Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

А. Б. КЛОТ-БЕЙ

ЕГИПЕТ В ПРЕЖНЕМ И НЫНЕШНЕМ СВОЕМ СОСТОЯНИИ

ГЛАВА V.

МУСУЛЬМАНСКИЕ ЗАКОНЫ И СУДОПРОИЗВОДСТВО В ЕГИПТЕ,

§ 5.

ЗАКОНЫ ГРАЖДАНСКИЕ.

Мусульманская юриспруденция. — Время совершеннолетия. — Брак и развод. — Права отца. — Опекуны. — Должники и банкроты. — Запрещение. — Ссуда под залог. — Дары. — Наследства.

1) Мусульманская юриспруденция. — У мусульман, как и у всех восточных народов, источником закона служит религия: для них преступление всегда грех, а нередко грех есть преступление. Законы их гражданскиe и уголовные преимущественно заимствованы из Корана; но во многих случаях, когда книга эта не дает решения, суд прибегает к следующим четырем видам религиозных преданий:

1-е) Суннет, заключающий в себе повествование о деяниях и изречениях пророка. В этом собрании истолкованы правила, данные пророком, на некоторые действия, и молчание, которое сохранял он о других.

2-е) Всем известные не письменные законы, [196] существовавшие в первых трех веках мусульманства. Уважение, оказываемое к преданиям этой эпохи, основывается на следующих словах Мухаммеда: «Век мой лучший и счастливейший из всех веков; второй будет менее счастлив, третий еще менее, а за ним последует ложь и заблуждение».

Следуют также другим неписьменным законам, менее священным, которые составляют род права, введенного обычаем.

3-е) Собрание толкований в объяснении первых учеников пророка.

4-е) Собрание канонических решений, произнесенных иманами первых веков, и в особенности четырьмя великими именами, основателями четырех мусульманских исповеданий.

2) Время совершеннолетия. — Закон гражданский у мусульман определяет время совершеннолетия для обоих полов в отроческом возрасте: мужчин двенадцать, лет, девочке девять, если они объявят под присягой свою возмужалость. В случае неисполнения этой формальности, по истечении полных пятнадцати лет молодые люди обоих полов провозглашаются совершеннолетними. Тогда человек свободного состояния делается господином своих поступков; если он лишился отца, опекун может блюсти за его именем, доколе ему не исполнится двадцать пять лет. Но если молодой человек вступит в распоряжение своим имением, то какое бы употребление он из него ни делал, закон не вправе ему препятствовать.

3) Брак и развод. — Мы уже видели, что закон предписывает мусульманину иметь четыре законные жены. Брак равным образом совершается посредством объявления пред свидетелями согласия и платы всего или части приданого супруге. Развод преимущественно в воле [197] мужа. Арабы более всего употребляют во зло право развода. Некоторые из них переменяют жен более пятидесяти раз. Напротив развод весьма редок у Османлисов. Муж может после двух разводов снова брать к себе жену свою; но после третьего развода ему позволяется, на ней жениться еще раз тогда только, когда она была замужем, в промежутке, за другим и развелась с ним.

4) Права отца. — Отец имеет право женить и выдавать замуж младших детей своих по произволу, и они не могут никогда возражать против этого поступка. Старших нельзя женить без их согласия. Правило это основано на примере пророка, который советовался с дочерью своею Фатимою прежде чем отдал ее Алию. Отец управляет именем младших детей без всякой ответственности и может его заложить, в случае долгов, или крайней нужды.

5): Опекуны. — Кроме двух последних прав,. опекун имеет над своим питомцем такую же власть, как отец. Ближайший родственник отцу сироты принимает на себя обязанность опекуна; если у этого сироты вовсе нет родных, то место природного опекуна заступает местное начальство.

6) Должники и банкроты. — Закон мусульманский дозволяет должников, доколе они не объявят себя несостоятельными, заключать в тюрьму. Банкрот, подвергнутый формальному запрещению, не может без дозволения от правительства совершить какой-нибудь гражданский акт, или какое-либо действие относительно своего имения.

7) Запрещение. — Под запрещением находятся: «малолетные, дряхлые старики, безумные, рабы, моты и обанкрутившиеся». В случае преступления, они подвергаются однако наказанию, положенному законом. Владетель какого-нибудь имущества, если оно нe [198] состоит под запрещением, иметъ право завещевать его при жизни кому захочет.

8) Ссуда под залог. — Ссужающий под заклад или залог принимает на себя все необходимые издержки к сбережению залога. Долг этот, в случае смерти банкротства должника, имеет преимущество перед всеми прочими долгами.

9) Дары.— По неотъемлемому праву собственности, владетель может подарить при жизни все, что ему угодна и кому хочет; но он властен требовать возвращения всего, или части своего подарка. Закон позволяет, хотя религия и запрещает этот акт, который впрочем не может быть исполнен, если даритель или одаренный умерли, если они в родстве между собою, или если даритель не владеет предметом дара.

10) Наследство. — В Египте, как и во всей оттоманской империи, сын наследует имение своего отца; право первородства не существует; между законными сыновьями и рожденными от наложниц, или рабами, нет никакого различия. Женщина наследует половину из части следующей мужчине, который был в равных с нею отношениях родства с умершим: таким образом дочь получает половину из части сына. Если по смерти отца остаются одни дочери, две или более, то, по закону Корана, они делят между собою две трети наследства; если же останется одна, то по тому же закону получает половину; но если покойный не имел родственников, между которыми могли быть разделены оставшаяся треть или половина, то и это обращается к помянутым дочерям, или дочери. Когда отец и мать умершего пережили его, то имеют, в случае, если он оставил детей, шестую часть наследства; если же он умер бездетным, то отец получает две трети, а мать одну; или, если у покойного остались братья, то мать получает шестую часть, [199] остальное же предоставляется им. Жена, или жены имеют осьмую часть наследства, если муж оставил потомство, и одну четверть, если не оставил. Муж наследует половину собственности своей жены, если не осталось детей, и четверть — в противном случае. Один человек не может отказывать в завещании более трети всего своего имения. Долги и отказы умершего должны быть выплачиваемы прежде всего.

§ 7.

ЗАКОНЫ УГОЛОВНЫЕ.

Богохульство. — Убийство. — Удары и раны. — Прелюбодеяние. — Воровство. — Вероотступничество.

11) Богохульство. — По мусульманскому закону богохульство наказывается смертью; мятежники, поддельщики (подписывающиеся под чужую руку, и проч.), пираты, разбойники подвергаются смертной казни.

12) Убийство. Убийца наказывается тем же. Это наказание может быть смягчено, по воле наследников убитого, денежным штрафом в их пользу. Убийство почти неизвестно в Египте.

13) Удары и раны. — Удары и раны также наказываются по праву возмездия со всею строгостью: око за око, зуб за зуб и проч.

14) Прелюбодеяние. — Неженатый преступник подвергается наказанию розгами; женатого закон присуждает к побиению каменьями.

15) Воровство — Рука вора, по закону Корана, должна быть отрублена; но закон Суннета повелевает определять это наказание в таком только случае, когда кража сопровождается другими тяжкими преступлениями. Ложных свидетелей по гражданским делам позорят и [200] водят по городу, чтобы все видели стыд их; ложного свидетеля по уголовному делу секут плетьми и подвергают такому же наказанию, под какое свидетельство его подводило бы обвиняемого. Пророк наказывал пьянство палочными ударами; хотя это наказание и теперь еще определяется за подобные вины в Каире, но он очень редко; да и самое пьянство весьма мало известно.

16) Вероотступничество. — Отступничество от мусульманской веры считается гнуснейшим преступлением; оно наказывается смертью, если виновный после трекратной присяги не обратится к исламизму.

§ 8.

СУДОПРОИЗВОДСТВО.

Судьи. — Судилище. — Исполнение законов. — Публичные акты. — Издержки при судопроизводстве. — Военное уложение. — Произвольная власть пашей. — Наказания. — Правосудие у Франков.

17) Судьи. — Суд исходит от государя, назначающего главных судей, которые в свою очередь избирают себе подчиненных. От того султан ежегодно посылает в Каир великого кадия, которого судебная власть простирается на весь Египет. В распоряжении его находятся муфтии, законоведцы (docteurs de la loi), и наибы (род наместников).

Два главнейшие качества судьи, предписываемые законом мусульманским, суть добродетель и образованность. Назначенный в судьи не может отказаться от этой должности.

18) Судилище. — Место, где производится суд, называется Мехкеме. При судилище должен всегда находиться приказный, киалиб обязанный приготовлять протокол тяжущихся. В Оттоманской Империи нет адвокатов; [201] каждая сторона защищает свое право сама, или чрез поверенного, сведущего в законах. Вo всех вообще делах улика двух свидетелей составляет полное доказательство. Одно прелюбодеяние требует четырех свидетелей и надобно, чтобы показания их были совершенно одинаковы. В обслуживании этого преступления, признание, четыре раза принесенное мужчиною или женщиною, также составляет доказательство, хотя и уничтожаемое запирательством. Свидетельство одного человека ни в каком деле не приемлется; свидетельство женщин допускается только в гражданских делах. Приговоры, произнесенные судьею, неоспоримы, и апелляция на них редко бывает удачна. Не смотря на то, агенты исполнительной власти отсрачивают, или смягчают иногда их действия. Уважение, предписываемое мусульманским законом к судебной власти, так велико, что Египтянин оправдывает следствия всякого приговора, хотя бы приговор этот был основан на дознанном заблуждении, или на ложных показаниях свидетелей.

19) Исполнение законов. — В собрании законов , равно как и в праве неписанном (обычаях) мусульман встречают довольно хорошие законы; но они уничтожаются нередко законами противоречащими и не всегда бывают исполняемы. Впрочем, надо сказать, что нигде правосудие не может быть в худшем состоянии, как в Турции. Гражданские дела в особенности подвержены ужасным злоупотреблениям. Часто судья решает дело смотря по важности звания тяжущихся сторон. Нередко, он продает свои приговоры тому, кто больше даст. Но всего хуже — множество ложных свидетельств. Я сказал уже, что показание двух свидетелей составляет законное доказательство, а обвинитель, или подсудимый всегда найдет средство подкупить двух. До Мехмеда-Али, судебная часть, была еще в худшем состоянии: ее заменял произвол [202] пашей, беев и мелких чиновников, которые насильно завладевали преимуществами судей.

20) Публичные акты. — Право нотариусов принадлежит судьям: кадий за 2 проц. составляет контракты между договаривающимися лицами. К этим контрактам, называемым геггех, прикладывается его печать, а списки с них хранятся в архивах судилища.

21) Издержки при судопроизводстве. — Издержки при судопроизводстве, которое по скорости решения дел нисколько не многосложно, не превышают 4-х процентов. Осужденный выплачивает их немедленно. Непозволенные доходы, получаемые преимущественно от прибыльной должности кадиев, доставляют судьям значительные суммы.

22) Военное уложение. — Мехмед-Али не мог преобразовать гражданское судопроизводство, неразрывно связанное с религией; но он очень хорошо понял, чего не достает в нем и в законодательстве. И потому, организуя войско, он принял за руководство французское военное уложение. Он учредил также коммерческий суд, составленный из туземцев и Европейцев.

23) Произвольная власть пашей. — Известно, что Мехмед-Али, при важных обстоятельствах, особенно в начале своего поприща, когда власть его не была еще упрочена, должен был укрощать казнями без суда, народные мятежи или возмущения албанцев. Одна падшая голова спасала жизнь тысячей. Впрочем, да не думают, чтобы я хотел защищать систему, которая предает произволу паши жизнь человека: нет, я очень умею ценить покровительство, оказываемое обществу судебными формами образованных народов. Но у народов диких один произвол может произвести благие результаты, и им непременно должно пользоваться, когда дело идет о гражданском образовании народа. Французы поняли в [203] Алжире всю недостаточность кротких законных средств. Для укрощения грубых, фанатических племен, необходимы строгие законы и судопроизводство военное. Меры кротости, внушаемые филантропией людям не знающим ни местности, ни свойств народа, влекут за собою кровопролития и бедствия, которые они желали бы отвратить.

24) Наказания. — Говоря о законах уголовных, мы видели разные роды наказаний, определяемых в Египте. Это — палочные удары и возмездие. Женщины не подвергаются таким наказаниям, как мужчины. Их не вешают, не отрубают им головы; в исполнение смертных приговоров, их сажают в мешок и топят. Виселица, отсечение головы, и, сажание на кол употребляются только в важных преступлениях. Некогда, лютость начальников или. пашей изобретала муки, с утонченной жестокостью; нельзя вспомнить без содрогания об ужасах, произведенных, например, Джеззаром, бесчеловечно изувечившим треть народонаселения в Сен-Жан-д'Акре.

25) Правосудие у Франков. — Известно, что Европейцы не подчинены на Востоке турецкому законодательству, и, на основании капитуляций, подлежат судебной расправе консулов. Французские консульства вследствие недавнего распоряжения, облечены судебной властью; эта мера превосходна, потому что прежде консулы могли только извещать о делах, долженствовавших быть обсуживаемыми в столице, куда не было никакой возможности представлять свидетелей:; этот порядок, до сих пор еще соблюдаемый прочими нациями, обеспечивал безнаказанность преступников. В Леванте и теперь еще есть убийцы, которым дана свобода, потому что представились затруднения судить их на родине.

(пер. ??)
Текст воспроизведен по изданию:
Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии. Сочинение А. Б. Клота-Бэя. Часть первая. СПб. 1843

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.