Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СИМЕОН ЕРЕВАНЦИ

ДЖАМБР

ГЛАВА 25

в которой сообщаются сведения о монастырях в стране Ереванской и поименно указываются их епархии, области, мульки и другое имущество

О, горе нам! Теперь, приступая к описанию предстоящего, мы должны уподобиться разорившемуся купцу, который лишился всего своего имущества до последней нитки, который, когда был богатым, совсем не заботился о своем имуществе к не знал, что и сколько у “его есть. Когда же он все потерял, то тогда лишь начинает с великим старанием тщательно и подробно записывать, приводить [документы] в порядок и подсчитывать потерянное. Так и мы, когда имели в нашем владении монастыри благоустроенные, состоятельные, полные братией, богатые имуществом, мульками, областями, то не заботились ни о них, ни об их имуществе, не содержали все, нам принадлежащее, в порядке, не вели учет, не охраняли и не были довольны тем, что имеем. А теперь, когда эти жалкие монастыри из-за наших грехов стоят опустевшие, разрушенные и превращены в стойла для скотины, логовища зверей, тритоны воров и разбойников, наполненные нечистотами и навозом, когда области этих монастырей опустошены, стали неизвестны, мульки пропали и уничтожены, — лишь теперь мы начинает заботиться о них, старательно выявлять потерянное и приводить в порядок.

Но милосердие божье безгранично, и нет меры благости того, который наказывает для исправления, но не предает смерти, и мы надеемся, что, может быть, он, побуждаемый человеколюбием, снисходя к мольбам своих рабов и угодных ему святых, во имя которых построены церкви, посетит нас и восстановит былое [благосостояние] несчастного нашего народа и монастырей. И тогда всякий сможет узнать если не села, то хотя бы родные места и пепелища своих мульков. Ибо в настоящее время, когда я пишу об этих монастырях, уже [349] тридцать два года, как разорена наша страна и обезлюдели эти монастыри, которые мы и многие вардапеты и миряне видели благоустроенными и богатыми. Даже настоятели некоторых из них еще живы и находятся в св. Престоле или в других местах. Но когда мы писали это и находились в сомнении относительно области или мулька, или другого владения какого-нибудь монастыря, мы испытывали великое смущение. Ибо, когда простые люди, хотя и старики, не могли разрешить наших сомнений, нам не было так больно, как в тех случаях, когда мы спрашивали чернецов, бывших членами братии или даже настоятелями, о каком-нибудь обстоятельстве того или иного монастыря, и они были безмолвны, как истуканы, ибо знали лишь дороги да питейные заведения — и ничего больше. Если уже теперь положение таково, то что будет через несколько лет, вы сами можете уразуметь.

Некоторые из монастырей подверглись нападению наездников и грабителей, лишились всего и опустели. Нет ничего удивительного, если вместе с другим их имуществом были уничтожены и пропали также их старые кондаки, грамоты, купчие, вакуфные свидетельства, расписки и другие подобные документы, как оно и было в действительности. Но поразительно то, что по вине настоятелей исчезли важные документы и купчие даже тех монастырей, которые не подверглись ограблению и захвату и настоятели, и члены братии которых, не будучи в состоянии переносить лишения и бедствия времени, сами бросили монастыри и переселились в Престол или другие населенные места. Многие из них, как мы сказали, живы до сих пор, и когда мы их расспрашивали, желая что-нибудь от них узнать, они молчали с поникшей головой. Если же случалось, что они сохранили какие-нибудь бумаги, то последние оказывались разорванными, обветшавшими, неразборчивыми, поврежденными водой, почти негодными. Перо отказывается писать, боль давит меня, и я принужден писать короче.

Таким образом, мы отчасти по личным сведениям, отчасти путем расспросов записали, что знали достоверного, а для того, что не смогли найти, оставили пустые места, как увидишь ниже. Бумаги же, которые мы добыли относительно монастырей, как уже было упомянуто, были совершенно неразборчивы и разодраны. Мы их подклеили, восстановили сколько было возможно и содержание их, как видишь, записали на первой странице списка.

Сведения о монастыре Гегард

Этот монастырь, иначе называемый Айриванк, находится в округе Гарни, близ местечка Гарни. Он был учрежден в ... году. [350]

В нашей ереванской земле ему принадлежат области: Норагавит, Норк, Енкидже, Тачарапак, Портик и Барцаби.

Имеет и села, которые издревле были его вакфами и платят ему мульк. Это — Портик, Верхние Авдалы и Агарак, а также три данга мулька села Гохт. Есть еще судебное удостоверение, которое было предъявлено мусульманину Мемин-беку, оспаривавшему мульк села Портик. Найдешь по реестру.

У монастыря есть следующие пахотные земли, виноградники, мельницы, крупорушки и прочее.

В 1153 году мусульманской эры жители села Канакер продают монастырю через его настоятеля вардапета Петроса Джахкеци за 10 туманов землю в полях Норагавита, которую можно засеять 200 сомаров зерна. [Участок имеет] следующие границы: вакуфная земля монастыря, дорога и арык. Купчую найдешь по реестру.

Дальше. В 1150 году мусульманской эры Бартугимеос, сын жителя Норагавита Мовсеса, за 15 тысяч дианов продает монастырю через его настоятеля вардапета Петроса Джахкеци землю в этом селе, Которую можно засеять пятью сомарами зерна. Границами являются земля Манука, улица, виноградник Хамазаза и дорога. Купчую найдешь по реестру под № ...

Кроме того, монастырь имеет в этом селе еще землю [площадью] 30 сомаров под названием Харами-гавар, а также три сомара земли под названием Чопани-тег; [участок] земли ниже полей Канакера [площадью] 40 сомаров под названием Тевак, еще землю в Севахоге на 12 сомаров. Кроме того, 50 сомаров составляет Большой камышник, с одной стороны которого проходит дорога в Енкидже. Еще 50 сомаров составляет Нижний камышник, с одной стороны которого идет дорога, а с другой стороны находится Улуханлу. Имеет также 60 сомаров земли в местечке Хрештакапос и еще 60 сомаров земли в этом же селе [Хрештакапос] (с одной стороны этого поля идет дорога в монастырь, а с верхней стороны лежат земли Норка и Еревана). В селе Енкидже [монастырь] имеет большое пахотное поле [площадью] 30 сомаров, которое простирается до обрыва между Норагавитом и Енкидже. В этом селе он имеет еще 20 сомаров земли под Тулки-тапой. Это поле простирается до дороги в Улуханлу. Два больших участка пахотной земли в селе Бардзаби, близ [монастыря] св. Саркиса. Еще 60 сомаров земли в полях села Гохт. Это поле жители Хайоцтара подарили монастырю.

Кроме того, в Норагавите [монастырь] имеет большой виноградник, давнишний вакф, данный на память. Перед этим виноградником имеет землю [площадью] 6 сомаров под [351] названием Тагаворенц. В этом селе монастырь имеет еще другой виноградник, который Кялаш Азария отдает в вакф этому монастырю через его настоятеля вардапета Петроса Джахкеци в 1188 (1739) году. Вакуфное свидетельство на армянском языке найдешь.

Кроме того, в этом селе, на дороге в Улуханлу, монастырь издавна имеет крупорушку и мельницу, которые находятся в одном и том же помещении. Перед ним участок земли [площадью] 10 сомаров, с одной стороны от которого идет та же дорога, а с другой раскинулись виноградники села. Кроме того, [монастырь] имеет в этом селе еще две мельницы, которые житель этого села Бартугимеос отдал монастырю в вакф при настоятеле вардапете Хункианосе. Ниже плотины этих мельниц монастырь имеет еще [участок] земли в шесть сомаров, который доходит до тока монастыря. Житель Норагавита Амазасп, сын Талана, имел в этом селе крупорушку, кркра и две мельницы; половину их он продал за 6 туманов Казару, сыну Маркара, жителя Еревана, в 1149 году мусульманской эры, а другую в 1150 году той же эры продал за 4. тумана монастырю через настоятеля вардапета Петроса Джахкеци. Обе эти купчие найдешь по реестру. Шесть лет спустя Казар, сын вышеупомянутого Маркара, и его братья Оваким и Захария отдают купленную ими половинную долю крупорушки, кркра и двух мельниц в вакф этому монастырю, через того же настоятеля вардапета Петроса в 1132 (1683) году, вследствие чего крупорушка, кркра и обе мельницы целиком делаются собственностью монастыря Гегард. Их границы: пахотная земля того же Амазаспа и крупорушка мелика Оганджана. Вакуфное свидетельство на армянском языке найдешь по реестру. Кроме того, в 1149 году мусульманской эры житель этого села Вардан, сын Авака, через того же вардапета Петроса продает монастырю за 5 тысяч дианов конюшню 204, которая находится между домами Миры и Степаноса. Купчую найдешь по реестру...

Кроме того, монастырь имеет в этом селе один дом со всеми необходимыми пристройками и перед ним еще другой дом, называющийся домом Азата Тертеренца. В городе Ереване монастырь имеет виноградник, в верхнем квартале, на арыке церкви св. Саркиса, по которому протекает вода, называемая водой Кырх-булаг 205. Этот виноградник окружен населенными домами с виноградниками и садами. Имеет еще виноградник в Норке под названием Будагбекенц, который [ранее] был продан св. Престолом. Первоначально это был виноградник махтеси Захарии. Владеет в этом же селе половиной маслодавильни, которую житель этого села Симеон, сын Барака, продает монастырю через настоятеля вардапета [352] Петроса за 2 тумана в 1185 (1736) нашей и 1150 году мусульманской эры. Две купчие на армянском и турецком языках найдешь по реестру.

В 1153 году мусульманской эры житель этого села Сет, сын Хамазаза, за 8 тысяч дианов продает в этом селе монастырю через настоятеля вардапета Петроса незастроенный участок для дома. Границы его кялавы 206 Аарона и дорога. Купчую найдешь по реестру...

Еще один дом с пристройками в селе Норк заместитель (католикоса] в св. Престоле вардапет Микаэл продает за 4 тумана монастырю св. Гегарда через того же вардапета Петроса в 1164 году мусульманской эры. Его границами являются дом Тер-Овакима с садом, улица и дорога. Купчую найдешь по реестру... Это дом махтеси Захарии, который он продал св. Престолу, как мы оказали в ... главе.

Кроме того, в 1191 году мусульманской эры Бекин, сын Аракела из Ахцванца, отдает в вакф этому монастырю сад в этом селе. Вакуфное свидетельство на армянском языке найдешь по реестру...

С давних пор монастырь имеет по одной маслодавильне в селах Барцари, Шахаб и Цар. Имеет также мельницу недалеко от монастыря, которую построил на свои средства.

Эта мельница, маслодавильни в Шахабе и в Царе, виноградники в Норагавите, Норке и Ереване упоминаются в документах диванагиров, как указано в главе 14 о магафстве. Посмотри там.

Обстоятельства монастыря Аменапркич

Монастырь этот находится в округе Гарни на склоне [горы], близ села Хайоцтар. Называется он также Кармирванк, а по турецки — Кызылванк [Красный монастырь]. Он был основан в 133 (684) году князем Ашотом I, сыном великого и храброго Смбата Багратуни, в то время когда католикосом был Саак из Дзорапора, который отправился в Харан встречать [арабского военачальника] Махмада и там скончался. Этот князь Ашот отправил своего сына в Константинополь к императору Константу, внуку Ираклия, и тот привез с собой нерукотворную икону Спасителя, написанную на дереве. [Эту икону], называемую Аменапркич, Христос подарил своей родительнице — св. богоматери. Ныне же она находится в св. Эчмиадзинском престоле. Князь Ашот построил этот чудный монастырь во имя этой нерукотворной иконы и назвал его Аменапркич. Затем, когда он умер из-за козней Григора Мамиконяна, его там и похоронили.

Спустя долгое время этот св. монастырь был восстановлен [353] Григором Магистросом Пахлавуни 207, сыном храброго Васака Бджнийского, убитого камнем в селе Серкевил. Он прикупил все окрестные местности и в память о себе и сыне своем Ваграме (который стал затем эчмиадзинским католикосом, [известным] под именем Григора Вкайасэра) подарил их монастырю в 472 (1025) году, когда католикосом был владыка Саркис, а царем — Гагик Багратуни, [прозванный] Шахиншахом, и велел назначить [сына] настоятелем этого монастыря. Таким образом, упомянутый Григор Магистрос восстановил этот монастырь, обогатил его землями и водами, а своего сына, как мы уже сказали, поставил здесь настоятелем. С тех пор его сыновья и внуки и последующие поколения стали наследовать должность настоятеля как родовой мульк. Так было не только во времена существования армянской власти, но и во времена персидских царей, почти до нашего времени, пока монастырь был еще населен братией.

С течением времени церковь, построенная Григором Магистросом, разрушилась. Католикос Аствацатур Хамаданци задумал перестроить ее заново. В 1170 (1721) году он довел каменные стены до купола крыши, но вследствие неблагоприятных обстоятельств здание осталось недостроенным и так стоит до настоящего времени. Во время строительных работ в стене этой церкви была обнаружена каменная плита с высеченной на ней надписью Григора Магистроса, которую мы здесь приводим к сведению будущих поколений. Она гласит: “В лето 462 (1013), в царствование Гагика, при католикосе владыке Саркисе, я, Григор Магистрос, снова выстроил эту церковь, чтобы оставить память о себе и своих родителях; при этом я купил у владетелей страны прилегающую местность, горы и долы во всей совокупности и со всех сторон: справа я слева, спереди и сзади. Сей неуничтожимой надписью, приказом царя-завоевателя, императорской печатью мы отдали ее в память и закрепили нашей подписью и посланием католикоса. При торжестве освящения сей церкви, которую мы построили, мы подарили ей наше родовое поместье, то есть Хайоцтар, место пребывания и обитель святой нерукотворной иконы Иисуса Христа, [написанной] на дереве, которую выпросил евангелист Иоанн у родительницы нашего Господа, св. богородицы, и сызнова восстановили св. обитель, сделав ее еще лучше прежней. Здесь мы заложили основной камень веры святой церкви. Григор Ваграм, угодник”. На этом кончается надпись.

Этот монастырь имеет в нашей стране собственную епархию и область: город Ереван, Конт, Норагюг, Шенгавит, [354] Джервез, местечко Гарни, Кохт и Хайоцтар. Имеет и села, от которых получает мульк, то есть десятину, именно: Хайоцтар, Кутуцвавк, называемое также селом Таракямы, Тарнис и Агарак, от которых получает шесть дангов мулька, а также села: Кохт, Манкус, Аваник, Кагберт 208 и Сурп-Саркис, от которых получает по три данга мулька. Подробности же таковы.

Должность настоятеля этого монастыря переходит по наследству к вардапету Захарии из того же села Хайоцтар, который принадлежал к роду упомянутого Григора Магистроса. Кажется, это тот вардапет Захария, который вместе с другими вардапетами низлагает католикоса Киракоса и сажает на католикосский престол в 892 (1443) году Григора Маквеци, о чем рассказывается у историка Тома. Этот вардапет Захария в 893 году мусульманской и 935 (1487) нашей эры покупает у мусульманина Амир-Кямал-Абдин-бека, сына Новруза, сына Хейдара, за 5 тысяч динаров шесть дангов мулька сел Манкус, Аваник, Кутис, Хайоцтар, Кутуцванк, Аванасар, Тарнис и Сурп-Саркис и три данга мулька села Кохт. Всего девять сел, купчую которых найдешь по реестру ... В купчей особо обозначены границы каждого из этих сел, находящихся в округе Гарни. (Этот же Амир-Кямал-Абдин-бек продает какому-то мусульманину по имени Сади-Вахказ в том же году шесть дангов мулька нашего села Ошакан, как сказано в главе об Ошакане.) Вардапет Захария совершает покупку на свои имя, а имени монастыря Аменапркич в купчей не упоминает и, таким образом, не передает в вакф монастырю. Это потому, что они издревле были знаменитыми азатами, богатыми, с многочисленной родней; одни из этого рода были духовного звания, другие — светского, но у всех был один дом и общее имущество, и село с монастырем считалось общей собственностью рода. Поэтому когда он, будучи настоятелем этого монастыря, покупал столько-то мульков, то считал, что покупает для монастыря, хотя по простоте своей не записал в вакф монастырю. После же покупки этих мульков, спустя несколько лет, когда в Персии утверждается царство Шех-Оджах [Сефевидов] и воцаряется шах Исмаил I, вардапет Захария в ... году мусульманской эры достает у шаха Исмаила указ о том, что монастырь Аменапркич полностью магаф и не обязан платить дивану ни харджа, ни мулька, ни какого бы то ни было налога. Указ этот найдешь по реестру.

После вардапета Захария обстоятельства изменяются, состояние и власть этого рода уменьшается, род распадается, происходят раздоры между родственниками духовного и [355] светского звания из-за мульков и другого имущества, даже посторонние люди являются с разных сторон, чтобы предъявить иск на упомянутые мульки, завладеть ими, а поселяне отказываются от уплаты мульков. Вследствие этого два вардапета из этого рода — Захария и Амазасп выделяют половину мулька, то есть три данга сел Хайоцтар, Манкус, Аваник, Кагберт и Сурп-Саркис, и отдают в вакф монастырю Аменапркич, составив в 933 году мусульманской эры на турецком языке свидетельство на его имя. Найдешь по реестру.

После передачи [этой доли] в вакф этот вардапет Захария получает от шаха Тахмаспа относительно упомянутых трех сел еще два указа, в которых говорится, что они обязаны платить мульки вардапету Захарии. [Эти указы] написаны в 980 и 983 годах мусульманской эры. Их найдешь по реестру.

Но с течением времени светские представители этого рода, принужденные бедностью или же по доброй воле, или по иной причине — это мы не могли установить, — продают остальные три данга из шести дангов сел Хайоцтар и Кохт и шесть дангов мулька сел Кутуцванк и Тарнис этому монастырю. Несомненно, существовали документы об этой сделке, но где они хранятся, мы не могли узнать. Причину этого мы объяснили в предисловии к этой главе. Еще в наше время, пока этот монастырь был населен, он получал шесть дангов мулька от сел Хайоцтар, Тарнис и Кутуцванк, пока эти села, в которых жили мусульмане, тоже существовали. Также и село Кохт, пока было населено, платило монастырю три данга мулька. Села же Манкус, Аваник, Кагберт и Сурп-Саркис, земли которых обрабатывал монастырь, мы застали опустевшими. В настоящее время, когда мы пишем, как монастырь, так и все эти села совершенно опустели. Увы, увы! Довольно об этом.

У монастыря следующие пахотные земли под хги 209: вся местность под названием Хорагедик, граничащая с востока с землей Датенц, с севера — с большим селафом 210, называемым Артулу, позади — с Контом, а с юга — с верхней частью хги. Кроме того, участок под названием Регантап и две лощины до холма Катепана [Виноградаря], которые жители села Хайоцтар отдали в вакф этому монастырю. Вакуфное свидетельство на армянском языке найдешь ... Кроме того, участок под названием Авазнер до источника Сабат, вода этого источника Сабат, вода Джабадзора и источник близ местности Ишханахор. Все это принадлежит монастырю и даровано ему еще во времена Григора Магистроса.

Кроме того, в 1157 году мусульманской эры житель этого села Тер-Андреас продает за 1 туман настоятелю монастыря вардапету Магакии землю в этом селе, которую можно засеять 30 сомарами зерна. Купчую найдешь по реестру. [356]

Монастырь имеет также в селе Кохт пять сомаров земли, которые продал монастырю житель этого села Манук, сын Пилума, в 1185 (1736) году за 5 тысяч дианов. Купчую на армянском языке найдешь.

Кроме того, монастырь имеет в этом селе две мельницы, а также дом с садом, который Халаф, сын Агаси из Акулиса, продает монастырю через настоятеля вардапета Ованеса в 1194 (1745) году за 6 тысяч дианов. Купчую на армянском языке найдешь...

Монастырь еще имеет виноградники в городе Ереване, которые он приобрел следующим образом. Первоначально настоятель этого монастыря вардапет Матеос покупает за 26 туманов один виноградник с давильней у Аствацатура, сына Теруна, в 1069 году мусульманской эры. Его границами являются виноградник махтеси Ованеса, который затем отдает его в вакф тому же монастырю, виноградник Мыср-хана, составляющий вакф св. Престола, и виноградники Лок-Махмада и Кютюра. Найдешь по реестру ... Немного времени спустя, в 1111 (1622) году, тот же Аствацатур дает еще одно вакуфное свидетельство на этот виноградник. Рядом с этим виноградником калантар Саак, сын ходжи Григора, владел виноградником, половину которого он отдал в вакф этому монастырю. Границы [участка]: половина вышеупомянутого виноградника, виноградник махтеси Ованеса, улица и виноградник Аствацатура. Другую же половину член братии монастыря вардапет Ованес купил у того же Саака за 3 тумана и отдал этому монастырю в вакф. Его границы: половина того же виноградника, виноградник Мысрханенц, составляющий вакф св. Престола, и виноградник Аствацатура (о нем мы уже говорили). Купчую и вакуфное свидетельство, написанное в 1074 году мусульманской эры, найдешь по реестру ... Кроме того, упомянутый махтеси Ованес, сын Улуг-бека, свой виноградник, что по соседству с купленным у Аствацатура, отдает в вакф этому монастырю через его настоятеля вардапета Матеоса в 1080 году мусульманской эры. Этот виноградник граничит с виноградником Амир-бека и вышеупомянутыми виноградниками. Вакуфное свидетельство найдешь по реестру ... Затем все эти виноградники объединены в один большой виноградник. Об этом нами упомянуто в главе 14 о магафстве, в [описании] документов диванагиров.

Кроме того, этот монастырь имеет в городе Ереване дом с садом, который называется домом Ваванц. Настоятель монастыря вардапет Магакия покупает его в 1139 году мусульманской эры у Бабаджана, сына Гаспара, за 50 пиастров в следующих границах: дома Петроса, Карапета, Бархудара и Савраза Хубонца и улица. Купчую найдешь по реестру ... В [357] городе Ереване есть еще другой дом, который настоятель монастыря вардапет Азария покупает у Погоса за 6 тысяч дианов в 1158 году мусульманской эры. Границы его: дома Погоса и вардапета Азарии и — с двух сторон — улица. Купчую найдешь по реестру.

В Норагюге монастырь имеет виноградник, состоящий из шести полос. Четыре полосы его издавна были отданы в вакф монастырю, а две полосы его настоятель вардапет Магакия покупает за 20 пиастров у мусульманина Сулейман-бека в 1139 году мусульманской эры. Купчую найдешь по реестру... На эту покупку есть еще бумага от паши, написанная в том же году. Найдешь по реестру ... Кроме того, в 1162 году мусульманской эры настоятель этого монастыря вардапет Азария покупает за 2 тумана и 2 тысячи дианов у жителя Еревана Тер-Ованеса полторы полосы соседнего с этим виноградника, граничащего с долей Даниэла, улицей, виноградником муллы Кялбали и виноградник Сарач-Салмана. Купчую найдешь по реестру.

[Монастырь] имеет еще полполосы виноградника, расположенного рядом с предыдущим. Этот участок Осеп, сын Тер-Мовсеса, покупает у сельчан за 2 тумана и в 1150 году мусульманской эры отдает монастырю в память о себе. Его границы: вышеупомянутые виноградники, виноградник Абисогома и Зангибахар. Эту купчую тоже найдешь по реестру... Имеет еще виноградник, смежный с предыдущим, принадлежавший чрагу Ерама бездетному Матеосу, отданный жителями Еревана в 1196 (1747) году в вакф этому монастырю в следующих границах: виноградники Авета, Салмана и улица. Вакуфное свидетельство на армянском языке найдешь. Имеет еще одну большую полосу виноградника, соседнего с этими виноградниками. Ее дает монастырю Акоп Конкоренц из Конда. Теперь этой полосой пользуется пустынь апостола Анании.

В Гарни [монастырь] имеет сад церкви св. Богородицы. За холмом имеет землю под названием Григоренц и еще другую землю, которую называют Камнями Киракоса Дастагюленца; а неподалеку от самого монастыря издавна владеет садом, который [находится] ниже церкви Воскресения и был подарен монастырю Хачатуром, сыном Ахназара.

Кроме всего этого, Григор Магистрос, когда восстанавливал этот монастырь, завещал ему в память о себе всю окрестность, которую он купил, как видно из вышеприведенной надписи.

Виноградники в Ереване и Норагюге, мельница в Гарни и еще некоторые имения монастыря упомянуты в главе 14, среди документов мирвеиза. [358]

Обстоятельства монастыря Хор-Вирап

Монастырь этот находится в округе Гарни: это место мученичества и заключения Григора, просветителя нашего, который находился здесь тринадцать лет. Он основан в ... году. В стране Ереванской его область составляют: Вети, Аркури, Арташар, Мушагбюр, Джгун, Ванстан, Манкус, Аваник, Ваник, Дегцнаванк, весь Урдзадзор.

Когда прекратилось Персидское царство, этот монастырь, подобно многим другим, несколько лет был в запустении. Его церкви и ограда были превращены мусульманами в загоны для овец и место свалки нечистот. С помощью бога в 1214 (1765) году мы прогнали мусульман, очистили монастырь, благоустроили его и заселили монастырской братией, назначив настоятеля, как было прежде, во славу божью и св. Григора, просветителя нашего. Обитель эта в настоящее время благоустроена и благоденствует.

Обстоятельства монастыря Агджоц

Этот монастырь находится в округе Карпи. Он был основан в ... году во имя св. Степаноса, священника, находившегося при Рипсиме и ее подругах.

В стране Ереванской его область составляет: Чатгран, Большой Глан, Малый Глан.

Обстоятельства монастыря Гетаргел

Монастырь этот, называемый также Дзагаванк и Чайгайтаран, был основан в ... году.

В Ереванской стране в его область входят: Дзагаванк, Дзаг, Аван, Шаап, Арамус, Агасор, Арахус. Он также получает мульк, то есть десятину, от близлежащего села Дзаг. Этот мульк был куплен ереванским жителем Мкртычем Моцакенцем и отдан в вакф монастырю в 1007 (1558) 211 году. Об этом есть надпись на фронтоне часовни и, кроме того, свидетельство на турецком языке, в котором много армян и мусульман из области Кырх-булаг пишут, клятвенно свидетельствуют и заверяют своими печатями, что мульк села Дзагаванк принадлежит монастырю Гетаргел. Найдешь по реестру...

Пахотные земли этого монастыря

Издавна этому монастырю принадлежит большое пахотное поле под названием Базарашен, которое расположено между селами Елгаван и Шааб. Его границы: с верхней стороны — [359] плотина канала, с нижней стороны — Тындоцнер, с одной стороны — река, а с другой — дорога. На эту землю есть грамота на турецком языке, скрепленная многими печатями. Найдешь по реестру... Относительно этой земли существует еще один документ на турецком языке: это прошение братии монастыря на имя хана. В заголовке и на полях прошения хан пишет постановление, что земля эта принадлежит Дзагаванку. Постановление относится к 1156 году мусульманской эры. Найдешь по реестру. Есть еще указ Надир-шаха относительно этой земли от 1157 года мусульманской эры. Вместе с прошением вардапета Вардана найдешь по реестру ...

Тому же монастырю принадлежит большое пахотное поле, под названием Аладаг, расположенное между селами Аван, Дзаг и Тагарпак. Относительно этой земли существует грамота на турецком языке, скрепленная многочисленными печатями. Найдешь по реестру. Тому же монастырю принадлежит земля под названием Кечут, что между рекой и дорогой, проходящей из Авана в монастырь. Жители села Дзаг продали этому монастырю канал, что выше земли Кечут, который берет начало из реки и орошает всю округу до киров и местности Хачерн, принадлежащей селу Аван. В селе Шааб монастырь владеет еще одним большим полем, которое можно засеять ста сомарами зерна. Его границами являются киры Дзага, река, мельница и мост. Еще одно большое поле под названием Цалкеут дают в вакф монастырю жители села Элар. Его границы: Эларская дорога, канал, Эларский холм и река.

Монастырь имеет также два виноградника в городе Ереване. Один — в ущелье, ниже села Норк, над рекой Кырх-булаг. Он испокон веков был вакфом монастыря; в настоящее же время превращен в пашню. Этот виноградник захватил было Хаджи-Ахмед-хан, но мы забрали его обратно, и теперь [он] находится в нашем распоряжении. Другой виноградник расположен в стороне Дамур-булага, ниже дороги в Норк, и тоже находится в нашем распоряжении. Об этом существуют документы, которые найдешь. [Виноградник этот] отдала в вакф монастырю [семья] Антоненк.

В селе Дзагаванк монастырь имеет одну мельницу, ток, саманник, овчарню и четыре сада. В селе Дзаг имеет одну маслодавильню, два сада, один из которых получен в дар на память от Вардана Долумянца, а другой — от Агама. В селе Шааб имеет дом со службами, саманник и овчарню. В селе Аван имеет три сада, на один из них существует купчая, которую вардапет Вардан получил от жителя Авана Захарии, сына Айрапета. В селе Ариндж имеет мельницу, которую вардапет Вардан купил у Агарона, сына жителя Аринджа Арзума. [360] Есть купчая на турецком языке. В селе Агасор монастырь имеет две мельницы, которые сыновья священника этого села Тер-... отдают монастырю, одну — в погашение долга, другую — за упокой души их отца.

Обстоятельства монастыря св. Апостолов

Этот монастырь, иначе называемый монастырем Каренис, был основан в ... году.

В Ереванской стране его область составляют: Каренис и Караоран.

Обстоятельства монастыря Кечарис

Этот монастырь ... основан ишханом Апиратом 212 в 444 (995) году.

В ... его область входят: Куртак, Харбанд, Эшакгудуран, Такалук и Шоораг.

Обстоятельства монастыря Макеняц

Этот монастырь был основан в ... году.

В округе Гегаркуни, на стороне Арегуни 213, в его область

входят: Кот, Хотац-агбюр, называемый также Кырх-булаг, Цртагет, Саламалик, Ншхарк, два Кзнута — Большой и Малый, Кадзик, Бар, Варденик, Кавтараноц, Салкут, Паракуник, Колатак, Кэтаноц, Ваневан, Ахеник, Катик, Каташен, Агджа-килит, Макеник, Кармиршен, Белишен, Бастам, Цукрук, Хоскашен, Акунк, Паркис, Оскешен, Анмер, Хслинак, Мазра, Этил, Даваланоц, Сот, Калер, Аркаунер, Ерицашен, Джагацадзор, Хаматиар, Даранак, Агджагала, Иришат, Окуник, Джил, Артавуч, Гетик, Кармундж и Каракяпанак.

Монастырь имеет в своем ведении также пустыни: пустынь Варденика, пустынь Кота (женский монастырь), пустынь Салкута, пустынь Колатака во имя св. богородицы и еще пустынь в море под названием Ада 214.

Обстоятельства монастыря Хутаванк

Этот монастырь... был основан в ... году. Его область составляют: вся страна Кеолан, по-армянски Цар, смежная с Хамсаи; она в настоящее время входит в область Эчмиадзина и подчинена властителю Еревана. В нее входят следующие села: Эрк, Цниланц, Кармиршен, Саламалик, Кавтаранц, Уруцпор, Атаренис, Цугругашен, Хосабак, Кеавалу. Все они лежат по эту сторону горы, по соседству с Арегуни, [области] Гегама. А на той стороне горы лежат: Большой Цар, Каж, Анухс, Холозанц, Даштак, Хаджар, Апахен, Джумен, Каратак, Звар, [361] Мос, Севаджур, Цоватег, Хранц, Халудж, Мотанц, два Даваухура — Большой и Малый, Лев, Яншаг, Барсегишен, Мейдан, Ерицишен, Хутаванк, Чапар, Кярак, Норшен, Хынтраванк.

Он имеет в своем ведении и пустыни: пустынь Хынтраванка и пустынь Цара.

Обстоятельства монастыря Хайреванк

Монастырь этот, называемый иначе ... находится в Гегаркуни. Он был построен в ... году.

В его область входят в округе Гегаркуни: Прнадар, Илка-ванк, Далукарташ, Ападар, Бидни, Гулали, Норадус, Кишлаг, Арнеги, Гандзак, Бузхана, Кара-килиса, Дуданки, Екданки, Седанки, Кяманд-булаг, село Парон-бека, Хшладзаг, Берт, город Азат, Хасан-булаг, Кармиршен.

Монастырь имеет в своем ведении также пустыни: Дапуцванк, женский монастырь вблизи Норадуса, еще другой женский монастырь в селе Норадуса и еще пустынь в селе Илке-ванк, которая тоже является женским монастырем.

Обстоятельства монастыря Шгуак

Этот монастырь, называемый также монастырем св. Григора, тоже находится в Гегаркуни. Он был основан в ... году.

В округе Гегаркуни в его область входят: Корзарак, Большой Дзаг, Малый Дзаг, Еснист, Шгуак, Цаккар, Эркеджи, Ктапор, Диланчи, Кармиркар, другой Кармиркар, Ястиёлум, Масрис, Балахатап, Врацашен, Амрбар, Алтунтахт, Кармир-агбюр, Гарнакер, Гелишен, Хабул.

В его ведении находится также пустынь Масрука.

Обстоятельства монастыря Севан

Эта пустынь, находящаяся на озере Гегаркуни [Севан], иначе называемая ..., была основана в ... году.

В Гегаркуни в ее область входят: Кахмахи, Батакал, Варзел, другой Варзел, Пшмакал, Бугда-тапа, Гарадалу, Портак, Коратег. В округе Цахкуник [Дарачичаг] входят в ее область: Драхтик, Урицар, Мецтап, Чибухлу, Цамакаберд. Гомадзор, Варсер, Шарис, Корбел, Цахкунк.

Обстоятельства монастыря Бджни

Этот монастырь, называемый также [монастырем] св. Богородицы, находится в округе Котайк, на берегу реки Раздан [Занги].

В округе Котайк в его область входят: Канакер, Кетрон, Арцни, Элар, Гямрес, Тут, Гёг-килиса, Кямал, Канкан, [362] Агоран, Кызыл-кала, Кызлоран, Тэзхараб, Езнаджур, Айлакак, Авазанк, Кармираверак, Хазараберд, Нрнунис, Аркол, Каренуц, Джкрашен, Озан, Франканоц, Теги, Алабер, Аладжа-килиса, Горгоч, Артазакан, Мегус, Далулар, Бджни и Цар; в округе Цахкуник [Дарачичаг]: Оградзор, Яйджелар, Домашен, Ттенадзор, Рндамал, Гарнеги, Нахамар, Агпара, Агтен, Чаманкут, Шхер, Коркотан, Хордзор, Кагс, Масрик и Солак. Кроме того, имеет один данг мулька села Кетрун, который купил настоятель этого монастыря вардапет Месроп за 8 тысяч дианов у Мкртыча, сына Ованеса, в 1113 году мусульманской эры. Найдешь по реестру ...

Далее. В Шнгавите монастырь имеет землю площадью 14 сомаров, которую купил его настоятель вардапет Ованес за 2 тумана у жителя этого села Нарина, сына Паноса, в 1128 году мусульманской эры. Эта земля находится между землей Айваза, оврагом, дорогой и землей продавца. Купчую найдешь по реестру...

Монастырь имеет следующие виноградники. В селе Кердон настоятель монастыря вардапет Месроп покупает за 1 туман виноградник у Мартироса, сына Симона, в 1102 году мусульманской эры. Его границами являются виноградники Аракела, Махмад-Кули, Хачатура и клеверный покос. Купчую найдешь по реестру... В том же селе Арзум, сын Саркиса, в 1104 году мусульманской эры продает за 12 тысяч дианов тому же вардапету Месропу виноградник с разрушенной давильней, граничащий с вышеупомянутым виноградником, виноградником Аветика, виноградником племянника продавца и виноградником Тангри-Кули. Купчую найдешь по реестру. В том же селе Григор, тын Тарагула, продает настоятелю монастыря вардапету Давиду один виноградник за 7 тысяч дианов в 1121 году мусульманской эры. Он граничит с вышеупомянутыми виноградниками монастыря, виноградником Сардара [Сардари-айги] и горой. Купчую найдешь по реестру ... По соседству с этим виноградником сыновья этого Тарагула, Григор и Акоп, в 1123 году мусульманской эры продают тому же вардапету Давиду за 7 туманов еще другой виноградник, называемый Енджалухом, в следующих границах: виноградники монастыря и виноградник Сардара. Купчую найдешь по реестру ... На этот виноградник имеются еще две купчие на армянском языке ... Затем в 1127 году мусульманской эры житель этого села, сын того же Тарагула Григор, с согласия своего брага Акопа и сестры Сандухт, продает настоятелю этого монастыря вардапету Ованесу за 3 тумана виноградник в следующих границах: виноградник Григора и клеверный покос. Купчую найдешь по реестру ... Затем, в 1128 году мусульманской эры, Торос и Довлет-бек, сыновья жителя этого села Симона, [363] продают за 6 туманов виноградник тому же настоятелю вардапету Ованесу. Их сестра Ханум-Ага под этой купчей дает написать другую, особую купчую на свою долю в этом винограднике и продает тому же монастырю. Границами этого виноградника указаны виноградник монастыря, клеверный покос, гора и виноградник сардара. Купчую найдешь по реестру. Затем, в 1129 году мусульманской эры, Тохум, сын жителя этого села Григора, продает тому же настоятелю вардапету Ованесу за 50 пиастров сад в следующих границах: сад Анании, канал и церковь. Купчую найдешь по реестру. Затем, в 1154 году мусульманской эры, Долум, сын Симона, продает настоятелю этого монастыря вардапету Карапету за 2 тумана виноградник в этом селе. Его границы: виноградник монастыря, сад Симона, ущелье и сад Долума. Купчую найдешь по реестру ... На эти виноградники существуют еще три купчие.

В селе Канакер житель этого села Григор, сын Арутюна, и его дядя по отцу Андреас в 1133 году мусульманской эры отдают в вакф этому монастырю свои доли виноградника, имеющие следующие границы: виноградники Арутюна и Джанума, клеверный покос и скала. Вакуфное свидетельство найдешь по реестру ... Здесь же жена Агамала продает настоятелю монастыря вардапету Ованесу в 1123 году мусульманской эры за 13 тысяч дианов виноградник в следующих границах: виноградники монастыря, виноградник Айваза и арык. Купчую найдешь по реестру... Затем, в 1121 году мусульманской и в 1157 (1708) нашей эры, девушка по имени Вардик из Канакера отдает в вакф этому монастырю через его настоятеля вардапета Ованеса прекрасный сад с постройками в нем. Вакуфное свидетельство найдешь по реестру...

В селе Ошакан этот монастырь владеет большим и знаменитым виноградником, известным под названием виноградника Эминенц (историю его мы рассказали в главе 16). Виноградник покупает настоятель монастыря вардапет Ованес у визира. После покупки сын Эмина Андреас начинает об этом винограднике тяжбу с вардапетом Давидом, который стал настоятелем монастыря после вардапета Ованеса. По приказанию католикоса Абраама Андреасу дают кое-что и отбирают у него в 1172 (1723) году подписку на армянском языке.

Купчие и вакуфные свидетельства [монастыря Бджни] на армянском языке

Дети жителя села Бджни Мелкон, его сестра Анхалат и другие в 1105 (1656) году отдают в вакф этому монастырю покос, составлявший собственный мульк их матери [364] Турванды. Он находится на берегу реки Раздан, в пределах границ этого села. С двух сторон его границей служит река Раздан, выше него находится скала, с юга — земли Артазакана. В 1137 (1688) году житель Бджни Саркис, сын Малик-бека, продает настоятелю этого монастыря вардапету Симеону за 5 тысяч дианов покос в том же селе. Это луг перед местностью, называемой Тндоц. Далее. В 1162 (1713) году сыновья Ширвана Нрнусеци Акоп и Вардан отдают в вакф этому монастырю через его настоятеля вардапета Ованеса рощу в ущелье; с одной стороны ее находится сад Марала, а с другой — церковь. Далее. В 1163 (1714) году Симеон и Хечи-баб, сыновья жителя Бджни Галуста, отдают в вакф этому монастырю через настоятеля вардапета Давида свой луг под названием Эрсанки. На одной стороне его есть источник, а на другой расположен луг Тер-Овсепа. Затем Вирап, сын Пилипоса из Бджни, отдает в 1182 (1733) году участок земли в вакф этому монастырю, называемому Аменапркич, через его настоятеля вардапета Давида.

Кроме того, монастырь владеет в селе Бджни половиной мельницы, которую его настоятели вардапет Ованес и Давид покупают за 8 тысяч дианов у Казара и Акопа, сыновей Вардана и Меликсета, в 1165 (1716) году в следующих границах: рык Саруханенц, арык монастыря и арык Баласаненц. Другая половина принадлежала семье Азизбекенц. Кроме того, Матеос, сын Хачика из Бджни, и его сыновья отдают через настоятеля вардапета Ованеса в вакф этому монастырю одну треть половины мельницы и участок луга под названием Эрсанки. Вышеупомянутые купчие найдешь в Престоле.

Обстоятельства монастыря Кыпчаг

Монастырь этот в провинции Ширак ... был основан в 344 (895) году царем Смбатом Багратуни. В его область входят: Кыпчаг и Ширак.

Обстоятельства монастыря Кош

Этот монастырь, называемый монастырем св. Георгия, находится в провинции Ниг и был основан в ... году.

Его область составляют: собственное село Кош и Агунатун [Агавнатун].

Обстоятельства монастыря Тегер

Этот монастырь во имя св. Богородицы на склоне горы Арагац, на верху ущелья Амберта, был основан в ... году.

В его область входят: близлежащее село Тегер, а также Бюракан, Агарак, Агдз и Вжан. [365]

Обстоятельства монастыря Сагмосаванк

Этот монастырь, построенный во имя сагмосов [псалмов] между горами Арагац и Арай, а также находящаяся ниже, в ущелье возле реки Касах, св. пустынь называемая пустынью Просветителя, основаны просветителем нашим св. Григором в 330 году от рождества Спасителя. Наш просветитель св. Григор после того как просветил армян христианской верой, благоустроил их духовными и богоугодными правилами и благолепными порядками, учредил церкви со священниками и служителями и поставил затем своего младшего сына Аристакеса католикосом и пастырем своего стада вместо себя, сам начал постепенно удаляться от мира, скрываться от людей, скитаясь по горам, по пещерам и ущельям, жить ангельской жизнью, подобно бестелесному существу, беседуя лишь с богом, которого лицезрел постоянно. Он поднялся на вершину горы Арагац и пробыл там долгие дни. Там он построил под одним утесом маленькую часовню во имя пресвятой Троицы, повесил в ней лампаду без шнура, наполнил ее своими слезами и просил бога, чтобы эта лампада горела небесным светом неугасимо до скончания веков. Так она и [горит] до сих пор во славу божью и в честь его раба. Это явственно увидел спустя много времени св. Григор Очевидец, о котором скажем ниже и который по этой причине и называется Очевидцем.

Вот этот блаженный св. Григор Просветитель вел отшельническую жизнь летом на вершине этой горы, а в зимнюю пору спускался к подножью, в ущелье реки Касах, и предавался там служению богу, причем он иногда пребывал в самом ущелье, а иногда подымался наверх, выше ущелья. Посему в обоих местах он построил маленькие церкви, поселил при них честную братию и установил для нее правила и богоугодные порядки. Церковь наверху он назвал пустынью Сагмосов [псалмов], ибо там занимались псалмопением, а нижняя была названа пустынью Просветителя.

Обе церкви оставались в таком состоянии до ... года нашего летосчисления, до времен благочестивого ишхана Ваче и упомянутого св. Григора Очевидца, настоятеля обеих пустыней. Этот благочестивый Ваче построил большой, великолепный храм, украсив его внутренней отделкой и внешними двориками и пристройками, и назвал его св. Сион или св. Крест. Он украсил его также оградой и построил вокруг различные помещения. По милости бога храм этот и по сей день существует и называется монастырем Сагмосаванк 215.

В область монастыря входит округ Абаран с селениями: Баш-Абаран, Мульк, Каранлыг-дара, Чанчик, Зархачи, [366] Кюм-бетлу, Гюлаблу, Сару-булаг, Дамджлу, Молла-Угасум, Кирашлу, Кара-булаг, Аствацинкал, Керукард, Каладжик, Гюллуджа, Балчклу, Кызыл-бурун, Аликучак, Ширакала, Булхер, Абнагюг. В округе Карпи: Серкевил, Аштарак, половина Шарабханы, ибо Шарабхана записана на имя этого монастыря и Ованнаванка как их общая [область], без раздела. В округе Гегаркуни: Гаварагюг. (Названия сел Шарабханы смотри в главе об Ованнаванке.)

Монастырь владеет также селами, платящими ему мульк, то есть десятину. Таково прилегающее к монастырю село Сагмосаванк; на полтора данга его мулька есть купчая, которую найдешь по реестру ... Эту долю мулька настоятель монастыря вардапет Мануэл покупает у Мурада и Мариам за 2 тумана в 1042 году мусульманской эры. А остальные четыре с половиной данга мулька издавна составляют вакф монастыря. На это село существует еще старая купчая, написанная в 289 году мусульманской эры, а также указ шаха Аббаса Великого от 1013 года мусульманской эры относительно трех дангов мулька этого села. Их найдешь по реестру ... Ему также принадлежат три данга мулька села Караван-сарай, вблизи каменного караван-сарая, относительно которого существует свидетельство настоятеля монастыря вардапета Оскана Ереванци 216, написанное в 1110 (1661) году. Найдешь и его. Кроме того, этому же монастырю принадлежали мульки сел Хамамлу, Айвазали и Курдали. Но настоятель монастыря вардапет ..., имея друга-мусульманина, доверяет ему купчие этих сел и снабжает его деньгами, чтобы он отправился в Исфаган и испросил у шаха указ в форме купчих, дабы закрепить эти мульки за монастырем. Мусульманин же, по мусульманскому нраву, дает составить купчие и указ на свое имя и, вернувшись, завладевает этими селами.

Пахотные земли этого монастыря

Два огороженных места, одно близ монастыря, другое ниже монастыря; половина их составляет пашню, а другая — покосы. Есть еще земля близ тока, перед большими воротами монастыря. Недалеко от последней, в сторону Арагаца, земля под названием Еркайнадарц. Большое поле на дороге в Абаран, которое можно засеять 30 сомарами зерна. Нижний край [аравел] 217 этой земли, над ущельем, [площадью] 18 сомаров. Еще другое поле под горой большой земли, на которую существует купчая, написанная в 1191 (1742) году на армянском языке. Два соседних поля под названием Ахтинкнер [367] на верху ущелья Васакамут. Три поля и три малых участка под названием Васакамут, смежные друг с другом и расположенные между дорогами в Серкевил и в Уши. Жители села Серкевил отдали их монастырю как штраф за безрассудное убийство ишхана Васака. (Те же сельчане по той же причине отдали монастырю Ованнаванк два поля, что лежат ниже этой земли, возле Большого ущелья. Они также называются Васакамут, как будет упомянуто ниже.) С севера от монастыря, выше пустоши, три участка по краю Большого ущелья. От ущелья Гюрлейка в сторону монастыря — земли, по которым проходит дорога к мельнице монастыря; все они принадлежат монастырю. По другой стороне этого ущелья, выше мельниц, есть еще три участка земли. Тому же монастырю принадлежат земли, лежащие на восток и на запад от каменного моста через речку Гюрлейк. [Ему же принадлежали] неполивные пашни холмов (Это место непонятно) Абнагюга, составляющие один участок земли в следующих границах: Большое ущелье, Гюрлейк, каменный мост и каменный бассейн. На эту землю существует еще одно свидетельство на турецком языке, которое найдешь по реестру ... Есть еще два свидетельских документа и удостоверения на турецком языке, которые точно определяют границы этого монастыря и Абнагюга. Их тоже найдешь по реестру.

Кроме того, монастырь этот владеет виноградниками в селах Ошакан и Аштарак, о которых смотри в главе о виноградниках этих сел. Дальше. В селе Аштарак у него есть ледник, а под ним винный погреб. Настоятель этого монастыря вардапет Аветик покупает ледник и погреб у сыновей Саркиса за 8 тысяч дианов в 1187 (1738) году. Купчую на армянском языке найдешь по реестру. Поблизости есть еще дом. Обе постройки в настоящее время разрушены. В крепости Аштарака монастырь имеет танаби с внутренним домом и винным погребом. Там живут монахини. В селе Серкевил имеет запущенный сад, виноградник, называемый Симоненц, и один дом, который отдает в вакф монастырю Анахатун, дочь Мартироса Читчонца. Вакуфное свидетельство найдешь на армянском языке ... В этом селе у монастыря есть еще маслодавильня и две мельницы на речке Гюрлейк, напротив монастыря, которые упомянуты нами в главе о землях, и ниже монастыря, в ущелье, еще другая мельница, которая называется мельницей Аканатеса. В этом же ущелье имеет две большие пещеры в скале, одна из которых искони принадлежала ему, другая же под названием пещеры Ганджуменц подарена монастырю семьей Ганджуменц на память. Еще имеет четыре [368] места поклонения для паломников, доходы от которых поступают в монастырь: первое — это место, где молятся на вершине Арагаца, что мы упомянули выше; второе — на склоне горы Арай, называющееся монастырем Цагкеванк; третье — высеченная в скале часовня, которая находится в ущелье, под селом Серкевил; четвертое находится в селе Аштарак — это женская пустынь под названием Кармиравор. О некоторых из вышеупомянутых владений и доходах с них смотри главу [14] о магафстве.

Обстоятельства пустыни св. Просветителя

Эта пустынь и ее обстоятельства упомянуты в главе о Сагмосаванке. Смотри там.

Обстоятельства монастыря Ованнаванк

Этот монастырь, построенный в округе Ниг, во имя св. Предтечи, был основан нашим св. Григором Просветителем. Ибо, когда он привез мощи св. Предтечи и предал земле в этом округе, часть этих мощей он привез сюда и предал здесь земле, построив над могилой небольшой храм во имя св. Предтечи, а затем построил при нем монастырь для братии. Затем, в 666 (1217) году, во время владычества ишхана Захарии 218, назначенный им начальник и управитель Ереванской страны благочестивый ишхан Ваче построил большой храм наподобие Сагмосаванка, вызывающий удивление зрителей. После него его сын Кюрд в 699 (1250) году построил большую красивую паперть, которая существует и поныне. Упомянутая же маленькая часовня, построенная св. Григором, пришла в ветхость. Ее восстановил католикос Абраам Кретаци в 1183 (1734) году.

В область монастыря входят: Карпи, собственное село [Ованнаванк], Парпи и половина округа Шарабхана. Ты должен знать, что доходы Шираквана, Абарана и Шарабханы монастыри Ованнаванк, Сагмосаванк и Мармарашен получали сообща и [владели ими] безраздельно. Монастырь Ованнаванк имеет и села, платящие ему мульк: собственное село Ованнаванк и село Готур-булаг.

Обстоятельства монастыря Сурп-Саркис

Этот монастырь, построенный в округе Ниг во имя св. Саркиса, был основан в ... году.

В его область входят в Ереванской стране: Уши, Лазреван, два Тамира, Талин, Мастара, Гёзлу, Караван-сарай, Черпылу, Агин и Илун. [369]

Обстоятельства монастыря Мугни

Монастырь этот, построенный в округе Ниг, во имя св. воина Георгия, был основан в ... году. Затем в ... году, во времена католикоса Пилипоса, он был заново перестроен с большой пышностью его настоятелем вардапетом Мартиросом.

Его область составляют: Мугни, Шахриар, Молла-Баязид, Джафарабад. Этот [монастырь] также получает мульк села Мугни.

Однако следует тебе знать, что мульк этого села издавна принадлежал св. Престолу, но католикос Пилипос подарил его безвозмездно св. монастырю, когда его настоятелем был вардапет Мартирос. Обстоятельства смотри подробно в главе [13] о мульке этого села.

Пахотные земли этого монастыря

Местности под названием Каваханк, два Анканака, Анзавак и Джанджугенц. Кроме того, участки земли, которые называются Керр-чот, земля священника, земля Акопенц, водоем, участок целины, принадлежащей Хубоненцам, Коравор, Севахог, оба звара 219, земля под грушняком, участок рощи, клеверные поля, участки Кочаренца, Тентахог, земли Егикенц, земли Шахназаренц, огород Овакима, земля Овакима, купленная Арутюном. Кроме того, участок Асл-хана, земля Бадала, участок перед входом [в монастырь] и земля Аствацатура Галстенца.

Из вышеперечисленных земель мы нашли купчие лишь на два участка: на землю под названием Анканак, которую мелик Карапет, сын Тиричаса, продает в 1103 (1654) году за 25 тысяч дианов, и на землю Аствацатура Галстенца, которую дети Аствацатура, Давид и Ованес, продают этому монастырю за 13 тысяч дианов в 1063 году мусульманской эры через настоятеля монастыря вардапета Мартироса. Купчая первой покупки написана на армянском языке, второй — на турецком. Остальные же земли, несомненно, составляют исконные вакфы этого монастыря.

Кроме того, монастырь имеет в этом селе, в ущелье, два луга, то есть покосы, которые настоятель монастыря вардапет Григор купил в 1142 (1693) году у Ованеса, сына Саркиса. Эту купчую на армянском языке найдешь...

Кроме того, монастырь имеет саманник в Карпи, который настоятель монастыря вардапет Давид купил за 3003 аббаси у Якуба, сына Тангри-Кули, в 1092 году мусульманской эры. Армянскую купчую найдешь... [370]

Обстоятельства монастыря апостола Анании

Этот монастырь, находящийся в городе Ереване и всецело, со всем достоянием, принадлежащий св. Престолу, был основан в ... году.

Его областью является Ариндж и весь народ цыганский. Его виноградники указаны в главе [16] о виноградниках Престола, а мельницы — в главе [17] о мельницах.

Комментарии

204. В тексте “***” (перс. — *** — конюшня). В другом месте автор пишет “***” вместо “***”.

205. Кырх-булаг — т. е. “Сорок источников”. Эти источники, расположенные в 40 км к северо-востоку от Еревана, снабжают город водой.

206. Кялава, кялафа (перс.***) — канава, ров.

207. Григор Магистрос Пахлавуни — знаменитый политический, церковный и литературный деятель первой половины XI столетия (умер в 1058 г.), отец католикоса Григора Вкайасера, близкий друг царя Гагика. Жестоко подавил тондракийское движение. После того как греки завладели столицей Ани, Григор передал им свои поместья в Айраратской провинции, получив взамен поместья в Месопотамии, где за военные подвиги получил титул магистра и герцога (дука) Месопотамии.

Он первый по времени светский писатель в армянской литературе; в совершенстве владел греческим, а также арабским и сирийским языками, много перевел с греческого.

208. В тексте, вероятно, по ошибке Дагберт (***). Мы исправили в Кагберт (***) как два раза встречается ниже. Ни Дагберт, ни Кагберт не значатся у Алишана на карте, приложенной к “Айрарату” (***, 1880).

209. Мы не смогли узнать значение слова “хги” .***  употребленного два раза в род. п. ед. ч.: им. п., вероятно, должен был бы быть или “***” . Возможно, это маленький ручей или холм.

210. Селаф (***) — ущелье или ложбина, по которой проходит сель — бурный паводок, вызванный сильным ливнем в горах.

211. У Шахатунянца вместо *** (1007) приводится *** (1207): ***, II *** 164 — Д. Шахатунянц, Описание Эчмиадзина и пяти округов Арарата. У Алишана (“Айрарат”, стр. 292) п приведена целиком надпись пожертвователя Мкртыча Моцакенца и там стоит дата ***, как у нашего автора.

212. Князь Апират — внук Григора Магистроса по дочери, отец католикоса Нерсеса Шнорали.

213. Арегуни — склон горы, обращенный к югу, к солнцу. Здесь Арегуни — собственное имя: название гористой, узкой и длинной полосы на южном берегу Севанского озера.

214. Ада — по-турецки значит остров. Здесь, следовательно, речь идет о монастыре на острове Севан на Севанском озере.

215. Это предание впервые приводится нашим автором, который, видимо, искренне верит во все это. Легенда о лампаде Просветителя, висящей без шнура, получила широкое распространение в народе и послужила темой для поэтических произведений.

216. Вардапет Оскан Ереванци, родом из Исфагана, — известный деятель просвещения. Был отправлен католикосом Акопом Джугаеци в Европу для напечатания армянской библии. Он поселился в Амстердаме, где уже существовала типография с армянским шрифтом. Здесь в 1668 г. он выпустил роскошное издание библии, со множеством иллюстраций и прекрасным шрифтом. С этого издания библия была переиздана в 1705 г. в Константинополе и в 1733 г. в Венеции Мхитаром Аббой. Оскан издал еще 18 книг, между прочим, и “Историю” Аракела Даврижеци Он умер в 1674 г. в возрасте 60 лет, преследуемый кредиторами и агентами католической церкви.

217. Аравелами (***) называются остающиеся невспаханными противоположные концы поля, где поворачивает плуг. От этого слова происходит слово “хоровел” — общее название песен, которые поются во время пахоты молодыми погонщиками, сидящими верхом на волах. Эти хоровелы записаны вардапетом Комитасом.

218. Захария, или Закаря, Спасалар (“Полководец”) из рода Закаридов — крупный армянский военный и государственный деятель XII в.. Возглавлял армяно-грузинские объединенные войска в войне против сельджуков.

219. Звар — не собственное имя, нет местности под таким названием. Вероятно, это слово указывает на какое-нибудь качество земли. Есть персидское слово “***”,.означающее “равенство”, “ровность”, которое по фонетическому закону армянского языка по-армянски звучало бы как “звар”. Если предположить, что данное слово персидского происхождения, в таком случае “звары” означали бы ровные поля.

Текст воспроизведен по изданию: Cимеон Ереванци. Джамбр. Памятная книга, зерцало и сборник всех обстоятельств Святого престола Эчмиадзина и окрестных монастырей. Изд. восточной литературы. М. 1958

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.