Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АННАЛЫ БЁРТОНСКОГО МОНАСТЫРЯ

(конец XIII в.)

ANNALES DE BURTON

Бенедиктинский монастырь в Бёртоне-на-Тренте (графство Стаффордшир) был основан около 1002-1004 гг. некиим Вульфриком Слотом. Монастырь просуществовал до 1539 г.

Анналы начинаются в 1004 г. с хартии об основании монастыря. Записи событий до 1189 г. чрезвычайно кратки и касаются жизни как самого Бёртонского монастыря, так и его соседей. С 1189 г. по 1201 г. анналы основаны преимущественно на Хронике Роджера из Ховедена. С 1211 г. анналы приобретают самостоятельный характер, хотя некоторые приводимые в них документы содержатся также и в "Великой хронике" Матфея Парижского.

Рукопись Анналов: London, Brit. Mus., Cotton, Vespasian, Е. III (XIV в.). [180]


[1245]

Расследование о тартарах 1, проведенное в Лионе его святейшеством папой 2

Среди прочих прелатов мира прибыл на собор в Лионе рутенский архиепископ по имени Петр 3, который, как утверждали некоторые, вернувшиеся с собора, не знал ни латинского, ни греческого, ни еврейского языка и все же через толмача блестяще пред лицом его святейшества папы изложил Евангелие. Он также, особо приглашенный, с его святейшеством папой и другими прелатами, [как и они] облаченный в священные одежды, но не такого вида, как у них, присутствовал при богослужении.

Расследование о тартарах

Когда спросили Петра, архиепископа из Руссии, о деяниях тартар: [181]

О тартарах

Во-первых, о происхождении; во-вторых, о вероисповедании; в-третьих, о совершении религиозных обрядов; в-четвертых, об образе жизни; в-пятых, о мощи; в-шестых, о численности; в-седьмых, о намерении [их]; в-восьмых, о соблюдении договоров; в-девятых, о приеме послов;

Ответил так:

Во-первых, об их происхождении сказал,

что последние из мадианйтов 4, бежав от лица Гедеона до отдаленных частей востока, удалились в некую пустыню, которая называется Этрев 5. И было у них 12 вождей, главного среди которых звали Татаркан, от которого они нареклись тартарами 6. А от него произошел Чиркам, имевший троих сыновей. Имя перворожденного - Тессирикан, имя второго - Куртикан, имя третьего - Бататаркан 7. Они, хотя были окружены высочайшими и будто бы непроходимыми горами, однако, вызванные Курцевзой, внуком Сальбатина 8, повелителя одного из городов, который называется Орнак 9, вышли, а именно отец и трое его сыновей с великим множеством вооруженных воинов; и убив Сальбатина, и Орнак, город его, захватив, Курцевзу, внука его, преследовали по многим провинциям. А провинции, дававшие ему убежище, они опустошали; среди них в большей части опустошена Руссия. Прошло уже 26 лет 10. По смерти же отца три брата между собой разделились. Ибо Тессирикан пошел против вавилонян, Куртикан - против тюрков, Бататаркан остался в Орнаке 11 и послал военачальников своих против Руссии, Польши и Венгрии и многих других королевств. И они трое со своими войсками соединились недавно в районе глубинных частей Сирии, и уже, как сказали, минуло около 34 лет 12 с тех пор, как вышли они из пустыни Этрев.

О вероисповедании 13 ответил,

-что они веруют в единого владыку мира; поэтому, когда направляли к рутенам посольство, поручили [обратиться] с такими словами: "Бог и сын его - на небе, Чиркан - на земле".

Об образе жизни ответил,

что они едят мясо лошадей, собак и всякое прочее, даже, в крайних случаях, человеческое, однако не сырое, а вареное. Пьют воду и молоко. Они сурово наказывают [за] преступления, а именно [за] грабежи, воровство, прелюбодеяния, убийства, — смертной казнью. Они имеют одну или много жен. Они не допускают чужестранцев ни жить вместе с ними, ни вести торговлю, ни участвовать в тайных советах. Они разбивают лагеря обособленно от всех других; если же в них проникнет кто-нибудь из чужих, тотчас его убивают. [182]

О совершении религиозных обрядов ответил,

что повсюду утром воздевают руки к небу. Когда едят, первый кусок бросают в воздух; когда пьют, то сначала часть выливают в землю из благоговения пред творцом, и говорят они, что предводитель их — Святой Иоанн 14 в новолуние они устраивают шумные празднества.

О мощи ответил,

что они сильнее и подвижнее нас. Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков. Доспехи у них сделаны из многослойной кожи 15, и они почти непробиваемые. Наступательное оружие — из железа. Есть у них разнообразные метко бьющие устройства 16. Спят они под открытым небом, как бы не обращая внимания на неблагоприятную погоду.

О численности он не дал точного ответа; однако сказал, что будто бы от всех народов и всех вер многие присоединились к ним.

О намерениях ответил,

что намерены они весь мир себе подчинить и что предопределено свыше, что должны они весь мир за 39 лет 17 опустошить, подтверждая это тем, что как некогда божественная кара очистила мир потопом, так и теперь нашествие их очистит этот мир разрушительным мечом. Также, полагают они, ждут их жестокие схватки с римлянами и другими латинянами, и неясно им, победят ли они или будут побеждены; [но] если победят, должны властвовать над всем миром.

О соблюдении договоров ответил,

что вполне соблюдают договоры с теми, кто немедленно им сдается, отбирая из них воинов, ремесленников для различных служб, нисколько не щадя тех, кто ожидает их натиска.

О приеме послов ответил,

что благосклонно их принимают, расспрашивают и отпускают. В конце, когда его спросили о переправе через реки и моря, сказал,

что реки они переплывают на конях и что в трех местах снаряжают суда на море.

Сказал также, что некто из тартар по имени Калалидин 18, зять Чиркана, был изгнан в Руссию, ибо был уличен во лжи. Его лишь благодаря его жене пощадили, а не убили.

Более ничего о деяниях тартар ему не поведал.


Комментарии

1 Публикуемый ниже фрагмент содержит речь "архиепископа" из Руси Петра Акеровича на Лионском соборе 1245 г. Исследователями неоднократно подчеркивались достоверность этого сообщения и соответствие его донесениям европейских путешественников (Плано-Карпини, Рубрук и др.). Этот фрагмент, несколько более расширенный, мы находим также в "Великой хронике" Матфея Парижского под 1244 г. (см. фрагмент 9), где он не относится к Лионскому собору. Причину этого расхождения С. Томашевский усматривал в том, что в силу обстоятельств Петр Акерович давал свою информацию дважды: первый раз - в Италии, куда незадолго до открытия Лионского собора он прибыл для встречи с Иннокентием IV, но уже не застал его и имел беседу с кем-то из представителей церковных или светских властей; после этого он отправился в Лион, где выступил с речью на соборе. Запись одного из этих выступлений досталась Сент-Олбансскому монастырю, при котором работал Матфей Парижский, другого - Бёртонскому. Текст обоих памятников примерно одинаков. Однако, если Бёртонские анналы придерживаются четкой схемы в членении материала, то Матфей Парижский, стремясь придать повествованию эмоциональность, нарушает эту четкость.

2 Иннокентий IV (1243—1254) одной из важнейших задач своего понтификата считал нормализацию отношений с татарами. Вопрос о татарах, поставленный на Лионском соборе 1245 г., был тесно связан с другими острыми политическими проблемами, такими как борьба с германским императором Фридрихом II, походы в "Святую землю" и судьбы Латинской империи, нуждавшейся в защите от возраставшей активности никейских императоров (Пашуто В.Т. Киевская летопись 1238 года. - ИЗ, 1948, № 26, с.299; он же. О политике папской курии на Руси (XIII в.). — ВИ, 1949, № 5, с. 66-67; он же. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950, с. 58-59).

3 Фигура архиепископа Петра давно привлекает внимание историков. Митрополит Филарет (Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы, изд. 3, кн. 1. СПб., 1884, с. 62) считал Петра галицким епископом. А.С. Петрушевич, разделивший в конце кон-цов точку зрения Филарета, принимал его одно время за титулярного епископа de Russia (Петрушевич А. О галицких епископах со времен учреждения галицкой епархии даже до конца XIII в. — В кн.: Галицкий исторический сборник, вып. 2. Львов, 1854). Н.П.Дашкевич склонялся к тому, чтобы разделить эту гипотезу А.С.Петрушевича (Дашкевич Н.П. Княжение Даниила Галицкого по русским и иностранным известиям. Киев, 1873, с. 195; он же. Первая уния Юго-западной Руси с католичеством (1246-1254). Киев, 1884, с. 10-11). Он предлагал к известиям о Петре как о русском архиепископе "относиться с большой осторожностью" (Дашкевич Н. Первая уния, с. 13), говоря, что "едва ли можно считать Петра епископом чисто русских земель" (там же). Ученый считал необходимым признать его "епископом Руси, колебавшейся между православием и латинством, или же Руси, не входившей во владения дома Владимира св. и примыкавшей к восточным или южным окраинам этих владений" (там .же, с. 15), т.е. происходил "из земель придунайских и югославянских" (там же, с. 17). Польский ученый В. Абрахам не поддерживал ни одной из указанных точек зрения, высказывая в свою очередь неуверенную догадку, что Петр мог быть епископом перемышльским, имя которого в документах XIII в. не сохранилось. Однако, сам признавая неубедительность своего предположения, Абрахам писал, что можно быть уверенным только в одном - Петр принадлежал к высшему русскому духовенству (Abraham W. Powstanie organizacyi kosciola lacinskiego na Rusi. Lwow, 1904, s.119). С. Томашевский, опираясь на материал русских летописей, выступил с гипотезой о том, что архиепископ Петр — это игумен монастыря Спаса на Берестове в Киеве Петр Акерович, находившийся на дипломатической службе у черниговского князя Михаила Всеволодовича (Томашевсъкий С. Предтеча Исидора Петро Акерович, незнаний митрополит руський (1241—1245). — Analecta ordinis s. Basilii Magni. Записки чина св. Василия Великого, Жовква, 1927, т. II, вип. 3-4, с. 281). В советской историографии эта гипотеза получила новое решение на основе марксистского источниковедческого анализа (Пашуто В. Т. Киевская летопись, с. 298— 299). Имя Петра Акеровича упомянуто в Лаврентьевской летописи под 1230 и 1231 гг. (ПСРЛ, т. 1, вып. 2, Л., 1928, стб. 455-456).

4 В летописи в отличие от сообщения Петра татары называются моавитянами. Так, под 1224 г.: "Прйде неслыханная рать безбожнии Моавитяне, рекомыи Татарьве" (там же, т .II, СПб., 1908, стб. 740).

5 По свидетельству русских летописей, татары "суть ишли ис пустыня Етриевьскы суще межю встоком и севером" (там же, т. 1, вып. 2, стб. 446). Немецкий исследователь Г. Дёрри полагает, что [185] под пустыней Этрев подразумеваются верховья Иртыша, где в 1205 г. произошло решающее сражение, в результате которого Чингисхан стал верховным предводителем кочевых народов (Dorrie H. Drei Texte zur Geschichte der Ungarn und Mongolen: Die Missionsreisen des fr. Julianus O. P. ins Uralgebiet (1234/5) und nach Russland (1237) und der Bericht des Erzbischofs Peter ueber die Tartaren. - Nachrichten der Akademie der Wissenschaften, Philologisch-historische Klasse, Goettingen, 1956, N 6, S. 188). В основе лежит "Откровение" Мефодия Патарского (III-IV вв.) (Истрин В.М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературе. М., 1897), фрагмент которого об измайльтянах приводится в Начальной летописи, где говорится: "Убиша бо неколико от братья нашея оружьемь безбожнии сынове измаилеви, пущени бо на казнь хрестьяномь. Ищьли бо суть си от пустыня Етривьскыя, межю встокомь и севером; ищьли же суть ихь коленъ 4: торкмене, и печенези, торци, половци. Мефодий же сведетельствуеть о нихъ, яко 8 коленъ пробег ли суть, егда исече Гедеонь, да 8 ихь бежа в пустыню, а 4 исече" (ПВЛ, ч.1, с. 152). В связи с монголо-татарским нашествием в ряде русских и западноевропейских источников происходит отождествление измаильтян с татарами (Anderson A.R. Alexander's Gate, Gog and Magog, and the Inclosed Nations. Cambridge, Mass., 1932, p. 79; Cross S.H. The Earliest Allusiae in Slavic Literature to the Revelations of Pseudo-Methodius. — Speculum, Cambridge, Mass., 1929, v.IV, p. 329-339).

6 Об этимологии этнонима "татары" см. комм. 13, 24, 49 к "Великой хронике" Матфея Парижского. Русская летописная традиция возводит его к имени политического вождя (Томашевсъкий С; Указ, соч., с. 231).

7 Под именем Чиркама (в латинском тексте — Cliyrcam. Возможно, опечатка), по мнению С.Томашевского, скрывается Чингисхан, называемый в русских летописях Чаногизом и Чигизаконом, а в других европейских источниках, выступающий под именами Gurgatan, Cecarcarus, Zingiton, Ingischam, Tharsis, David, Presbyter Iohannes и т.д. Из его сыновей обычно называют только четверых (Джучи, Чагатая, Угедея и Тули) или, как в данном случае, троих (там же, с. 231). Бататаркан - это внук Чингисхана Бату. Труднее установить, кто имеется в виду под именами Тессирикана и Куртикана. Возможно, под первым из них подразумевается сын Чингисхана Тули, отец Мангу-хана, а под вторым - Чагатай. В то же время форма имени Thessirican (Thesyrcan, Thesycan) похожа на имя Tosnocan у Плано-Карпини, что означает Джучи, отца Бату. В таком случае не остается места для Угедея, наследника и сына Чингисхана. Транскрипция имени Chyrcam как Чиркам указана у Томашевского, пояснившего, что буквенное сочетание ch соответствовало звукам [к] или [ч]. В английском языке оно должно соответствовать звуку [ts] (там же, с. 235). Как полагает немецкий историк В. Хайссиг, упоминание двенадцати вождей, главным из которых был Тартархан, дает возможность идентифицировать его с Чингисханом. Главой среди двенадцати вождей выступает он и в монгольских источниках. Кроме того, Тартар-хан в рамках приведенной генеалогии является дедом Бататар-хана (Бату). Таким образом, под именем Чиркан, которому сыном приходится Бататаркан, скрывается Джучи. Под Куртиканом, по мнению Хайссига, надо понимать одного из татарских полководцев, Джормагана-курчи. Установить подлинное имя Тессирика-на ему не удалось. На основании всего изложенного Хайссиг нарисовал следующее генеалогическое древо (Heissig W. Zum Namen und zur Person des Gurgutam. - Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Gottingen, Phil.-hist. Klasse, Gottingen, 1956, N 6, S. 199-200).

Чингисхан (Тартаркан)

Джучихан (Чиркан)

? (Тессирикан)

Джормаган-курчи (Куртикан)

Бату-торхан (Бататаркан)

Новгородская I летопись доносит имена татарских воевод: Цьгырканъ (Чиркан?) и Тешюканъ (Тессирикан?), войска которых участвовали в битве на Калке (НПЛ, с. 63).

8 В имени Сальбатин С. Томашевский видел превращение титула "султан" в имя собственное (Томашевський С. Указ, соч., с. 232). Г. Дёрри предлагает понимать под Сальбатином хорезмшаха Ала-ад-дина, сыч которого Джелал-ад-дин действительно был изгнан татарами, но вернулся. Однако имя Курцевза в данном случае ни о чем не говорит (Dome H. Op. cit., S.188). По мнению американского исследователя Г.Пейнтера, имя Курцевза произведено от титула "хорезмшах" (Painter G.D. The Identification of "Ornas".-In: Painter G.D. etc. The Vinland Map and the Tartar Relation. New Haven-London, 1965, p. ЮЗ). Та же точка зрения принадлежит Томашевскому (Томашевський С. Указ, соч., с. 232).

9 Орнаком назван город Ургенч, древняя столица Хорезма, осажденная и взятая войсками Чингисхана и его сыновей Джучи, Чагатая и Угедея в апреле 1221 г. (Якубовский А.Ю. Развалины Ургенча. — Известия Государственной Академии истории материальной культуры, т. 6, вып.2. Л., 1930, с. 11-12; Толстое С.П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М., 1948, с. 15; Dorre H. Op. cit., S. 188; Painter G.D. Op.cit., p. 102-103).

10 Если датой первого появления на Руси монголо-татарских полчищ считать 1223 г. (битва на Калке), то сообщение архиепископа Петра следует отнести к 1249 г., тогда как здесь оно датируется 1245 г., а у Матфея Парижского - 1244 г. Г. Дёрри видит в этом связь с приводимым ниже утверждением того, что якобы по божественному умыслу татары должны за 39 лет разорить весь мир. Тогда 26 лет означает лишь то, что прошло уже 2/3 указанно, го срока (Dorre H. Op.cit., S. 189-190).

11 Г. Дёрри напоминает, что Плано-Карпини был известен город Орнас (Ornas — Ornarum) на Дону, где мог пребывать Бату (ibid.,' S.190). В этом случае произошло смешение двух почти одинаково звучащих названий. Кроме того, "Ornas" (наряду с "Ornach") в латинских источниках действительно означает Ургенч (Толстов С.П. Указ, соч., с. 15; Painter G.D. Op. cit., p. 102).

12 "Минуло около 34 лет" - таким образом, начало монголо-татарского нашествия относится к 1211 г., когда велись действия против Китая.

13 Религией татар был шаманизм, корни и проявления которого раскрыты Н.И. Веселовским. Приводимая в этой рубрике ниже формула обращения татарских послов предназначалась именно для переговоров с христианами, так как завоеватели предпочитали, "не трогая чужой религии, побудить ее церковнослужителей молиться за хана своему божеству по своей вере. Так монголы и поступали везде, где соприкасались с иноверцами, и эта черта отмечена всеми письменными памятниками, а равным образом и русскими летописями" (Веселовский Н.И, О религии татар по русским летописям. - ЖМНП, 1916, № 7, с. 100).

14 Отголосок легенды о священнике-короле несториан Иоанне. См. комм. 120 к "Великому сочинению" Роджера Бэкона.

15 Лишь Анналы Бёртонского монастыря доносят сообщение архиепископа Петра о способе изготовления татарских доспехов. Именно многослойность кожи обеспечивает прочность вооружения.

16 Об осадных устройствах (machinae) архиепископ Петр рассказывает, видимо, под впечатлением от взятия татарами русских городов. Русские летописи сообщают, например, о том, как татары "оступиша Рязань" (НПЛ, с. 75) или "станы свое оурядивь оу города Володимеря" (ПСРЛ, т.1, вып. 2, стб. 462) или "оступиша Торжежъ" (НПЛ, с.76).

17 С. Томашевский принимал за начало отсчета 1219 г., ознаменованный "целым комплексом войн" (Томашевський С. Указ, соч., с. 235).

18 Кем был этот "зять" великого хана, установить не удалось. Г. Дёрри предполагает, что имя Калалидин надо понимать как титул хан-аль-адиль (Dorrie H. Op. cit., S. 194). С. Томашевский также писал, что имя Калалидин очень походит на титул (джелаль-эд-дин), но полагал, что оно может быть и искаженным именем одного из членов многочисленной династии Чингисхана (Томашевсъкий С. Указ, соч., с. 232). Сам факт пребывания на Руси одного из представителей монгольской знати дошел, только в составе речи Петра Акеровича.

Текст воспроизведен по изданию: Английские средневековые источники IX-XIII вв. М. Наука. 1979

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.