение огнем (1 Коринф. 3,13) и им будет позволено перейти в рай. Учение о чистилище чуждо православной церкви; католические богословы разработали его в XIII — XIV вв. (Гусев Д. Чистилище у средневековых римско-католических философов//Православный собеседник. — 1872. — Ч. II. — С. 226—264; Аllatius L. De utriusque Ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua in dogmate de purgatorio consensione. — Romae, 1655) и окончательно утвердили на Флорентийском соборе 1439 г. Г. неправильно утверждает, будто московиты полагают, что “душа, отделенная от тела, не подлежит наказаниям”, Православная церковь придерживается взгляда на существование посмертных мытарств души с третьего по восьмой день после кончины (Петухов Е. В. Очерки из литературной истории Синодика. Спб., 1985. С. 360 — 371; Соболев А. Н. Загробный мир по древнерусским представлениям. Сергиев Посад, 1913. С. 190 — 193). А. П.

Внимание Г. к вопросу о чистилище определяется остротой этого вопроса для католической церкви в эпоху Реформации. С момента обнародования М. Лютером своих 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями, с помощью приобретения которых можно было якобы освободиться от искупительных страданий и жертв, критика католической церкви сосредоточивалась именно на этой теме и в особенности на праве церкви в лице папы на распоряжение небесными исправительными карами. А. X.

287. Николай Барийский в Византии и на Руси обычно именовался Николаем Мирликийским (Anrich G. Hagios Nikolaos. Der heilige Nikolaos in der griechischen Kirche. — Leipzig; Berlin, 1913 — 1917). На Руси Николай Угодник был одним из самых почитаемых святых (Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода сер. XIII — нач. XV в. — М., 1977. — С. 15). К середине XVI в. общерусским становится культ Николы Зарайского (Лихачев Д. С. Повести о Николе Заразском//ТОДРЛ. — М ; Л., 1949. — Т. VII. — С. 259). Существовали многочисленные легенды о нем, в том числе и апокрифические, например, о его простом происхождении — из “смердовичей” (Смирнова Э. С. Икона Николая из Боровичей//Сообщения Гос. Русского музея.— Л., 1961. — Т. VII. — С. 58 — 59). О славянских языческих представлениях, которые обусловили специфику русского культа св. Николая, см.: Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. — М., 1982.

Михаил Кизалецкий, судя по фамилии, белорус.

288. Петров пост — от восьмого дня пятидесятницы до дня Петра и Павла 29 июня. Успенский пост — с 1 августа по 15 августа. Филипповский пост — с 15 ноября по 25 декабря. Б. К.

289. Праздник благовещения отмечается православной церковью 25 марта. Б. К.

290. Василий Великий (329 — 379) — епископ Кесарии, боролся против ереси ариан, автор многочисленных богословских сочинений. Григорий Назианзин (330 — 390) — епископ константинопольский, оратор Иоанн. Златоуст; (350 — 407) — епископ константинопольский, проповедник. А. Н., Б. К.

291. Г. имеет в виду Максима Триволиса (ок. 1470 — 1556) — грека, гуманиста, знаменитого переводчика и церковного писателя (Сочинения преподобного Максима Грека. — Казань, 1859 — 1862. — Ч. I — III; Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. — Л., 1969). Максим родился в православной семье в г. Арте в Греции, ок. 1492 г. переехал в Италию, где сотрудничал с литераторами и политиками Альдом Мануцием, Джиованни-Франческо Пико делла Мирандолой и др., принял католичество и постригся в доминиканском монастыре св. Марка во Флоренции (1502), затем вернулся в Грецию (1504), вновь перешел в православие (1505) и поступил монахом в афонский Ватопедский монастырь (Denissoff E. Maxime le Grec et 1'Occident. — Paris; Louvain, 1943). Максим Грек покинул Афон в начале 1517 г. и прибыл в Москву в составе патриаршего посольства, возглавляемого митрополитом Зихны Григорием, в марте 1518 г. В Москве Максим жил в кремлевском Чудовом, а затем в Симоновом монастыре, работая над переводами церковно-канонических книг по заказам Василия III (Синицы на Н. В. Максим Грек в России. — М., 1977). Около 5 декабря 1524 г. Максим был арестован и 20 — 22 февраля давал показания на светском следствии по делу опального сына боярского И. Н. Берсеня Беклемишева, обвинявшегося в политической крамоле. После того как Берсень был обезглавлен, а у второго свидетеля — митрополичьего дьяка Федора Жареного — палачи вырезали язык, Максим 24 мая 1525 г. предстал перед церковным судом, где обвинялся в еретических ошибках, обнаруженных в его переводах с греческого, а также в непризнании автокефалии русской церкви, митрополиты которой ставились собором епископов без утверждения константинопольского патриарха (Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки / Подгот. Н. Н. Покровский. — М., 1971. — С. 121—122). Г. не удалось получить каких-либо достоверных сведений о судьбе греческого переводчика — вероятно, суд был окружен глубокой тайной. Одной из причин опалы Максима стали его связи с соотечественником — Искандером Сакой, послом оттоманского султана Сулеймана I Кануни в Москве. Переданное Г. заявление Максима о том, что Василий III является “совершенным схизматиком”, недостоверно и скорее принадлежит самому Г. Схизма — раскол, разделение внутри церкви, не затрагивающее в отличие от ереси основных догматов. Католики считают, что единство христианства в догматическом отношении поддерживается папой, следовательно, все христиане, не подчиняющиеся Риму, в том числе и православные, являются схизматиками. По приговору суда Максима не “утопили”, как, ссылаясь на слухи, записал Г., а лишили причастия и в конце мая 1525г. выслали в Иосифо-Волоколамский монастырь, находящийся в 113 верстах от Москвы, где переводчик содержался в заточении до мая 1531 г., когда состоялся церковный суд над знакомцем Максима — Вассианом Патрикеевым, где Максим давал неблагоприятные для Вассиана свидетельские показания (Плигузов А. И. Василий Тучков — собеседник Максима Грека//Исследования по источниковедению истории СССР XIII— XVIII вв. — М., 1986. — С. 62—93). После суда 1531 г. в Иосифо-Волоколамский монастырь был заключен Вассиан, а участь Максима была облегчена, он переехал в Тверь под надзор тверского епископа Акакия, а после 1551 г. Иван IV простил Максима и позволил ему переселиться в Троице-Сергиев монастырь, где греческий философ и скончался в январе 1556 г. А. П.

292. ...Некий греческий купец из Каффы Марк — в русско-османской переписке известен греческий лекарь Марк. В марте 1519 г. русские послы ходатайствовали перед константинопольским патриархатом о разрешении султаном Сулейманом Кануни выезда жены Марка на Русь (Сб. РИО. — Т. 95. — № 35. — С. 623, 624). В июле 1524 г. вместе с османским послом Искандером Сакой (Скиндером) приехал шурин Марка Андроник (Дунаев Б. И. Преп. Максим Грек. — С. 40, 52).

293. Так в НГ; в латинском тексте, вероятно, по ошибке, вместо fames стоит бессмысленное fama — молва, слава. А. Н.

294. Имеется в виду монастырская колонизация — фактор, немало способствовавший расширению территории Руси и Русского государства (Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XVI вв.: по житиям святых. — М., 1966).

295. Троице-Сергиев монастырь, основанный Сергием Радонежским в середине XIV в., расположен в 75 км, а не в 12 немецких милях (немецкая миля Г. равна пяти верстам), к северо-востоку, а не к западу, как у Г., от Москвы. Б. К., А. П.

296. Сергий Радонежский (1321—1391)—основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, уроженец г. Ростова, инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях, политический деятель, поддерживавший объединительную и освободительную политику Дмитрия Донского. Б. К.

297-297. Этот текст издания 1551 г. носит откровенно публицистический характер и имеет целью опровергнуть самохарактеристику русских как истинных православных. Возможно, рассказ о собственных впечатлениях и встречах в Москве был включен под влиянием литовцев и поляков.

298. Михаил Майдль, по прозвищу Шпис (ум. конец 1528 — начало 1529)—крупный краковский купец, горный предприниматель, член магистрата Кракова, держал мыто в ВКЛ, вел активную торговлю на Руси медью и пушниной, сторонник Яноша Запольяи, пользовался поддержкой Я. Кмиты и королевы Боны. После его смерти Фердинанд протестовал против передачи владений Шписа в Опольском княжестве и Венгрии его наследникам за поддержку Запольяи (Любавский. Областное деление. — С. 402; AT. — Т. IV. — S. 71; Хорошкевич. — С. 25, 40, 57).

Бетман Эразм (ум. 1537) — племянник краковского банкира Яна Бонера.

299. Значение слова “гонец” у Г. несколько отличается от обычного, известного с XIV в, — нарочный, посланный (Срезневский. I. — Стб. 551; Сл. РЯ XI—XVII.— Вып. 4.— С. 73).

300. В оригинале пословица звучит буквально: “Хорошо постелив постель, хорошо и уснешь”. А. Н.

301. Северин Норби — датский адмирал, после 1523 г. занял Готланд и находился там до сентября 1524 г., откуда бежал в Висборг и Блекинге. На Руси находился с авг. 1526 г. по апр. 1528 г. За отказ служить на реках по южной границе Руси был заточен и отпущен по ходатайству имперского посла Ст. Клинчича (Хорошкевич. — С. 161, 162, 165, 166). Погиб при осаде Флоренции имперскими войсками в 1530 г.

302. Ивангород — крепость на правом берегу р. Наровы в ее устье на Балтийском море. Основана Иваном III в 1492 г. Ныне часть г. Нарвы.

Текст воспроизведен по изданию: Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. М. МГУ. 1988

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.