Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 1

1711 г., ноября 13.Запись «изустной» духовной гостя Михаила Федоровича Шорина

/л. 92 об./ Апреля в двадесят девятый день по указу великого государя, а по ведению из приказного стола письма крепостей московским надсмотрщиком. В нынешнем семьсот девятом на десять году апреля в двадесят четвертый день по его, великого государя, указу и по выписке за пометою дьяка Алексея Протопопова, а по челобитью Екатерины Семеновой записана своеручная изустная духовная, в которой написано.

Тысяча семьсот перваго на десять ноября в третий на десять день. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се аз, раб божий Михайло, пишу сию изустную духовную. В прошлом во сто девяносто осьмом году женился я, Михайло, на жене свой Екатерине Семеновой дочери и взял с нею приданого на две тысячи рублев, а после отца ее, гостя Семена Остафьевича Лузина, взял я пожитков и товарами в Казани и в Сибири на восемь тысяч рублев, и теми пожитками платил я долги деда своего и [197] свои и десятые и всякие поборы. И то я все издержал. Да на нем же есть платить в таможне пошлина и иная какая есть доимка в ратушу и в Большую казну доимка и заемные /л. 93/ деньги разным людям з закладом и без закладов по кабалам и без кабальнаго. Остаютца после живота моего дворы, деревни, лавки, соляные варницы и места деда моего и мои. И тем всем приказываю владеть дворами, деревнями и лавками, и соляными варницы, и заводы, что в сей духовной писано, жене моей Екатерине Семеновой дочери. А ис того приказу, что надлежит ей, жене моей, на всякую росплату по разсмотрению те дворы, деревни, лавки и соляные угодья деда моего и мои продавать, всякую доимку и пошлины платить и которые есть долги кабальные и безкабальные пятнатцать тысяч платить и заклады, которые по крепостям заложены деревни, лавки и дворы, выкупать, а что останетца за росплатою тех долгов, ей самой, жене моей, владеть за ее приданое и за взятые после отца ее в Казани и в Сибири пожитки и поминать душу мою. А о всем после живота моего бить челом и милости просить у благоверной государыни царицы и великия княгини /л. 93 об./ Параскевии Федоровны. А я при сем милости у тебя, государыни, прошу, пожалуй, не остави 26 бедной в нуждах. А сие да времени. А писал Михайло Кудрявцев. Михайло Шорин руку приложил.

К сей духовной церкви Иоанна Предтечи, что у Варварских ворот, иерей Андрей Иванов во свидетельстве руку приложил. У сей духовной свидетелем был Василей Филатьев и руку приложил. У сей духовной свидетелем был Алексей Филатьев руку приложил. Записал в сию подлинную книгу Петр Болшев.

На л. 93 об. помета почерком, отличным от почерка основного текста: За писмо дватцать пять рублев, от записки полтина, за гербовой лист рубль принял Лукин в приход и подпись апреля в 29 день.

РГАДА. Ф. 282. Oп. 1. Ч. 1. Д. 544. Л. 92 об.-93 об.

№ 2

1719 г., февраля 23.Запись «изустной» духовной вдовы гостя Василия Остафьева сына Филатьева Прасковьи Михайловой

/л. 87 об./ По указу великого государя, а по ведению из крепостного приказу за приписью дьяка Алексея Протопопова апреля седьмаго числа, а по челобитью Стретенской сотни Аврама Иконникова записана своеручная изусная роспись гостя Василия Филатьева жены ево, вдовы Прасковьи Михайловой дочери. А в ней пишет: Тысяча семьсот девятого на десять году февраля в двадесят третий день гостя Василья [198] Остафьева сына Филатьева жена ево, вдова Праскофья Михайлова дочь, пишу сию изустную роспись, помня смертный час, в целом /л. 88/ своем уме и разуме. А приказываю, ежели Бог сошлет по душу мою от сей жизни, Стретенской сотни Авраму Дмитриеву сыну Иконникову в поминовение родителей моих и меня вечно суконного ряду лавку каменную с полаткою да в суровском ряду четыре затвора каменная с погребом, которыми она владела. А с тех лавок имать на меня деньги и отдавать ис тех денег церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, где их погребены сродники, предельному священнику за годовую раннюю службу и на свещи, и на ладан, и на вино церковное, и на чтение акафиста по пятидесяти рублев на год. То письмо кто писал, не написано.

К той изустной росписи церкви Богоотец Иакима и Анны, что в Кадашеве, иерей Тихон Леонтьев вместо дочери своей духовной, гостиной жены, вдовы Прасковьи Михайловой дочери [руку приложил] 27. При сей изусной свидетель ратушской подьячей Антон Оловенников. Писана не на гербовом листу. Записал Гаврила Постников.

На л. 88 помета почерком, отличным от почерка основного текста: За письмо рубль, от записки гривна, за гербовой лист две гривны принял Юдин и подпись апреля в 16 день.

РГАДА. Ф. 282. Oп. 1. Ч. 1. Д. 544. Л. 87 об.-88.

№ 3

1725 г., января 11.Запись духовной вдовы императорского певчего дьяка Василия Ульянова Катерины Михайловой

/л. 5/ Генваря в первый на десять день императорского величества певчего дьяка Васильевская жена Ульянова вдова Катерина Михайлова дочь, опасая себя смертнаго часа, пишу сие завещательное письмо. Понеже сестра моя, вдова Прасковья Михайлова дочь, которая была замужем напреть за гостем Кирилою Яковлевым сыном Лабознем, а потом за гостем же Василием Остафьевым сыном Филатьевым, и в прошлом седмьсот девятом на десять году ея, сестры моей, не стало, а после ее, сестры моей, наследников, кроме меня по линей ближе мужеска и женска полу не осталось, а после ее, сестры моей, осталось собственное ее недвижимое имение, а именно: двор за Москвою рекою, в Ордынской улице, в приходе церкви Варламия Кутынского Чудотворца, да в рядех лавок: в суконном — одна, в сурожском — одна, в старом и новом щепетильных — четыре лавки, и движимое ее имение, о чем и челобитье мое есть, о дворе — в московском надворном суде, а о лавках и о движимом [199] имении — в московском магистрате, а ныне я во оном сестры своей в недвижимом имении учинила наследницею дочь свою Прасковью Васильеву дочь, Герольдмейстерской конторы /л. 5 об./ канцеляриста Ивана Иванова сына Сахарова, и на оной двор и лавки крепости отдала ей, дочери своей. И о справки того двора и лавок бить челом и за делом ходить оному моему зятю и дочери самим своими убытки.

К тому завещательному письму отец ее духовной, церкви Космы и Домиана, что в Кадашеве, иерей Михаил Иванов вместо дочери своей духовной, вдовы Катерины Михайловой и свидетели Полицеймейстерской канцелярии секретарь Федор Андреянов сын Ширшин, Рожественского девича монастыря дьякон Василей Никитин, канцелярии ведения генерала майора и лейб-гвардии майора Ивана Ильича Дмитреева Мамонова с протчими афицеры канцелярист Михайло Сергеев сын Остафьев, московской акцызной каморы канцелярист Василей Семенов сын Колесницкой, от купечества фискал Василей Петров руки приложили. Писал и записал Николай Васильев. На подлинном завещательном письме помета дьяка Алексея Протопопова такова: совершить по указу.

К сей записке церкви Космы и Домияна, что в Кадашеве, иерей Михаил Иванов вместо дочери своей духовной вдовы Екатерины Михайловой дочери /л. 6/ по ея прошению руку приложил, а подлинное завещательное письмо она, Екатерина, к себе взяла 28.

На л. 6 помета почерком, отличным от почерка основного текста: От письма рубль, от записки десять копеек, на росход три чети принял и подписал Петр Болшев генваря в 12 день.

РГАДА. Ф. 282. Oп. 1. Ч. 1. Д. 548. Л. 5-6.

№ 4

1730 г., июля 22.Духовная гостиной жены Анны Семеновой дочери Филатьевой

/л. 1 об./ Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. 1730 году июля в 22 день гостя Алексея Остафьевича Филатьева жена ево Анна, Семенова дщерь, пишу сию духовную в целом своем уме и разуме и приказываю поминать и строить душу свою мужу своему, гостю Алексею Остафьевичю Филатьеву, и внучатом своим родным Петру и Екатерине. А что досталось после смерти отца моего, гостя Семена Остафьевича Лузина, недвижимаго имения обще с сестрою моею родною Катериною Семеновною в Олаторском уезде в селе Языкове и в селе Карачарах [200] вотчина со всеми крестьяны, тако ж в Ераславском и в Костромском уездех деревни и пустоши, и во оном недвижимом имении во всем учиняю наследником в половине своей внука своего роднаго Петра Дмитреева сына Филатьева. А что осталось после меня движимаго имения, как жемчюжнаго, так ис каменья, ис протчего, и во всем оном движимом имени учиняю наследницею внуку свою родную Катерину Дмитреву дщерь. Такожде брала я при животе своем на всякия нужды /л. 2/ денги, а именно отдать бывшей нашей невестке Анне Петровой дочери денег сто рублев, вдове Ульяне десять рублев, Матрене Глухой четыре рубли с полтиною, Василью Алферову четыре рубли. И ныне прошу вас дабы по сей моей духовной исполнить непременно. И при сей моей духовной во свидетельство предъявляю нижеподписавшихся.

У подлинной духовной пишет тако: К сей духовной церкви Богоотец Иоакима и Анны, что в Кадашеве, иерей Тихон Леонтиев вместо дочери своей духовной гостиной жены Алексея Остафьевича Филатьева Анны Семеновой дочери, что она такову духовную в целом своем уме написать приказала, по ее велению руку приложил. У сей духовной полковник Илья Иванов сын Пашков свидетелем был и руку приложил. У сей духовной гостиной сын Василей Гаврилов сын Чирьев свидетелем был и руку приложил. У сей духовной подклюшник Федор Степанов сын Тараканов свидетелем был и руку приложил.

Подлинную духовную писал по приказу госпожи своея Анны Семеновой дочери Лузиной служитель ея Гаврило Михайлов.

/л. 1/ К сему прошению /л. 2/ и х копии духовной Петр Филатьев руку приложил, а подлинную духовную к себе взял 29.

Скрепа внизу листов: С подлинною духовною читал подканцелярист Иван Протодиаконов.

РГАДА. Ф. 282. Oп. 1. Ч. 2. Д. 3520. Л. 1-2. Копия.

№ 5

1731 г., сентября 1.Духовная гостя Алексея Остафьева сына Филатьева

/л. 1 об./ Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Божиею милостию и помощию и молитвами пречистыя Богоматери владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии и предстательством угодников небесных сил и святых отец. Аз, многогрешный раб гость Алексей Остафьев сын Филатьев, пишу сию изустную духовную в целом своем уме и [201] разуме и в совершенной памяти. И завещаю внуку своему родному Петру Дмитрееву сыну Филатьеву по отлучении моем сего временнаго света в вечную блаженную жизнь строить и поминать душу мою ему, внуку моему, и поминовение по мне в четыредесятницу и по родителях моих, как я при животе своем творил поминовение, так и ему завещаю, внуку своему Петру.

А по смерти своей вручаю онаго своего внука в послушание милостывым своим свойственником: ближнему Ивану Дмитриевичу Алмазову да брату своему Андрею Остафьевичу Филатьеву, да деду ево, Петрову, с материной стороны Ивану Иванову сыну Мокееву, дабы они пожаловали оного моего внука, в малолетстве не оставили. А внуку моему Петру быть у них во всяком послушании и без ведома их ничего не чинить, и о всяких, как домовых, так и протчих делах спрашиватся и советовать с ними, а без ведома, совету их общева, самому собою ничего не чинить, и от сторонних людей совету без согласия их ни от кого отнюдь не принимать. И жить, постоянно смотря на добрых людей, и дом свой содержать чинно, и людем домовым, також и крестьяном обид и налог не чинить, но токмо по заслуге каждого жаловать, а по винам смотря, чинить наказание не жестокое, дабы от жестокого напрасного наказания /л. 2/ как люди, так и крестьяне не разбрелись врознь, дабы от Бога не принять тебе в том греха. А оставшим моим людям быть им во всяком послушании, за что от Бога они себе получат всякое милосердие, и показать внуку моему всякую верность и услугу.

А в вотчинах смотреть и надзирать всего самому. А на чужие руки и слова не полагаться. Так же и дворовых людей держать умеренно, а которыя будут излишния, и тебе б по смерти моей оных излишных людей по разсмотрению распустить с разсмотрением, спросяся с показанными моими приятельми. А которые из молодых служителей при тебе будут служить, и тебе б от них никакова непотребнаго совету не принимать. А хотя тебе от них какой и благой совет придет, и тебе б о том их совете спрашиватся с вышеписанными моими сродниками, а без совета их отнюдь собою до возрасту своего ничего не чинить.

А ежели ты пожелаешь законной брак возъиметь, и тебе б невесту отискивать ис купечества, а из шляхетства не соизволяю тебе и запрещаю.

Еще запрещаю с мотами и безделниками, и с зернщиками, и с тунеятцами отнюдь не знатся, о чем тебе под великою клятвою запрещаю. И от блуда иметь чистоту и воздержание, и от прелесниц бегать, и иметь их от себя отриновенных, и боятся того, яко лютого змия, чтоб тебе от Бога, в Троице славимаго, не прогневать и в напасть не притти, от чего всегда блудники пропадают безвремянными казньми от Бога и наказаны бывают. [202]

А сестру свою Екатерину по возрасте ея выдать замуж, присмотря добраго человека, с совету оных наших вышепоказанных сродников. И за нею приданого определить по духовной бабки вашей родной, а моей жены, Анны Семеновой дочери, все что ни есть из алмазных из других вещей. И отдать /л. 2 об./ за нею алаторские деревни все, что ни есть, со всеми их предлежащими землями и со крестьяны.

А мать ваша, а моя сноха, ежели не пожелает по смерти моей идти замуж и вас сирых не оставить, и ей жить в доме моем, о чем я при жизни своей и сродников ея буду просить с прилежанием, дабы она вас не оставила в сиротстве и от замужества удержалась. А ежели она пожелает итти замуж, и ей определить внуку моему, а ее невескину сыну Петру, пятьсот рублев. Такожде которое и приданое ея, владеть ей же, невестке моей. И по замужестве своем ей, невеске, с мужем своим в доме моем не жить и итти из двора нашего вон, и части ей от дому нашего ничего не давать, о чем во охранение и в защищение предаю и буду просить при жизни своей вышеписанных своих сродников, чтоб она вас тем своим замужеством чем не повредила. А показанныя пятьсот рублев отдать ему, внуку моему, матери своей со благовременным временем и очистить приказные доимки еще оставшие после смерти жены, Анны Семеновой дочери, а вашей бабки.

Кроме того завещания, о чем показано выше сего, всякое низанье, алмазные и протчия вещи, и оное разделить тебе с сестрою своею Катериною пополам.

А охот тебе по твоем летам никаких непотребных не держать. И хотя при своей жизни по твоему желанию в том и не воспрещал, не хотя тебя во юности раздражить, а после тебе сие творить весма с клятвою запрещаю.

Да тебе б, Петр, долги мои, а именно отдать по купетцком человеке Павле Бурине в церковное строение и в поминовение души его, а именно шездесят рублев, понеже я ему показанными денгами должен, а именно отдать, /л. 3/ где родители наши положены, к Николе Чудотворцу, что словет Болшаго Креста. Також тебе завещаю, которые после меня останутся долги писменныя и безписменныя, и оныя долги по смерти моей с явным свидетелством оплатить, а душу мою от того свободну учинить.

А брату моему родному Андрею Остафьевичу и сыну ево, а моему племяннику Максиму Андреевичу, подтверждаю сею духовною, как между нами учинены за руками нашими записи, тем так и быть безпорочно.

Вторично подтверждаю, чтоб оставшия люди мои были тебе послушны, а им от другой стороны удалятся, а именно от матери вашей, чтоб какой она людем обиды напрасно не показала, и в том тебе их охранить. [203]

А ежели сие мое завещание ты, внук мой Петр, не исполнишь, и в том я грехе пред страшным судом Божьим от того очищен буду, а ты приимешь за неисполнение мое пред Богом сугубой грех, и Бог взыщет на твоей душе при суде за неисполнение. А при сей моей изустной духовной свидетели нижеподписавшияся.

У подлинной духовной в рукоприложениях пишут тако: К сей духовной гость Алексей Филатьев руку приложил. При сей духовной церкви Богоотец Иоакима и Анны, что в Кадашеве, иерей Тихон Леонтиев отец ево, Алексея, духовной свидетелем был и руку приложил. При сей духовной церкви Вознесения господне, что в Ыпацком переулке, иерей Матфей Петров свидетелем был и руку приложил. При сей духовной манетных дворов казначей Иван Дмитриев сын Алмазов свидетелем был и руку приложил. При сей духовной гостиной сын Андрей Остафьев сын Филатьев /л. 3 об./ свидетелем был и руку приложил. При сей духовной манетных дворов минцмейстер Иван Иванов сын Мокеев свидетелем был и руку приложил. При сей духовной отставной провинцыал фискал Сава Яковлев сын Турченинов свидетелем был и руку приложил.

На той духовной подписано тако: А сию духовную писал дому гостя Алексея Остафьевича Филатьева служитель ево Гаврило Михайлов. Писана сентября 1 дня 1731 году.

/л. 1/ К сему прошению /л. 3 об./ и х копии Петр Филатьев руку приложил, а подлинную духовную к себе взял 30.

Скрепа внизу листов: С подлинною духовною читал подканцелярист Иван Протодьяконов.

РГАДА. Ф. 282. Oп. 1. Ч. 2. Д. 3570. Л. 1-3 об. Копия.


Комментарии

26. В ркп.: оставиi.

27. В ркп. пропущено.

28. Рукоприкладство на л. 5 об.-6 написано отличным от основного текста почерком.

29. Рукоприкладство П. Филатьева написано отличным от основного текста почерком.

30. Рукоприкладство П. Филатьева написано отличным от основного текста почерком.

Текст воспроизведен по изданию: Духовные гостей Михаила Шорина (1711 г.) и Алексея Филатьева (1731 г.) // Очерки феодальной России, Вып. 5. М. УРСС. 2001

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.