Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АХМАД АЛ-БАЛАЗУРИ

КНИГА ЗАВОЕВАНИЯ СТРАН

КИТАБ ФУТУХ АЛ-БУЛДАН

по изданию De Goeje (Liter Expugnationis Regionum auctore imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori, Lugd. Batavorum, 1866).


Убийство Йездегерда, сына Шахрияра, сына Кисры Абарвиза, сына Хурмуза, сына Ануширвана 1

|315| [После поражения при Нихавенде в 642 г. и пребывания в Кермане] Йездегерд направился в Хорасан. Когда же прибыл на границу (округа) Мерва 2, его встретил марзбан 3 его, Махуйе, со знаками уважения и почтения. К нему (Йездегерду) прибьгл Низак-тархан 4, и он (Йездегерд) принял его, подарил ему почетное платье и почтил его. Низак пробыл у него месяц, потом уехал и написал ему (письмо), сватаясь за дочь его (Йездегерда). Это рассердило Йездегерда, и он сказал: “Напишите ему: ты только раб из рабов моих, что дало тебе смелость свататься ко мне?”. И он велел свести |316| счеты с Махуйе, марзбаном Мерва, и потребовал у него денег. Махуйе написал Низаку, возбуждая его против него (Йездегерда) и говоря: “Это тот, кто прибыл разбитым изгнанником и ты облагодетельствовал его, (желая) чтобы вернулось к нему его царство, (и вот) он написал тебе то, что написал”. И они сговорились убить его.

Низак с тюрками 5 приблизился и остановился в ал-Джунабиде 6; они (люди Йездегерда) сражались с ними. Тюрки оказались в равной силе (с ними), затем судьба повернулась против него (Йездегерда), его люди были убиты, и был разграблен его лагерь. Он (Йездегерд) приехал к г. Мерву и ему не открыли (ворот); он слез с лошади и шел пешком, пока не дошел до дома [63] мельника на Мургабе 7. Говорят, что Махуйе, когда узнал, что с ним случилось, послал к нему людей, и они убили его в доме мельника. И говорят, что он тайно послал к мельнику и велел ему убить его (Йездегерда), он убил его, а потом он (Махуйе) сказал: “Убийца царя не должен жить”, и приказал убить мельника. И говорят, что мельник дал ему (Йездегерду) пищу, и он съел ее, и дал ему выпить вина, и он опьянел; когда же настал вечер, он вынул корону и надел ее на голову; мельник увидел ее и захотел взять ее; он направился к жернову и сбросил его на него (Йездегерда); когда же он убил его, то взял его корону и одежду и бросил его самого в воду. Потом Махуйе узнал об этом, убил мельника и его семью и забрал корону и одежду. И говорят, что Йездегерд был предупрежден о людях, посланных Махуйе, бежал и спустился к воде; его требовали у мельника, но он сказал: “Он уже ушел из моего дома”. Они нашли его у воды и он (Йездегерд) сказал: “Отпустите меня, я вам дам мой пояс, перстень и корону”, и они отошли от него. И он просил у них что-нибудь, на что он мог бы поесть хлеба, один из них дал ему четыре диргема 8, он засмеялся и сказал: “Ведь было предсказано мне: ты будешь нуждаться в четырех диргемах”. Потом, после этого, на него набросились люди, посланные Махуйе, чтобы разыскать его. Он сказал (им): “Не убивайте меня, а пошлите к царю арабов, я заключу с ним мир для себя и вас, и вы будете в безопасности”. Но они отказались сделать это, задушили его тетивой лука, взяли его одежду и положили ее в дорожную сумку, а тело его бросили в воду. А Фируз, сын Йездегерда, попал, как утверждают, к тюркам, они женили его, и он остался у них 9.

Завоевание арабами Джурджана 10

Рассказал мне Аббас ибн Хишам ал-Кельби со слов своего отца, со слов |335| Абу-Михнафа и других, что они говорили. Когда стал править Сулейман ибн Абд-ал-мелик ибн Мерван 11, он назначил правителем Ирака Йезида ибн ал-Мухаллаба ибн Абу-Суфру 12, и тот отправился в Хорасан из-за уклонения (от правильного пути) Кутейбы ибн Муслима 13, сопротивления его Сулейману и убиения его Ваки ибн Абу-Судом ат-Темими. В то время, как он направлялся в Хорасан, ему преградил дорогу Сул-тюрк и он (Йезид), написал Сулейману, прося у него разрешения сделать на него (Сула) набег. Ему было разрешено, и он сделал набег на Джилян и Сарию 14, затем подошел [64] к Дихистану 15, а в нем (находился) Сул. Он (Йезид) осадил его (Дихистан), а с ним было большое войско из людей обоих городов 16, людей Сирии и |336| Хорасана. Люди Дихистана выходили и сражались с ними, Йезид усилил (осаду) и отрезал от них провиант. Потом Сул послал к Йезиду и просил у него мира с тем, что тот пощадит его самого, его имущество и семью, а тот сдаст ему город, его население и все, что в нем. Йезид принял это, заключил с ним мир на этих условиях и выполнил их по отношению к нему. Йезид убил 14000 человек из тюрок и оставил там наместника. А Абу-Убейда Ма'мар ибн ал-Мусанна говорит, что Сул был убит, но первое известие более достоверно.

Говорит Хишам ибн ал-Кельби: Йезид прибыл в Джурджан и население его (Джурджана) встретило его с данью, о которой с ними согласился Са'ид ибн ал-Ас 17 и он (Йезид) принял ее. Потом население Джурджана восстало и нарушило обязательство; он (Йезид) послал туда Джахма ибн Захра ал-Джу'фи, и он завоевал его (Джурджан). Он (Хишам) говорит: и говорят, что он (Йезид) прибыл в Мерв и остался там на зиму, потом сделал набег на Джурджан с (войском в) 120000 человек из людей Сирии, Джезиры 18, обоих городов и Хорасана.

Рассказал мне Али ибн Мухаммед ал-Мадаини, он сказал: Йезид ибн ал-Мухаллаб пробыл в Хорасане зиму, потом сделал набег на Джурджан, а в нем (Джурджане) была стена из жженого кирпича 19, которой они защищались от тюрок, один из концов ее уходил (в море); потом тюрки овладели ею (стеной) и назвали своего царя Сул. И Йезид сказал: “Да посрамит аллах Кутейбу, он оставил этих, а они в яйце арабов 20, и хотел сделать набег на Китай” или, сказал он (Йезид): “сделал набег на Китай”. В Хорасане Йезид оставил Махлада ибн Йезида. Он (ал-Мадаини) сказал: “Когда он (Йезид) прибыл в Джурджан, то нашел, что Сул уже остановился в ал-Бухейре 21, и он (Йезид) осаждал ее 6 месяцев и сражался с ними несколько раз. И он (Сул) стал просить мира с тем, что пощадят его самого, его имущество и 300 человек его домочадцев и что он отдаст ал-Бухейру со всем, что в ней, и он (Йезид) заключил с ними мир. Потом он (Йезид) прибыл в Табаристан, а в Дихистане и Баясане оставил правителем Абдаллаха ибн Ма'мара ал-Яшкури с 4000 (воинов). Он (Йезид) послал сына своего Халида ибн Йезида и своего брата Абу-Уяйну ибн ал-Мухаллаба против испехбеда 22, но тот разбил их обоих и гнал их до лагеря Йезида. Испехбед написал марзбану 23, |337| или, как говорят, марузбану. “Мы убили спутников Йезида, убей же ты тех, кто в твоей стороне из арабов”. И он (марзбан) убил Абдаллаха ибн Ма'ара ал-Яшкури и тех, кто был с ним, в то время как они беспечно (находились) в своих жилищах. Весть об этом дошла до Йезида, и он послал Хайяна, [65]клиента (маула) 24 Маскалы, а он был из дейлемитских пленников, и тот сказал испехбеду: “Я человек твой и (склонен) к тебе, хотя нас и разделяет религия. Я не уверен, что против тебя не придет от эмира правоверных и из войск Хорасана такое (войско), что ты не сможешь ему противостоять. Я посетил для тебя Йезида и нашел его склонным к миру”. И он заключил с ним мир и обманывал его до тех пор, пока Йезид не согласился на 700 000 диргемов и 400 вьюков шафрана. И сказал ему испехбед: “Десять (вьюков) по весу за шесть”. Он же (Йезид) сказал: “Нет, за семь”. Тот не согласился. И сказал Хайян: “Я возьму на себя разницу между этими весами”, и принял ее на себя. А Хайян был одним из благороднейших и великодушнейших клиентов: кунья 25 его была Абу-Ма'мар.

Говорит ал-Мадаини: Йезид узнал, что население Джурджана нарушило договор и не выполнило обязательства, и он отправился туда снова; когда марзбан узнал о его приближении, он отправился в Ваджах и укрепился в нем, а вокруг него большие заросли. Он (Йезид) простоял около него 7 месяцев, не будучи в состоянии что-нибудь сделать, и они (джурджанцы) сражались с ним (Йезидом) несколько раз, и он установил против него (Ваджаха) осадные машины. Потом один человек указал им (арабам) дорогу в их крепость и сказал: “Необходимы кожаные лестницы”. Йезид назначил (для этого) Джахма ибн Захра ал-Джу'фи и сказал (ему): “Если ты будешь побежден живым, то не будь побежден мертвым” 26. Йезид приказал поджечь дрова 27; это испугало их, и некоторые из них вышли, но потом вернулись (обратно), а (в это время) Джахм достиг крепости и с ним сражались люди, находившиеся у ворот ее; он оттеснил их от них (ворот), и вскоре, после заката, враги услышали такбир 28 позади себя. Крепость была взята, и они сдались на милость Йезида; Джахм отвел их к реке Джурджана и стал убивать их, пока кровь не наполнила реку и не стала течь в ней; и он построил город Джурджан. Йезид отправился в Хорасан и получил дары, потом назначил правителем Хорасана своего сына Махлада, отправился к Сулейману и написал, что с ним 25 000 000 диргемов; это письмо попало в руки Омара ибн Абд-ал-азиза, 29 и он арестовал из-за этого Йезида и посадил его в тюрьму...

(Йезид) 30 отправился к Джурджану, а население его нарушило договор |338| и убило его наместника. Он послал впереди себя Джахма ибн Захра ибн Кайса ал-Джу'фи, и тот вошел в город, в то время как население его было [66] беспечно и не ожидало опасности; к нему присоединился Ибн ал-Мухаллаб 31 и убил (много) народа из населения его, взял в плен их семьи, распял тех, кого убил по правой и левой стороне дороги и оставил правителем его (Джурджана) Джахма. Он (Джахм) наложил на жителей его джизью 32 и харадж 33, и владычество его стало тяжелым для них.

Завоевание арабами Хорасана

И Ибн Амир 34 послал Йезида ал-Джураши — Абу-Салима ибн Йезида — на. волость (рустак) Зам 35 из округа (Нишапура), и он взял его силой и взял также Бахарз, а это волость Нишапура, и Джувейн, и взял (много) пленных. И Ибн Амир послал ал-Асвада ибн Кульсума ал-Адави из (племени) Ади ар-Рибаб, а он был благочестивым человеком, на Бейхак, а это волость Нишапура; он вошел в один из садов жителей его (Бейхака) через брешь, которая была в нем и с ним вошел отряд мусульман, а враги заняли за ним эту брешь. Ал-Асвад сражался, и был убит он и те, кто был с ним. И взял на себя командование людьми после него Адхамибн Кульсум; он победил (врага) и взял Бейхак. Ал-Асвад (перед смертью) просил господа, чтобы он воскресил его из желудка диких зверей и птиц. И не похоронил его брат его, и были похоронены только погибшие его спутники. Ибн Амир взял Бушт 36 из (округа) Нишапура, Ашбанд, Рухх, Зава, Хаф, Исфараин и Аргиан из округа Нишапура, потом подошел к Абрашахру, а это сам город Нишапур, и осаждал его несколько месяцев. А каждой четвертью (руб') 37 его (Нишапура) управлял человек, уполномоченный на это. Управлявший одной из этих четвертей стал просить пощады с тем, что он впустит мусульман в город (медина), и сдаст его им. Он впустил их туда однажды ночью, и они открыли ворота, а марзбан его (Нишапура) заперся в цитадели и стал просить пощады с тем, что он заключит мир для всего Нишапура с обязательством уплаты какой-либо суммы. (Ибн Амир) заключил с ним мир (с условием уплаты). 1 000 000 диргемов или, как говорят, 700000. И он (Ибн Амир) назначил правителем Нишапура, когда взял его, Кайса ибн ал-Хейсама ас-Сулами. Ибн Амир послал Абдаллаха ибн Хазима ас-Сулами в Хумрандиз 38, из (округа) Несы 39, а это сельская местность (рустак) 40, он взял его, и к нему [67] явился владетель Несы и заключил с ним мир (с условием уплаты) 300 000 диргемов, или, как говорят (с условием) обложения земли хараджем с тем, что они (арабы) не будут никого убивать и брать в плен. И явился к Ибн Амиру Бахмана, глава (азим) 41 Абиверда, 42 и заключил с ним мир с условием уплаты 400 000, и говорят, что Ибн Амир отправил туда в (Абиверд) Абдал лаха ибн Хазима и он заключил мир с жителями его с условием уплаты 400 000 диргемов. Абдаллах ибн Амир послал. Абдаллаха ибн Хазима |405| к Серахсу, и он сражался с ними (жителями его). Потом Задуйе, марзбан его, стал просить мира с условием пощады 100 человек и с тем, что он отдаст женщин. Дочь его досталась по жребию Ибн Хазиму, он взял ее себе (в жены) и назвал Маиса, и Ибн Хазим завладел Серахской землей. И говорят, что он заключил с ним (Задуйей) мир (с условием) пощадить 100 человек, и тот перечислил ему 100 (человек) и не назвал самого себя; он (Ибн Хазим) убил его и вошел в Серахс силой. Ибн Хазим послал из Серахса Йезида ибн Салима, клиента Шерика ибн ал-А'вара, в Кейф и Бабна 43, и он взял их 44...

Марзбан Мерва Шахиджана послал (посла) с просьбой о мире, и Ибн Амир послал в Мерв Хатима ибн aн-Ну'мана ал-Бахили, а он заключил с ним мир (с условием уплаты) 2 200 000 диргемов, а некоторые говорят — 1000000 диргемов и 200 000 джерибов 45 пшеницы и ячменя. И говорят некоторые, что (с условием уплаты) 1000000 и 200000 укийе 46 и было в договоре, что они предоставляют мусульманам места в своих жилищах 47 и что они берут на себя распределение дани между собой, а мусульмане должны |406| будут только получать ее. Весь округ Мерва (был завоеван) без боя, кроме селения в нем, называемого Синдж 48, а оно взято силой.

А Абу-Убейда говорит, что он заключил с ними мир с (условием) доставки мальчиков, девочек, лошадей и имущества; у этого народа не было тогда денег, и весь харадж был таков до правления Йезида ибн Му'авии, 49 а он перевел его в деньги.

Абдаллах ибн Амир послал ал-Ахнафа ибн Кайса по направлению в Тохаристану, и он прибыл в место, которое называется замок ал-Ахнафа 50, а это [68] крепость (округа) Мерверуда 51, к ней принадлежит большая волость, известная под именем волость ал-Ахнафа и называющаяся Шакк-ал-Джураз. Он осадил его жителей, и они заключили с ним мир (с условием уплаты) 300 000 диргемов. И ал-Ахнаф сказал: “Я заключаю с вами мир с тем, что человек из нас войдет в замок, произнесет азан 52 и будет наблюдать за вашей молитвой, пока не уйдет. Они согласились, и этот мир был (миром) для всей волости. Ал-Ахнаф направился к Мерверуду, осадил его жителей, и они сильно сражались с ним; мусульмане разбили их и заставили их войти в крепость. Марзбан же был одним из сыновей Базама 53, правителя Йемена, или родственников его, и он написал ал-Ахнафу, что его призывает к миру принятие Базамом ислама” и он (ал-Ахнаф) заключил с ним мир (с условием уплаты) 60000. А ал-Мадаини говорит: Некоторые говорят — 600000. У ал-Ахнафа была конница, которая отправилась в набег, она взяла волость, называющуюся Баг 54, и угнала оттуда скот, а мир был после этого.

Говорит Абу-Убейда: ал-Ахнаф сражался с жителями Мерверуда несколько раз, потом он (однажды) прошел мимо человека, варившего (что-то) в котле или месившего тесто для своих товарищей, и услышал, как он говорил: “Эмиру надо напасть на них с одной стороны — со (стороны) входа в ущелье”. Он (ал-Ахнаф) сказал самому себе: “То что говорит этот человек — верно”. И он напал на них, оставив Мургаб справа от себя, а горы слева. А Мургаб — река, протекающая через Мерверуд, потом пропадающая в песках и выходящая к Мерву Шахиджану. Он разбил их и тех, кто был с ними из тюрок; они стали просить пощады, и он заключил с ними мир.

И говорит другой (передатчик), а не Абу-Убейда: Собрали люди Тохаристана (войско) против мусульман и соединились люди Джузджана 55, |407| Талькана 56, Фарьяба 57 и те, кто вокруг них, их число достигло до 30000 и к ним пришли люди Саганиана 58, а они (живут) на восточной стороне реки. Ал-Ахнаф же вернулся в свой замок 59, и население его оказалось верным ему. Он вышел однажды ночью и услышал, что люди в одной из палаток разговаривают и что один человек сказал: “Правильный план для эмира, это чтобы он направился к ним (врагам) и сразился с ними там, где встретится с ними”, но человек, разжигавший огонь под своим хазиром 60 или месивший тесто, сказал: “Это не есть верный план, верный же план — это чтобы он занял (местность) между Мургабом и горами, так чтобы Мургаб был справа. от него, а горы слева; как бы ни были многочисленны враги, он встретит только столько же врагов, сколько воинов у него (самого)”. Он (ал-Ахнаф) [69] нашел это верным и поступил так, а с ним было 5000 (человек) мусульман — 4000 арабов и 1000 иранцев-мусульман 61. Они сошлись, и oн потряс своим знаменем, он напал, и они напали. Царь Саганиана устремился к ал-Ахнафу и замахнулся на него копьем, ал-Ахнаф выхватил копье из его руки и сражался сильным сражением. Он убил трех из тех, при которых были барабаны — он выбирал тех, у кого были барабаны и убивал их. Потом аллах поразил неверующих, и мусульмане убивали их мучительной смертью и ударяли оружием куда хотели. Ал-Ахнаф вернулся в Мерверуд. Часть врагов бежала в Джузджан, и ал-Ахнаф послал против них ал-Акра ибн Хабиса ат-Темими с конницей. . . Неверные были разбиты, и они взяли Джузджан силой... И взял ал-Ахнаф Талькан миром и взял Фарьяб, (а другие) напротив, говорят: Взял его Умейр ибн Ахмар. Потом ал-Ахнаф направился |408| к Балху, а это город тохаров 62. Жители его заключили с ними (арабами) мир с условием уплаты 400000 и говорят (другие) — 700 000; последнее вернее. Он назначил правителем Валха Асада ибн ал-Муташаммиса, а затем пошел к Хорезму, который целиком орошается рекой (Джейхуном) и главный город которого на восточной (стороне). Он не смог взять его, вернулся в Балх, а Асад уже собрал (установленное по) миру...

(Говорят), что потом Ибн Хазим подделал грамоту от имени Ибн Амира и стал править Хорасаном, в нем собрались скопища тюрок 63, и он их рассеял, потом он прибыл в Басру перед убийством Османа 64.

Говорят (передатчики): Махуйе, марзбан Мерва, прибыл к Али ибн Абу-Талибу 65, во время его халифата, когда он был в Куфе, и он (Али) написал для него (грамоту) дехканам 66, всадникам (асавира) 67 и старостам деревень, (дехсаларап), чтобы они платили ему джизью. Хорасан вышел из повиновения им (арабам), и он (Али) послал Джа'ду ибн Хубейру ал-Махзуми, а мать его была Умм Хани, дочь Абу-Талиба, но тот не (смог) завоевать |409| его (Хорасан). И Хорасан оставался в состоянии смуты до убийства Али. Говорит Абу-Убейда: Первым правителем, назначенным Али в Хорасан, был Абд-ар-рахман ибн Абза, клиент (племени) хуза'а, потом Джа'да ибн Хубейра ибн Абу-Вахб ибн Амр ибн Аиз ибн Имран ибн Махзум.

Говорят (передатчики): Му'авия ибн Абу-Суфьян 68 назначил правителем Хорасана Кайса ибн ал-Хейсама ибн Кайса ибн ас-Салта ас-Сулами 69, но он не противодействовал людям, нарушавшим договор, и брал поборы с соблюдавших мир. Он правил им (Хорасаном) год или около того, потом (Муавия) отозвал его и назначил Халида ибн ал-Му'аммара, но он умер [70]в замке Мукатил или Айн ат-Тамре. Говорят, что Му'авия раскаялся в том, что назначил его и подослал ему отравленную одежду; и, говорят, нет, ему в ногу попал кусок стекла и у него текла кровь, пока он не умер. Потом Му'авия отдал Хорасан вместе с Басрой Абдаллаху ибн Амиру, а Ибн Амир назначил в Хорасан Кайса ибн ал-Хейсама ас-Cулами, а в это время жители Вадгиса, Герата, Вушенджа 70 и Балха 71 нарушили договор. Он отправился в Валх и разрушил Наубехар 72; он поручил это (дело) Ата ибн ас-Саибу, клиенту племени лейс, а он был слабосильным (хашал), его звали Ата ал-Хашал. Он (Ата) построил мосты на трех каналах в фарсахе от Балха и (о них) говорят: мосты Ата. Потом жители Валха стали просить мира и возвращения к покорности, и Кайс заключил с ними мир; потом он прибыл к Ибн Амиру, а тот велел дать ему сто ударов и посадил в тюрьму. Правителем был назначен Абдаллах ибн Хазим; а жители Герата, Бушенджа и Вадгиса послали к нему просить о пощаде и мире, и он заключил с ними мир и послал Ибн Амиру деньги. В 45 (= 665) г. Зияд ибн Абу-Суфьян 73 стал правителем Басры и назначил Умейра ибн Ахмара правителем Мерва, Хулейда ибн Абдаллаха ал-Ханафи правителем Абрашахра, Кайса ибн ал-Хейсама правителем Мерверуда, Талькана и Фарьяба и Нафи ибн Халида ат-Тахи из племени азд 74 правителем Герата, Вадгиса, Бушенджа |410| и Кадиса из (округа) Анваран 75. Умейр был первым, кто поселил арабов в Мерве. Потом Зияд назначил правителем Хорасана ал-Хакама ибн Амра ал-Гифари 76, а он был (человеком) воздержным и сподвижником (пророка). (А произошло это) только потому, что Зияд сказал своему хаджибу 77 по имени Фил: “Приведи мне ал-Хакама”, подразумевая ал-Хакама ибн Абу-л-Аси ас-Сакафи, а Умм Абдаллах, дочь Османа ибн Абу-л-Аси, была (замужем) за ним (Зиядом). А он (хаджиб) привел к нему ал-Хакама ибн Амра; когда он (Зияд) увидел его, возблагодарил аллаха и сказал: “Это человек праведный, из сподвижников посланника аллаха, да благословит его аллах и да приветствует”, и назначил его в Хорасан. Он (ал-Хакам) умер там в 50 (= 670) г.; ал-Хакам был первым, кто сотворил молитву в Маверанпахре. Рассказал мне Абу-Абд-ар-рахман ал-Джу'фи: “Я слышал, как Абдаллах [71]ибн ал-Мубарак 78 говорил одному человеку из жителей Саганиана, который вместе с нами собирал хадисы: “Знаешь ли ты, кто завоевал твою страну?” Тот сказал: “Нет”. Он сказал: “Ее завоевал ал-Хакам ибн Амр ал-Гифари”.

Потом, в 51 (= 671) г., Зияд ибн Абу-Суфьян назначил в Хорасан ар-Раби ибн Зияда ал-Хариси 79 и отправил вместе с ним 50 000 (человек) с семьями, из жителей обоих городов (Басры и Куфы). Среди них был Абу-Абдаллах Бурейда ибн ал-Хусейб ал-Аслами, он умер в Мерве во времена Йезида ибн Му'авии. И среди них был также Абу-Варза Абдаллах ибн Надла ал-Аслами, и он умер там. Он поселил их по эту сторону реки (Джейхуна) 80. Ар-Раби первый приказал войску помогать друг другу. Когда он узнал об убийстве Худжра ибн Ади ал-Кинди 81, его огорчило это, он стал призывать смерть, начал хиреть с того дня и умер; это было в 63 (= 672) г. Он оставил вместо себя его сына, Абдаллаха; он (Абдаллах) сражался с жителями Амуля, а это Амуйе 82, и Земма 83, потом заключил с ними мир и вернулся в Мерв. Он пробыл там два месяца, а потом умер. Зияд умер, а Му'авия назначил Убейдаллаха ибн Зияда 84 правителем Хорасана; ему было 25 лет...

Потом Му'вия назначил в Хорасан Са'ида ибн Османа ибн Аффана 85. |411| А Кусам ибн ал-Аббас ибн Абд-ал-мутталиб 86 был при Са'иде ибн Османе |412| и скончался в Самарканде, или, как говорят, был убит там. Са'ид пытался взять деньги у того, кто заведывал при нем хараджем |413| Хорасана, а Му'авия послал человека, который встретил его у Хулвана 87 В взял у него деньги; заведовал им (хараджем) при нем Аслам ибн Зур'а, или, как говорят: Исхак ибн Тальха ибн Убейдаллах. Му'авия опасался, что Са'ид отложится и поэтому поспешил его отозвать. Потом Му'авия назначил в Хорасан Абд-ар-рахмана ибн Зияда 88, а он был благородным. И умер Му'авия, а он управлял им (Хорасаном), потом Йезид ибн Му'авия назначил Салма ибн Зияда, с ним заключили мир жители Хорезма с (условием уплаты) 400000, и они доставили ему их...

Когда же умер Йезид ибн Му'авия, люди стали возмущаться Салмом и говорить: “Плохо задумал сын Сумейи 89, когда решил, что будет эмиром над нами и в единении и в раздоре”, подобно тому, что говорили брату его Убейдаллаху ибн Зияду в Басре. Он уехал из Хорасана к Абдаллаху ибн аз-Зубейру 90, а тот заставил его уплатить 4000000 диргемов и посадил его [72]в тюрьму. И говорил Салм: “О если бы я поехал в Сирию и не погнушался |414|служить брату моему Убейдаллаху ибн Зияду; лучше б я обмывал ему ноги и не пошел к Ибн аз-Зубейру. Он оставался в Мекке до тех пор, пока ал-Хаджжадж ибн Юсуф 91 не окружил Ибн аз-Зубейра; (тогда) он сделал дыру в стене тюрьмы и бежал к ал-Хаджжаджу, а потом к Абд-ал-мелику 92. Абд-ал-мелик сказал ему: “Клянусь аллахом, если бы ты оставался в Мекке, не было бы там правителя, кроме тебя, и не было бы там над тобой эмира”. И он назначил его правителем. Хорасана; он прибыл в Басру и умер там.

Говорят (передатчики): Абдаллах ибн Хазим ас-Сулами встретил Салма ибн Зияда в Нишапуре при отъезде его из Хорасана; Салм написал ему грамоту на Хорасан и дал ему в пособие 100000 диргемов. И собралась большая толпа из (племен) бекр ибн ваил и других и стали говорить: “Почему эти пожирают Хорасан без нас”. Они напали на обоз Ибн Хазима, но те сражались с ними и отбили их. Сулейман ибн Марсад, из потомков Са'да ибн Малика ибн Дубей'а ибн Кайса ибн Са'лабы ибн Укабы ибн ар-Марасида ибн Раби'и послал (сказать) Ибн Хазиму: “Если бы тот, кто дал тебе грамоту, которая у тебя, мог оставаться (правителем) Хорасана, то не ушел бы из него и не послал бы тебя”. Сулейман приблизился (к Мерву) и остановился у водопоя Сулеймана, а Ибн Хазим оставался в Мерве, и они сошлись. на том, что напишут Ибн аз-Зубейру и тот, кого он назначит, будет эмиром. Они сделали (так), и через шесть месяцев Ибн аз-Зубейр назначил правителем Хорасана Абдаллаха ибн Хазима, и к нему прибыл с грамотой Урва ибн Кутба. Сулейман отказался признать это и сказал: “Ибн аз-Зубейр не халиф, а, только человек, ищущий убежища в доме (аллаха)”. Ибн Хазим вступил в бой с ним, у него было 6000 человек, а у Сулеймана 15000. Сулейман был убит — его убил Кайс ибн Асим ас-Сулами и отрезал ему голову, и было ранено несколько человек из сторонников Ибн Хазима. Клич (лозунг) Ибн Хазима — “красные не будут побеждены”; клич Сулеймана — “приблизься, о помощь аллаха”. Разбитые (сторонники) Сулеймана собрались к Омару ибн Марсаду в Талькан; Ибн Хазим пошел на него, сразился с ним и убил его. А (племя) раби'а собралось к Аусу ибн Са'лабе в Герат; Ибн Хазим оставил вместо себя своего сына Мусу, и отправился против него (Ауса). И между их сторонниками были стычки, а тюрки воспользовались этим и грабили, доходя до (мест), близких от Нишапура. Ибн Хазим |415| подослал к Аусу кого-то, кто отравил его, и он (Аус) заболел. Они сошлись для боя, и Ибн Хазим возбуждал своих сторонников, говоря: “Сделайте этот день — вашим днем, колите коней копьями в ноздри, а лошадь, которую ранят в ноздри, (обязательно) обратится в бегство”. Они сошлись в сильном бою, и Аус был ранен, a он был (уже до того) болен, и он умер от этой раны через несколько дней. Ибн Хазим назначил своего сына Мухаммеда правителем Герата, а Букейра ибн Вишаха — командующим своей охраной, и Хорасан покорился ему. Потом темимиты напали на Герат и убили Мухаммеда; отец его захватил Османа ибн Бишра ибн ал-Мухтафиза и убил его связанного и убил (еще одного) человека из племени темим. Темимиты собрались, спорили друг с другом и говорили: “Этот (Ибн Хазим) не оставит нас в покое. Так пусть отряд из нас отправится в Тус 93, когда же он выйдет (из Мерва) против них, то те из нас, которые находятся в Мерве, свергнут его”. Бахир ибн Вака ас-Сурейми, из племени темим, отправился в Тус с отрядом, они вошли в крепость, потом перешли в Абрашахр и объявили [73] Ибн Хазима свергнутым. Ибн Хазим отправил свой обоз со своим сыном Мусой в Термез 94, не доверяя его тем, кто был в Мерве из племени темим. К Ибн Хазиму прибыла грамота от Абд-ал-мелика ибн Мервана на правление Хорасаном, а он заставил посла его (Абд-ал-мелика) съесть грамоту и сказал: “Я не встречу аллаха, нарушив присягу сыну апостола после аллаха, и присягнув сыну прогнанного им” 95. Абд-ал-мелик написал Букейру ибн Вишаху и назначил его правителем Хорасана, и Ибн Хазим боялся, что он (Букейр) нападет на него с людьми Мерва. А Букейр сверг Ибн Хазима, забрал оружие и казначейство, призвал жителей Мерва к присяге Абд-ал-мелику, и они присягнули ему. Ибн Хазим направился к своему сыну Мусе, находившемуся в Термезе с его семьей и обозом. Вахир 96 погнался за ним и вступил с ним в сражение вблизи Мерва. Ваки ибн ад-Дауракийя ал-Курей'и, имя его отца было Умейра, а мать была из пленных, взятых при Даураке, и он был прозван по ней, — потребовал свою кольчугу и оружие, надел их, вышел и напал на Ибн Хазима и с ним Бахир ибн Вака. |416| Они ударили его копьями, Ваки сел ему на грудь и сказал: “Мщение за Давилу!” А Давила — брат Ваки по матери, он был клиентом племени курей', и его убил Ибн Хазим. Ибн Хазим плюнул ему в лицо и сказал:

“Да проклянет тебя аллах, разве ты убьешь вождя мударитов за твоего брата — мужика, который не стоит пригоршни финиковых косточек”. И сказал Ваки (стихи):

Отведай, о сын Аджла; того, чего ты заставил меня отведать.
И не думай, что я был безразличен к этому.

Аджла — мать Ибн Хазима, кунья его была Абу-Салих, а кунья Ваки ибн ад-Дауракийи — Абу-Раб'а. Он (Ваки) убил вместе с Абдаллахом ибн Хазимом двух его сыновей, Анбасу и Яхью, и ранил Тахмана, клиента Ибн-Хазима, а он — дед Я'куба ибн Дауда, секретаря эмира правоверных ал-Махди 97 после Абу-Убейдаллаха. Букейру ибн Вишаху принесли голову Ибн Хазима и он послал ее Абд-ал-мелику ибн Мервану, а тот выставил ее в Дамаске. И они отрезали его правую руку и послали ее сыновьям Османа ибн Бишра ибн ал-Мухтафиза ал-Музани. Ваки был (человеком) грубым, с большим телом, однажды он молился, а перед ним находилась трава, и он стал есть ее. Ему сказали: “Как ты ешь во время молитвы?” Он ответил: “Аллах не запрещал травы, которую он вырастил водой небес на сырой земле”. Он пил вино, его упрекнули в этом, и он сказал: “Вы упрекаете меня из-за вина, а оно очищает мою мочу и делает ее подобной серебру”.

Говорят (передатчики): разгневались некоторые люди за Ибн Хазима и началась смута. (Одна) партия пошла за Букейром ибн Вишахом, а (другая) партия — за Бахиром. Вожди людей Хорасана и лучшие из них написали Абд-ал-мелику ибн Мервану, сообщая ему, что Хорасан (может) избавить от смуты только человек из корейшитов. Он (Абд-ал-мелик) назначил правителем Хорасана Умейю ибн Абдаллаха ибн Халида ибн Асида ибн Абу-л-Иса ибн Умейю 98, тот назначил Букейра ибн Вишаха правителем Тохаристана, а потом послал его в поход на Мавераннахр. Потом Умейя [74] решил сделать набег на Бухару, а потом пойти на Мусу ибн Абдаллаха. ибн Хазима, (находившегося) в Термезе. Букейр же отправился в Мерв, арестовал сына Умейи, посадил его в тюрьму и призвал людей к свержению Умейи. Они поддержали его; Умейя узнал об этом, заключил мир с населением |417| Бухары (с условием уплаты) небольшой дани, изготовил суда, (так как) Букейр перед этим сжег их 99, вернулся и оставил Мусу ибн Абдаллаха. Он прибыл (в Мерв), и Букейр сражался с ним, потом заключил с ним мир, с тем что тот (Умейя) назначит его правителем того округа, который он пожелает. Потом, после этого, Умейя узнал, что он (Букейр) пытается его свергнуть, и велел арестовать его, когда он войдет в свой дом; он вошел туда и был арестован. (Умейя) велел посадить его в тюрьму; на него набросился Бахир ибн Вака и убил его. Умейя сделал набег на Хутталь 100, а они (жители Хутталя) нарушили договор после того, как с ними заключил мир Са'ид ибн Осман и завоевал его. Потом ал-Хаджжадж ибн Юсуф стал правителем Хорасана вместе с обоими Ираками 101 и назначил в 79 (= 698) г. в Хорасан ал-Мухаллаба ибн Абу-Суфру 102, а имя его (Абу-Суфры) — Залим ибн Саррак ибн Субх ибн ал-Атик из (племени) азд; кунья его была Абу-Са'ид. Он сделал много набегов, завоевал Хутталь, который перед этим отложился, взял Ходженд 103, и Согд 104 заплатил ему дань, сделал набег на Кеш 105 и Несеф 106, вернулся и умер в Загуле в (округе) Мерверуда, от плеврита; причиной его болезни было горе по сыну его ал-Мугире ибн ал-Мухаллабе. Ал-Мухаллаб оставил вместо себя своего сына Йезида ибн ал-Мухаллаба; тот сделал много набегов и завоевал Вуттам 107 руками Махлада ибн Йезида ибн ал-Мухаллаба. Ал-Хаджжадж назначил Йезида ибн ал-Мухаллаба правителем...

Йезид сделал набег на Хорезм и взял пленных, он одел войско в одежды пленных, а те умерли от холода. Потом ал-Хаджжадж назначил правителем (Хорасана) ал-Муфаддала ибн ал-Мухаллаба ибн Абу-Суфру, и он завоевал Бадгис, который перед тем отложился, Шуман и Ахарун 108, захватил добычу и разделил ее между людьми.

|419| Говорят (передатчики): Потом ал-Хаджжадж назначил правителем Хорасана Кутейбу ибн Муслима ал-Бахили...

|420| Потом, в 87 (=706) г., Кутейба сделал набег на Бейкенд 109, а при нем был Низак. переправился из Земма в Бейкенд, а это ближайшее место Бухары от реки 110... [75] Голову Кутейбы принесли Ваки 111, а он послал ее Сулейману с Салитом |424| ибн Атией ал-Ханафи. Люди хотели разграбить (племя) бахила 112, но он (Ваки) удержал. Ваки написал Абу-Миджлазу Лахику ибн Хумейду, назначая его правителем Мерва; он принял это, и люди были им довольны. Кутейбе в день смерти было 65 лет. Когда он был убит, разошлись те, кто были в Хорасане, и им (Хорасаном) стал управлять Ваки ибн Абу-Суд. Сулейман хотел назначить его правителем, но ему сказали: “Ваки возвышается благодаря смуте и падает благодаря согласию, он груб и у него |425| свойства бедуина”. А Ваки приказывал подать себе таз и мочился на глазах у людей. Он оставался 9 месяцев до прибытия Йезида ибн ал-Мухаллаба, а он (Йезид) был в Ираке, и Сулейман написал ему, чтобы он отправился в Хорасан и послал ему грамоту на него. Йезид назначил своего сына Махлада, а тот потребовал отчета у Ваки, посадил его в тюрьму и сказал ему:

“Отдай деньги аллаха”, тот ответил: “Разве ты стал казначеем аллаха? . .”

Говорит Абу-Убейда Ма'мар ибн ал-Мусанна: Передают, что Абу-Хакан Абдаллах ибн Абдаллах ибн ал-Ахтам написал ал-Хаджжаджу донос на Кутейбу и сообщил ему о деньгах, которые попали к нему. А он (Абдаллах) был в то время заместителем Кутейбы в Мерве — Кутейба, когда уходил в поход, оставлял его вместо себя в Мерве. Во время похода на Бухару и близкие к ней (места), а он (Кутейба) оставил его вместо себя, к нему (Кутейбе) пришел Башир, один из потомков ал-Ахтама и сказал ему: “Ты доверился Абдаллаху, а он завистник, и мы не уверены, что он (не попытается) отставить тебя и не навредит нам”. Он (Кутейба) ответил: “Ты говоришь это из зависти к своему двоюродному брату”. Он (Башир) сказал:

“Так пусть это будет мне извинением, а если это (окажется) так (как я сказал), ты простишь меня”. Он (Кутейба) ушел в поход, и он (Абдаллах) написал то, что написал ал-Хаджжаджу, а ал-Хаджжадж вложил его письмо в свое письмо Кутейбе. Посол доехал до почтовой станции Мерва и проехал через него, не зайдя к Абдаллаху. Он (Абдаллах) почувствовал недоброе и бежал. Он прибыл в Сирию и некоторое время ходил с тюком на шее и продавал вино и полотняные ткани 113. Потом он наложил тряпку и кусок ваты на один глаз и завязал его, получил кунью Абу-Тина и продавал оливковое масло. Он оставался в таком положении до смерти ал-Валида ибн Абд-ал-мелика. (Когда) Сулейман стал (халифом), он (Абдаллах) бросил эту грязь и тряпку и сказал речь, поздравляя Сулеймана и нападая на |426| ал- Хаджжаджа и Кутейбу, а они оба присягали Абд-ал-азизу ибн ал-Валиду 114 и отказывались подчиниться Сулейману. И люди говорили, расходясь:

"Абу-Тина, продавец масла — красноречивейший из людей". Когда Кутейба получил письмо Ибн Ахтама ал-Хаджжаджу, а он уже ускользнул от него, он (Кутейба) набросился на племянников и сыновей его (Абдаллаха), одним из них был Шейба Абу-Шабиб, и убил 9 человек из них, среди них Башира. Башир сказал: “Вспомни мое извинение перед тобой”. Он (Кутейба) ответил:

“Ты поставил одну ногу вперед, а другую оставил позади, о враг аллаха!” и убил их всех. А Ваки ибн Абу-Суд перед этим был предводителем племени темим в Хорасане, Кутейба отставил его и назначил человека из племени дирар-ад-дабб. И он (Ваки) сказал, когда он (Кутейба) убил их: “Да убьет меня аллах, если я не убью его”. Они не нашли его, и он не совершил молитвы в полдень и перед вечером. Ему сказали: “(Почему) ты не молишься?” Он ответил: “Как я буду молиться богу. Он (Кутейба) убил (людей) из нас, [76] большинство их — дети, и он (бог) не разгневался за них”. Говорит Абу-Убейда: Кутейба совершил набег на г. Фил 115 и взял его. Его (перед тем) взял Умейя ибн Абдаллах ибн Халид ибн Асид, потом они (жители города) отложились, против них ходил Йезид ибн ал-Мухаллаб и не смог (взять его)...

Говорят (передатчики): И когда стал халифом Омар ибн Абд-ал-азиз, он написал царям Мавераннахра 116, призывая их принять ислам, и некоторые из них приняли его. Правителем Хорасана при Омаре был ал-Джаррах ибн Абдаллах ал-Хаками 117. Он арестовал Махлада ибн Йезида и должностных лиц (назначенных) Йезидом и посадил их в тюрьму. Ал-Джаррах послал Абдаллаха ибн Ма'мара ал-Йашкури в Мавераннахр, он углубился во вражескую страну и думал вступить в Китай; его окружили тюрки, он заплатил им выкуп, спасся и прибыл в Шаш 118. Омар снял харадж с тех, кто принял ислам в Хорасане, назначил жалованье принявшим ислам и строил ханы 119. Потом Омар узнал о склонности ал-Джарраха к одной из партии, а он писал ему: “Людей Хорасана исправит только меч”. Он (Омар) не согласился с этим. |427| и отозвал его, а за ним (ал-Джаррахом) был долг, и он заплатил его. (Омар) назначил Абд-ар-рахмана ибн Ну'айма ал-Гамиди управлять военными силами Хорасана, а Абд-ар-рахмана ибн Абдаллаха ал-Кушейри управлять его хараджем. Говорит (передатчик): А ал-Джаррах ибн Абдаллах приготовлял серебряные и золотые слитки разного веса и клал их под ковер, там где он заседал, и когда входил к нему кто-нибудь из его братьев или уважаемых им (людей), он кидал каждому из них столько, сколько тот заслуживал. Потом вступил на престол Йезид ибн Абд-ал-мелик 120 и назначил Масламу ибн Абд-ал-мелика 121 правителем Ирака и Хорасана, а Маслама назначил в Хорасан Са'ида ибн Абд-ал-азиза ибн ал-Хариса ибн ал-Хакама ибн Абу-л-Аси ибн Умейю 122. Этот Са'ид был прозван Хузейна 123, потому что один из дехкан Мавераннахра пришел к нему, а на нем (Са'иде) были желтые одежды, и он распустил волосы. Тот (дехкан) сказал: “Это Хузейна”, подразумевая — дехканка. Са'ид был зятем Масламы но его дочери...

Группа вождей людей Хорасана отправились к Масламе с жалобой на Са'ида, и он (Маслама) отозвал его и назначил в Хорасан Са'ида ибн Амра ал-Хараши 124. Когда он (Са'ид ибн Амр) прибыл туда, он велел своему секретарю прочесть грамоту его (Са'ида), а сам он говорил неправильно. Са'ид же (ибн Абд-ал-азиз) сказал: “О люди! Эмир не причастен к этим ошибкам, которые вы здесь слышали”. Он (Са'ид ибн Амр) послал (посла) в Согд, призывая их (согдийцев) к покорности и возвращению (к исламу), и воздер жался [77] от войны с ними, пока не прибыли их послы с (заявлением о том), что они против него. Он медленно пошел против них, а от главаря их ушли 10000 человек и отделились от них, (выказав) склонность к повиновению. Ал-Хараши взял все крепости Согда и получил у врагов то, что его удовлетворило. Йезид ибн Абд-ал-мелик сделал своим наследником Хишама |428| ибн Абд-ал-мелика 125 и ал-Валида ибн Йезида 126 после пего. Когда же умер Йезид ибн Абд-ал-мелик и Хишам стал (халифом), он назначил правителем Ирака Омара ибн Хубейру ал-Фазари 127, а тот отозвал ал-Хараши и назначил правителем Хорасана Муслима ибн Са'ида. Он (Муслим) ходил в поход против афшина 128 и заключил с ним мир (с условием присылки) 6000 человек и сдачи его крепости, потом вернулся в Мерв. И он назначил правителем Тохаристана Насра ибн Сейяра 129; ему (Насру) сопротивлялась группа арабов, и он сражался с ними. Потом их помирили посредники, и они подчинились. (Потом) Хишам назначил правителем Ирака Халида ибн Абдаллаха ал-Касри 130, а он назначил в Хорасан своего брата Асада ибн Абдаллаха...

Потом Асад уехал из Хорасана и оставил управлять им ал-Хакама ибн Авану ал-Келби. Хишам же назначил правителем Хорасана Ашраса ибн Абдаллаха ас-Сулами 131, а при нем был секретарь из набатейцев 132, имя его было Умейра и кунья Абу-Умейя. Он прикрашивал для него плохое 133. Ашрас |429| увеличил налоги (вазаиф) Хорасана, легкомысленно поступал с дехканами, призвал людей Мавераннахра к исламу и велел освободить от джизьи тех, кто принял ислам. Они поспешили принять ислам, и харадж пришел в расстройство. Когда Ашрас увидел это, он стал брать сумму, условленную по мирному договору. Они возмутились этим и испугались его, и за них рассердился Сабит Кутна ал-Азди. Его прозвали Кутна (вата), потому что глаз его был выбит, и он клал на него вату. Ашрас послал против них кого-то, кто рассеял их толпища и взял Сабита. Он (Ашрас) посадил его в тюрьму, потом освободил его на поруки и послал в какой-то поход; против него выступили тюрки и убили его. В 112 (= 730) г. Хишам назначил лравителем Хорасана ал-Джунейда ибн Абд-ар-рахмана ал-Мурри 134. Он встретил тюрок и сразился с ними. Он послал своих разведчиков, и они захватила сына хакана, в то время как он охотился пьяный, взяли его и привели к ал-Джунейду ибн Абд-ар-рахману, а тот послал его к Хишаму. Он (ал-Джунейд) сражался с тюрками 135, пока не прогнал их, и написал Хишаму, прося у него подмоги, а тот послал ему Амра ибн Муслима с 10000 [78] человек из людей Басры и Абд-ар-рахмана ибн Ну'айма с 10000 человек из людей Куфы и послал ему 30000 копий и 30000 щитов. Он (Хишам) предоставил ему свободу в распределении жалованья, и он назначил жалованье 15000 человек. Джунейд сделал несколько набегов, и в его правление распространились агитаторы потомков Хашима, и укрепилось их дело. Умер ал-Джунейд в Мерве. Хишам же назначил в Хорасан Асима ибн Абдаллаха ибн Йезида ал-Хилали 136.

|431| Абдаллах ибн Тахир 137 послал своего сына Тахира ибн Абдаллаха в набег на страну гузов 138, и он завоевал места, до которых не доходил никто до него.

Комментарии

1 Йездегерд III (632 — 651) — последний сасанидский царь.

2 Развалины Старого Мерва лежат в Туркменской ССР вблизи ж.-д. ст. Байрам-али.

3 Марзбан — так называли правителей областей, особенно пограничных, при Сасанидах (III — VII вв.).

4 Низак или Незак-тархан — тюркский или эфталитский (показания источников колеблются) владетель Бадгиса, района между Гератом и Серахсом, находился, повидимому, в вассальных отношениях к главе тохаристанских карлуков-джабгуйа (ябгу), убит Кутейбой ибн Муслимом в 709 г. (Маrquаrt. Eransahr, SS. 69, 76 f. — В. А. и И. Ю. Крачковские. Древнейший арабский документ из Средней Азии, стр. 62).

5 Под тюрками здесь, повидимому, подразумеваются или эфталиты или поселившаяся в Тохаристане (современный Афганский Туркестан) ветвь тюркского народа карлуков, предводитель которой именовался джабгуйя = ябгу (W. Barthold. Karluk, EI).

6 Джунабид — один из городов округа Тус (ср. ниже, стр. 200).

7 Огласовка “Мургаб”—явление позднейшее, вызванное народной этимологией этого названия от слова “мург” — “птица”; старая огласовка была “Маргаб” — “Маргская (Мервская) река” (В. А. Жуковский. Развалины старого Мерва, стр. 68, прим. 1. — Орошение, стр. 47).

8 Диргем (или дирхем, из греческого “драхма”) — серебряная монета; в халифате диргем первоначально содержал 2.97 г серебра, впоследствии вес диргема постепенно уменьшался. Здесь в тексте речь идет, очевидно, о сасанидской драхме, содержавшей 4.25 — 4.10 г серебра (Е. V. Zambaur, Dirhem, EI).

9 Фируз умер в Китае в 672 г., после многих попыток отнять Иран у арабов или создать себе хотя небольшое владение в Тохаристане (Мarquart. Eransahr, S. 68. — Е. Сhavannes. Documents sur les Tou-Kiue (Turcs) occidentaux, pp. 257—258).

10 Джурджан, Гурган, или Гюрген, — область (и позднее город) на реке того же имени, к ней относился и округ по Атреку — Дихистан.

11 Сулейман — омейядский халиф (96—99 = 715—717).

12 Йезид ибн ал-Мухаллаб ал-Азди — известный омейядский полководец, два раза бывший наместником в Хорасане: один раз в 82—85 (= 701—704) гг., другой раз в 97—99 (= 715—717) гг.

13 Кутейба ибн Муслим ал-Бахили — политический деятель и полководец из школы ал-Хаджжаджа, завоеватель Согда и других среднеазиатских владений, наместник Хорасана и завоеванных им областей в 85—97 (= 704—715) гг., в 715 г. убит в Фергане восставшими войсками.

14 Джилян = Гилян. Сария (Сари) — главный город Табаристана, современного Мазандерана.

15 Теперь развалины Мешхеди-Мисриян к северу от р. Атрека и к востоку от Чикишляра.

16 Т. е. Басры и Куфы в Ираке, первоначально военных лагерей, основанных арабами в 635 — 637 гг., откуда посылались отряды далее на восток; под людьми Сирии и Хорасана также подразумевались расположенные там арабские отряды.

17 Са'ид ибн ал-Ас — член рода Омейядов и наместник Куфы; по словам Белазури (стр. 334), он совершил в 29 (= 650) г. набег на Табаристан и заключил мир с царем Джурджана, с условием уплаты 200 000 персидских диргемов.

18 Теперь Мосульский вилайет Ирака.

19 О стене ср. еще Кудаму ибн Джа'фара (ниже, стр. 165); эти сведения разобраны В. В. Бартольдом (Орошение, стр. 34).

20 Т. е. в центре местности, занятой арабами. ,

21 Букв. “озеро”; по мнению В. В. Бартольда (Орошение, стр. 33), это то же самое место, где впоследствии был рыбачий поселок Дихистан или Дихистанан-сур, вероятно, на полуострове Гассан-кули.

22 Испехбед, собственно “командующий войсками” — титул наместников больших областей Ирана при Сасанидах, здесь — титул потомственных владетелей или наместников Табаристана.

23 Неясно, имя или титул владетеля Джурджана.

24 Клиентами — “маула”, множественное число “мавали”, — именовались у арабов лица, не принадлежавшие к арабским племенам по рождению, но находившиеся под покровительством этих племен, отдельных родов и знатных арабов; как и в древнем Риме, клиентами становились, между прочим, вольноотпущенники. В эпоху завоевания VII в. все не-арабы, попавшие в плен и освобожденные под условием принятия ислама, а также принимавшие ислам добровольно, тем самым выходили из своих общин и должны были как-то вступить в родо-племенную организацию арабов. Для этого был использован институт клиентелы. Эти не-арабы становились клиентами племени или отдельного лица, которое их взяло в плен или покровительство которого им было выгодно. Положение клиента не мешало отдельным “маула” иметь большое влияние. Так, этот Хайян, по прозвищу ан-Набати, был главой иранцев, принятых в арабскую армию и составлявших особый, весьма крупный отряд; во время столкновений между племенами в Хорасане он, а впоследствии его сын Мукатиль, играли иногда решающую роль. (J. Wеllhausen. Das arabische Reich und sein Sturz. SS. 275—276.)

25 Кунья — имя по сыну, в данном случае Абу-Ма'мар, т. е. отец Ма'мара.

26 Т. е. не возвращайся побежденным.

27 Ср. ниже, стр. 110.

28 Возгласы “аллах велик”.

29 Халиф Омар II — омейядский халиф (99—101 =- 717—720), признанный мусульманской традицией праведным халифом. Ср. о нем и его политике: В. В. Бартольд. Халиф Омар II и противоречивые известия о его личности.

30 Другая версия о том же походе, со слов Абу-Михнафа.

31 Т. е. Йезид.

32 Джизья — термин, означающий подушную подать, взимаемую с немусульманской части населения завоеванных арабами областей; эту часть населения составляли последователи писания (обычно именовавшиеся “зиммиями”), т. е. евреи, христиане и зороастрийцы, тогда как язычники могли сохранить жизнь лишь приняв ислам.

33 Харадж — налог с земли в казну государства, вначале так же, как джизья, взимался с немусульманского населения покоренных стран, но уже к концу первого века ислама стал общей поземельной податью всего населения халифата.

34 Абдаллах ибн Амир — наместник Басры (29—35 = 649-—655), в 30 (= 650) г. совершил поход на Хорасан.

35 Зам = Джам и Бахарз — округа восточной части Хорасана, Бейхак — округ на запад от Нишапура, с городами Сабзевар и Хосругирд.

36 Бушт, точнее, Пушт, — округ к югу от Нишапура с главным городом Турайсисом (позднее Туршиз) (Обзор, стр. 176).

37 Об этом термине в приложении к окрестностям Нишапура см. ниже, стр. 198, прим. 4; здесь он применен к самому городу. Возможно, что к каждой “четверти” города относилась определенная “четверть” пригородов.

38 М.б. этот Хумрандиз тождествен с Харандизом — родиной Несеви, ср. выше стр. 39.

39 Неса — один из древнейших городов Туркменской ССР, ныне развалины к западу от Ашхабада, вблизи селения Багир. Раскопки последних лет на древнейшем из двух городищ Несы обнаружили немало весьма интересных памятников материальной культуры и искусства, относящихся к парфянскому периоду (III в. до н. э.— III в. н. э.) (Орошение, стр. 10, 36—44, 87.—Обзор, стр. 60, 61, 70).

40 Рустаком (в более поздних персидских текстах “руста”) называлась в Хорасане и Средней Азии в VII—XI вв. совокупность деревень, составлявшая определенное административное целое; мы этот термин переводим русским словом “волость”. В отличие от города, рустаком называлась также сельская местность вообще, и слово “рустаи” имеет значение “деревенщина”.

41 Азим — собственно “великий”.

42 Абиверд, Биверд, или Баверд, находился на месте нынешнего городища Пештак в 8 км от ст. Каахка в Туркменской ССР, или одноименного селения Баверд (Орошение, стр. 41—45, 60.—А. А. Семенов. Древности Абивердского района, стр. 7—27).

43 Кейф и Бабна (называется также Бабан и Баван) — города, находившиеся в округе Кендж-рустак, между Мургабом и Гератом (Обзор, стр. 33. — Орошение, стр. 48—49).

44 Далее следует описание взятия Герата.

45 Джериб = мера сыпучих тел, употреблявшаяся обычно для зерна, имела в разных районах и в разные времена разные значения; ближе всего к Мерву подходит джериб яхудийский, приравниваемый к 10.444кг. Джериб употреблялся также как мера поверхности, означая участок земли, на посев которого требуется джериб зерна (М. Н. Sauvaire, Materiaux pour servir etc. Ill, p. 37).

46 Укийе (унция) — мера веса, имевшая различные значения — от 23 до 1112 г; здесь вероятно речь идет об одном из крупных значений, около 1000 г (М. Н. Sauvaire, Materiaux pour servir etc. III, p. 37).

47 Это одно из обычных условий при подписании договоров победителей арабов с жителями покоренных городов. Классическим примером этого в Средней Азии является раздел домов в Бухаре (Нершахи, текст, стр. 51; Нершахи, перевод, стр. 69—70).

48 Синдж — в IX—Х вв. большое селение, в одном переходе от Мерва на юг (Орошение, стр. 60).

49 Йезид I — омейядский халиф (60—64 = 680—683).

50 Замок этот был взят ал-Ахнафом ибн Кайсом и получил от него свое имя. Замок находился, повидимому, в долине р. Мургаба вблизи впадения речки Кала-Вали в Мургаб, около туркменского селения Караул-хана (Орошение, стр. 25).

51 Город Мерверуд находился в пределах современного Афганистана, невидимому, на месте Бала Мургаба (Обзор, стр. 25—28, 30, 31, 33, 34. — Орошение, стр. 48, 57, 60. — В. В. Бартольд. Мерверуд, стр. 028 и ел.).

52 Призыв к молитве.

53 Базам — последний сасанидский наместник Йемена, по преданию принял ислам.

54 Баг, или Багшур — город в волости Кендж-рустак, находился на р. Кушке, около современного селения Кала-и-Маур.

55 Арабское название области Гузган или Гузганан, в современном Афганском Туркестане, включая гг. Андхой и Меймене; границы области изменялись (В. В. Бартольд. Худуд-ал-Алем. Введение, стр. 3—5).

56 Талькан мургабский — город и округ, к востоку от Мерверуда, одноименный с Тальканом — столицей Тохаристана (Обзор, стр. 25, 26).

57 Фарьяб — город и округ к востоку от Мургаба, находился, невидимому, на месте современного Давлетабада в Афганском Туркестане.

58 Область Саганиан, или Чаганиан, была расположена в долине р. Сурхан (приток Аму-дарьи). Область имела своего полунезависимого правителя с титулом “саганхудат”. Главный город области, называвшийся также Чаганиан, по всей вероятности, был расположен на месте теперешнего Дех-и-Нау (Орошение, стр. 72. — Туркестан, стр. 74. — W. Barthold. Caghaniyan, EI).

59 Т. е. в замок Ахнафа.

60 Хазир — кушанье из крошеного мяса с мукой.

61 Указанное обстоятельство весьма характерно для арабского завоевания. В источниках, говорящих о завоевании Средней Азии, не раз упоминается, что в состав арабского войска входили не только сами арабы, но и иранцы — “клиенты” (См., например: В. А. и И. Ю. Крачковские. Древнейший арабский документ из Средней Азии, стр. 69).

62 Тохары — народ, завоевавший Бактрию и окрестные области около 140 г. до н. э. и давший свое имя Тохаристану.

63 О каких тюрках идет речь — неясно, скорее всего это тохаристанские карлуки.

64 Осман ибн Аффан — третий правоверный халиф (25—35 = 644—656).

65 Четвертый правоверный халиф (35—40 = 656—661).

66 Дехкан (***) — арабизированная форма персидского слова ***. До XI в. включительно арабская и персидская географическая и историческая литература под термином “дехкан” подразумевает землевладельца, чаще всего крупного, иногда даже владельца целого района. Значительно реже в той же литературе термин “дехкан” применяется и к мелким свободным землевладельцам (ср.: Табари, И, стр. 1029).

67 Всадниками — “асваран”, в арабской передаче “асавира” назывались в сасанидском Иране низшие военачальники, повидимому также какие-то слои крупных землевладельцев.

68 Му'авия ибн Абу-Суфьян — первый халиф из династии Омейядов (41—60 = = 661—680).

69 Кайс ибн ал-Хейсам участвовал в завоевании Хорасана и был дважды его наместником: в 32 (= 652) и 41 (= 661) гг.

70 Бушендж — арабская передача названия города Бушенг, лежавшего на Герируде по дороге из Герата в Нишапур, в одном переходе от первого. Из Бушенга вышла известная династия Тахиридов (Обзор, стр. 41. —W. Barthold. Bushandj, El).

71 Балх — древние Бактры, ныне развалины в Афганском Туркестане, к западу от г. Мазар-и-Шериф.

72 Наубехар — буддийский храм в окрестностях Балха, владевший огромными землями и другими богатствами (W. Barthold. Barmakiden, El).

73 Зияд ибн Абу-Суфьян, или Зияд ибн Абихи (“сын своего отца”) — сводный брат халифа Му'авии, правитель Ирака и всей восточной части халифата (45—53 = = 665—673).

74 Арабские племена делились на две основные группы — северную, так наз. низаритов, или ма'адитов, и южную, так наз. йеменцев; северная — в свою очередь делилась на две группы — мударитов и раби'итов. Группа мудар, по главному племени иногда именующаяся кайситами, была в Хорасане представлена племенами кайс и темим с их подразделениями и рядом мелких племен; группа раби'а, находившаяся в постоянной вражде с группой мудар и в союзе с йеменцами, была представлена племенами бекр и абд-ал-кайс, йеменцы (в Сирии иногда именовавшиеся, по одному из племен, кельбитами) — племенем азд и др. Ср. разбор племенных отношений арабов в Хорасане и вообще истории Хорасана при Омейядах: J. Wellhausen. Das Arabische Reich und sein Sturz, S. 247 f.

75 Чтение этого названия сомнительно.

76 Хакам ибн Амр, — наместник Хорасана (44—50 = 664—670).

77 Хаджиб — чин вроде камергера, на обязанности которого первоначально лежало поднимать входной занавес. При дворе халифов и других владетелей хаджибы играли уже большую роль в качестве ответственных придворных чинов; при Газневидах, Сельджуках и Караханидах (XI—XII вв.) хаджибы являются в роли военачальников.

78 Абдаллах ибн ал-Мубарак (ум. 792 г.) — подвижник, факих и передатчик преданий, жил в Мерве и совершал (невидимому, с добровольцами) набеги на “неверных” тюрок.

79 Ар-Раби ибн Зияд — наместник Хорасана (50—51 = 671—672).

80 Джейхун, часто “река Балха” или даже просто “река” — Аму-дарья.

81 Худжр ибн Ади ал-Кинди — вождь алидов в Куфе, казнен Му'авией в 51 (= 671)г.

82 Амуль, или Амуйе — современный Чарджуй.

83 Земм, позднее Керкух — современный Керки (Орошение, стр. 75).

84 Убейдаллах ибн Зияд — наместник Хорасана (53—56 = 672—675).

85 Са'ид ибн Осман — сын халифа Османа, наместник Хорасана (56—57 = 676—677).

86 Кусам ибн ал-Аббас — двоюродный брат Мухаммеда, умер в Самарканде (по другим известиям — в Мерве) в 70-х годах XII в.; его мнимая могила Шах-и-Зинда в Самарканде является одним из известнейших памятников среднеазиатской архитектуры.

87 Хулван — город в Ираке, на дороге в восточные области халифата.

88 Абд-ар-рахман ибн Зияд — сын Зияда ибн Абу-Суфьяна, наместник Хорасана (58—61 = 677—680). Салм ибн Зияд — брат предыдущего, наместник Хорасана (61—64 = 680—683).

89 Сын Сумейи — Зияд ибн Абу-Суфьян; матерью его была проститутка по имени Сумейя.

90 Абдаллах ибн аз-Зубейр — соперник Абд-ал-мелика, претендент на халифский престол, самостоятельно правивший в Мекке и Медине (64—73= 683—692).

91 Ал-Хаджжадж ибн Юсуф — знаменитый военачальник Омейядов, правитель Ирака и всей восточной части халифата (75—95 = 694—714).

92 Абд-ал-мелик — омейядский халиф (65—86 = 685—705).

93 Тус — округ средневекового Хорасана с городами Нуканом и Табараном; последний позднее тоже именовался Тус, теперь развалины в 25 км к северо-западу от Мешхеда (Обзор, стр. 69—74).

94 Средневековый город ныне находится в развалинах, лежащих по соседству с современным Термезом.

95 Абдаллах ибн аз-Зубейр был сыном аз-Зубейра, одного из ближайших сподвижников Мухаммеда, тогда как Мерван, отец Абд-ал-мелика, был врагом Мухаммеда.

96 В издании всюду Буджейр.

97 Ал-Махди — аббасидский халиф (158—169 = 775—785).

98 Умейя ибн Абдаллах — член рода Омейядов, наместник Хорасана (73—-78 = 692—697).

99 Т. е. сжег суда, на которых Умейя переправлялся перед тем.

100 Хутталь, или Хутталян, — область между pp. Пяндж и Вахш с главным городом Хулбук к югу от современного Куляба (Туркестан, стр. 69. — W. Ваrthоld. Khuttal, EI).

101 Т. е. верхним Ираком с г. Куфой и нижним — с г. Басрой.

102 Ал-Мухаллаб ибн Абу-Суфра — знаменитый арабский полководец, был наместником Хорасана с 78 (= 697) г. или 79 (= 698) г. до 82 (= 701) г.

103 Теперь Ленинабад.

104 Согд — страна в бассейне р. Зерафшана с центром в г. Самарканде. Бухарская область большей частью к Согду не причислялась. Иногда же под Согдом подразумевался весь бассейн Зерафшана вместе с бассейном Кашка-дарьи (В. В. Бартольд. К вопросу о языках согдийском и тохарском, стр. 33—34).

105 Современный Шахрисябз.

106 Несеф, или Нахшеб, — город в долине Кашка-дарьи, ныне развалины Шуллюк-тепе в окрестностях современного Карши.

107 Буттам — горная область в верховьях Зерафшана.

108 Шуман и Ахарун — области по среднему течению pp. Сурхана и Кафирнигана; в VII—VIII вв. составляли особое владение, а впоследствии вошли в состав Саганиана.

109 Бейкенд, или Пейкенд — торговый город в округе Бухары; теперь развалины около ст. Якатут.

110 Следует описание походов на Мавераннахр и Хорезм и убийства Кутейбы, происшедшего в 715 г. в Фергане.

111 Ваки ибн Абу-Суд — организатор убийства Кутейбы, глава арабского племени темим в Хорасане.

112 Бахила — племя, из которого происходил Кутейба.

113 Характерный образ торговца в разнос в средние века в халифате.

114 Сын халифа ад-Валида (84—96 = 704—715), которого последний хотел сделать своим наследником, вместо Сулеймана, как следовало по завещанию Абд-ал-мелика.

115 Фил, или Фир — название древней столицы Хорезма (позднее Каса, или Кята), находившейся на правом берегу Аму-дарьи; теперь развалины Шах-Аббас-Вели; древнейший город уничтожен рекой (Туркестан, стр. 143—145).

116 Т. е. согдийским и другим владетелям, признавшим власть арабов.

117 Ал-Джаррах ибн Абдаллах ал-Хаками — наместник Хорасана и Мавераннахра в 717—719 гг. На его имя и написано письмо на коже владетелем Пенджекента Дивасти (в согдийских документах Диваштич), сохранившееся среди согдийских документов начала VIII в., найденных на горе Муг в 1933 г. (В. А. и И. Ю. Крачковские. Древнейший арабский документ из Средней Азии, стр. 59 сл.).

118 Шаш — в Древности область в долине р. Чирчика, ныне — Ташкентский район.

119 Ханы — постоялые дворы или гостиницы.

120 Йезид II —омейядский халиф (101—105 = 720—724).

121 Маслама ибн Абд-ал-мелик — один из сыновей халифа Абд-ал-мелика, известный арабский полководец в борьбе с Византией, в 102 (= 720) г. был правителем Ирака и Хорасана.

122 Са'ид ибн Абд-ал-азиз — член рода Омейядов, наместник Хорасана (102 = 720).

123 Вероятно следует читать Хазина, на что указывают огласовки в рукописях Табари.

124 Са'ид ибн Амр ал-Хараши (в издании: ал- Джураши) - наместник Хорасана (103—104 = 721—722) (В. А. и И. Ю. Крачковские, цит. соч., стр. 65—66)

125 Хишам ибн Абд-ал-мелик — омейядский халиф (105—125 = 724—743).

126 Ал-Валид II — омейядский халиф (125—126 = 743—744).

127 Омар ибн Хубейра — наместник Ирака и всей восточной части халифата (103—105 = 721—723).

128 Афшин — титул царей Усрушаны, области между бассейном Зерафшана и Сыр-дарьи, включая современные Джизак и Ура-тюбе (П. И. Лерх. Монеты Бухархудатов, стр. 152—157).

129 Наср ибн Сейяр — наместник Хорасана и Мавераннахра (121—131 = 738—748), при нем произошло окончательное завоевание Средней Азии, при нем же разыгрались в Мерве главные события, связанные с приходом к власти аббасидской династии (движение Абу-Муслима и его победа в 749 г.).

130 Халид ибн Абдаллах — наместник Ирака и восточной части халифата (105— 120 = 723—738). Асад был наместником Хорасана в 105—109 (= 723—727) гг. и снова в 117—120 (= 735—738) гг.

131 Ашрас ибн Абдаллах ас-Сулами был наместником Хорасана с 109 до 111 (= = 727—729) г.

132 Набатейцы — народ арабского происхождения, образовавший в I в до н. э. независимое царство в Северной Аравии, со столицей в Петре, находившееся под влиянием арамейской культуры. Арабские племена не признавали набатейцев своими единоплеменниками, и имя набатейцев часто прилагалось ко всему оседлому населению Сирии и Ирака, говорившему по-арамейски.

133 Т. е. давал ему плохие советы.

134 Ал-Джунейд ибн Абд-ар-рахман — наместник Хорасана (111—116 = 729—734).

135 Речь идет о государстве западных тюрок-тюргешей с центром в долине р. Чу.

136 Асим ибн Абдаллах — наместник Хорасана (116—117 = 734—735).

137 Абу-л-Аббас Абдаллах ибн Тахир — правитель Хорасана, фактический основатель могущества династии Тахиридов (213—230 = 828—844); по другим данным, он правил уже с 822 г., брат же его, Тальха, был только его наместником (Туркестан, стр. 214).

138 Это самое раннее упоминание гузов (туркмен) в арабской литературе крайне неясно. Неизвестно, в какую часть страны гузов был направлен этот поход. Гузы, по известиям конца IX и начала Х в. занимали огромную территорию и граничили с владениями Тахиридов и впоследствии Саманидов по линии: северная граница Каракумов — Хорезм — низовья Сыр-дарьи; их набеги, а может быть и кочевья, простирались до Атрека. Возможно, что кочевья гузов захватывали и часть Каракумов, хотя арабские источники молчат об этом; говорится только, что пустыня тянется до страны гузов. В. В. Бартольд предполагал, что этот поход был направлен в западную часть страны гузов, так как именно здесь Абдаллах ибн Тахир строил пограничные укрепления (Дихистан, Ферава). Кроме территориальной неопределенности этого известия, оно вызывает сомнения со стороны филологической: в рукописях стоит *** без диакритических точек, что может быть прочтено не только как “гузийя” — гузы, но и как “гурийя” — гурийцы, жители горной области Гур в современном Афганистане, куда в действительности часто совершались походы. Название народа гузов чаще пишется без буквы “вав” — ***.

Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. 1. М. Институт Востоковедения. 1939

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.