Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

[№ 56. Указ при вручении мечей послам в страну Морокоси]

Повелению великому государеву,
возвещенному гонцам в страну Морокоси,
все внимайте, — так возглашаю.

Возвещаю ныне:
вас двоих, Саэки-но Имаэмиси-но сукунэ и Оотомо-но сукунэ-но Маситати, отправляем мы гонцами в страну Морокоси. Но [190] не впервые гонцы туда посылаются. И раньше гонцы государевы в ту страну направлялись. И из той страны нам [посольства] присылали. Посему посылают вас как наследных преемников [тех гонцов]. Уразумейте сие и с ними 1 так говорите, чтобы [дела] мирно и спокойно решались, необычных поступков не совершайте.

И если кто-нибудь из посольства или нижние приказные чины совершат какое-либо преступление тяжкое, начиная от убийства, а также 2 [...], то поступайте сообразно [их] вине, и с тем мечи вам жалую, как знаки отличия 3.

И повелению великому изреченному
все внимайте, — так возглашаю.


Комментарии

Прочитан в 15-й день 4-го месяца 7-го года Хоки (776 г.).

Морокоси - танский Китай. О японских посольствах в Катай см. комм. к норито по случаю отправления посла в страну Морокоси.

Двое чиновников высоких рангов, о которых говорится в указе, возглавили посольство, в состав которого входило еще четверо служащих и так называемые рокудзи (летописцы). Они отплыли, как известно из «Сёкунихонги», на четырех суднах от побережья провинции Аки. Назначение послов состоялось за десять месяцев до отправления, о целях данного посольства никаких сведений не имеется.

1. С ними - имеются в виду представители китайской стороны.

По-видимому, посольства в соседние государства не всегда бывали успешными. Так, в «Самкук саги» имеется такая запись, относящаяся к 753 г.: «Осенью в 8-м месяце прибыл посол японского государства, но он вел себя гордо и бесцеремонно, поэтому ван не принял его и он вернулся назад» [Ким Бусик, с. 228].

2. А также - далее в тексте пропуск. Оборот, содержащий хадзимэтэ («начиная от...»), оказался ничем не закончен.

3. Мечи ...как знаки отличия. - Согласно военно-оборонительному кодексу Гумборё, «если военачальник отправляется в боевой поход, то всегда вручать [ему] пожалованный государем меч» (Свод законов, т. II, с 19]. К. А. Попов сравнивает такие мечи с маршальскими жезлами [там же, с. 166]. Вручение мечей, как знак наделения особой миссией, было принято и в Китае, и в Корее.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.