Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЛЭЙН, ЭДВАРД УИЛЬЯМ

НРАВЫ И ОБЫЧАИ СОВРЕМЕННЫХ ЕГИПТЯН

Глава 15

УПОТРЕБЛЕНИЕ ТАБАКА, КОФЕ, ГАШИША, ОПИУМА

Запрет на вино и любые алкогольные напитки — один из главных законов ислама. Вот почему мусульмане непомерно пристрастились к другим видам возбудителей и наркотиков.

Самое распространенное средство для достижения того, что арабы называют кейф (наиболее точный перевода — «блаженство»), — это табак. Табак, очевидно, появился в Турции, Аравии и других восточных странах в самом конце XVI в. 1, вскоре после того, как его начали ввозить в Европу из Америки. Долгие споры велись о том, не противоречит ли курение табака законам ислама 2; наконец спор был решен в пользу табака. Страсть и привычка к табаку существенно повлияли на характер арабов и турок. Они стали еще инертнее, чем прежде, и проводят за трубкой бесконечные часы, драгоценное время, которое можно было бы употребить с пользой. Между тем курение табака сыграло и положительную роль, вытеснив вино, весьма вредное для здоровья в условиях жаркого климата. В сказках «Тысячи и одной ночи», написанных до появления табака на Востоке и сохранивших нам правдивую картину арабских обычаев и нравов старого времени, имеются многочисленные свидетельства того, что в те столетия мусульмане пили вино не скрываясь и чаще, чем в наши дни. В защиту табака следует еще сказать, что мягкие его сорта, которые курят турки и арабы, оказывают очень приятное воздействие на организм: они успокаивают нервную систему и не притупляют, а, наоборот, обостряют интеллект. Трубка и табак, бесспорно, украшают жизнь восточного человека, а крестьянам предлагают развлечение дешевое и невинное, спасая их, таким образом, от более опасных пристрастий.

Те, кому позволяют средства, за трубкой выпивают чашечку кофе — наслаждение не меньшее, чем табак. В сочетании эти два вида удовольствий в значительной мере вытеснили вино из повседневной жизни арабов. Подтверждение этому можно найти в самом названии кофе: кахва (или ахва) — это старое арабское слово, означавшее прежде «вино». Открытие освежающего напитка из зерен кофейного дерева относят к концу VII/началу XIII в. Говорят, что некий набожный шейх, по имени Омар, вместе со своими учениками скрылся от гонений в горах Йемена. Кофейное дерево растет там естественным образом, и за неимением других продуктов шейх попытался приспособить в пищу кофейные зерна. В результате и был открыт напиток, получивший название «кофе», но использовать его в быту йеменцы начали лишь двести лет спустя. В Египет его ввезли впервые где-то между 900-910 гг. х. (к концу XV—началу XVI в.), т.е. за сто лет до появления табака. Когда обнаружилось, что кофе освежает и бодрит, факиры из Йемена, Мекки и Медины принялись вовсю распивать его во время [272] религиозных бдений в мечети аль-Азхар за чтением молитв и восхвалением Аллаха. Полвека спустя кофе появился в Константинополе 3. В Аравии, Египте и Константинополе этот напиток стал предметом яростных дискуссий среди набожных мусульман и ученых. Одни утверждали, что он обладает возбуждающим действием и потому несовместим с мусульманскими законами. Другие, напротив, видели в этом достоинство и утверждали, что кофе приносит пользу исламу, прогоняя сон и тем самым помогая набожным людям совершать ночные молитвы. Долгое время судьба кофе зависела от каприза властителя: его то запрещали, то снова дозволяли. Сейчас наконец уже в течение многих лет кофе признают почти все мусульмане. Его употребляют в неумеренном количестве даже ваххабиты, совершенно не приемлющие табака и строго придерживающиеся каждой буквы Корана и хадисов о пророке. Прежде кофе готовили из зерен вместе с шелухой. Многие готовят его так и сейчас, а в Аравии — даже из одной шелухи. В других странах Востока кофе готовят только из жареных и размолотых зерен.

В Каире около тысячи кахва 4, т.е. кофейных лавок. Это небольшие помещения, выходящие на улицу. Фасадом служит деревянная загородка в виде арок. Вдоль фасада, по обе стороны от дверного проема, тянется мастаба. В высоту она имеет два или три фута, столько же в ширину и покрыта циновками. Такие же скамьи находятся внутри помещения с двух или трех сторон. Обычно кофейню посещают после полудня и вечером. Небольшое число посетителей бывает и в другие часы — как правило, это люди простого звания и торговцы. Посетители всегда предпочитают пить кофе на мастабе, выходящей на улицу. Табак и трубку они приносят с собой. Кофе подают кахваги, обслуживающие лавку. Чашечка кофе стоит пять фидда, а бакраг, горшочек на три-четыре чашки, — десять фидда 5. У кахваги всегда есть наготове две-три трубки различного рода: наргиле, шиша, гоза. Из последней курят и тумбак (персидский табак) и гашиш, который тоже продают в кофейнях. Сюда часто заходят музыканты и сказители, особенно по вечерам в дни религиозных праздников. В некоторых странах Востока листья и семенные коробочки конопли (в Египте — хашиш) уже с древних времен использовали как средство, вызывающее у человека пьянящее, сладостное возбуждение. Геродот сообщает в своей «Истории» (IV, 75), что скифы во время религиозных церемоний жгут зерно конопли и от этого запаха приходят в экстаз. То же качество конопли отмечает Гален. В Индии листья конопли жуют, оттуда этот обычай проник в Персию. Примерно шестьсот лет назад, в середине XIII в., к этому пагубному и унизительному занятию пристрастились и египтяне, в основном простонародье. Известно, правда, что некоторые знаменитости из мира литературы и богословы также подпали под соблазн хашиша и защищали его перед мусульманским законом. Хашиш был широко распространен среди факиров — набожных [273] людей из бедноты. Сейчас это обычное явление среди простого народа в Каире и в других городах Египта. Готовят хашиш разными способами, всякий способ дает продукт со своим названием, например шира, баст и т.д. Как мне говорили, хашиш проще всего курить, это самый распространенный способ его употребления. Курят молодые листья конопли, смешивая их иногда с табаком, и толченые семенные коробочки (без зерен) с примесью каких-нибудь ароматических веществ, которые продлевают возбуждающее действие смеси. Кислоты же его нейтрализуют. Хашиш, употребляемый для курения, вызывает у человека бешеное веселье. Из гозы делается несколько затяжек, причем последняя должна быть очень глубокой. Подчас, выдохнув последнюю затяжку, курильщик начинает судорожно кашлять, случается, что и кровью, так как легкие заполняются дымом. Купить хашиш можно не только в кофейнях. Существуют отдельные, более скромные лавочки, где специально продают и хашиш, и ему подобные зелья. Такая лавочка называется махшиша. Посетители этих мест — люди низкого звания. Их поведение и разговоры подчас бывают весьма забавны. Слово хашшаш, означающее «курильщик (или пожиратель) конопли», — оскорбительная кличка. Так называют обычно шумных людей и скандалистов (мн. ч. хашшашин). От этого слова произошло наше английское «assasin» («наемный убийца»). Сначала так называли арабских воинов в Сирии во времена крестовых походов. Эти воины использовали всякие опьяняющие и одурманивающие наркотики, чтобы привести противника в бесчувственное состояние 6.

Опиум и другие наркотики в Египте не так популярны, как в прочих странах Востока. В процентном отношении наркоманов, употребляющих не хашиш, а иные наркотики, в Египте намного меньше, чем в Англии алкоголиков. Опиум по-арабски называют афийун, а потребителей опиума — афийуни. Последнее прозвище менее оскорбительно, чем хашшаш, так как его можно отнести ко многим лицам из среднего и высшего сословий. В необработанном виде опиум принимают обычно те, у кого еще не выработалась к нему привычка. Первоначальная доза не превышает трех-четырех гран, но каждый афийуни постепенно дозу увеличивает. Чистому опиуму египтяне предпочитают смеси, которые готовят из чемерицы, ароматических веществ, конопли и самого опиума. Смесей такого рода много, называются они маагун, а тот, кто их изготовляет или продает, – маагунги. Самый популярный род маагуна называется баш. Как рассказывают, один вид маагуна заставляет человека петь, другой – болтать без остановки, третий – танцевать, четвертый приятно влияет на зрение, а пятый просто хорошо успокаивает. Смеси покупают в махшише.

Нильские лодочники и другие простолюдины пьют бузу – алкогольный напиток, о котором уже говорилось в одной из предыдущих глав. В Фивах я видел в гробницах много больших кувшинов, еще хранивших на дне осадок этого ячменного пива.


Комментарии

1. Аль-Исхаки утверждает, что обычай курить табак укоренился в Египте между 1010 и 1012 гг. хиджры (1601-1603 гг. по христианскому летосчислению).

2. Аль-Джабарти рассказывает, что около века назад в Каире, в годы правления Мухаммад-паши аль-Йедекши, или Йедекчи (1156-1158 гг. х.), человека, застигнутого с трубкой в руках, в наказание заставляли съесть трубку вместе с горящим содержимым. Покажется невероятным, но крепкими зубами трубку можно разжевать. Первое время в Египте, по всей видимости, курили очень крепкий табак.

3. См.: De Sасу. Chrestomatie Arabe, изд. 2-е, т. 1, с. 412-483.

4. Словом кахва (название напитка) стали обозначать и те лавки, которые им торгуют.

5. В этих же лавках торгуют сладким напитком из имбиря, особенно бойко идет торговля вечерами в дни религиозных праздников.

6. Об этом см. в конце главы 22.

Текст воспроизведен по изданию: Э. У. Лэйн. Нравы и обычаи египтян первой половины XIX века. М. Восточная литература. 1982

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.